Буза условия на принятие обучение. Что такое буза

Название школы:

Буза - северо-западная традиция русского рукопашного боя

Руководство:

Базлов Григорий Николаевич. Окончил ТГУ, защитил диссертацию в МГУ, кандидат исторических наук. Женат, трое сыновей.

  • Президент Центра Традиционного Русского Боевого Искусства.
  • Составитель методики обучения Русскому Рукопашному Бою «Буза».
  • Проводит подготовку отрядов специального назначения по рукопашному, ножевому бою и тактической стрельбе.

В 1993 году закончил исторический факультет Тверского Государственного Университета, где, после окончания, стал работать преподавателем на кафедре истории древнего мира и средних веков по специальности этнология. С 1989 г. регулярно проводил этнологические и фольклорные экспедиции по Тверской области. Более 4-х лет экспедиции под его началом работали в Удомельском районе, в Поместье. Были также экспедиции в Вологодскую, Новгородскую, Псковскую области, на Украину и Урал, в Сибирь. Параллельно работал тренером по русскому рукопашному бою. Руководит тверским историко-этнографическим клубом “Белый волк”.
В 2004 г. в Московском Государственном Университете на кафедре этнологии исторического факультета защитил кандидатскую диссертацию по теме: “Артели кулачных бойцов-рукопашников северо-западной России”.
Многие годы исследует восточнославянские боевые традиции и системы рукопашного боя. Руководит направлением северо-западной традиции русского рукопашного боя — БУЗА (сайт в Интернете: http://www.buza.ru). (Неоднократно семинары по “Бузе” проводились и в Удомельском районе).
Участвовал в зарубежных экспедициях, исследовал боевые культуры разных народов: в Бразилии (капоэйра), в Шотландии (горские боевые игры), у людоедов острова Папуасов, в Индонезии (силат), в Бирме (у охотников за головами — оборотней в тигров, народа наги, знакомился с фехтованием народа чин), в Амазонии- у охотников за головами — индейцев шуаров, у бедуинов Йемена и др.

О системе:

Буза — русская северо-западная воинская традиция, сложившаяся в родовых дружинах новгородских Словен и Кривичей. До второй половины ХХ-го века бытовала в деревенских артелях кулачных бойцов. Включает в себя боевой пляс, способы боя оружием и голыми руками.

Видео:

География:

Буза имеет свои отделения более чем в 10 городах России.

Контакты:

http://www.buza.su

Статья посвящена бузе - русской северо-западной воинской традиции, слож ившаяся в родовых дружинах новгородских словен и крив ичей и бытовавшая в деревенских артелях кулачных б ойцов до второй половины ХХ века.

Боевой пляс – это одиночная, парная или групповая форма самовыражения с ритмо-акцентным началом, определяющим вид и характер движения, в котором содержатся элементы боевой подготовки. Основных разновидности русского боевого пляса существует две.

Первая – это пляска вприсядку, раздел обыкновенной, традиционной русской мужской пляски. Эта традиция подготавливает бойца к сражению лежа, сидя и на корточках. Особые плясовые перемещения и движения в бою становятся ударами и защитами. Говорят, что прежде эта традиция была обязательной в подготовке всадников, наряду с акробатикой джигитовки. Упавший с коня всадник, используя технику боя вприсядку, мог уйти от сабельного удара, выбить из седла противника и завладеть его конем, проскочить под брюхом идущей лошади подрезая ей паховину. В пешем бою применялся для боя в толкучке и в случае падения на землю.

Другая разновидность - это «ломание» или «буза».
Этот вид боевого пляса содержит элементы рукопашного боя стоя. Ломание совсем не напоминает ката, тао или другие комплексы боевых движений. Движения в ломании не являются исполнением приемов без партнера. Так же это не связки атак и защит. Боевые элементы ломания – это скорее «зародыши» движений, являющиеся одновременно материнской - потенциальной биомеханической моделью, из которой в бою вырастают в зависимости от ситуации, и удары, и защиты, и броски. Эти элементы называются «коленца» окончательное их число неизвестно, вероятно, что оно ни когда и не было установлено, приблизительно их от 7-и – до 15-и. Элементы эти соединяются в пляске спонтанно, нанизываясь на общую динамическую танцевальную канву.
Однако, наиболее отличающим ломание от простой пляски является не это. Ломание бузы, это ломание ритма в котором движется окружающий мир. Бузящийся боец сознательно пляшет, нарушая своими движениями ритм пляски и гармонию музыки, поёт припевки под-драку, не в такт и не в лад. Таким образом, он выпадает из общего окружающего ритма мира, разрушая рамки своего привычного восприятия, и начинает видеть всё иначе, как бы со стороны. В этой пляске, так же, лучше всего тренируется «плын» – особое бузовское состояние восприятия. На фоне озорного настроения создаваемого музыкой и песнями изменив восприятие, боец тренирует спонтанно сочетаемые боевые движения. В этом сочетании тренируемых качеств состоит еще одна ценность ломания в бузе, достигается цельность. Хочется подчеркнуть, что ломание бузы не является трансовым состоянием сознания по тому, что пляшущий находится в этом реальном мире, «здесь и сейчас», не уходит в «другие миры», не общается с духами подобно шаманам и не изменяет сознание, преображается только его восприятие окружающего мира. Ломаться можно как с оружием так и без.
Вкратце: В старину обряд ломания проходил примерно так: Артель (человек 50) собиралась где-нибудь на перекрестке дорог, на мосту, на холме, обычно ночью. Ночью по тому, что днём было некогда. Там встав в широкий круг, они начинали плясать, сменяя друг друга, под гармошку, бубен, гусли или балалайку. Бывало, что одновременно играло несколько инструментов. После пляски, когда музыканты уже начинали играть бузу, то выходили ломаться, сначала по одному потом парами или группами. Во время ломания начинали толкаться, пытаясь при этом сбросить толчок противника и переиграв, толкнуть самому, желательно так, чтобы соперник упал. Через какое-то время кто-то из ломавшихся не выдерживал и наносил удар, так начинался этап, который сегодня назвали бы спаррингом. Бойцы меняли друг друга, уходили из круга и выходили ломаться вновь. Вся эта процедура длилась часами (три-четыре). Несмотря на бессонную ночь, проведенную в пляске и драках, утром все чувствовали прилив сил и соснув пару часиков, шли на работу.

Буза - боевое искусство, воссозданное в Твери Г. Н. Базловым в 1990-х годах. Включает в себя боевой пляс, рукопашный бой, а также бой с оружием.

Борьба распространенная на северо-западе Росcии, на территории современной Тверской, Псковской, Вологодской, Новгородской областей. Существовало множество названий этой однородной традиции, буза – это одно из самых распространенных. Часто отсутствовало название собственно борьбы, его просто не было и традицию в разных местах именовали по тому, как называлась боевая пляска, под которую проходило ломание, драка. Вот перечень некоторых названий боевых наигрышей, по которым называли так же и бойцовскую традицию: буза, галаниха, семьдесят четвертая, шараевка, веселого, потешного, под-драку, на-задор, скобарь, горбатого, собака, мамонька…

«Буза» было названием наиболее распространенным и, наряду с бойцовским наигрышем и пляской обозначало одновременно драку и технику боя. Этимология слова буза: в современном русском языке употребляется два слова «буза» разного происхождения. Одно – тюркское обозначающее распространенный на Кавказе вид пива. Это слово было заимствовано русскими и применялось уже как название некоторых традиционных видов русского пива. Прямого отношения к названию борьбы это слово не имеет.

Другое – славянского происхождение от корня «буз»-«буск»- «бузк». В восточнославянских языках, круг значений слов образованных от этого корня связан со значением «бить»: «бузкать» - диалектное «бить», бузовка – плётка, буздыга – дубина для драки. В западнославянских чаще со значением «бушевать»: огонь бузуе (польское), что значит: огонь бушует. Так же в восточнославянских диалектах словом «бузует» описывают процесс брожения молодого пива, клокотания кипящей воды, биение родникового ключа или народные волнения. Кратко можно ограничить круг значения этого слова в славянских языках как «биение», «бушевание», «клокотание». Довольно точно иллюстрируют этот исходный смысл слова «буза» бойцовские частушки, исполнявшиеся под драку:
Побузиться, побузиться
Побузиться хочется!
Молодая кровь, горячая
На волю просится!
Побузиться, побузиться
Побузиться хочется!
А по совести сказать,
Так мне побиться хочется!

Существует интересное предположение лингвистов о том, что славянское «буск» восходит к некой индоевропейской праоснове и родственно корню «boks» - «box». В современных романских и германских языках, эта корневая основа породила название разнообразных видов европейского бокса. Таким образом получается, что буза и бокс – слова однокоренные.

ЧТО ТАКОЕ БУЗА?
В начале девяностых годов во многом благодаря широкому распространению зарубежных видеофильмов в нашей стране большой популярностью стали пользоваться различные боевые единоборства. Секции по каратэ, ушу, тэквондо, айкидо можно было встретить на каждом углу. Находившиеся в советские времена в подполье, с приходом гласности и перестройки они вылезли наружу. Не остались в стороне и те, кто предлагал заниматься исконно русскими боевыми искусствами: славяно-горицкой борьбой, спасом и многими другими. Каждый подросток считал своим долгом быть записанным в ту или иную секцию, чтобы впоследствии стать непревзойденным мастером.

Но, как говорили древние, "время лечит", и спустя всего несколько лет мода на боевые искусства прошла. Единоборствами стали заниматься не все подряд, а кто действительно этого хотел. Все-таки любая борьба - это не просто ряд приемов для драки, это прежде всего вера в себя, в своих друзей и вера духовная. Примерно на таких принципах основаны боевые искусства всех народов мира. В том числе и русские. В частности - буза.

Так что же такое буза? Это русская северо-западная воинская традиция, сложившаяся в родовых дружинах новгородских словен и кривичей. До второй половины ХХ века бытовала в деревенских артелях кулачных бойцов. Включает в себя боевой пляс, способы боя с оружием и голыми руками. С помощью этой борьбы русские воины не раз выходили победителями из сражений с половцами, крестоносцами, поляками, шведами и так далее вплоть до наших дней. Даже с приходом советской власти, когда русское боевое искусство, объявленное пережитком прошлого, было практически уничтожено, элементы этой борьбы переняли другие боевые системы.

В бузе как в русском рукопашном бое есть много элементов, свойственных боевому искусству: удары руками и ногами, броски (прихватки), болевые (заломы), удушающие приемы и многое другое. Опыт народа, накопленный веками, сохранялся и приумножался и в конце концов дошел до наших дней. В бузу на протяжении столетий бралось на вооружение только то, что поможет выжить в любой критической ситуации.

Как сохранилась такая богатая традиция русского рукопашного боя? Ведь никто из археологов или историков не нашел никаких документов, в которых бы описывались методика обучения, техника и приемы русского рукопашного боя. Нет книг по этой борьбе и сегодня. Эта традиция передавалась в артелях бойцов-кулачников. Из уст в уста, от сердца к сердцу, и исключительно людям, "для добра нарожденным". Корыстных и злых людей не обучали рукопашному бою.

Материалы по боевой технике бузы собирались и продолжают собираться в большой степени во время специальных этнографических экспедиций по деревням и селам Северо-Западного региона (Тверская, Новгородская, Вологодская, Псковская области), которые проводит кандидат исторических наук Григорий Базлов сотоварищи. Жители наших деревень - это не японские крестьяне из фильмов Курасавы. Это воины, солдаты и офицеры, пехотинцы, артиллеристы, разведчики, которые победили военную машину Германии, сражались с японцами и американцами. В общем, люди, знающие о войне не понаслышке. И здесь важно понимать, что с каждым годом носителей традиционной боевой культуры становится все меньше и меньше. В целом виде боевую традицию (техника, воинская этика, обрядность) узнать у одного человека уже не всегда возможно, поэтому приходится ее собирать, восстанавливать по частям. Приходится учитывать то, что за последние 70 лет предпринималось немало усилий по уничтожению самобытной народной культуры. Начиная с 20-х годов прошлого столетия за боевой пляс и рукопашный бой иногда и сажали.

ЕСТЬ ЛИ У БУЗЫ РОДСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ?
Да, конечно, как и любое другое боевое искусство, буза имеет родственные системы. К ним можно отнести "спас", системы русского рукопашного боя Кадочникова и родовой стиль князя Голицына.

Во-первых, система боя князя Голицына может считаться таковой на том основании, что вотчина князей Голицыных находилась на северо-западе России. Она являлась совершенным вариантом северо-западного боевого искусства и формировалась преимущественно на Псковщине и Новгородчине. Буза - ведь это тоже северо-западная система. Во-вторых, имеется большое сходство. И в-третьих, самое основное - часть приемов князей Голицыных теперь входит в бузу. Здесь необходимо пояснить, что в роду князей Голицыных, по семейным преданиям, всегда все мужчины были воинами, поэтому боевой опыт постоянно накапливался в княжеской дружине, дорабатывался и совершенствовался. Князь и дружина находились в отношениях побратимства, ели вместе, тренировались, сражались. Несколько видоизменившись, замаскированная под дворовых людей дружина сохранилась в их родовой линии вплоть до революции. Боевые традиции рода Голицыных были очень богаты. Многовековой семейный воинский опыт последний потомок князей Голицыных Борис Васильевич Тимофеев-Голицын впоследствии передал двум ученикам - упомянутому выше Григорию Базлову и Дмитрию Семенову, которым посчастливилось учиться у князя. Не многие могли узнать в невысоком ветеране-инвалиде князя-воина, последнего носителя одной из лучших русских боевых систем.

Алексей Алексеевич Кадочников о бузе сказал следующее: "Нужно брать все лучшее, восстанавливая ту единую русскую систему боя, которая дала варианты боевых стилей, и то, что я даю, - и рукопашный бой князя Голицына, и буза".

НА ЧЕМ ПОСТРОЕНА БУЗА?
- "ЕСТЬ четыре кита, на которых стоит буза: точность, правильность, сила и скорость. Это именно те слагаемые, по которым, как по ступенькам, можно добраться до вершин мастерства." (Григорий Базлов).

Как утверждает собиратель "Бузы", это боевое искусство было создано на основе традиций русского кулачного боя, которая во второй половине XX века существовала в деревенских артелях кулачных бойцов Северо-Запада европейской части России.

Буза - боевое искусство, воссозданное в Твери Г. Н. Базловым в 1990-х годах. Включает в себя боевой пляс, рукопашный бой, а также бой с оружием. Как утверждает собиратель "Бузы", это боевое искусство было создано на основе традиций русского кулачного боя, которая во второй половине XX века существовала в деревенских артелях кулачных бойцов Северо-Запада европейской части России. Материалы по боевой технике были собраны во время этнографических экспедиций в сёлах Тверской, Новгородской, Вологодской и Псковской областей. Прародителя современного русского воинского искусства следует искать в дремучей бездне тысячелетий, ибо если исходить из выражения «Боевое искусство - душа народа», то корни русской боевой культуры надо искать в тех глубинах истории, когда складывались особенности протославянской, славянской, а затем русской нации. Буза - контактный бой, который мог продолжаться до первой крови, до падения, до вытеснения противника с поля, до демонстрации явного преимущества. Часто во время обрядов практиковался бой безоружного против вооруженного треской, ножом или лаской. Согласно критериям, вооруженный и безоружный боец равны в шансах, но, чтобы невольно не нанести тяжких повреждений при совершении обряда, боец, вооруженный ножом или лаской, не наносил колющих ударов - только рубящие. Самым сложным обрядом был бой «втемную», часто безоружного против вооруженного холодным оружием, а также на равных - оба с холодным оружием. В этих случаях нередко случались тяжелые ранения и смертельные исходы. Все движения, которыми сопровождалась «Буза», кодируемые в боевом танце, помимо прикладного значения, обладали скрытым магическим смыслом и тесно связаны с мифологией... Своеобразна философско-мифологическая традиция «Бузы», хотя она и базируется на фундаменте общерусской воинской культуры Техника Самым важным, фундаментальным теоретическим принципом «Бузы» является отказ от жестких форм - приемов и ударов. Работа проходит по определенным канонам - принципам, которые гарантируют успешное действие. Невозможно заранее подготовить приемы на все ситуации, которые подстерегают нас в жизни, но можно научить «тело думать», т. е. находить выход из складывающихся внезапных ситуаций. Это достигается многократными упражнениями по использованию принципов в неожиданных ситуациях. На тренировке ставится тактическая задача и не оговаривается от какого именно удара будет защищаться боец, атаки не должны повторяться. Когда приходит овладение грамотной импровизацией, бойцу все равно каким способом на него будут нападать. Такой или подобный подход в обучении свойствен большинству видов русских прикладных единоборств. Особое, собственно «Бузовское», в технике - это прежде всего «пьяность». На фоне общего расслабления и особого психофизического состояния боец двигается, напоминая движениями подвыпившего человека, движения выглядят разбалансированными неуправляемыми, чередуются хлесткие всплески с медлительными покачиваниями. В это время в теле появляется ощущение приятной зудящей подобранности, наподобие того, что должно чувствовать пиво во время интенсивного брожения. Про такое пиво, как и про такое ощущение, говорят «заиграло». Этим словом пользуемся как термином. В технике отсутствует понятие стоек, т. к. считается, что движения не должны прерываться. Существует представление о двух крайних положениях тела. Это максимально раскрытое «петух» и максимально закрытое - «медведь» - «рамка». Первое движение характеризуется выплеском, второе - генерацией энергии. Перемещение осуществляется по инерции, если нога движется наружу, то ставится на пятку, если внутрь, то на носок, если движется строго вперед и строго назад, то положение стопы произвольное - в зависимости от ситуации. Нанесение удара часто сопровождается топаньем. Боец должен отдавать матери - сырой земле свою энергию через топанье, за что она воздаст сторицей тут же. Еще одна особенность: движения должны быть экономичны и функциональны, не должно быть движения ради движения. Очень важным является понятие о складывании движений или «волна». В момент любого действия должен быть вовлечен весь организм как целостная система. Защита - это способ избегнуть поражения. В «Бузе» отдается предпочтение уверткам, во время которых боец выходит из плоскости, в которой противник проводит атаку, а следовательно, избегает поражения. «...Когда уклоняешься от удара, не отходи, а наоборот, к нему липни, чтоб удобно ответить было...» (из наставлений деда - кулачного бойца). Другой способ защиты - фехтование на руках и ногах, Когда ударом «пересекаешь» удар противника. Не блок, а такой способ защиты, когда одним и тем же движением и удар наносишь, и пресекаешь атаку. Контратакуют противника на его же движении, обращают силу его движения против него самого: либо ставя ему «подставки» (локоть, колено, кулак и т. д.) на встречном движении, на которые он «нарывается» и «разбивается», либо выходят из зоны поражения и движениями, сонаправленными с движениями противника, развивают идею его атаки до абсурда, в результате чего он либо просто падает, либо разбивается о подставку. Обычно эти действия сочетаются. Существуют два вида поединка: бой игровой и бой реальный, «увечный». В бою игровом используются «пересекания» и увертки без подставок, исключается направленный вход броском - «сшибка». Бой реальный направлен на уничтожение противника, выведение его из строя и не случайно носит название «увечный».В нем используются максимально эффективные и минимально энергоемкие способы поражения. Удары делятся на две основные группы: 1) направленные вовнутрь (закрывающие) - «запашка»; 2) направленные наружу (открывающие) - «отмашка». В своем крайнем выражении они воплощаются в положениях «медведь» и «петух». Все удары и движения имеют спиралевидную или округлую форму. Тело постоянно расслаблено, во время удара (момента контакта) хлесткой рукой ставится энергетический акцент, без мышечного напряжения. Удары руками и ногами делятся по шарнирности: «с крыла» - с плеча, с локтя, с кисти. Часто удар сочетает в себе не только комбинацию («с крыла» + с локтя + с кисти), но и + движение всего тела. Во время некоторых ударов происходит встряхивание всего тела, что переводит волновой удар в импульсивный. Удары ногами строятся по тем же принципам, единственное, о чем следует сказать, это то, что ногами не принято бить выше солнечного сплетения. Это не значит, что высоко ударить при необходимости нельзя - можно, но предпочтение отдается невысоким ударам. Своеобразна работа ногами «в ползунках» - бою на нижнем уровне. Здесь многие движения совпадают с «коленцами» из русской и украинской народной пляски, руки служат больше для защиты, а ноги для контратаки. Удары наносятся в пах, голень, колено - не высоко, но травматично. Вместе с нижним боем «ползунки» включают в себя прыжки, тоже встречающиеся в пляске, но они выполняют больше вспомогательную функцию и используются редко
P.S. Редкостный этнографический бред, где под видом отвратительного каратэ и дзю-дзюцу показывают якобы исконные стили русской борьба, про которую никто кроме создателей слыхом не слыхали. Но как фантазии родноверов доставляет))))

кл слова: техника, буза, рукопашный бой, Склизков, Базлов

Я не зря написал, что боевое искусство было открыто, а не изобретено или создано. Боевое искусство нельзя ни изобрести, ни создать, как нельзя изобрести законы физики или химии. Боевое искусство - это реальность, живущая по своим объективным законам, эти законы нельзя придумать, их можно только открыть.
Думать, что китайцы или другие азиаты могли, что-либо открыть, наивно. Они и сейчас ничего не открывают, пользуются тем, что воруют или покупают у европейцев или американцев, а раньше уж тем более. Если на это кто-то возразит, что китайцы придумали фарфор, шелк, бумагу, порох, на это я отвечу, что этот народ, который мы сейчас называем китайцами ни бумаги, ни фарфора, ни шелка, ни пороха не изобретали. Они усвоили чужие изобретения и занимались их производством. Точно также как сейчас производят компьютеры и другие товары. Я не буду в своей статье углубляться в эту тему, это отдельный разговор, но приведу одно косвенное доказательство.

Японцы в свое время (средние века) усвоили китайскую культуру (письменность, философию и т.д., и т.п.) и считали ее вершиной культуры, образцом. Но, в то же время японцы китайцев (сейчас и раньше) за людей не считают. Спрашивается, как же это может быть? А очень просто, для нынешних китайцев, древнекитайская культура, такая же чужая, как для японцев и она была ими усвоена, так же как японцами, т.е. это не их культура. Так что ничего они никогда не создавали, не открывали и не изобретали. Китайские боевые искусства - это примерно то же самое, как китайские товары, подделка и подражание. Я все это утверждаю не просто потому, что мне это хочется, а потому, что знаком с документами и материалами на эту тему, подтверждающие то, о чем я говорю.
С моей точки зрения, восток не только был знаком с боевым искусством, но и сохранил его сейчас (хотя многие в этом сомневаются, т.к. никак не могут найти его у азиатов). Доказательством этого является история моего знакомого. Хотя боевое искусство одно, разница между тем, что сохранил восток, и тем, что живет у русских, несмотря на единые принципы работы, основанные на знании законов боя, есть. Разница заключается в следующем: восток использует набивку тела, а русские нет, точнее система укрепления тела у нас есть, но не в такой форме как на востоке. Почему такая разница? У русских боевое искусство жило и сохранилось в воинской среде, а на востоке в среде турнирных бойцов. Качественная набивка, да еще без фатальных последствий для здоровья, это очень сложная и трудоемкая вещь, на ее достижение требуются годы упорных тренировок, а при их прекращении набивка сходит достаточно быстро. Кроме того, никакая набивка не защитит от удара клинковым оружием. Поэтому, для воина, имеющего дело, главным образом, с вооруженным противником набивка не решает ничего, к тому же в условиях войны (похода) поддерживать набивку задача сликом сложная

У набивки, кроме вполне понятных положительных свойств, есть очень серьезные недостатки. Она формирует навык делать подставки под удар. Техника, основанная на наличии, набивки начинает от нее зависеть. Опасность подставки заключается в том, что когда-нибудь можно не разглядев, например, в групповом бою, подставиться под удар не руки, а металлической трубы. Даже набитая рука сломается. Недостаток техники, основанной на наличии набивки, я проиллюстрирую на примере все того же моего знакомого, тренировавшегося у японцев. В свое время он перенес две операции на надкостнице. Оба раза воспаление возникало после участия в соревнованиях. Причина была в следующем: перестав регулярно заниматься, он еще несколько лет участвовал в соревнованиях. За это время набивка потеряла свое качество, а привычка выполнять удары так, как будто она в порядке осталась. Результатом этого стали травмы, которые привели его, в конце концов, под нож хирурга. Человек с набивкой теряет страх, это очень опасно в воинских делах. В бузе учат не держать удар, а принимать без вреда для тела, за счет специально вырабатываемого навыка.
Что касается различного рода соревнований, по правилам или без, где бой идет без оружия, я считаю, что набивка дает несомненное преимущество. В среде профессиональных бойцов применение набивки оправдано и необходимо. Самое главное знать, как это делать правильно, чтобы набивкой не превратить самого себя в инвалида.
Я уже уделил много внимания теме "Боевое искусство" и хочу перейти непосредственно к разговору о бузе и о технике бузы. Для того чтобы хоть как-то, показать, насколько, уникальной является буза вернусь к рассказу о том, как я ей стал заниматься.
С самого начала тренировок мне объяснили, что в бузе приемов нет, и работа строится "по принципам" (об этом я правда и до этого знал), так что меня это никак не смутило, и я совершенно спокойно начал работать, как мне казалось "по принципам". На то, чтобы разобраться, что я все делал неправильно, у меня ушло полтора года. Я, вместо того чтобы работать напрямую "по принципам", сначала "по принципам" создавал (довольно-таки быстро) приемы, а уж потом работал по этим приемам. В результате, при медленной работе все было хорошо, а при реальной я не успевал, потому что было лишнее промежуточное звено - создание приема.
Да и вообще, хоть какое-то понимание бузы у меня появилось лишь после года занятий. До того я занимался бузой так же как всеми другими видами единоборств, от такого занятия ничего полезного я для себя не приобретал.

Я не понимал разницы между другими системами и бузой, и, скорее всего так бы никогда и не понял, но тренер, по-видимому, решил, что меня уже можно выводить из этого состояния и вывел. Произошло это следующим образом: на одном из обычных занятий во время отработки техники (не приема) ко мне подошел тренер, он что-то сказал, что-то показал, еще что-то сделал, и у меня изменилось восприятие. Я и раньше знал, что такое бывает, но никогда не встречал людей испытавших это на себе. С изменением восприятия произошло следующее: известно, человек в центре поля зрения видит лучше, чем, на периферии, так вот сначала я периферию увидел так же четко, как центр. Потом заметил, что противник двигается, как в замедленном кино, я правда, сам быстрее двигаться не стал, но стал противника читать как книгу. Хотя мы двигались с одинаковой скоростью, я всегда заранее знал, что он будет делать, легко выбирая более короткие траектории, в результате опережал. Кроме того, я смог себе позволить работать на очень близкой дистанции, на которой в обычном состоянии человек просто не успевает реагировать на действия противника. В боксе хорошо известно, что на близкой дистанции нельзя среагировать на удар противника, если его не предугадать, т.к. время реакции больше времени удара. Японцы, обучая моего знакомого, этот вопрос решали так, просто запрещали работать на дистанции меньше определенной величины, при этом объясняли, что любой мастер на близкой дистанции может пропустить случайный удар. Они учили, если противник вышел на ближнюю дистанцию то надо ее или мгновенно рвать, или любым способом в любую часть тела, вышибить противника за ее пределы. Они боятся близкой дистанции.
Это особое состояние не длилось постоянно, оно включалось только в момент атаки противника. Другой особенностью этого состояния было то, что в нем тело работал, как бы само по себе. Было ощущение, что ты как бы смотришь со стороны, как твое тело валит противника.
То, что тренер показал мне это необычное восприятие (кстати говоря, то, что японцы боятся ближней дистанции говорит о том, что они этим не владеют, не все им передали), выбило меня из привычного состояния сознания, в котором я обычно находился на тренировке, появилась восприимчивость к словам тренера. Потом, во время тренировки, он рассказал боевую сказку, отрывок из былины и меня переключило, я, наконец-то стал понимать, о чем тренер говорил целый год.

История с этим особым состоянием имела продолжение. Я как раз в это время готовил одного из своих бойцов к соревнованиям по армейскому рукопашному бою. Соревнования должны были быть через несколько дней и на одной из последних, перед соревнованиями, тренировок, я чтобы окончательно убедиться в готовности своего ученика (молодой мужчина, весом 75 кг) и дать последние наставления, решил с ним поспарринговать.
Начинаем спарринг и вдруг у меня сработало то, что было на бузовской тренировке. Противник стал восприниматься, как медленно двигающийся, а мое тело решило его бить, и началось. Я его видел как "голого" передо мной были открыты все его уязвимые части тела, а мои руки и ноги сами били куда надо. Если кто-то думает, что в данной ситуации тренер просто гонял ученика, который не отвечал из уважения к нему, то ошибается. Мой боец был воспитан в среде, в которой получать не принято, так что даже тренера он мог терпеть совсем не долго. Он и не терпел, но сделать ничего не мог, я его опережал во всем (в этом состоянии это было не трудно). Это побоище продолжалось несколько десятков секунд, а потом я спохватился, думаю: "Что же я делаю? Я же хотел его потренировать, а сам его забиваю, лишая уверенности перед соревнованиями". Усилием воли я стал переводить себя в тренерский режим, т.е. в состояние, когда следишь за движениями ученика, замечаешь ошибки и т.д. Как только я это сделал, тут же получил два сильных удара в голову, мой ученик вовсе не собирался со мной церемониться. Второй удар опять вернул меня в особое состояние, и я снова начал колбасить своего ученика. Опять вспоминаю, зачем я вышел в спарринг и пытаюсь перейти в тренерский режим и сразу получаю по голове, это возвращает меня в боевой режим, я беру своего бойца на удушающий захват запрещенный в АРБ и думаю надо это все заканчивать, так я его к соревнованиям не подготовлю. Выхожу из спарринга, даю ему другого партнера и уже глядя со стороны, все спокойно контролирую и даю нужные указания. Эти соревнования мой боец выиграл.
Я никак не ожидал, что у меня получится это особое состояние и оно мне, честно говоря, очень понравилось. После этого спарринга я стал хотеть, чтобы оно вернулось. Как только я стал хотеть тут все и закончилось, я потерял это состояние. Поскольку ключа от управления этим состоянием мне дано не было, ничего поделать с его потерей я уже не мог.
На самом деле это состояние не было мною потеряно, просто сработали определенные механизмы с ним связанные. Дело в том, что это состояние вообще нельзя запустить самому себе, по своему желанию, это особая форма защиты. Наверняка, когда-то были люди владевшие ключом к его управлению, но они же этот ключ глубоко похоронили. Другому человеку можно, себе нет, тебе его передает твой учитель. Когда надо, в экстремальной ситуации оно возникает само, но опять же только в том слчае, если правда на твоей стороне. С помощью этого состояния нельзя заработать денег или стать чемпионом в каком-то виде единоборств, в этих ситуациях оно не включается. Это ограничение на него наложили наши предки.

Сохранились свидетельства использования этого состояния. Они сохранились в рассказах о характерниках, это люди, которые были носителями древней русской воинской традиции. Характерники совершали удивительные вещи, например, они оставались неуязвимыми в страшных рубках, при этом, не используя никакой защиты на теле (кольчуга, доспехи, шлем и т.д.), остались сообщения о том, что они чуть ли не пули руками ловили. Я, например, склонен думать, что это не сказки, невозможно сказать, чем и до какой степени владели эти люди.
И так, тренер дал мне понимание того, чему он учит. Я хочу еще раз пояснить, боевое искусство это не то, чему можно самостоятельно научиться, это то, что передается от человека (учителя) к человеку (ученику). Никакие книги, видеокассеты, в этом ничем не помогут, поэтому на нашем сайте мы и не стремимся размещать материалы по технике, единственное, что здесь можно посоветовать, находите возможность для живого общения, лучше всего начать с посещения одного из семинаров по бузе.
Основная сложность в понимании бузы, для человека, который уже чем-то занимался, состоит в том, что в бузе приемов нет, техника есть. Что значит работа "по принципам"? Работа "по принципам", это следование особым правилам, если вы их выполняете, то победа в бою будет за вами. Например, в защите если вы будете перемещаться и ставить блоки в соответствии с ними, то всегда будете в преимуществе перед противником. Здесь можно заявить следующее, для того чтобы правильно использовать перемещение и блоки надо сначала научиться их делать. Совершенно верно. В бузе существует система освоения правильных перемещений и блоков, и тоже "по принципам". Человека не учат, как шагать и как двигать руками, с помощью специальных упражнений он сам этому научается, научается не конкретным движениям, а способам блокирования и перемещений. Я понимаю, что пишу об этом очень расплывчато и малопонятно, связано это не с тем, что я пытаюсь что-то скрыть, а с тем, что это нельзя передать словами. Это надо видеть и почувствовать.
Когда человека обучают "по принципам", это не значит, что ему дают массу объяснений и теоретических выкладок. Обычно как раз наоборот, вообще ничего не говорят, просто много показывают, а вот уловить принципы, это задача самого учащегося. Находясь на тренировке по бузе можно часто видеть, как в ответ на однотипную атаку противника каждый раз выполняются внешне очень разные действия. Действия разные, но за ними стоит один для них всех общий принцип их эффективности, который надо уловить. Для того чтобы учащиеся могли уловить именно принцип, а не запоминать приемы, ответы на атаку делаются как можно более разнообразными (в пределах принципа работы). Такой метод обучения для человека является очень естественным. Вспомним, как ребенка учат читать. Его из букв учат складывать слоги, ему сначала дают одну пру букв называя слог, потом другую, потом третью и т.д., т.е. дают разные слоги, чтобы ребенок уловил принципы сложения из букв слогов. Если попытаться это сделать на одном слоге или нескольких, он просто их заучит и принципа не поймет, а, поняв принцип, будет читать любые слоги, даже те, что ему и не показывали. Работа "по приемам", это заучивание отдельных слогов, а потом, с помощью выученных слогов пытаться читать или писать, что-то прочитать и написать, конечно, можно, но очень ограниченно. На этом примере хочу показать разницу между китайцами и им подобными, и русскими. Они, китайцы пишут и мыслят иероглифами, т.е. отдельными готовыми кусками (читай приемами) и передать ими можно только те слова, к которым придуманы иероглифы. Все многообразие языка (боевых ситуаций) ими передать или описать нельзя из-за отсутствия нужных иероглифов (приемов). Русские пишут буквами (принципами), с помощью нескольких десятков букв они передают почти все многообразие языка (боевых ситуаций). В этом разница между работой "по приемам" и "по принципам".
В бузовской методике обучения есть еще одна особенность. В бузе сначала учат драться (вести бой), а уж потом совершенствуют какие-то движения (не приемы). На востоке все наоборот, сначала учат приемам (стойки, блоки, удары), а потом с их помощью пытаются научиться драться.
Проиллюстрирую эту ситуацию на таком примере: представьте себе, что человека надо научить плавать. Русский подход, это завести человека в воду и начать учить, после того как поплывет приступить к совершенствованию техники плавания. Восточный подход, это положить человека на берегу, пузом на скамейку и начать отрабатывать отдельные движения, из которых состоит техника плавания. При этом лежа на берегу надо добиться высокой красоты их исполнения и когда совершенство будет достигнуто, человека можно допустить до воды. А когда его приведут к воде, то выясниться, что, несмотря на все предварительные тренировки, он не умеет ничего, да и еще панически воды боится, и придется его учить плавать с самого нуля, а обученный по-русски уже давно будет плавать и совершенствоваться в плавании, а не в движениях руками и ногами.
Кстати говоря, в бузе существует абсолютно уникальная методика и техника, с помощью которой человека можно научить реально драться за два, три дня и он будет и бить, и бросать и защищаться от любого нападения. Мастером он, конечно, не станет, но драться научиться. Что значит научиться драться? Это значит, что между ним и человеком необученным будет такая же разница, как между человеком, который умеет плавать, пусть даже плохо, и не умеющим плавать вообще, это очень, очень большая разница.

Буза - казачье боевое искусство, воссозданное в Твери Г. Н. Базловым в начале 90-х годов прошлого века. Сейчас буза включает в себя боевой пляс, рукопашный бой, а также бой с оружием.

Казачья боевая буза - борьба распространенная на северо-западе Росcии, на территории современной Тверской, Псковской, Вологодской, Новгородской областей. Существовало множество названий этой однородной традиции, буза – это одно из самых распространенных.

Часто отсутствовало название собственно борьбы, его просто не было и традицию в разных местах именовали по тому, как называлась боевая пляска, под которую проходило ломание, драка. Вот перечень некоторых названий боевых наигрышей, по которым называли так же и бойцовскую традицию: буза, галаниха, семьдесят четвертая, шараевка, веселого, потешного, под-драку, на-задор, скобарь, горбатого, собака, мамонька и др. «Буза» было названием наиболее распространенным и, наряду с бойцовским наигрышем и пляской обозначало одновременно драку и технику боя.

Этимология слова буза: в современном русском языке употребляется два слова «буза» разного происхождения. Одно – тюркское, обозначающее распространенный на Кавказе вид пива и славянское, обозначающее народные волнения.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...