Когда был ликвидирован департамент полиции мвд российской. Что представлял собой Департамент полиции в Российской империи? Нормотворческая деятельность Департамента полиции

После ликвидации в августе 1880 г. III Отделения СЕИВК на его основе создается новая структура – Департамент государственной полиции (с 6 августа 1880 по 18 февраля 1883 г.), затем эту структуру переименовали в Департамент полиции (с 18 февраля 1883 по 10 марта 1917 г.) Министерства внутренних дел.

Наряду с обеспечением внутренней политической стабильности Российской империи директору Департамента полиции также вменялось в обязанность обеспечивать охрану царя и других высокопоставленных лиц. Для этого в структуре Третьего делопроизводства Департамента полиции был образован Особый отдел. Кроме этого, в декабре 1883 г. в Департаменте полиции создали «Охранную агентуру», в оперативном отношении подчинявшуюся С. – Петербургскому градоначальнику. В состав «Охранной агентуры» входили «постовые» и «местные» охранники. Их главной задачей было обеспечение безопасных проездов императора и наследника по столице. «Постовые» должны были предотвращать возможные покушения путем «личного наблюдения в районе своего поста». «Местные» агенты, набираемые из околоточных надзирателей, должны были следить за всеми подозрительными личностями в их районе 312 .

Наряду с реформой политической полиции была реорганизована и структура Отдельного корпуса жандармов. В результате проведенных реорганизаций создается многоуровневая система, главной задачей которой было противостояние политическому террору. Первый уровень включал губернские жандармские управления, они занимались наблюдением, политическим сыском, дознанием и расследованием на подконтрольных им территориях. Второй уровень – железнодорожные полицейские управления, которые несли службу в полосе отчуждения железных дорог, по которым проходили маршруты императорских поездов. Третий уровень был связан с организацией охранных отделений в Петербурге (с 1866 г.), в Москве (с 1880 г.) и Варшаве (с 1900 г.), они входили в состав градоначальств и занимались исключительно политическим розыском.

Руководил этими ведомствами (Отдельным корпусом жандармов и Департаментом полиции) министр внутренних дел. Таким образом, в 1880-х гг. параллельно действовали три структуры, работавшие на обеспечение безопасности императорской фамилии: Отдельный корпус жандармов. Департамент полиции и подразделения, подчиненные Главному начальнику охраны Е.И.В. П.А. Черевину.

После смерти Александра III в стране стали быстрыми темпами нарастать кризисные явления, но Николай II принципиально отказывался пойти по пути политической модернизации Российской империи. Такая позиция привела к противостоянию общества и власти в начале 1900-х гг., что проявилось в новом всплеске революционного терроризма.


Покушения Боевой организации партии социалистов-революционеров на высших сановников Российской империи в 1901 1904 гг. показали, что система охраны, сложившаяся в предшествующие десятилетия, нуждается в коренном пересмотре. В полной мере это относилось и к организации охраны царя. Хотя в начале 1900-х гг. Николай II еще не стал главной целью эсеровских террористов. В этот период эсеры исходили из необходимости приближения «текущей боевой работы», т. е. террора, к массам. Спустя годы один из лидеров партии эсеров В.М. Чернов вспоминал, что «в согласии с ЦК партии от террористических ударов пока изъемлется глава верховной власти – сам царь» 313 .

С начала 1900-х гг. террор стал кошмаром властей. Даже первые лица охранных структур признавали свое бессилие перед лицом эсеровского терроризма. Глава Департамента полиции генерал Леонид Александрович Ратаев, курировавший Е.Ф. Азефа, признавал, что «еще не было случая, чтобы охрана спасла кого-нибудь от смерти. На глазах этой охраны, так сказать, под самым ее носом, у самых ворот Департамента полиции министра обкладывали и травили, как дикого зверя» 314 . Генерал А.В. Герасимов, возглавлявший с 1905 по 1909 г. Петербургское охранное отделение, признавал, что «ничего иного не оставалось, как сказать находящимся под угрозой террора высоким особам: «Террористы замышляют против вашей жизни. Они нам неизвестны. Мы не можем ничего против них предпринять. Мы можем вам только одно рекомендовать – если вам дорога собственная жизнь, не покидайте своих жилищ»» 315 .

Надо отметить, что эсеры не только учли опыт своих предшественников-народовольцев, но и выработали новые, более эффективные и неожиданные для Департамента полиции приемы борьбы с самодержавием. Так, главные организационные

структуры партии эсеры расположили в провинциальных городах, где еще не были созданы системы политического сыска. Лица, возглавлявшие спецслужбы империи, начали осознавать, что привычные методы борьбы с террором устарели и нужно вырабатывать новые методы и подходы для борьбы с этим злом. Поэтому в начале 1900-х гг. в недрах имперских спецслужб началась подготовка к их реформированию.

С.В. Зубатое

Товарищ министра внутренних дел П.Н. Дурново, служивший в Департаменте полиции в 1881–1884 гг., начал проведение кардинальных изменений в структуре охранки.

С осени 1902 г. в главных провинциальных городах учреждаются розыскные пункты, переименованные затем в Охранные отделения. Они занимались исключительно ведением политического розыска. В основе работы Охранных отделений лежали деятельность агентуры, наружное наблюдение и перлюстрация частной корреспонденции. К этим методам можно добавить и выбивание показаний из арестованных революционеров. Практиковавшийся до этого эпизодический шпионаж в революционной среде ввели в систему, и он получил название «института сотрудников». В Департаменте полиции реорганизовали Особый отдел, который должен был координировать всю розыскную политическую работу в границах империи. Возглавил Особый отдел Департамента полиции полковник С.В. Зубатов, лучший практик и новатор розыскного дела того времени. Система, основанная на деятельности Охранных отделений Департамента полиции, составляла первый и самый серьезный барьер на пути террористов к цареубийству

С конца 1890-х гг. в Московском охранном отделении под командованием полковника С.В. Зубатова сложился костяк талантливых жандармских офицеров, впоследствии они играли ключевые роли в организации охраны Николая II. Для всех этих офицеров

был характерен высокий уровень профессиональной подготовки. Они прошли добротную школу сыска и хорошо усвоили уроки С.В. Зубатова по организации агентурной работы, а опыт Е.П. Медникова стал основой для организации филерской службы в масштабах всей империи.

Е.П. Медников

Приведем несколько имен офицеров из этого ряда прошедших розыскную школу в Московском охранном отделении: подполковник Сазонов, впоследствии он возглавит Петербургское охранное отделение; ротмистр Ратко сначала стал начальником Московского охранного отделения, а затем аналитического отдела в структурах, подведомственных Дворцовому коменданту; ротмистр Петерсен руководил Варшавским охранным отделением. Жандармский офицер ротмистр Б.А. Герарди, которого А.И. Спиридович называл «выдающимся офицером» 316 , возглавил Дворцовую полицию, охранявшую императорские резиденции. Сам А.И. Спиридович тоже был учеником полицейской школы полковника С.В. Зубатова, с 1906 г. – начальник отряда «подвижной» охраны, обеспечивавшего безопасность Николая II вне императорских резиденций.

Таким образом, Департамент полиции с начала 1900-х гг. противостоя революционному движению в России, уделял особое внимание борьбе с революционным терроризмом, направленным против первых лиц империи.

Группа филеров

А Московское охранное отделение стало своеобразной «кузницей» кадров для дворцовых подразделений охраны, что в немалой степени помогало координации их действий.

Исторические корни отечественной правоохранительной системы теряются в глубине веков. Немало было сделано во времена Петра Великого и Екатерины II. Однако, в целом, государственная структура и состав полицейских сил определился к началу XIX века. В 1860-е – 1880 – е годы проводились кардинальные изменения в рамках масштабной реформы всей системы правопорядка империи. Дальнейшие перемены, как правило, не затрагивали сложившиеся устои и контур управления, в целом, всей правоохранительной системой в стране.

Полицейские силы империи

В Российской империи в конце XIX - начале XX веков функционировала довольно сложная правоохранительная система, в ряде случаев дублирующая те или иные правоохранительные функции и задачи различными входящими в нее структурами и службами. Далее будет идти речь, в основном, об общих силах полиции, находившихся в ведении Департамента полиции МВД империи.

При этом за рамками публикации во многом остаются такие важные правоохранительные структуры, как жандармерия и охранные отделения, а также 9 министерств и ведомств, которые имели в своем составе военизированные подразделения, выполнявшие те или иные полицейские функции. Например, министерство промышленности и торговли ведало горно-полицейской стражей и фабрично-заводской полицией. В министерстве финансов состоял корпус пограничной стражи, таможенные подразделения, корчемная стража. Министерству юстиции подчинялись тюремная и конвойная стража, судебные приставы. Были схожие подразделения и в других министерствах.

Имелась в виде отдельной правоохранительной службы дворцовая полиция, обеспечивавшая охрану и правопорядок в императорских резиденциях и на прилегающих к ним территориях. Они же обеспечивали охрану и безопасность лиц императорской фамилии при их прогулках, выездах на отдых и во всех иных случаях согласно специальной инструкции. Дворцовые полицейские тесно сотрудничали со спецслужбой - III Отделением императорской канцелярии вплоть до ее упразднения в декабре 1883 года. В период формирования дворцовой полиции в 1861 году ее численность составляла 30 городовых. В 1905 году в дворцовой полиции по штату уже числилось 144 человека. Функции их тоже постоянно расширялись. Так, в обязанность дворцовых полицейских включили охрану и сопровождение «лиц, близких ко двору», а также проверку всех, кто имел доступ во дворцы и на охраняемые территории. И это несмотря на то, что с 1881 года охранные функции также несли собственная охрана царя, гвардейский пехотный отряд конвоя, отдельная железнодорожная воинская часть и другие дворцовые структуры безопасности и охраны. Дворцовая полиция была упразднена в апреле 1917 года постановлением Временного правительства.

Общие силы полиции подчинялись сначала Министерству полиции, а затем были переданы в ведение департамента полиции МВД. До середины XIX века все происходившие в правоохранительной системе перемены были связаны с поиском наиболее приемлемой и отвечавшей вызовам времени полицейской структуры империи. Как часто бывало, все реформы и новшества начинались со столицы. В октябре 1866 года столица империи была разделена на 38 полицейских участков вместо прежних 58 кварталов. При этом принцип деления города на 12 частей сохранился. Позже полицейские участки были созданы во всех городах империи. Все излишние полицейские структуры и должности были упразднены в целях снижения казенных расходов. Одновременно впервые был создан резерв полиции в качестве учебного подразделения для первичной подготовки вновь поступавших на службу в полицию.

В декабре того же года для несения патрульно-постовой службы была создана полицейская стража, состоявшая из околоточных надзирателей и городовых. Тогда же было разрешено состав городовых комплектовать из числа желающих добровольно служить по вольному найму. С той поры путь в полицию был открыт не только для отставных армейских нижних чинов, но и всех других, физически годных и способных нести полицейскую службу. Сословные состояния учитывались, но не являлись препятствием при поступлении на службу в полицию. Все новички должны были проходить обязательную начальную полицейскую подготовку в школе полицейского резерва.

В рассматриваемый период полицейские силы империи дополнялись новыми службами и подразделениями, что сопровождалось ростом общей численности полиции. С 1880 года департаменту полиции подчинялись охранные отделения, полицейские службы, отделения уголовного сыска, адресные столы и пожарные команды. В состав МВД, помимо перечисленных структур, входили специализированные подразделения полиции (речной, ярмарочной, портовой, железнодорожной) и полицейская стража. Имела полиция и свою заграничную службу.

Местные полицейские структуры, как правило, подчинялись губернскому полицмейстеру. Полицмейстеры из военных обычно имели чин полковника или генерал-майора, но числились на службе в полиции и носили полицейскую форму. Гражданские чиновники на таких должностях пребывали в чинах статского или действительного статского советника, что соответствовало V или IV классам согласно Табелю о рангах.

Однако в ряде крупных городов руководство полицией осуществлял градоначальник. На должность градоначальника обычно лично императором назначались военные чины и гражданские чиновники в ранге генерала или действительного статского советника. В обеих столицах эти должности часто занимали свитские чины из генерал-адъютантов императора.

В целом, проведенная во второй половине XIX века реформа правоохранительной системы империи привела к формированию новой полицейской структуры. Перемены затронули многие стороны полицейской службы, среди которых можно назвать следующие:
- созданы единые уездные полицейские управления во главе с исправниками;
- изменены принципы комплектования полиции: взамен нижних армейских чинов, негодных к строевой службе и направлявшихся на службу в полицию в порядке отбывания воинской повинности, после военной реформы 1874 года, отменившей рекрутский набор, был введен принцип вольного найма в полицию по контакту;
- увеличено жалование, введены пенсии, награждения за выслугу и иные льготы для большей привлекательности службы в полиции по вольному найму;
- пересмотрены функции полиции, часть из которых были переданы в другие правоохранительные структуры. Так, следственные действия возлагались на судебных следователей, а хозяйственные функции, благоустройство городов, продовольственное дело, контроль за состоянием дорог было передано в ведение земств и органов городского самоуправления;
- предписано было иметь полицейский резерв (учебные команды) в уездах;
- укреплено низовое звено полиции за счет введения должностей участковых урядников в уездах, а в городах увеличена численность околоточных надзирателей. Кстати, новая инструкция околоточным надзирателям, утвержденная министром внутренних дел, возлагала даже на дворников некоторые вспомогательные полицейские функции. Помимо дворников, среди осведомителей и добровольных помощников полицейских было немало швейцаров, извозчиков, официантов и других лиц, как правило, из сферы обслуживания.

Служба охранителей правопорядка и спокойствия в империи

В свое время император Павел I определил, что полицейские силы относятся к гражданскому ведомству. До этого полиция обычно комплектовалась из офицеров и отслуживших низших чинов. Поэтому долгое время в империи сохранялась смешанная система комплектации полицейских подразделений и служб как за счет военных, так и путем вольного найма на гражданские должности.

Согласно Уставу о службе по определению от правительства (1896 г.), при поступлении на государственную службу принимался во внимание и, при необходимости, проверялся уровень познаний кандидата. Если требовались по должности специальные знания, то они подвергались особому испытанию и проверке способностей сроком до 4-х месяцев. Этим же документом особо определялось, что российское юношество в возрасте от 10 до 18 лет должно проходить обучение и воспитание в российских учебных заведениях. Допускалось получение домашнего образования «со сдачей испытаний в гимназии», как тогда называли экзамены. В противном случае юноши, несмотря на происхождение и сословные привилегии, лишались права поступления на гражданскую службу в Российской империи.

Служба в полиции регулировалась гражданским законодательством империи. На полицейских чинов распространялись все положения о гражданской государственной службе, хотя по уже сложившейся традиции на службу в полицию могли поступать и военные чины. Такие условия поступления на службу были не во всех правоохранительных структурах империи. Например, в 1867 году на службу в Корпусе жандармов могли претендовать только армейские военные чины с образованием и стажем службы в строю не менее 5 лет. Позже ценз по выслуге снизили до 2-х лет. При этом надо было пройти предварительные испытания и сдать экзамены при штабе Корпуса жандармов. Несмотря на известное негативное отношение к «голубым мундирам» в обществе и в войсках, желавших перевестись из армии в жандармы всегда было больше, чем требовалось. Что касается вакансий нижних жандармских чинов, то они замещались исключительно отставными унтер-офицерами, которые принимались на сверхсрочную службу с обязательством прослужить в жандармерии не менее 5 лет. В 1880 году Отдельный корпус жандармов со штатом в 520 офицеров и 6187 нижних чинов вошел в состав МВД империи. Помимо политического сыска жандармам вменялась и борьба с уголовной преступностью. Особой задачей являлось поддержание правопорядка на транспорте.

Несмотря на то, что стал возможным вольный найм на должности в полицию, на службу брали далеко не всех. Так, даже желавшие поступить околоточным надзирателем, должны были отвечать следующим требованиям:
от роду иметь 25 - 40 лет;
крепкое здоровье и телосложение;
рост не менее 2 аршин 6 вершков (от 169 см.);
преимущественно русский, православный (иудеев не принимали вообще);
свидетельство об окончании курса трехклассного городского или уездного училища;
в ходе бесед оценивалось общее развитие, умение грамотно и логично излагать свои мысли устно и на бумаге (проводилось письменное испытание).
Обязательным условием были положительные сведения о кандидате от полиции по месту проживания, а для отставных нижних воинских чинов – аттестация или рекомендация из полка. Так что получить личную номерную нагрудную бляху или жетон полицейского в Российской империи было непросто.

Уголовный сыск – дело рискованное

Юрист Т.Л. Матиенко в своей докторской диссертации, посвященной организации сыска в России, выделяет 4 основных исторических этапа развития сыскного дела, начиная с IX века. А исследователь Лядов А.О. называет 3 таких периода, начиная с XV века. При этом принято считать, что в начальный период на территориях русских княжеств осуществлялись лишь отдельные функции уголовного преследования. С появлением Разбойного приказа (1539 г.), а затем Приказа сыскных дел (1687 г.) эта работа упорядочилась, однако, как и прежде, осуществлялась в рамках других функций власти. Конечно, в те годы формировались лишь зачатки будущей сыскной полиции империи. Создание уголовного сыска (позже его синонимом стало понятие «розыск») в виде особого вида правоохранительной деятельности и самостоятельной функции российской уголовной юстиции происходит во второй половине XIX − начале XX века. Объективно это подтверждается следующими историческими фактами: 1) в полиции были созданы штатные структуры сыскных отделений; 2) были законодательно оформлены специальные положения и нормы регулирования функции сыска; 3) стали активно разрабатываться и применяться в процессе сыска специальные методы и способы: негласное наблюдение, криминалистические исследования, агентурные и иные способы получения оперативной информации.

В своих публикациях офицер современной российской полиции Р. Очур отмечает, что приказом по полиции от 31 декабря 1866 года была впервые учреждена в полицейском штате столицы империи сыскная часть в составе 22 человек. Возглавлял новое подразделение начальник сыскной полиции. К оперативному составу относились 4 чиновника для поручений и 12 полицейских надзирателей. Дозволялось в установленных пределах брать на службу внештатных сотрудников. Однако для города с населением примерно 500 тыс. человек такая численность сыщиков была недостаточна.

Спустя 3 месяца столичный обер-полицмейстер генерал Ф. Трепов представил на утверждение штат нового подразделения в составе городской полиции. Штатным расписанием определялась численность сотрудников, их должности и чины, а также денежное содержание. Начальнику сыскной полиции было установлено 1500 рублей жалованья и дополнительно 700 рублей столовых денег и 600 рублей на разъездные расходы. Квартира предоставлялась от казны. Был установлен чин по должности VI класса, равный армейскому полковнику.

Чиновникам для поручений установили жалованье 1000 рублей и дополнительно: столовые деньги – 500 рублей, квартирные – 300 рублей и на всех 600 рублей на поездки или по 150 рублей каждому. По должности установили VII классный чин, равный в гражданской службе надворному советнику или военному чину подполковника. Такое же жалованье и другие равные денежные выплаты (кроме разъездных) были у делопроизводителя. Кстати, и такой же классный чин. Полицейский надзиратель получал 450 рублей в жалованье без каких-либо доплат. Имели XIV (низший) классный чин, соответствовавший коллежскому регистратору на гражданской службе и прапорщику в армии.

Для сравнения приведем размеры годового офицерского жалованья того же периода. Упомянутые военные чины получали: армейский полковник – 750 рублей, подполковник – 580 рублей, прапорщик – 300 рублей. Полицейские оклады в ту пору, как видим, были выше.
Дополнительно сметой расходов предусматривалось 2200 рублей на канцелярские траты и оплату вольнонаемных писцов. К тому же в распоряжении обер-полицмейстера столицы имелось 8000 рублей на оперативные расходы сыщиков.

В сыскной части скапливались все сведения о преступлениях, преступниках, подозрительных лицах и другие оперативно-розыскные материалы. На их основании ежедневно составлялись рапорты о всех происшествиях в столице и принимаемых мерах. За сыскную канцелярию отвечали делопроизводитель и два его помощника (старший и младший). Вместе с ними трудился чиновник «стола приключений». Он вел особый журнал обо всех происшествиях и преступлениях в столице, готовил ежедневные рапорта и, при необходимости, всеподданнейшие записки на имя царя. По этой должности полагался IX классный чин (титулярный советник или штабс-капитан). Годовое жалованье составляло 400 рублей, столовые и квартирные деньги – соответственно 200 и 150 рублей. Надо сказать, что вся эта, казалось бы, бумажная работа, требовала хорошего образования, умения грамотно и по существу излагать суть произошедшего, навыка самостоятельной работы и определенных аналитических способностей.

Создание столичной сыскной полиции положило начало формированию оперативно-розыскных подразделений во всей системе МВД империи. На местах ситуация по созданию сыскных структур затянулась и существовала в разных формах. Так, сыскное отделение в полиции Баку долгое время существовало лишь на бумаге. Штат был заполнен только в 1908 году после проведенной проверки состояния сыскных отделений в империи.

При этом при проверках отмечалась высокая текучесть кадров среди сыщиков. Причины были самые разные. Например, из сыскного отделения полиции г. Киева, по данным А.О. Лядова, в 1906 году выбыло:
- за переходом на другие должности - 3;
- уволено по прошениям - 5;
- уволено в дисциплинарном порядке -16;
- умерло - 1;
- изувечено преступниками -1;
- подвергнуто взысканиям в административном порядке -11;
- заболело расстройством психической сферы вследствие переутомления - 2.
Итого в течение года выбыло 39 человек или в среднем службу в полиции покидали по 3 сыщика в месяц. Если учесть, что в этот период в штате киевского сыскного отделения было 23 сотрудника, то за год его состав практически дважды обновился.

К сожалению, в ходе реформы общеуголовного сыска в 1907−1908 годах после известных революционных событий были допущены серьезные ошибки, мешавшие в борьбе с уголовной преступностью. Учрежденные отделения сыска в канцеляриях городских полицмейстеров привели к децентрализации всей системы сыска. С ущербом для дела сыска были объединены дознание и розыск в функционале сыскных отделений. При определении штатов отделений сыска не был учтен рост преступности в империи, в результате сил и средств у сыщиков было недостаточно. Города империи были разделены на 4 разряда в зависимости от численности населения. Всего было создано 89 сыскных отделения в составе полицейских управлений в губерниях и крупных городах империи. На результатах работы сказывалось и отсутствие системы профподготовки чиновников сыскных отделений. Ситуацию не выправил даже принятый в 1908 году специальный правовой акт об организации сыскной части и «Инструкция чинам сыскных отделений» 1910 года.

Продолжение следует...

Структурное построение , направления деятельности

С упразднением Третьего отделения собственной его им­ператорского величества канцелярии и Верховной распоря­дительной комиссии по охранению государственного поряд­ка и общественного спокойствия в составе Министерства внутренних дел был образован Департамент государственной полиции. По существу, он унаследовал задачи и функции Тре­тьего отделения, но не взял в свой штат ни одного сотрудника упраздненного ведомства.

После подписания императором указа от 15 ноября 1880 г. «О соединении Департамента государственной полиции и Полиции исполнительной в одно учреждение - Департамент государственной полиции», началось реальное создание но­вой спецслужбы. В соответствии с Указом была выстроена структура ведомства, рассчитано штатное расписание, опре­делен объем финансирования.

В 1883 г., с присоединением к Департаменту государствен­ной полиции судебного отдела МВД, ведавшего надзором за «политическими дознаниями», новый орган политического сыска получил свое окончательное название - Департамент полиции.

Круг обязанностей Департамента полиции был установлен статьей 362 «Учреждения Министерства»:

1. Предупреждение и пресечение преступлений и охране­ние общественной безопасности и порядка.

2. Ведение дел о государственных преступлениях.

3. Организация и наблюдение за деятельностью полицей­ских учреждений.

4. Охранение государственных границ и пограничных со­общений.

5. Выдача паспортов русским подданным, видов на жи­тельство в России иностранцам, высылка иностранцев из России и т. п.

6. Наблюдение за изготовлением, хранением и транспор­тировкой оружия и взрывчатых веществ.

7. Наблюдение за всеми видами культурно-просветитель­ной деятельности и утверждение уставов различных обществ, а также исполнение ряда второстепенных обязанностей.

Указанные полномочия были впоследствии детализирова­ны ведомственными инструкциями и распределены по струк­турам органа государственной безопасности.

Первоначально структуру Департамента государственной полиции составляли три делопроизводства:

Первое (распорядительное) ведало общеполицейскими делами и личным составом полиции.

Второе (законодательное) сосредоточило усилия на разра­ботке различных полицейских законопроектов, инструкций и циркуляров.

Третье, так называемое секретное делопроизводство, зани­малось вопросами политического сыска и руководило внут­ренней и заграничной агентурой Департамента полиции, ох­раной императора и его семьи, ведало наблюдением за революционной деятельностью в России, ее предупреждени­ем и пресечением.

Охранные отделения

Важнейшими звеньями системы политического сыска Российской империи стали местные органы Департамента полиции - охранные отделения («охранка»).

В 1880 г. создается Секрет­но-розыскное отделение при канцелярии Московского обер-полицмейстера и в Варшаве открывается Третье охранное отделе­ние.

К концу 1902 г. министр внутренних дел В.К.Плеве создает розыскные отделения еще в восьми городах - Виль­но, Екатеринославе, Казани, Киеве, Одессе, Саратове, Тиф­лисе и Харькове. В следующем году по ходатайству началь­ников этих органов они из розыскных переименовываются в охранные отделения. Центральным розыскным органом Российской империи стало Санкт-Петербургское охранное отделение. С декабря 1906 г. по инициативе известного правоведа М.И. Трусевича, поддержанной П.А. Столыпиным, начина­ют создаваться районные охранные отделения, охватывающие несколько губерний. Главной задачей районных охранных отделений являлось объединение деятельности всех имеющихся в конкретном регионе органов политического розыска. Иными словами, это была попытка привести в соответствие границы деятель­ности органов политического розыска с границами деятель­ности антиправительственных организаций.

Организация работы охранных отделений

Силы и средства, а также каналы получения оперативной информации охранными отделениями, согласно внутренней инструкции, составляли:

1. Жандармские унтер-офицеры, чиновники охранного отделения и в розыскных органах приставы, околоточные, полицейские надзиратели, причисленные к охранному отделению, которые как официальные лица производят выясне­ния и расспросы, но секретно, под благовидным предлогом

2. Внутренняя, совершенно секретная и постоянная аген­тура, задача которой заключается в обследовании преступных революционных сообществ и уличении для привлечения су­дебным порядком членов их.

3. Агенты наружного наблюдения, или филеры, которые ведя наружное наблюдение, развивают сведения внутренней агентуры и проверяют их.

4. Случайные заявители, фабриканты, инженеры, чины Министерства внутренних дел, фабричная инспекция и пр.

5. Анонимные допросы и народная молва.

6. Материал, добытый при обысках, распространяемые прокламации, революционная и оппозиционная пресса и пр.

Каждое охранное отделение состояло из канцелярии и отделов: наружного (филерского) наблюдения и агентурно­го, ведавшего внутренним наблюдением за подпольными организациями.

В соответствии с «Положением о районном охранном от­делении» 1907 г. служащие канцелярий охранных отделений должны были специализироваться по отдельным революци­онным организациям.

В охранных отделениях были заведены следующие регис­трационные документы:

1. Дневники агентурных сведений, доставляемых секрет­ными сотрудниками, отдельно по каждой организации, и к ним отдельный листковый алфавит лиц, упоминаемых в этих дневниках.

2. Дневники наружного наблюдения с соответствующими сводками, отдельно по каждой организации.

3. Листковый алфавит лиц, сведения о коих имеются в данном отделении, а также разыскиваемых лиц по установ­ленной форме.

4. Листковый алфавит домов, проходящих по наблюдению агентуры или переписке с выписками из домовых книг на листках 3-х цветов.

5. Особые наряды по каждой организации отдельно, с об­разцами всех прокламаций данной фракции.

Особые дела по каждой организации отдельно (комитет­ские), куда подшиваются в хронологическом порядке все бу­маги, имеющие значение для освещения деятельности дан­ной партии и принимаемых против нее мер.

Необходимая оперативная информация поступала в Де­партамент полиции по многим каналам, но основными счи­тались перлюстрация писем, внешнее филерское наблюдение и внутреннее агентурное наблюдение.

Филерская служба

Основной задачей филеров был визуальный контроль за объектами заинтересованности тайной полиции и розыск государственных преступников по приметам и признакам ведения. Филеры считались передовым отрядом «охранки». Основой работы филера, как и других сотрудников «охран­ки», была конспирация.

Основной задачей филера было проследить, запомнить и сообщить «охранке» особенности внешности, поведения, одежды и движения наблюдаемого. Установить маршруты его движения, посещаемые адреса, сколько пробыл, в котором часу вышел, и т. д. Предписывалось запомнить, а при возмож­ности и выяснить фамилии, имена, места работы и житель­ства лиц, с которыми встречался объект наблюдения. Самое главное было - не упускать наблюдаемого из виду, пока его не примет под наблюдение другой филер. Сыщики должны были вести слежку незаметно как для объекта их интереса, так и для окружения.

О своей работе филеры подавали письменный отчет в форме ежедневных рапортов и еженедельных сводок. Доне­сения филеров подшивались в особую тетрадь, приобщаемую к делу на организацию или лицо.

Внутреннее агентурное наблюдение

И все же элитой «охранки», ее гордостью были не филе­ры, а агенты внутреннего наблюдения, внедряемые в поли­тические организации (провокаторы в партийной среде). Существовал также институт осведомителей, которые в отли­чие от агентов в антиправительственных организациях не со­стояли и потому не участвовали в противоправной деятель­ности. Как правило, осведомителей вербовали из числа дворников, лакеев, официантов и лиц других профессий, час­то находящихся по роду своих занятий в местах большого скопления людей. Наиболее ценились именно секретные со­трудники, и Инструкция 1907 г. по организации и ведению внутреннего наблюдения в жандармских и розыскных уч­реждениях особо подчеркивала: «Следует всегда иметь в виду, что один, даже слабый секретный сотрудник, находящийся в обследуемой среде («партийный сотрудник»), несоизмеримо даст больше материала для обнаружения государственного пре­ступления, чем общество, в котором официально может вра­щаться заведующий розыском. Поэтому секретного сотрудни­ка, находящегося в революционной среде или другом обследуемом обществе, никто и ничто заменить не может».

Получаемую информацию агент в целях собственной бе­зопасности представлял в виде обезличенных донесений, подписанных псевдонимом. Таким образом, даже если доку­мент попадал в руки постороннего лица, невозможно было установить ни фамилию источника сведений, ни его возраст, ни его пол, ни его профессию.

Схема организации политического розыска определялась ситуацией в стране.

Перлюстрация корреспонденции

Достаточно полновесным источником получения «охран­кой» информации являлась перлюстрация, или тайное вскрытие почтовых отправлений.

Устав уголовного судопроизводства (ст. 368 и ст. 1035) до­пускал контроль корреспонденции уголовно преследуемых лиц с санкции окружного суда. Однако тайную полицию ин­тересовала переписка несравненно большего круга лиц, чем отдельные уголовные преступники.

С согласия высшей государственной власти этот «интерес» удовлетворялся, хотя при этом нарушалась неприкосновен­ность частной корреспонденции, охраняемой законом, при­чем людьми, призванными следить за исполнением законов.

Обработка корреспонденции производилась в так называемых черных кабинетах, обычно размещавшихся в зданиях почтамтов. Подбор служащих про­изводился из числа наиболее проверенных чиновников, обладающих знанием иностранных языков. Поступающие давали подписку о неразглашении характера своей работы.

Отбор материалов для изучения из общего потока писем производился в соответствии со списками лиц, интересую­щих тайную полицию. Кроме этого, перлюстраторы отбира­ли документы по собственному усмотрению, руководствуясь своим умением, выработанным в процессе многолетней де­ятельности, выявлять признаки почерка представителей тех или иных политических партий, интересующих спецслужбу. Учет информации, полученной в процессе перлюстрации, осуществлялся в форме выписок из писем.

Информационно - аналитическое обеспечение оперативной деятельности «охранки»

Особенностью работы Департамента полиции являлось сочетание агентурной работы с обработкой и картотечным учетом информации. Причем каждая из этих форм работы взаимно активизировала другую: для роста банка данных не­обходимо увеличивать число агентов, что вело к получению и учету новой информации. При организации данной рабо­ты руководители спецслужбы исходили из соображения, что не всю получаемую оперативную информацию «охранка» могла сразу реализовать. Отдельные факты должны накапли­ваться, анализироваться, другие служить «справочным мате­риалом» и т. д. Получив по праву преемника Третьего отде­ления его архивы, охранка к 1914 г. довела число учтенных материалов до миллиона карточек.

Информация в отношении конкретных объектов заинтере­сованности охранки, находящихся под наблюдением, учитыва­лась в виде личных карточек, содержащих данные о личности (имя, возраст, пол, адрес, отпечатки пальцев, фотографии), а также листосводок наружных наблюдений. Последние пред­ставляли собой схему, на которой объект наблюдения был представлен кругом, соединенным линиями со своими свя­зями, каждой из которых соответствовала особая карточка. И чем ближе к объекту наблюдения была связь, тем ближе сим­вол, отображающий эту связь на схеме, был к кругу, обозна­чающему объект. Чем толще была линия, соединяющая на схеме объект с его связью, тем больше контактов они имели по данным наблюдения.

Это была своего рода революция в обработке и анализе данных, получаемых тайной полицией, так как создавалась возможность наглядно взглянуть на ту или иную организа­цию, изучить характер взаимоотношений в ней, проанализи­ровать эффективность действий наружного наблюдения и внутренней агентуры по разложению организации и др. Од­нако в реальной жизни все оказалось сложнее. Схемы были перенасыщены второстепенными, а зачастую и вообще не имевшими отношения к объекту изучения связями. Весьма сложно оказалось проранжировать связи по близости к объекту.

Существовал Департамент полиции, который осуществлял управление полицией в государстве на протяжении 30 лет, до самого переворота и создания

Образование государственного органа

Образован он был 6 августа 1880 года как некий преемник всех прав и догм Третьего Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, который также входил в состав и попадал под положения департамента

Самым первым названием этого органа было «Департамент государственной полиции», в него входили такие ведомства, как охранное, полицейское, сыскное, подконтрольными были все пожарные части и адресные столы по всей территории страны.

Конец существования Департамента

23 марта 1917 года Департамент был распущен в связи с революцией и сменой власти, а вместо него власть приказала создать так называемое Управление по делам безопасности граждан и по делам общественной полиции, чтобы на время переворотов существовала хотя бы временная полиция. Лозунг «За Веру, Царя и Отечество» после этого был забыт.

Перерождение Департамента в новом государственном органе

Чуть позже, почти через полгода, это управление стало называться главным, что давало ему государственные права и полную законность, в отличие от предыдущего государственного ведомства. В задачи этого Департамента полиции входила организация деятельности милиции на местах, полный контроль того, что она делает, а также охрана границ, военнопленных, иностранных послов и гостей высшего эшелона власти, прибывших в СССР.

Список отделов Департамента

В конце 1917 года Департамент состоял из девяти отделов, называемых делопроизводством, а также секретных отделов и канцелярий. Структура Департамента была следующей:

  • 1-й отдел - самая первая вариация Департамента, которая существовала еще при Империи. Занималась всеми полицейскими делами, а также выпиской на назначения наград, пособий, пенсий. Регулировал все дела, которые касались поддельных денег, разбирал бумаги о возвращении на родину беженцев.
  • 2-й отдел занимался общегосударственными делами во времена Российской Империи. Оформление законов об общественных мероприятиях, например, как нужно себя вести, какие выступления пропускать, а какие запрещать. Создавал такие лозунги, как «За Веру, Царя и Отечество», «Съ нами Богъ» и т. д. Занимался созданием законов о приеме и ввозе транспорта на территорию империи.

  • 3-й отдел занимался розыском политических преступников, а также борьбой с массовыми движениями партий, забастовками и митингами. Управлял охраной самого императора и был полностью секретным. Стало известно о нем только после того, как все дела этого отдела были переданы в так называемый Особый отдел, в котором хранились все данные о политических партиях и движениях в царской России.
  • 4-й отдел - департамент полиции совершал наблюдения за всеми массовыми работам, а также полностью контролировал все крестьянские движения.
  • 5-й отдел исполнял особые решения Министерства внутренних дел, за что был прозван исполнительным.
  • 6-й отдел контролировал изготовление и хранение взрывчатых веществ (патроны, взрывчатка, а также химические вещества). В обязанности 6-го отдела было введено отслеживание и контроль всей золотопромышленности и нефтепромышленности, которая начинала свое развитие в Российской империи.

  • 7-й отдел - «наблюдательный», составлял и содержал все архивные записи дознаний, дела о революционных деятелях определенных групп лиц (партии, съезды). В обязанности седьмого отдела также входило содержание и архивация переписок тюремного назначения (обо всех чрезвычайных ситуациях в тюрьмах, о побегах, рассмотрение апелляций и продления срока).
  • 8-й отдел представлял собой центр по управлению всеми сыскными агентствами и органами уголовного розыска в Российской империи.
  • 9-й отдел занимался всеми делами, связанными с разведкой и контрразведкой, связью с союзными державами и обсуждениями планов по поводу вражеских государств.
  • Отдел шифрования Департамента полиции гарантировал полную секретность и хранение переписки царской семьи, расшифровывал вражеские послания, вырабатывал новые способы расшифровки и зашифровки писем.

Департамент полиции, его структура и функции (1880-1917 гг.)

6 августа 1880 г. в России образовалось новое учреждение - Департамент государственной полиции, ставший высшим органом политической полиции в Российской империи.

Первые месяцы существования Департамента были временами, когда создавалась его структура и определялись основные функции. Активную роль в этом процессе играл сам Лорис-Меликов, теперь уже министр внутренних дел и шеф жандармов.

Первоначально Департамент полиции был создан в составе трех структурных частей, которые назывались делопроизводствами: 1-е делопроизводство - распорядительное, 2-е делопроизводство законодательное, 3-е делопроизводство секретное. Во главе Департамента полиции стоял директор. По первоначальному штатному расписанию он имел одного вице-директора, в дальнейшем с расширением структуры и функций Департамента количество их доходило до 4-х.

После создания Департамента государственной полиции работа по объединению полицейских учреждений продолжалась.10 ноября Лорис-Меликов представил императору очередной доклад, который назывался "О полном слиянии высшего заведования полицией в одно учреждение - Министерство внутренних дел". В докладе предлагалось объединение Департамента государственной полиции и Департамента полиции исполнительной. Особо отмечалась необходимость передачи в Департамент государственной полиции только тех функций, которые носили "строго полицейский характер", остальные обязанности Департамента полиции исполнительной предлагалось передать в другие департаменты министерства и в Департамент общих дел ГА РФ. Ф. 109. 1 эксп. 1880. Д. 98. Л. 28-28об. Всеподданнейший доклад императору (копия)..

По поводу личного состава Лорис-Меликов писал:". руководствуясь убеждением о необходимости возможного ограничения числа служащих. Я признавал бы соответственным образом Департамент из меньшего числа чиновников, даже сравнительно с действительным составом каждого из отдельных учреждений ныне соединяемых". В бывшем III Отделении число чиновников в последнее время доходило до 71, "в Департаменте полиции исполнительной до 57 человек. В проектируемом штате число чиновников определяется 52 лицами, такое сокращение представляется возможным посредством сосредоточения делопроизводства в руках опытных и способных должностных лиц, доказавших усердие и знание дела" Там же. Ф. 102. Оп. 302. Д. 707. Исторический очерк организации и деятельности Департамента полиции. Л. 4-5..

По существу деятельность нового учреждения начиналась едва ли не с нуля, ибо практически весь состав сотрудников III Отделения остался за "бортом". Правда, на этот счет среди историков есть различные мнения. Так Ф.М. Лурье считает, что все сотрудники III Отделения стали сотрудниками Департамента. В то же время Ч. Рууд, С. Степанов пишут, что "в момент управления III Отделение насчитывало 72 служащих, 21 из них изъявил желание перейти в новое учреждение. Департамент государственной полиции строго подошел к отбору кандидатов и принял лишь немногих, особо доверенных" Рууд Ч., Степанов С. Фонтанка, 16. Политический сыск при царях. М., 1993. С. 82-83. Лишь единицы из них отвечали требованиям, предъявлявшимся к сотрудникам Департамента. М.В. Сидорова, исследовавшаяся специально этот вопрос, утверждает, что после упразднения III Отделения чиновники этого ведомства были уволены с пенсиями, соответствующими количеству проработанных ими лет, многие чиновники подали прошение о зачислении в Департамент полиции.21 прошение было удовлетворено. "Приоритет отдавался чиновникам особых поручений, архивистам и канцелярским служащим" Сидорова М.В. Штаты III отделения с.е.и.в.к. // Из глубины времен. № 4. 1995. С. 3-9..

Формирование личного состава Департамента полиции было затяжным. Старые кадры не подходили как по своим профессиональным качествам, так и в силу того, что часть из них были жандармами, людьми военными. Лорис-Меликов, министр внутренних дел, стремился к тому, чтобы новое учреждение состояло из "законников", лиц гражданских и с юридической подготовкой. По существу формирование кадрового состава Департамента полиции началось со времени подписания императором 15 ноября 1880 г. Указа о присоединении Департамента полиции исполнительной к Департаменту и государственной полиции.

Согласно ст.362 "Учреждения Министерства", Департамент обязан был заниматься вопросами:

1) предупреждение и пресечение преступлений и охранение общественной безопасности и порядка;

2) ведение дел о государственных преступлениях;

3) организация и наблюдение за деятельностью полицейских учреждений;

4) охранение государственных границ и пограничных сообщений; выдача паспортов русским подданным, видов на жительство в России иностранцам, высылка иностранцев из России; наблюдение за всеми видами культурно-просветительной деятельности и утверждение уставов различных обществ Свод законов Российской Империи. 1892. Т. I. Ч. 2. Раздел. VI. Ст. 362.. Закрепленные в своде законов Российской империи эти функции более детально были разработаны в самом Департаменте и были распределены по его структурам.

1 марта 1881 г. в результате террористического акта был убит Александр II. Последствия этого трагического события отразились на многих сторонах жизни России, в том числе на характере и направлении реформы полиции. С либерализмом Лорис-Меликова было покончено. Были положены под сукно и планы дальнейшего объединения всех полицейских служб в рамках единой управленческой структуры. Изменения происходили только по линии усовершенствования самой структуры Департамента полиции, и первое время это делалось уже под руководством нового директора Департамента Плеве. В российских политических верхах, как известно, возобладала жесткая репрессивная линия по отношению не только к революционному движению, но и к либеральным начинаниям и взглядам. Соответственно оценивалась и деятельность Лорис-Меликова. В этой связи показательна оценка, которую дал Лорис-Меликову и его реформам известный в полицейских кругах деятель и автор книг по истории революционного движения, заведующий агентурой дворцовой охраны А.И. Спиридович. И своих воспоминаниях он писал: "В упоении собственной славы, Лорис-Меликов в одном из своих всеподданнейших до кладов красиво изобразил государю то успокоение и благополучие, которого он достиг якобы в империи своими либеральными мерами, смешав непозволительно для государственного человека в одну кучу народ, либеральное общество, политиканов и революционеров. За тот знаменитый доклад, образчик безграничного самомнения, легкомыслия и политического невежества со стороны министра внутренних дел, Россия заплатила, спустя немного времени, жизнью своего царя-освободителя" Спиридович А.И. Записки жандарма. М., 1991. С. 35 -- 36..

Как глава Департамента Плеве был включен в созданную в мае 1881 г. Комиссию, которая была призвана подготовить "Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия" Подробнее см.: Зайончковский П.А. Кризис самодержавия на рубеже 1870-1880 годов. М., 1964. С. 401-410; Мулукаев Р. С. Полиция в России (XIX в. - нач. XX в.). Н. Новгород, 1993. С. 45-46; Дейли Д. Положение об охране 14 августа 1881 г. и репрессивная политика императорской России // Политический сыск в России. История и современность. СПб., 1997. С. 71-76. Одновременно стоит отметить, что в Комитете министров Положение об охране и отдельные его постановления подвергались критике. См.: Красный архив. 1929. № 1(32). С. 217.. Из последующей переписки видно, что Плеве был одним из самых активных и деятельных членов Комиссии.

Положение было утверждено 14 августа, а опубликовано 8 сентября ПСЗ Собр. 3-е. Т. 1. № 350. Оно вводилось как временное, сроком на 3 года. Однако, действие его постоянно продлевалось и оно просуществовало до Февральской революции, оставаясь "одним из самых устойчивых основных законов Российской империи" Ленин В.И. Поли, собрание сочинений. Т. 9. С. 331. Положение от 14.08.1881 г. предусматривало возможность введения в некоторых губерниях России двух стадий исключительного положения: о состоянии усиленной охраны губернии и состоянии чрезвычайной охраны. Эти положения расширяли полномочия МВД, а министр наделялся неограниченными правами. Расширялись также полномочия местных властей на случай активных революционных выступлений. Положение о чрезвычайной охране вводилось в губерниях решением Комитета министров, утверждаемым императором. Объявления местности на Положении усиленной охраны мог осуществлять министр внутренних дел, если же губерния входила в состав генерал-губернаторств, то такие полномочия имел генерал-губернатор. Последним давалось право издавать обязательные постановления "по предметам, относящимся к предупреждению нарушения общественного порядка и государственной безопасности.", чем порой генерал-губернаторы злоупотребляли (генерал-губернаторы или главноначальствующие в условиях чрезвычайного положения имели огромные полномочия). Применение этого положения привело к тому, что в начале 20 в. режим усиленной охраны распространялся более чем на 1/3 населения страны Мулукаев Р.С. Полиция в России (XIX в. -- нач. XX в.). Н. Новгород, 1993. С. 46. Положение во многом определяло работу Департамента полиции и учреждений политического сыска.

На началах автономии, в июне 1881 г. к Департаменту государственной полиции был присоединен Судебный отдел, который состоял, в свою очередь, из двух структур (1-го и 2-го делопроизводств). Местными органами, посредством которых Департамент полиции осуществлял свою охранительно розыскную работу, были губернские жандармские управления и областные жандармские управления (далее ГЖУ, ОЖУ), жандармско-полицейские управления железных дорог (далее ЖПУ ж. д.), розыскные пункты, охранные отделения, районные охранные отделения (далее РОО, 1907-1917 гг.). Эти учреждения в своей оперативно-розыскной и наблюдательной деятельности подчинялись Департаменту, а по строевой, хозяйственной, инспекторской - Отдельному корпусу жандармов.

Департамент полиции просуществовал 35,5 лет. За это время происходили изменения в его структуре, постоянно росло количество делопроизводств и к февралю 1917 г. он работал в составе 10-ти основных структурных частей. Структура его постоянно совершенствовалась, менялись функции некоторых делопроизводств, часто функции одного делопроизводства передавались другому, делопроизводства сливались и разъединялись.

Революция 1905-1907 гг., ее сила, размах вскрыли слабость полицейской службы в России и вызвали замешательство в высоких сферах. О неустойчивости всего полицейского аппарата, растерянности властей перед поднявшейся волной революционного движения свидетельствует то, что с марта 1! Х) 5 г. по июнь 1906 г., т.е. всего за полтора года, сменилось пять директоров Департамента полиции (А.А. Лопухин, С.Г. Коваленский, Э.И. Вуич, Н.П. Гарин, М.И. Трусевич). Впоследствии, касаясь 1905 г., бывший директор Департамента полиции, а затем товарищ министра внутренних дел С.П. Белецкий писал: "События 1905 г. - результат непринятия своевременно решительных мер, что в свое время было результатом неосведомленности розыскных органов вследствие неудовлетворительной постановки политического розыска, почему все подготовительные работы революционеров прошли незамеченными или были учтены недостаточно серьезно местными розыскными органами".

Период с декабря 1906 г. по февраль 1907 г. оказался поворотным и самым насыщенным как в деле проведения внутренних, реорганизаций в системе Департамента полиции, так и политического розыска в целом. В это время создаются новые учреждения политического сыска - районные охранные отделения, усиливается сеть охранных отделений. Была создана Комиссия, которая должна была выработать предложения по пересмотру структуры и функций полиции в целом, известная в истории как "Комиссия сенатора Макарова по преобразованию полиции в Империи".

С 1 января 1907 г. в Департаменте полиции была введена в действие новая Инструкция об обязанностях "делопроизводств" Департамента полиции, которая вносила определенные изменения в деятельность 1-го, 2-го, 3-го и 6-го делопроизводств и Особого отдела. Создавалось новое, 4-е делопроизводство. Все изменения были нацелены на более результативную борьбу с революционным движением.

С 1910 г. в 4-м делопроизводстве заводятся специальные дела о неблагонадежности должностных лиц. Неуверенность в лояльности государственных служащих была настолько велика, что заводится огромная переписка по проверке персонала Военного министерства, торговли и промышленности, Министерства юстиции, путей сообщения, финансов, Министерства внутренних дел, морского, иностранных дел, народного просвещения, Императорского двора, дворцовой полиции. Волнения в армии и на флоте заставляют правительство следить за политической благонадежностью новобранцев, и проверка их идет еще до призыва в армию. В зависимости от отзывов они направляются в соответствующие части. разу же по организации структуры была разработана номенклатура дел этого делопроизводства. Учитывая ее специфику, особенно той части, которая касалась наблюдения по губерниям, представляется целесообразным дать ее краткую характеристику. В соответствии с циркуляром, в обязанность Департамента и его 6-го делопроизводства вменялось наведение справок по запросам различных учреждений, о политической благонадежности лиц, поступающих на земскую и государственную службу. Особенно тщательно в этом плане должны были проверяться учителя земских школ и лица, поступавшие в придворное ведомство.

Занимаясь вопросами политического сыска, местные и центральные власти постоянно сталкивались с необходимостью централизовать и реорганизовать общегосударственный сыск. Директор Департамента полиции Трусевич неоднократно беседовал со Столыпиным по этому вопросу, отмечая, что в России не было "должного порядка" в борьбе с уголовной преступностью. В результате, в декабре 1907 г. была опубликована для внутренних нужд записка за подписью Столыпина, скрепленная Трусевичем, "Об организации сыскной части". В ней указывалось, что только в столицах и нескольких наиболее крупных центрах России учреждены сыскные отделения, "специально. оборудованные для раскрытия преступлений", "вся остальная Россия с целым рядом крупных и весьма бойких пунктов и со всеми мелкими городами и внегородскими поселениями совершенно лишена всякой обеспеченности в деле борьбы с уголовно-наказуемыми выступлениями", что именно по этим преступлениям имеется наиболее высокий процент нераскрытых преступлений. Поэтому правительство признает необходимым приступить к упорядочению вопроса об уголовных преступлениях, предлагая расширить сеть сыскных отделений, увеличить средства, выделяемые для этой работы.

В мае 1910 г. в Комиссии по судебным реформам Государственной думы рассматривался вопрос "Об организации сыскной части в областях: Сыр-Дарьинской, Самаркандской, Ферганской, Семиреченской и Закаспийской". Соответствующий доклад был представлен военным министерством, так как Туркестанский край управлялся по особому положению и в административном отношении был подчинён военному министру. В докладе указывалось, что далее откладывать организацию сыскных отделений в Туркестанском крае невозможно. "С проведением двух железнодорожных линий, - отмечалось в докладе, - замечается большой наплыв людей из внутренних губерний России и с Кавказа, преследующих цели легкой наживы за счет местных обывателей, мало огражденных от злонамеренных на них посягательств вследствие крайней малочисленности полиции. При этом особенно развращающим образом такой элемент влияет на местное туземное население, которое, видя во многих случаях безнаказанность преступлений, составляет себе ложное понятие о слабости русской власти и легко начинает следовать примеру порочных пришельцев". Доклад возымел действие и в скором времени сыскные отделения были созданы.

В марте 1910 г., уже при новом директоре Н.П. Зуеве, образуется "Особое управление" - "секретарская часть". Секретарская часть" передавалась в непосредственное заведование секретаря при директоре Департамента, которому притаивались права и обязанности вице-директора.

оперативная розыскная департамент полиция

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...