Порядок ликвидации академической задолженности. Регламент проведения экзаменов и зачетов Пересдать зачет

Замечено, что у студента, появляющегося на лекциях и семинарах реже, чем в ночных клубах, возникает опасная мутация – вырастает «хвост». И обычно даже не один. Многохвостый монстр, ещё недавно бывший весёлым студиозусом, нервно мечется от кафедры к кафедре. А в деканате «охотники за многохвостыми» уже готовят приказ об отчислении…

Студенческий «хвост», или академическая задолженность – это пробакланенное или сданное на «неудовлетворительно/не зачтено» контрольное мероприятие (зачёт, экзамен, контрольная или курсовая работа). Появление «хвоста» грозит не только потерей стипендии, но и выпиныванием мутанта за пределы ареала обитания нормальных студентов. Если хвостатый мутант – мужского пола, то очень вероятно его попадание в ряды нашей доблестной армии.

К счастью, хвостатость лечится. Но только в том случае, если принять срочные медицинские меры на ранних стадиях заболевания.

Процесс лечения – это ликвидация академической задолженности. Или, проще говоря, сдача «хвостов». Анекдот про студентов из Африки, которым деканат рекомендовал сдавать «хвосты» на втором этаже все помнят, да?

Ну давайте поподробней – как возникает академическая задолженность, как её сдавать и что делать, если самолечение не помогает.

Профилактика «хвостов»

Как показывает практика, большинство первокурсников могло бы избежать появления «хвостов», если бы… Если бы просто внимательно изучили правила сдачи сессии. Именно в . Многие вылетают по глупейшим причинам:

  • «А я не знал, что из-за несданного зачёта не допустят к экзамену!»
  • «А что, если на экзамен не прийти – поставят неуд? Нифига себе!»
  • «А почему из-за ненаписанного реферата меня к зачёту не допустилииии… Плак-плак-плак!»

И коронное: «Блин, а когда начинается зачётная неделя?! Что, уже прошла?!».

Вот 5 простых правил, знание которых существенно снижает риск образования академических задолженностей:

№1. Выясните сроки сессии. Обратите внимание не только на даты испытаний, но и на продолжительность зачётной недели. Если вы её прогуляете, и явитесь сразу к первому экзамену – вас ждёт неприятный сюрприз. По правилам, к экзаменам допускаются только студенты, сдавшие все зачёты . Вот прямо на лбу себе это запишите!

№2. Изучите условия допуска к зачётам. Многие преподаватели не допускают к зачётам студентов, которые не написали реферат, доклад, эссе или другую работу, выполнение которой входит в учебный план. Недопуск может возникнуть из-за несдачи контрольной, практической, лабораторной. Представьте себе состояние студента, который приходит на пересдачу зачёта, и только там выясняет, что надо было написать реферат! Вы ведь не хотите оказаться на его месте?

№3. Изучите условия допуска к экзаменам. Помимо обязательной сдачи всех зачётов, условием допуска может быть сдача различных учебных работ и коллоквиумов . Некоторые преподаватели бдительно отслеживают посещения студентов и заставляют «отрабатывать» пропущенные семинары, показывать конспекты пропущенных лекций. В МГУ вообще ввели балльную систему контроля за успеваемостью в течение семестра и установили контрольные точки проверки знаний. Недобрал баллов? Лови «хвост». Звери! Но они в своем праве.

№4. Узнайте, за сколько экзаменов, несданных в течение основной сессии (именно в течение основной, без учёта дополнительного срока для сдачи задолженностей!) отчисляют из вашего учебного заведения. Обычно критическим порогом являются два, максимум три экзамена – их разрешают сдать в дополнительную сессию. Да, где-то разрешают даже все экзамены пересдавать (например, четыре). Но в крутых вузах – крутые правила. Студент легко может вылететь и за два экзамена, если в основную сессию не уложился.

№5. Если вы уж обзавелись «хвостами», обязательно выясните сроки сдачи задолженностей. Лучше всего, если вы скачаете на сайте вуза или попросите прямо в деканате «Положение о ликвидации академической задолженности». Если уж вам дают ещё один шанс, не пробакланьте хотя бы его.

Можно ли подчистить «хвосты» до конца сессии?

Если вы не сдали зачёт или экзамен, но у вас ещё есть время на пересдачу в течение экзаменационной сессии – это, строго говоря, ещё не настоящий «хвост». А так, «хвостик». В течение сессии выделяется по одному дополнительному дню для пересдачи каждого экзамена.

Интересно, что пересдача экзаменов в течение основной сессии – это далеко не ужас-ужас, а шанс получить хорошую оценку. К первой пересдаче преподаватели относятся более-менее лояльно. Некоторые даже разрешают студентам, получившим «хорошо», пересдать на «отлично». Гораздо чаще, правда, на пересдаче снижают оценку на балл, но получить в зачётку «хорошо» вместо «удовлетворительно» – это тоже неплохо. Не исключена даже возможность получения красного диплома (он выдаётся при отсутствии троек и при наличии 75% пятёрок). Так что на пересдачи в течение экзаменационной сессии идут не только двоечники, но и отличники.

С зачётами и проще, и сложнее. Некоторые студиозусы умудряются в течение сессии приходить на зачёт к преподавателю по 10 – 15 раз!

Как правило, хотя бы раз пересдать зачёт можно в течение зачётной недели. Это позволяет даже тем, кто не смог получить заветную роспись преподавателя с первого раза, успеть с закрытием всех зачётов к началу экзаменов.

Если вам это не удалось, все силы бросайте на сдачу зачётов. Пока с ними не разберётесь – к экзаменам вас не допустят. Поэтому в то время, когда ваши сокурсники отвечают на экзаменах, гоняйтесь за преподавателями, которым нужно пересдать зачёт.

Некоторые студенты считают зачёты менее важными, чем экзамены. Во-первых, их обычно сдавать легче. Во-вторых, оценка не ставится. Вот и возникает впечатление, что по сравнению с экзаменом это «мелочь». Но эта мелочь может здорово испортить вам жизнь! В дополнительную сессию во многих вузах зачёты уже не принимают.

Разобраться с зачётами крайне важно хотя бы до момента пересдач. В большинстве вузов для студента, который провалил три экзамена в течение основной сессии, отчисляют. А в некоторых вузах достаточно даже двух предметов. Поэтому нужно успеть хотя бы на пересдачах сдать тот минимум дисциплин, который позволит вам досдать остальные «хвосты» в рамках дополнительной сессии.

Возможно, вас слегка утешит информация о том, что первые пересдачи экзаменов обычно назначаются на самые последние дни основной сессии. Вот почему некоторым студентам удаётся задолбать преподавателя пятнадцатью пересдачами зачёта!

Итак, на вопрос, можно ли разобраться с долгами до конца основной сессии, уверенно отвечаем: не только можно, но и нужно. Не стоит затягивать с пересдачами до наступления дополнительной сессии.

Что такое дополнительная сессия?

После каждого семестра устанавливается период, в течение которого «хвостисты» досдают всё, что не успели сдать в течение основной сессии. Это время называется дополнительной сессией. Её сроки устанавливаются согласно приказу о ликвидации академической задолженности.

Не стоит пусть дополнительную сессию с продлением сессии. Продление производится по уважительной причине. В этом случае производится условный перевод с академической задолженностью (разумеется, её следует ликвидировать в кратчайшие сроки, но непосредственная угроза отчисления пока ещё не появилась). А дополнительная сессия – это для тех, кто даже с первой пересдачи не разобрался с экзаменами. И вот у этих ребят всё очень и очень серьёзно.

Студент, приходящий на вторую пересдачу, экзаменуется уже не одним преподавателем, а аттестационной комиссией. Для большинства студентов это последний шанс. Таким образом, традиционная схема пересдач выглядит так:

1) сдача;
2) пересдача;
3) комиссия.

Третья пересдача, то есть четвертая попытка – случай исключительный, добиться которой очень трудно. Обычно разрешение надо испрашивать аж у самого ректора.

Если вы не уложились график ликвидации академической задолженности, следует отчисление. По крайней мере, в серьёзных вузах. Но кое-где обучающиеся, имеющие академические задолженности, кое-как перебираются с курса на курс. Такие поблажки нередко дают контрактникам в провинциальных вузах. Ну жалко же отправлять в армию человека, за которого родители регулярно вносят оплату…

Стоп. Не расслабляться! Эти балбесы ходят под дамокловым мечом. Как только вуз начинает закручивать гайки (а это случается, когда над вузом нависает угроза потери лицензии), хронические «хвостисты» вылетают без предупреждений.

Что делать с недопусками?

Недопуск – одна из основных причины появления «хвостов». По этой причине академическая задолженность возникает даже у весьма неглупых студентов. На пути к экзамену или зачёту особо злостные преподы выстраивают целые баррикады из рефератов, докладов, коллоквиумов, конспектов, эссе и прочей лабуды.

И вот вы весь такой умный, великолепно разбирающийся в предмете (и потому игнорировавший лекции и семинары в течение всего семестра), являетесь на зачёт или экзамен… А преподаватель расплывается в ехидной ухмылочке.

Выше мы дали пять советов по профилактике «хвостатости», а теперь держите ещё парочку:

№6. Если вы внезапно и вдруг, вынырнув из пучины важных дел, заметили приближение зачётной недели и экзаменационной сессии – немедленно узнавайте, нужно ли что-то писать и сдавать, чтобы получить допуски к зачётам и экзаменам. Чем раньше вы всё это узнаете – тем больше шансов, что вы таки успеете написать эту гору рефератов, контрольных и лабораторных до начала зачётной недели. Ну, или хотя бы половину горы.

№7. Чувствуете, что не справляетесь? Берите себе в помощь студлансера. Стратегия сотрудничества может быть различной:

  • Кто-то поручает студлансерам написание самых сложных контрольных и рефератов, что вполне логично.
  • Кто-то сбрасывает на студлансеров всевозможные отписки, неинтересные задания. И в этом тоже есть своя логика. Если вам действительно интересно учиться, сложные задания – это вызов. А вот всякая чушь, придуманная преподами для того, чтобы испортить вам жизнь, – просто трата времени. Но сдача академической задолженности невозможна, пока вы с этой бюрократией не разгребётесь. Так что есть смысл делегировать маловажные задания студлансерам.
  • Наконец, есть и такая стратегия: пишем сами всё, что успеваем, а на Студлансе заказываем самые срочные работы. Например, реферат, который нужно принести на зачёт к девяти утра… и о котором вы вспомнили в три часа ночи.

Как практика и курсовая превращаются в «хвосты»

Курсовые работы и отчёты по практики, не сданные вовремя, автоматически становятся «хвостами». Кстати, курсовую работу обычно нужно не только сдать, но и защитить. Если вы принесёте её слишком поздно, преподаватель может не допустить к защите: мол, прочитать не успеваю! Или, как вариант: «Ну, голубчик, у вас тут маленький недочёт. Исправьте – и на защиту… Но не вместе со всеми, а в рамках дополнительной сессии».

Чтобы не вылететь из вуза, надо вложиться с повторной защитой в сроки ликвидации академической задолженности. Но, как вы уже поняли, академическая задолженность в вузе – решаемая проблема. Если даже вы не справляетесь с «хвостом» в виде курсовой или отчёта по практике сами, то всегда можно найти себе помощника среди студлансеров. Это дешевле, чем становиться спонсором кафедры, а главное – намного безопасней.

А стипендию с академической задолженностью дают?

Учтите, что ликвидация академической задолженности в вузе не гарантирует получение стипендии. Зависит от того, насколько быстро вы подчистили «хвосты»: уложились в основную сессию или не уложились.

В большинстве вузов действует правило: если сдал все предметы в течение основной сессии – стипендию дадут. А не уложился – будешь сосать лапу, как медведь в берлоге. Сдача «хвостов» в дополнительную сессию и повторная защита курсовой – это гарантированное отсутствие стипендии. Взвесив все за и против, многие студенты заказывают курсовики и отчёты по практике у студлансеров. Экономически выгодней!

К примеру, курсовая стоит 1 500 – 3 000 руб., а стипендия за полугодие – это .

Вот почему некоторые хорошисты, слегка подзавязшие с каким-то предметом, иногда обращаются за помощью к студлансерам. Если на пути к своевременной сдаче сессии стоит какой-нибудь реферат или контрольная, выгодней заплатить студансеру – и потом честно… ну, почти честно получать стипендию. А вы что по этому поводу думаете?

8.1. Досрочная сдача экзаменов и зачетов, результаты которых фиксируются в индивидуальной зачетно-экзаменационной ведомости, допускается в исключительных случаях (медицинские показания, командировка и т.п.) на основании личного заявления студента с указанием причин на имя проректора по учебной работе с резолюцией декана факультета.

8.2. В случае получения на досрочной сдаче экзамена оценки «неудовлетворительно» студенту разрешается пересдача экзамена в установленном порядке в дни переэкзаменовок.

8.3. Студент, получивший в период промежуточной аттестации неудовлетворительные оценки, имеет право ликвидировать (пересдать) их в специально установленные деканом факультета дни.

8.4. Студент, получивший в период промежуточной аттестации (экзаменов и/или зачетов) количество неудовлетворительных оценок больше трех, подлежит отчислению из Университета.

8.5. Студент вправе ликвидировать (пересдать) неудовлетворительные оценки по зачету или экзамену по одному и тому же предмету не более трех раз сроки, согласованные с деканатом. Два раза студент вправе ликвидировать (пересдать) неудовлетворительные оценки преподавателю, которому он ранее сдавал зачет или экзамен.

Третья пересдача осуществляется в присутствии комиссии, которая назначается заведующим кафедрой в составе 2-3 преподавателей. Полученная на пересдаче оценка является окончательной.

8.6. Студент обязан ликвидировать (пересдать) полученные в период зимней или летней сессии неудовлетворительные оценки не позднее первого месяца семестра, следующего за сессией.

Студент, по неуважительным причинам не ликвидировавший задолженность по промежуточной осенней сессии (по дисциплинам первого модуля), допускается до зимней сессии и обязан в течение ее ликвидировать данную задолженность. Студент, по неуважительным причинам не ликвидировавший задолженность по промежуточной весенней сессии (по дисциплинам третьего модуля), допускается до летней сессии и обязан в течение ее ликвидировать данную задолженность.

8.7. В исключительных случаях ректор Университета, по ходатайству декана факультета, может разрешить студенту пересдачу экзаменов с целью повышения положительной оценки, если успешная пересдача позволяет студенту претендовать на получение диплома с отличием. Такая пересдача разрешается не более чем по одной дисциплине. Разрешается пересдача одной оценки «хорошо» сверх имеющихся 25% или одной оценки «удовлетворительно», если она единственная и все остальные оценки «отлично». Пересдача экзамена проводится после последней сессии (то есть завершения теоретической подготовки), но до начала итоговой аттестации.

8. Продление, перенос сроков сессии

      Студентам, которые не могли сдать зачеты и экзамены в установленные сроки по болезни или по другим документально подтвержденным уважительным причинам (медицинским показаниям, семейным обстоятельствам и т.п.), проректор по учебной работе по личному заявлению студента, согласованному с деканом факультета, может продлить сроки промежуточной аттестации или установить индивидуальные сроки сдачи экзаменов и зачетов. При этом ликвидация задолженностей должна быть произведена согласно п. 8.6. не позднее первого месяца семестра, следующего за сессией. В необходимых случаях студенту оформляется академический отпуск.

      Справки о болезни и другие необходимые документы предоставляются в деканат в течение трех дней с момента выдачи справки в лечебном или другом учреждении. Справки должны быть зарегистрированы в городской поликлинике № 51. В случае болезни или другой уважительной причины студент обязан своевременно (до момента закрытия ведомости) уведомить деканат о причинах своего отсутствия.

      Конкретные сроки продления (переноса) промежуточной аттестации оформляются распоряжением декана. На основании распоряжения деканат выдает студенту индивидуальную зачетно-экзаменационную ведомость, которая должна быть возвращена в деканат в день сдачи экзамена. Ведомость действительна в течение трех дней с момента выдачи.

А точнее о том, законно ли поступает администрация ВУЗов, когда за пересдачу экзаменов взимает деньги.


Каждый студент государственного ВУЗа или другого образовательного государственного учреждения, должен знать, что согласно Конституции РФ (ст.43) ему гарантировано право на получение бесплатного образования. И если Вы обучаетесь на бесплатном отделении государственного ВУЗа и Вас пытаются заставить осуществлять платежи за различные услуги, то необходимо знать, что в первую очередь нарушаются Ваши гражданские права.

Согласно законодательству РФ в области образования, любое образовательное учреждение, может оказывать как основные так и дополнительные образовательные услуги. Пересдача экзамена или зачета по своему характеру не является дополнительной услугой и входит в основную образовательную услугу.

Так, в письме Минобразования России от 16 декабря 1998 года №01-50-205 ин /32-03 «О недопустимости установления платы за образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями в рамках основных образовательных программ» указывается, что все учебные мероприятия, предусмотренные государственным образовательным стандартом высшего и среднего профессионального образования, включая ликвидацию академической задолженности, пересдачу контрольных работ, коллоквиумов, зачетов, курсовых и государственных экзаменов, лабораторных, практических работ, относятся к основной деятельности учреждений профессионального образования. Взимание платежа за вышеперечисленные услуги не допускается.

Если Вы учитесь в государственном образовательном учреждении на договорной основе (т.е. платно), то в договоре, который Вы заключаете с ВУЗом, порядок и принципы оплаты должны быть оговорены особо. Однако, пересдача экзаменов и зачетов за дополнительную плату не должна входить в платные услуги: обычно в договоре присутствует формулировка: «студент имеет право бесплатно пользоваться всеми образовательными услугами, предоставляемые ВУЗом и предусмотренные его Уставом». А Устав ВУЗа не может быть полной отсебятиной и противоречить общим образовательным стандартам.

Вы имеете право пересдавать экзамены (зачеты) преподавателю два раза. В случае, если Вы так и не сумели его сдать, согласно правилам, должна собраться комиссия в составе не менее 3-х человек, которые будут оценивать Ваши знания. Но все это – бесплатно!

Если Вы обучаетесь в негосударственном образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию, то порядок оплаты различных образовательных услуг в целом другой и подробно должен оговариваться в договоре. Например, … за первую и вторую пересдачи экзамена (зачета) взимается плата в размере «1 и 1,5% от оплаты за семестр».

Безусловно, за время учебы студенту приходится сталкиваться со многими проблемами. Зачастую они возникают из-за незнания своих прав, иногда (к сожалению) нам не хочется эти права отстаивать, что в корне неверно – правовое государство не может возникнуть само по себе, оно возможно только при условии, что каждый гражданин не боится настоять на выполнении своих прав, хотя бы тех, которые гарантированы нам Основным законом.

  • Запрещается пересдача результатов промежуточного или итогового контроля знаний с целью повышения удовлетворительной оценки (от 4 баллов по 10-ти балльной шкале).
  • Пересдача по одной и той же дисциплине допускается не более двух раз.
  • Пересдачи проводятся при любом уровне накопленной оценки по данной дисциплине.
  • Первая пересдача проводится преподавателем, принимавшим Экзамен. Прием первой пересдачи другим преподавателем может проводиться только по согласованию кафедры с преподавателем, проводившим Экзамен.
  • Процедура первой пересдачи должна полностью соответствовать процедуре сдачи Экзамена. Пересдаче подлежит только оценка, полученная на Экзамене. Ранее накопленная оценка не может изменяться.
  • Вторая пересдача Экзамена принимается комиссией в составе не менее трех человек.
  • Дата второй пересдачи по дисциплине, состав комиссии и ее председатель определяются письменным распоряжением заведующего кафедрой, ответственной за реализацию дисциплины. В состав комиссии входит преподаватель, принимавший Экзамен, и не менее двух других преподавателей, один из которых назначается председателем комиссии. В состав комиссии могут включаться преподаватели других кафедр. При отсутствии кафедральной структуры в подразделении, реализующем учебную дисциплину, вышеописанные функции и процедуры исполняются деканом факультета.
  • При проведении второй пересдачи, комиссия, в порядке исключения, может не учитывать результаты текущего контроля знаний и выставить результирующую оценку, определив результаты освоения дисциплины студентом.
  • Вторая пересдача устного Экзамена проводится в присутствии не менее трех членов комиссии, включая ее председателя. Оценка выставляется по завершению заседания.
  • Вторая пересдача письменного Экзамена проводится в присутствии хотя бы одного члена комиссии. Чтение и оценка письменной работы может производиться членами комиссии самостоятельно. Оценки за письменную работу передаются членами комиссии председателю комиссии. Оценка за письменную работу выставляется не позже чем через пять рабочих дней после пересдачи.
  • Оценка за Экзамен в рамках второй пересдачи выставляется по согласованию членов комиссии. При расхождении оценок решающей является оценка председателя комиссии.
  • Если программа дисциплины не предусматривает проведение Экзамена, и результирующая оценка определяется по итогам текущего контроля знаний, то для студентов, имеющих академическую задолженность по такой дисциплине, организуется только одна пересдача, которая принимается комиссией, в соответствии с правилами проведения второй пересдачи при условии, что накопленная оценка не учитывается при оценивании комиссией.
  • Для студентов, имеющих академическую задолженность по курсовой работе, организуется только одна пересдача, которая принимается комиссией.
  • Расписание пересдач утверждает декан факультета два раза в год.
  • Начало периода пересдач не может быть назначено ранее окончания сессии второго и четвертого модулей.
  • Пересдачи не могут назначаться в каникулярное время.
  • Периоды пересдач не могут завершаться позднее сроков, указанных в таблице:
  • Расписание пересдач включает как минимум две даты приема первых пересдач Экзамена каждым преподавателем, по дисциплине которого имеются студенты с академическими задолженностями. Количество дат приема первых пересдач устного Экзамена может быть увеличено, если число студентов, имеющих академические задолженности и неявки по уважительной причине во время сессии, по этой дисциплине на факультете больше
  • Расписание пересдач включает одну дату приема второй пересдачи Экзамена комиссией, наделенной полномочиями принимать вторую пересдачу Экзамена, по каждой дисциплине, по которой студенты имеют академические задолженности по итогам последней сессии. Количество дат приема вторых пересдач устного Экзамена может быть увеличено, если число студентов, имеющих академические задолженности и неявки по уважительной причине во время сессии, по этой дисциплине на факультете больше 40.
  • Расписание пересдач предъявляется студентам, имеющим академические задолженности по итогам последней сессии, не позднее чем за три дня до даты назначения первой пересдачи. Для оповещения студентов о расписании могут использоваться электронные каналы передачи информации, используемые на факультете.
  • Студент, имеющий академическую задолженность или пропустивший Экзамен во время сессии по уважительной причине, самостоятельно определяет дату пересдачи из предложенных в расписании дат пересдач и записывается в учебной части для участия в пересдаче в конкретный день.
  • Согласование даты пересдачи между студентом и учебной частью может быть организовано с помощью корпоративной электронной почты, или других каналов связи, используемых на факультете.
  • В случае невозможности студента явиться на пересдачи по уважительным причинам студент или преподаватель/ председатель комиссии уведомляют учебную часть по правилам, используемым при проведении Экзамена.
  • По окончании периода пересдач студент, не успевший использовать установленное количество пересдач, считается студентом, не ликвидировавшим академические задолженности.
  • Студент, не явившийся на пересдачу по состоянию здоровья в период пересдач, обязан представить заключение клинико-экспертной комиссии (далее по тексту - КЭК) государственного, муниципального лечебно-профилактического учреждения здравоохранения по месту постоянного наблюдения студента о возможности предоставления ему академического отпуска по медицинским показаниям. В этом случае в отношении студента принимается решение о предоставлении ему академического отпуска в соответствии с Порядком предоставления академических отпусков, утвержденным приказом Минобразования России от 5 ноября 1998 г. № 2782. Заключение КЭК должно быть представлено студентом в учебную часть факультета в течение 3-х рабочих дней с момента окончания периода пересдач.
  • Студент обязан самостоятельно узнавать о результатах контроля знаний. Незнание результатов контроля знаний не освобождает студента от ответственности и не может служить оправданием неявки на пересдачу или нарушения срока подачи заявления на апелляцию.
  • Для студентов выпускных курсов по решению декана допускается проведение пересдачи академических задолженностей за третий или четвертый модули до начала проведения итоговой государственной аттестации.
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...