Адресные субсидии на жилье: кому и на что рассчитывать. Как будет работать указ об адресных субсидиях при строительстве жилья Указ 240 от 04 07

На адресное субсидирование в жилищном строительстве предусмотрено около 135 млн рублей из средств «Беларусбанка» и «Белагропромбанка». Позже к ним подключатся коммерческие банки, сообщил 6 июля на брифинге БЕЛТА начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Александр Горваль.

Александр Горваль. Фото БЕЛТА

Как сообщалось, Александр Лукашенко 4 июля подписал «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений». В дополнение к действующей системе льготного кредитования жилищного строительства вводится новый вид государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, - государственные адресные субсидии. Они будут предоставляться на уплату части процентов за пользование кредитом на строительство жилья, полученным гражданами в любом коммерческом банке, а многодетным и молодым семьям и детям-сиротам - также на погашение части основного долга по таким кредитам.

Получателями субсидий будут все граждане, имеющие право на получение господдержки в соответствии с указом президента № 13 2012 года.

Кредиты будут дороже

По словам Александра Горваля, кредиты, полученные по указу № 240 от 4 июля 2017 года об адресном субсидировании жилищного строительства, который сегодня официально опубликован, будут стоить гражданам чуть дороже, а для госбюджета нагрузка снизится.

«Найден механизм, который, на наш взгляд, поможет расширить объемы кредитования жилищного строительства, при этом оно будет осуществляться с элементами господдержки», - отметил специалист. По его словам, система прямых льготных кредитов через перечисление средств банкам постепенно будет заменена системой субсидирования не банков, а непосредственно граждан.

«Наряду с увеличением объемов кредитования уменьшатся затраты бюджета. То есть бюджет будет компенсировать гражданам только проценты по кредиту, а не всю сумму кредита», - пояснил Горваль.

«Некоторые на форумах уже обсудили указ, текст которого только сегодня стал известен. Пишут, что опять льготы, раздадут дешевое жилье своим. Новых льгот не будет, они уже давно определены указом № 13 по господдержке граждан при строительстве жилья, и его действие не отменяется», - сказал начальник управления.

Он отметил, что размер кредита будет приближен к размерам, которые определены указом № 13, но сам кредит будет стоить дороже для граждан, стоящих на очереди по улучшению жилищных условий.

Например, для семьи из трех человек, которая будет строить квартиру в 60 кв. метров по 660 рублей за 1 кв. метр и получает кредит в 35 тыс. рублей, ежемесячный платеж по указу № 13 будет составлять 224 рубля, по указу № 240 - 347 рублей; для семьи из 4-х человек - 298 и 463 рублей соответственно, для многодетных семей с тремя детьми - 45 и 80 рублей.

«Здесь дополнительно привлекаются и средства граждан. Но, на наш взгляд, это подъемные средства - можно выплачивать, чтобы улучшить свои жилищные условия», - считает Горваль.

Он отметил, что вскоре после опубликования указа будет принято постановление правительства по детализации механизма получения кредита. В частности, кредиты будут выдаваться строго по очереди по направлению местных исполкомов. Будет составлен список банков, из которых может выбрать получатель кредита, а также перечень объектов (многоквартирных и частных домов), которые подпадут под действие нового указа. Будут внесены и изменения в нормативно-правовую базу для их соответствия новому указу, который вступит в силу 6 августа.

Горваль также сообщил, что на реализацию указа «Беларусбанку» и «Белагропромбанку» из бюджета уже выделено 135 млн рублей. Это позволит построить дополнительно около 4 тыс. квартир. Остальные банки сейчас рассматривают возможность участия в системе адресного субсидирования.

Господдержка граждан при строительстве жилья может быть отменена

Указ № 13 от 6 января 2012 года о господдержке граждан при строительстве жилья в будущем может быть отменен, заявил Александр Горваль.

По его мнению, в вопросе отмены льгот необходима «некоторая поэтапность». По его словам, с принятием указа № 240 первый этап пройден: если ранее льготные кредиты выдавались двумя банками и дотировались на 100% из бюджета, то теперь бюджет будет компенсировать только часть процентов по кредитам, а основной кредит финансируется за счет банков. «То есть сделан шаг к рыночным механизмам», - считает специалист.

«В будущем, может быть, и указ № 13 потеряет свою актуальность. Но для этого должен пройти этап по снижению ставки рефинансирования, чтобы стабилизировались инфляционные процессы. Тогда условия кредитования станут приемлемыми, будут посильные проценты, тогда не нужен будет и 13-й указ, и 240-й со временем, когда кредиты будут под 2-3%. Государство тогда может только самых-самых поддерживать - тех, кто по физическим данным и особенностям не сможет самостоятельно решить свою жилищную проблему», - сказал Горваль.

По его словам, тогда государство больше внимания сможет уделять строительству арендного и социального жилья.

«В таких аспектах, когда не надо передавать жилье в собственность. Есть некоторая несправедливость, когда малообеспеченные получают в собственность очень дорогую вещь, а человек среднего достатка, который не попадает под льготы, уже не может себе это позволить из-за собственного финансового состояния и структуры господдержки. В этом дисбаланс существует», - подчеркнул начальник управления.

Он отметил, что сегодня в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в Беларуси стоит около 697 тыс. человек, в том числе в Минске около 240 тысяч. 350 тыс. участников очереди - молодые семьи, 30,5 тыс. - многодетные, 29 тыс. - дети-сироты. Около 15% из всех нуждающихся имеют право на господдержку.

По информации Минстройархитектуры, в этом году поставлена задача построить 3,5 млн кв. м общей площади жилья, за пять месяцев построено 1 млн 420 тыс., за полугодие (по прогнозам) - 1 млн 762 тыс. кв. метров. С господдержкой при задании на год в 450 тыс. кв. м за пять месяцев построено 227,5 тыс., за полугодие (ожидается) - около 260 тыс. кв. метров. С господдержкой в 2016 году было построено 991,3 тыс. кв. метров.

Основные вопросы, поступающие в Минстройархитектуры, по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 июля 2017 г. № 240 "О государственной поддержке граждан при строительстве(реконструкции) жилых помещений"(далее - Указ №240)

1. Вопрос. Можно ли получить субсидию по Указу № 240 на погашение процентов и основного долга по коммерческому кредиту, полученному на приобретение жилого помещения?

Ответ. По данному указу субсидии предоставляются только на договора по коммерческим кредитам, полученным на строительство и реконструкцию жилых помещений.

Ответ. Субсидии на погашение процентов и основного долга по коммерческому кредиту предоставляются категория граждан, установленным Указом Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 13 "О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве(реконструкции) или приобретении жилых помещений" (далее - Указ № 13) с учетом подпунктов 1.8. и 1.10. Указа № 240.

3. Вопрос. Будет ли сохранено действие Указа № 13?

Ответ. Указ № 13 продолжит свое действие в полном объеме на граждан уже получивших льготные кредиты для погашения принятых ОАО "АСБ Беларусбанк" обязательств и в пределах выделяемых на его реализацию средств. Новые договора по Указу № 13 будут заключаться только при наличии на это свободных средств. Объемы средств на докредитование по Указу №13 будет с каждым годом уменьшаться и с 2018 года поддержка практически будет вестись только на условиях Указа №240.

4. Вопрос. Что должен сделать гражданин для получения субсидии на погашение коммерческого кредита, полученного на строительство жилья?

Ответ. Для получения субсидии граждан в порядке состояния на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий приглашают в исполком по месту состояния на жилищном учете и предлагают строительство жилого помещения в конкретном доме. При согласии гражданина на строительство по Указу № 240 он подает заявление в исполком. Исполком принимает решение о предоставлении субсидии, с которым гражданин обращается в любой банк, работающий в рамках Указа № 240, где на условиях банка заключается кредитный договор и он представляется в исполком, принявший решение о субсидии. После этого проводится выплата субсидии.

5.Вопрос. На каких условиях банками предоставляются коммерческие кредиты под выплату субсидий?

Ответ. Банки предоставляют коммерческие кредиты на строительство(реконструкцию) жилья на действующих в каждом из них собственных условиях: срок кредитования, размер кредита с учетом платежеспособности гражданина, проценты по кредиту, размер кредита в зависимости от стоимости жилого помещения и т. д.

При этом обращаем внимание, что сумма субсидии включается в платежеспособность гражданина при расчете размера кредита.

6. Вопрос. Как можно погасить субсидией по Указу № 240 коммерческий кредит, полученный в 2016 году?

Ответ. Такой кредит не может быть просубсидирован по указу № 240, так как субсидии по указу будут предоставляться только на коммерческие кредиты, полученные на основании решений исполкомов, принятых по процедуре Указа № 240.

7. Вопрос. Имею ли я право на получение субсидии по Указу № 240, если уже получала льготный кредит по Указу № 13?

Ответ. В Указ № 240, так же как и в Указ № 13 заложен принцип одноразовости получения государственной поддержки на улучшение жилищных условий. Если семья получала государственную поддержку в виде льготного кредита ОАО "АСБ Беларусбанк" или кредит на условиях компенсации 50% ставки рефинансирования Нацбанка, то в этом случае она не имеет права на субсидирование коммерческого кредита по Указу № 240. Повторное право на господдержку имеют только многодетные семь, если нуждаемость в улучшении жилищных условий возникает в связи с рождением(усыновлением, удочерением) детей.

8. Вопрос. Как семья будет получать субсидию? Можно ли получить ее наличными деньгами и самостоятельно ими распорядиться?

Ответ. Субсидия предоставляется в безналичной форме и направляется в банк, выдавший коммерческий кредит, на погашение за гражданина части процентов или основного долга.

9. Вопрос. Как будет определяться какая господдержка будет выделяться гражданину - по Указу № 13 или по Указу № 240?

Ответ. Гражданину предоставляется право на выбор условий получения господдержки, которая будет предоставляться в размере средств, выделенных на эти цели в соответствующем районе, городе. Если средства по Указу № 13 будут полностью использованы, то семье будет сделано предложение получить господдержку по Указу № 240.

10. Вопрос. Кто из числа молодых и многодетных семей может получить финансовую помощь на погашение коммерческих кредитов на улучшение жилищных условий по Указу № 585 в связи с вступлением в силу Указа № 240?

Ответ. В соответствии с Указом № 240 Указ № 585 прекращает свое действие с 06.08.2017 года. Многодетные и молодые семьи, оформившие коммерческие кредиты на улучшение жилищных условий и представившие в исполкомы пакет документов, установленный Указом №585 (подтверждение ввода дома в эксплуатацию, оформление права собственности на построенное жилое помещение и регистрация в нем), до этой даты получат право на финансовую помощь на погашение кредитов. Все принятые ранее решения по предоставлению финпомощи по Указу № 585 будут исполняться.

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений

В целях совершенствования форм государственной поддержки граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений:

1. Установить, что:

1.1. субсидии на уплату части процентов за пользование кредитами*, выдаваемыми банками на строительство (реконструкцию) жилых помещений (далее - субсидия на уплату части процентов), и субсидии на погашение основного долга по этим кредитам (далее - субсидия на погашение основного долга) являются формами государственной поддержки граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений;

______________________________

* Для целей настоящего Указа под кредитами понимаются кредиты, выдаваемые банками на строительство (реконструкцию) жилых помещений в пределах максимальной нормируемой стоимости жилого помещения, определяемой в соответствии с подпунктом 1.13 настоящего пункта, за исключением льготных кредитов, предоставляемых гражданам в соответствии с законодательством.

Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. N 240
"О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями"

С изменениями и дополнениями от:

8 апреля 2011 г., 16 апреля, 4 сентября 2012 г., 25 марта, 21 мая, 26 сентября 2013 г., 27 октября 2014 г., 7 марта 2016 г., 18 ноября 2017 г., 30 января 2018 г., 13 апреля, 16 мая 2019 г.

Установлен новый порядок обеспечения инвалидов (за исключением инвалидов вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), в том числе детей-инвалидов, техническими средствами реабилитации, а также отдельных категорий граждан из числа ветеранов - протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями.

Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем: предоставления соответствующего технического средства (изделия); оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия); предоставления проезда инвалиду (ветерану, при необходимости - сопровождающему лицу) к месту нахождения организации, осуществляющей изготовление технического средства (изделия); оплаты проживания инвалида (ветерана, при необходимости - сопровождающего лица) в случае изготовления технического средства (изделия) в амбулаторных условиях; выплаты компенсации расходов на вышеперечисленные мероприятия, в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана.

Направление на получение (изготовление) средства реабилитации, протеза или протезно-ортопедического изделия в организации, отобранной уполномоченным органом, высылается инвалиду (ветерану) в 15-дневный срок с момента поступления соответствующего заявления инвалида (ветерана) в исполнительный орган ФСС РФ по месту жительства. При подаче заявления представляется паспорт и индивидуальная программа реабилитации.

Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации не может быть предоставлено инвалиду, а протез, протезно-ортопедическое изделие - ветерану или если эти лица самостоятельно за свой счет обеспечили себя соответствующим средством (изделием), им выплачивается компенсация.

Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями"

Вступают в силу

Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2011 г. N 264

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 февраля 2011 г.


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...