Реакция на перевод фскн и фмс в систему мвд. Ушли из милиции, вернулись в полицию
Спустя 13 лет МВД вернуло себе антинаркотическое и паспортно-визовое подразделения: в структуру ведомства влились ФСКН и ФМС. Сами службы в результате слияния получают дополнительные полномочия, о которых давно просили
Президент России Владимир Путин во вторник, 5 апреля, объявил о подчинении Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и Федеральной миграционной службы (ФМС) Министерству внутренних дел России (МВД). Оба ликвидируемых ведомства после присоединения к МВД реализуют свои давние планы - увеличение полномочий.
ФСКН
Вопрос о слиянии ФСКН и МВД обсуждался больше года. Как сообщал РБК источник, близкий к администрации президента, против ликвидации ФСКН был глава ведомства Виктор Иванов. На должность руководителя ФСКН Иванов был назначен в мае 2008 года, до этого он долгое время работал в администрации президента Владимира Путина, в частности с 2004 по 2008 год занимал должность помощника президента по кадровым вопросам.
Последние несколько лет ФСКН старалась расширить круг своих интересов, в частности ведомство хотело монополизировать сферу реабилитации и социализации наркозависимых. ФСКН даже разработала государственную программу, которая предполагает объединение под эгидой ФСКН около 500 существующих в России реабилитационных центров. Они, как планировалось, должны были иметь возможность получать гранты от государства для помощи наркозависимым. Первоначально на эти цели ФСКН запрашивала у государства более 150 млрд руб. Впоследствии предполагаемые расходы на программу сократились до 1,5 млрд.
Полномочия оказывать финансовую и организационную поддержку реабилитационных НКО ведомство получило в августе 2014 года указом Путина. Но реализовать программу у Иванова так и не получилось, поскольку Минфин отказывался выделять под нее деньги. Не удалось ФСКН и утвердить профильный закон о службе, который был разработан еще в 2013 году. Этот закон существенно расширял полномочия службы: ведомство хотело проводить медосвидетельствование, выносить предписания компаниям и индивидуальным предпринимателям, чтобы те «принимали меры по недопущению незаконного оборота наркотиков», и даже через суд приостанавливать работы компаний, если те не исполнили предписание службы.
Но за свою основную работу - по противодействию обороту наркотиков - ФСКН подвергалась критике со стороны экспертов, которые сравнивали показатели службы с показателями МВД. Полицейские занимаются раскрытием нетяжких преступлений, связанных с наркотиками, или преступлений средней тяжести. Эксперты Санкт-Петербургского института проблем правоприменения в докладе, посвященном эффективности работы двух ведомств, констатировали, что МВД опережает ФСКН в количестве раскрытых преступлений, а ФСКН опережает МВД в объемах изъятых наркотиков.
Весной 2015 года Иванов, комментируя слухи о возможной реорганизации своего ведомства, говорил, что у МВД выше показатели по задержаниям рядовых наркопотребителей, но в поле зрения ФСКН - крупные поставщики и дистрибьюторы наркотиков. «90% всех оптовых партий наркотиков изымает именно ФСКН», - подчеркивал Иванов.
Что будет с более чем 30 тыс. сотрудников ФСКН, которые числятся в штате ведомства, пока неясно. Об увольнениях в ФСКН Путин на встрече с представителями ведомств не сообщал, он лишь заявил, что «вся эта структура будет работать самодостаточно, самостоятельно, но в рамках Министерства внутренних дел». В самой ФСКН в середине января объявили о том, что проводят оптимизацию структуры и штата.
Какое структурное подразделение будет создано в МВД в связи с присоединением к ФСКН, пока не объявлялось. До создания ФСКН борьбой с наркотиками в МВД занималось Главное управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ГУБНОН). После расформирования были созданы антинаркотическое управление в структуре Главного управления уголовного розыска и спецотделы в регионах. Как писал «Коммерсантъ», после ликвидации ФСКН предполагается передать наркополицейских именно в подразделения угрозыска. Кроме того, по данным газеты, обсуждается и возможность воссоздания ГУБНОН.
ФМС стала самостоятельным подразделением в 2004 году, когда ведомство вышло из состава МВД. В последние годы в ФМС жаловались, что служба не входит в число правоохранительных органов и не обладает функциями, необходимыми для работы с мигрантами, объясняет собеседник РБК в ФМС. На прошлой неделе о недостатке полномочий на круглом столе в Общественной палате говорила замначальника отдела мониторинга департамента по организации работы с иностранными гражданами ФМС Надежда Воронина.
Весной 2014 года ФМС разработала законопроект «Об иммиграционном контроле», существенно расширяющий полномочия ведомства и превращающий его в полноценную силовую структуру. Если бы этот закон был одобрен Госдумой и подписан президентом, сотрудники службы могли бы проводить проверки юридических лиц, аннулировать лицензии и изымать разрешения у работодателей. Кроме того, сотрудники ведомства были бы вправе возбуждать и расследовать уголовные дела по факту организации незаконной миграции, проверять документы у граждан и применять оружие.
В компетенцию ФМС до ее ликвидации входили вопросы предоставления гражданства, выдача виз на въезд в Россию, оформление и выдача паспортов гражданам Российской Федерации, депортация и запрет на въезд для нарушителей миграционного законодательства. Руководство ведомства состоит из представителей силовых органов. Трое из восьми замов руководителя ФМС Константина Ромодановского - выходцы из органов госбезопасности, как и он сам, еще трое - выходцы из МВД.
В ФМС после сокращения штатной численности летом 2015 года работало 36 тыс. человек. Уже известно, что ФМС сократит еще 30%: об этом говорится в указе Путина о слиянии структур. Сам факт возвращения ФМС в состав МВД не означает, что «самостоятельное состояние было признано неудачным», рассказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков журналистам. «Просто в результате межведомственной проработки пришли к мнению, что на данном этапе более целесообразна такая структура», - пояснил Песков.
Судьбу нынешнего главы ФМС Ромодановского будет решать Путин, сказала во вторник РБК замруководителя ФМС Екатерина Егорова.
Президент фонда «Миграция XXI век», бывший замдиректора ФМС Вячеслав Поставнин в разговоре с РБК заметил, что решение о слиянии ведомств напрашивалось давно, поскольку в последнее время часть функций миграционной службы получило Министерство внутренних дел. По его словам, есть два варианта подчинения ФМС МВД. Первый вариант предполагает, что ФМС остается службой, но в рамках МВД, а руководитель миграционного ведомства становится заместителем министра внутренних дел.
«Второй вариант заключается в том, что ФМС превратится, по сути, в паспортно-визовый центр при МВД, которым она и была раньше. Функции контроля за мигрантами и регулирования миграции тогда нужно будет кому-то отдать, поскольку этим МВД не занималось», - добавляет Поставнин. По его словам, функции выдачи трудовых патентов мигрантам можно отдать либо регионам, как это происходит в Москве, либо Минтруду.
После присоединения к МВД ФМС в какой-то степени реализовала свое желание расширить полномочия, уточняет Поставнин. Но эти полномочия - дознание, допрос, оперативная работа - сотрудникам службы, скорее всего, не понадобятся, уверен Поставнин. Непосредственной работой с мигрантами, по его мнению, будут заниматься полицейские - участковые, постовые и т.д., поскольку ФМС сконцентрируют на паспортно-визовой работе.
Вячеслав Козлов
Спустя 13 лет МВД вернуло себе антинаркотическое и паспортно-визовое подразделения: в структуру ведомства влились ФСКН и ФМС. Сами службы в результате слияния получают дополнительные полномочия, о которых давно просили.
Президент России Владимир Путин во вторник, 5 апреля, объявил о подчинении Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и Федеральной миграционной службы (ФМС) Министерству внутренних дел России (МВД). Оба ликвидируемых ведомства после присоединения к МВД реализуют свои давние планы — увеличение полномочий.
ФСКН
Вопрос о слиянии ФСКН и МВД обсуждался больше года. Как сообщал РБК источник, близкий к администрации президента, против ликвидации ФСКН был глава ведомства Виктор Иванов. На должность руководителя ФСКН Иванов был назначен в мае 2008 года, до этого он долгое время работал в администрации президента Владимира Путина, в частности с 2004 по 2008 год занимал должность помощника президента по кадровым вопросам.
Последние несколько лет ФСКН старалась расширить круг своих интересов, в частности ведомство хотело монополизировать сферу реабилитации и социализации наркозависимых. ФСКН даже разработала государственную программу, которая предполагает объединение под эгидой ФСКН около 500 существующих в России реабилитационных центров. Они, как планировалось, должны были иметь возможность получать гранты от государства для помощи наркозависимым. Первоначально на эти цели ФСКН запрашивала у государства более 150 млрд руб. Впоследствии предполагаемые расходы на программу сократились до 1,5 млрд.
Полномочия оказывать финансовую и организационную поддержку реабилитационных НКО ведомство получило в августе 2014 года указом Путина. Но реализовать программу у Иванова так и не получилось, поскольку Минфин отказывался выделять под нее деньги. Не удалось ФСКН и утвердить профильный закон о службе, который был разработан еще в 2013 году. Этот закон существенно расширял полномочия службы: ведомство хотело проводить медосвидетельствование, выносить предписания компаниям и индивидуальным предпринимателям, чтобы те «принимали меры по недопущению незаконного оборота наркотиков», и даже через суд приостанавливать работы компаний, если те не исполнили предписание службы.
Но за свою основную работу — по противодействию обороту наркотиков — ФСКН подвергалась критике со стороны экспертов, которые сравнивали показатели службы с показателями МВД. Полицейские занимаются раскрытием нетяжких преступлений, связанных с наркотиками, или преступлений средней тяжести. Эксперты Санкт-Петербургского института проблем правоприменения в докладе, посвященном эффективности работы двух ведомств , констатировали, что МВД опережает ФСКН в количестве раскрытых преступлений, а ФСКН опережает МВД в объемах изъятых наркотиков.
Весной 2015 года Иванов, комментируя слухи о возможной реорганизации своего ведомства, говорил, что у МВД выше показатели по задержаниям рядовых наркопотребителей, но в поле зрения ФСКН — крупные поставщики и дистрибьюторы наркотиков. «90% всех оптовых партий наркотиков изымает именно ФСКН», — подчеркивал Иванов.
Что будет с более чем 30 тыс. сотрудников ФСКН, которые числятся в штате ведомства, пока неясно. Об увольнениях в ФСКН Путин на встрече с представителями ведомств не сообщал, он лишь заявил, что «вся эта структура будет работать самодостаточно, самостоятельно, но в рамках Министерства внутренних дел». В самой ФСКН в середине января объявили о том, что проводят оптимизацию структуры и штата.
Какое структурное подразделение будет создано в МВД в связи с присоединением к ФСКН, пока не объявлялось. До создания ФСКН борьбой с наркотиками в МВД занималось Главное управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ГУБНОН). После расформирования были созданы антинаркотическое управление в структуре Главного управления уголовного розыска и спецотделы в регионах. Как писал «Коммерсантъ», после ликвидации ФСКН предполагается передать наркополицейских именно в подразделения угрозыска. Кроме того, по данным газеты, обсуждается и возможность воссоздания ГУБНОН.
ФМС стала самостоятельным подразделением в 2004 году, когда ведомство вышло из состава МВД. В последние годы в ФМС жаловались, что служба не входит в число правоохранительных органов и не обладает функциями, необходимыми для работы с мигрантами, объясняет собеседник РБК в ФМС. На прошлой неделе о недостатке полномочий на круглом столе в Общественной палате говорила замначальника отдела мониторинга департамента по организации работы с иностранными гражданами ФМС Надежда Воронина.
Весной 2014 года ФМС разработала законопроект «Об иммиграционном контроле», существенно расширяющий полномочия ведомства и превращающий его в полноценную силовую структуру. Если бы этот закон был одобрен Госдумой и подписан президентом, сотрудники службы могли бы проводить проверки юридических лиц, аннулировать лицензии и изымать разрешения у работодателей. Кроме того, сотрудники ведомства были бы вправе возбуждать и расследовать уголовные дела по факту организации незаконной миграции, проверять документы у граждан и применять оружие.
В компетенцию ФМС до ее ликвидации входили вопросы предоставления гражданства, выдача виз на въезд в Россию, оформление и выдача паспортов гражданам Российской Федерации, депортация и запрет на въезд для нарушителей миграционного законодательства. Руководство ведомства состоит из представителей силовых органов. Трое из восьми замов руководителя ФМС Константина Ромодановского — выходцы из органов госбезопасности, как и он сам, еще трое — выходцы из МВД.
В ФМС после сокращения штатной численности летом 2015 года работало 36 тыс. человек. Уже известно, что ФМС сократит еще 30%: об этом говорится в указе Путина о слиянии структур. Сам факт возвращения ФМС в состав МВД не означает, что «самостоятельное состояние было признано неудачным», рассказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков журналистам. «Просто в результате межведомственной проработки пришли к мнению, что на данном этапе более целесообразна такая структура», — пояснил Песков.
Судьбу нынешнего главы ФМС Ромодановского будет решать Путин, сказала во вторник РБК замруководителя ФМС Екатерина Егорова.
Президент фонда «Миграция XXI век», бывший замдиректора ФМС Вячеслав Поставнин в разговоре с РБК заметил, что решение о слиянии ведомств напрашивалось давно, поскольку в последнее время часть функций миграционной службы получило Министерство внутренних дел. По его словам, есть два варианта подчинения ФМС МВД. Первый вариант предполагает, что ФМС остается службой, но в рамках МВД, а руководитель миграционного ведомства становится заместителем министра внутренних дел.
«Второй вариант заключается в том, что ФМС превратится, по сути, в паспортно-визовый центр при МВД, которым она и была раньше. Функции контроля за мигрантами и регулирования миграции тогда нужно будет кому-то отдать, поскольку этим МВД не занималось», — добавляет Поставнин. По его словам, функции выдачи трудовых патентов мигрантам можно отдать либо регионам, как это происходит в Москве, либо Минтруду.
После присоединения к МВД ФМС в какой-то степени реализовала свое желание расширить полномочия, уточняет Поставнин. Но эти полномочия — дознание, допрос, оперативная работа — сотрудникам службы, скорее всего, не понадобятся, уверен Поставнин. Непосредственной работой с мигрантами, по его мнению, будут заниматься полицейские — участковые, постовые и т.д., поскольку ФМС сконцентрируют на паспортно-визовой работе.
Слухи про объединение ФМС и МВД возникли уже давно, однако теперь они стали реальностью. В соответствии с указом №156 от пятого апреля 2016 года (указ президента о присоединении ФМС к МВД) данная служба прекратила свое существование в качестве отдельного ведомства, а миграционные вопросы были делегированы МВД.
Передача ФСКН и ФМС в МВД
Взглянем подробнее на ситуацию, чтобы предположить, что будет с ФМС после переподчинения МВД.
Из текста указа сложно понять, какова будет дальнейшая судьба этой службы. Рассмотрим часть указа, затрагивающего ФМС:
1. Ликвидировать Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотической продукции и ФМС.
2. Делегировать МВД РФ:
3. Определить, что МВД РФ представляет собой:
- а) федеральный орган исполнительной власти, который специализируется на выработке и исполнении политики государства и нормативно-правовом регулировании в области внутренних дел, контроля за оборотом психотропных средств, наркотиков, в миграционной сфере, а также правоприменительные функции в области федерального надзора в упомянутых сферах;
- б) правопреемника ликвидируемых ФМС и Федеральной службы РФ в области контроля за оборотом наркотических средств, включая обязанности, появившиеся как результат исполнения решений суда. …..
5. Закончить осуществление мероприятий организационно-штатного характера, которые касаются реализации данного указа, до первого июня 2016 года.
Таким образом, ликвидируемая ФСКН попросту сменила вывеску, чего нельзя сказать о ФМС.
Сотрудники ФМС после присоединения к МВД
Выходит, что сокращение штата данной службы коснется тридцати процентов ее сотрудников (неплохо, если не сократят рядовых работников, которые напрямую работают с гражданами), а работники ФМС будут продолжать исполнение возложенных на них обязанностей до окончания мероприятий, которые предусматривает данный указ о передаче ФМС в МВД.
С какими же «новостями» и «неожиданностями» придется столкнуться иностранцам в нашей стране?
Функции ФМС в МВД: что ожидает уже бывшую ФМС в 2016 году?
Здесь возможны два ключевых варианта:
1. Немногие вспомнят, что ранее ФМС была частью МВД, и лишь в 2004 году ее выделили в самостоятельную структуру, которая объединила отделения паспортно-визовой службы и отделения, занимающиеся вопросами миграции МВД РФ.
Поэтому не исключено, что данная служба сохранит свой прежний вид, однако теперь она будет находиться в составе управления при МВД России, занимающегося миграционными вопросами.
Если говорить о нормативной базе, то ранее, когда вопросами миграции занималось МВД, применялись инструкции данного министерства, включая вопросы ВНЖ, гражданства и РВП.
Вероятно, что запланирован полный пересмотр нормативных документов ФМС, после чего ее акты будут заменены на новые, утвержденные МВД.
Кроме того, есть вероятность, что после слияния ФМС и МВД, МВД ужесточит требования, приведенные в своих инструкциях и приказах в сфере миграционной политики, что потребует еще большего количества документов, кроме тех, что предусматривает законодательство.
Несмотря на это, хочется быть оптимистом и верить, что меры будут более человечными, а не наоборот.
2. МВД сохранит за собой «разрешительные» функции, т.е. будет заниматься вопросами регистрации, миграционного учета, соблюдения визового и паспортного режима.
Кроме того, сотрудники министерства будут контролировать режим пребывания иностранных граждан. МВД опять станет оформлять ВНЖ, гражданство и РВП, а вопросы разрешений на работу и патентов перейдут к местным властям.
Какова будет судьба Константина Ромодановского? Займет ли он место заместителя министра МВД, станет ли главой основного управления, занимающегося вопросами миграции МВД РФ после перехода ФМС в МВД?
На данный вопрос ответа нет, и решение нужно будет принять российскому президенту, о чем сообщил его пресс-секретарь Дмитрий Песков.
Причины ликвидации ФМС в 2016 году
Актуальным остается другой вопрос: какова причина упразднения ФМС?
На него смог ответить Дмитрий Песков. Смысл ответа пресс-секретаря – формирование отдельной структуры, которая занимается миграционными вопросами, вначале было поддержано российскими властями.
Однако все оказалось совершенно не так, как прогнозировало российское правительство – ФМС не удалось справиться с потоками мигрантов, частично потому, что она не имела полномочий для розыска и задержания нелегальных мигрантов.
В итоге служба была вынуждена обращаться за помощью к коллегам из МВД, а полицейские были не заинтересованы в помощи ФМС, поскольку полиция и так занята своими делами.
В связи с этим чиновники из ФМС регулярно говорили, что ФМС должно быть позволено вести оперативно-розыскную деятельность. Также речь шла о том, чтобы позволить инспекторам ношение оружия. Впоследствии правительство приняло решение, что создание специальной «миграционной полиции» является чересчур «дорогим удовольствием», и решило попросту сделать так, как было ранее. Фактически власти признали свою неудачу с созданием отдельной миграционной структуры.
Принципы работы ФМС в переходный период
На вопросы о работе с гражданами после того, как ФМС передали МВД ответила пресс-служба упраздняемой организации. В письме сообщалось, что на сегодняшний день каждое отделение ФМС РФ функционирует в обычном режиме, продолжая предоставлять государственные услуги жителям согласно графику приема, не смотря на то, что сейчас ФМС в структуре МВД.
04.05.2016Первой о возможных реформах со ссылкой на высокопоставленный источник, близкий к Министерству внутренних дел, сообщила газета «Ведомости». Официальные представители ведомств, участвующих в обсуждении этой инициативы, комментировать ее отказываются или ссылаются на то, что не осведомлены о происходящем. Однако источник в МВД, знакомый с ситуацией, подтвердил «Газете.Ru», что такие планы действительно обсуждаются — как минимум, по части слияния ФСКН и полиции.
«Понимаете, по факту МВД и так делит полномочия с Госнаркоконтролем, — указывает собеседник «Газеты.Ru». — Свыше 60% уголовных дел, связанных с наркотиками, оказываются у полицейских. Какой вывод из этого можно сделать?»
Другой источник уточнил, что подобная инициатива уже рассматривалась на обсуждениях в силовом аппарате.
«Тема поднималась еще до того, как начался кризис. Просто теперь вопрос встал ребром, и бенефициары подобного слияния активизировались», — говорит собеседник «Газеты.Ru».
Член думского комитета по безопасности Александр Хинштейн подтвердил факт обсуждения и отметил, что в числе его инициаторов — Минфин, желающий оптимизировать расходы.
«Такие предложения действительно звучат сегодня. Есть ряд аргументов, с которыми выходят представители Минфина, — рассказал «Газете.Ru» Александр Хинштейн. — Они говорят о необходимости оптимизации расходов в условиях непростой экономической ситуации. В данный момент ведется обсуждение на уровне руководителей ведомств. Прогнозировать, будут ли они (предложения. — «Газета.Ru») приняты, я не могу, поскольку решение за президентом, правоохранительные органы находятся в непосредственном его подчинении».
Из слов Хинштейна также следует, что Госнаркоконтроль не в восторге от идеи слияния и напоминает о своих заслугах.
«Есть позиция ФСКН, и она понятна. Они говорят, что результаты работы ведомства за десять лет показывают, что служба себя оправдала, — пояснил депутат. — Согласно статистике, большинство дел по составу, предусмотренному статьей 210 УК РФ (организация преступного сообщества), возбуждается именно по материалам УФСКН. Это не значит, что больше половины группировок в стране — наркомафия. Это говорит об эффективности работы ФСКН».
В целом опрошенные «Газетой.Ru» эксперты склонны положительно оценивать перспективы ликвидации ФСКН и передачи ее полномочий (и, вероятно, части личного состава) МВД. Так, председатель комиссии по общественной безопасности Общественной палаты РФ Антон Цветков указывает на то, что нынешние действия двух правоохранительных ведомств зачастую несогласованны.
«Решение о слиянии должно принимать руководство страны, но я бы такое решение поддержал, — пояснил «Газете.Ru» Цветков. — Сейчас разрозненность деятельности ФСКН и МВД имеет печальный характер. Сотрудники территориальных подразделений МВД не воспринимают борьбу с наркотиками как свою обязанностью, так как для этого есть наркоконтроль. А в ФСКН, в свою очередь, говорят, что борются только с крупными партиями».
Цветков также указал, что
МВД вполне справится с оперативной работой нынешнего Госнаркоконтроля.
«Всю оперативную деятельность, возложенную сегодня на ФСКН, целесообразно влить в подразделения органов внутренних дел. Так мы бы сняли вопрос дублирования. А профилактическую деятельность передал бы профильным некоммерческим организациям», — говорит чиновник.
Не так очевидна ситуация с потенциальным объединением Министерства внутренних дел и Федеральной миграционной службы. В отличие от полиции и Госнаркоконтроля, в своем нынешнем виде миграционная служба не занимается оперативно-разыскной деятельностью. С одной стороны, это может быть аргументом в пользу слияния: к примеру, если ФМС выявляет факты организации незаконной миграции, то обращается именно в МВД, где уже решают, возбуждать или нет уголовное дело. Из-за некоторой несогласованности уголовные дела по соответствующей статье (ст. 322 УК «Незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации») возбуждают лишь в трети случаев. Об этом сообщал в 2013 году единоросс Михаил Старшинов, предлагая приравнять сотрудников ФМС к оперативникам.
С другой стороны, поскольку работа ФМС носит характер гражданской службы, с объединением могут возникнуть проблемы. На это указывает и Александр Хинштейн.
«ФМС на сегодняшний день последовательно проходит путь к превращению в гражданскую структуру. Более чем из 40 тысяч сотрудников всего 7 тысяч имеют специальные звания. И все они находятся в кадрах МВД, — говорит депутат. — Функционал ФМС не ограничивается правоохранительной составляющей. Гражданским людям переходить в военизированную структуру, которой является МВД, и выполнять функции, не свойственные правоохранительным органам, будет сложно».
Наконец, еще одна проблема возможного слияния заключается в том, что само МВД сейчас переживает оптимизацию и сокращение.
По словам Хинштейна, на нынешней неделе стало известно, что под сокращение попадет свыше 100 тысяч полицейских. То есть ведомство, насчитывающее немногим более 1 млн человек, лишится каждого десятого сотрудника. В настоящий момент, по сведениям «Газеты.Ru», депутаты Госдумы готовят обращение к министру внутренних дел Владимиру Колокольцеву с просьбой пояснить, как именно будет организована оптимизация. Впрочем, в любом случае слияние будет означать расширение штатов, и пока непонятно, как это будет состыковано с массовыми увольнениями личного состава.
Ясно, что окончательное решение о слиянии трех ведомств будет принимать президент, подчеркнул Хинштейн. По его мнению, вопрос требует тщательного исследования всех «за» и «против».
Во всей этой истории стоит указать и на возможного бенефециара — самого министра внутренних дел. Помимо существенного расширения полномочий ведомства, которое в настоящий момент лишается некоторых фронтов работы — подследственность по ряду уголовных статей переходит в Следственный комитет, — МВД таким образом как раз и может компенсировать сокращения, сохранив и даже нарастив свою численность.
Ранее, на заседании Совбеза в ноябре 2014 года, Владимир Колокольцев уже отстоял свои аппаратные позиции, получив «генподряд» на реализацию масштабной программы по противодействию экстремизму до 2025 года. Таким образом, были несколько развеяны слухи о грядущей отставке министра, циркулировавшие с начала минувшей осени. Нынешние новости о возможном объединении можно также рассматривать как признак укрепления позиций Колокольцева и его ведомства.
В другом углу аппаратного ринга от Колокольцева оказался нынешний глава ФСКН Виктор Иванов.
Иванов, который занимает эту должность вот уже свыше шести лет, старательно доказывает полезность своего ведомства и теперь должен приложить все усилия, чтобы сохранить ФСКН хотя бы в нынешнем виде. Речь, вероятно, уже не идет о расширении деятельности ведомства — даже в более благополучные времена Минфин, с подачи которого сейчас обсуждается слияние, неоднократно отказывал Иванову в десятках миллиардов рублей, которые тот просил на реабилитацию наркоманов.
Независимо от того, чем закончится обсуждение слияния, ФСКН, вероятно, предстоит оптимизировать штаты и сократить расходы на свои многочисленные проекты. Не исключено, что это только пойдет на пользу — в нынешнем виде ведомство регулярно подвергалось критике, в том числе за провокационные контрольные закупки, возбуждение уголовных дел на ветеринаров и торговцев пищевым маком, в то время как реальный наркотрафик в страну из соседних государств победить так и не удалось.