Сближение бухгалтерского и налогового учета на предприятии. Сближение бухгалтерского и налогового учета: предпосылки и проблемы

В прошлом году Минфин и ФНС обнародовали предложения по упрощению бухгалтерской отчетности, подготовленные в соответствии с поручением Президента РФ. Налоговый учет хотели отменить и дать компаниям возможность работать только в рамках бухгалтерского учета, а в качестве инструмента для расчета налогов использовать регистры корректировок и расчетов в бухгалтерском учете. "Наша задача - сделать данные бухгалтерского учета базовыми", - заявляли чиновники.

Именно такой порядок исчисления налоговой базы по налогу на прибыль путем корректировок балансовой прибыли действовал до введения в 2002 году главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». Новой главой было введено понятие налогового учета как совершенно самостоятельного учета, использующего только те данные бухучета, которые необходимы для формирования налоговой базы.

С другой стороны, российские стандарты бухгалтерского учета (ПБУ) уже давно разрабатываются на основе МСФО, несмотря на то, что официально они признаны в РФ только в 2011 году. Последние же ПБУ – это фактически перевод МСФО, причем не всегда удачный, что и вызывает трудности и неоднозначность в их применении. Так что граница, проведенная в 2002 году между бухгалтерским и налоговым учетом, становится все надежнее, а бухгалтерский и налоговый учет «разлетаются» все дальше. Поэтому известие о сближении двух учетов бухгалтерской общественностью было воспринято как утопия (красивая мечта).

Соответствующие законопроекты о «сближении» Минфин и ФНС должны были представить до 1 марта 2013 года. И вот что получилось.

На сайте Минфина РФ размещен проект Основных направлений налоговой политики РФ на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов. В этом документе есть раздел 1.3 «Упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом». В нем, в частности, говорится, что составление налоговой отчетности (исчисление налога) исключительно на основе документов бухгалтерского учета может иметь целый ряд негативных последствий. По мнению чиновников, прямая зависимость параметров налогообложения от правил бухгалтерского учета создаст предпосылки для возникновения налоговых последствий, в том числе уменьшения налоговой нагрузки на определенные категории налогоплательщиков, через изменение правил бухгалтерского учета в обход законодательства о налогах и сборах. Кроме того, нарушится правило нейтральности бухгалтерской информации, поскольку формирующее ее лицо становится напрямую заинтересованным в достижении определенных результатов (снижении налогового бремени и др.). Учитывая изложенное, - делает вывод Минфин, - подготовка налоговой отчетности на основании исключительно документов бухгалтерского учета нецелесообразна. И далее предлагается «упрощение» налогового учета путем внесения поправок в главу 25, в частности:

Уточнение методов списания в расходы стоимости материально-производственных запасов;

Возможность амортизации в налоговом учете малоценного имущества в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики;

Принятие к налоговому учету безвозмездно полученного имущества по рыночной стоимости, определенной на дату получения такого имущества;

Признание убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа единовременно на дату уступки права требования;

Изменение в налоговом учете порядка переоценки обязательств и требований, выраженных в иностранной валюте, а также учета доходов и расходов в виде суммовых разниц.

С этого места комментарии излишни…

1 Воронежская государственная лесотехническая академия

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.01.2015).

2. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О бухгалтерском учете»

3. Федеральный закон от 20.04.2014 N 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

4. Лабынцев Н.Т. Бухгалтерский учет: финансовый и управленческий: учебник. М., 2012

5. Журнал «Российский налоговый курьер»: — http://www.rnk.ru/.

В современных условиях основой экономического развития рыночных отношений выступает источник жизнедеятельности, важнейший показатель эффективной работы предприятия - это прибыль. За счет прибыли создается финансовая основа для осуществления роста предприятия и удовлетворения потребностей учредителей и работников, как материальных, так и социальных.

ТОП-10 способов максимально сблизить налоговый и бухгалтерский учет

— в задачах;

— в порядке признания доходов и расходов - это самое главное и существенное различие.

Но на наш взгляд, налоговый и бухгалтерский учет различаются более существенно, это приводит к тому, что предприятиям приходится вести так называемую «двойную бухгалтерию», т.е. для каждого учета отдельно. Но это совсем не выгодно как с экономической, так и с временной позиции.

В результате проведенных нами исследований, можем отметить, что эти два вида учета имеют следующие общие черты: обязанность ведения; одинаковые измерители (рубли); обязательное подтверждение всех хозяйственных операций необходимыми документами; периодичность предоставления отчетности; внутренние и внешние пользователи информации; объектом учета выступает вся организация в целом.

По правилам бухгалтерского учета при определении прибыли учитываются все движения денежных средств, учет финансовых результатов и распределение прибыли есть важнейший вопрос во всей системе бухгалтерского учета, как мы уже отмечали. Сопоставление расходов и доходов позволяет выявить финансовый результат по отдельным операциям или в целом отчетного периода. В соответствии с ним «факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами».Принципы учета доходов и расходов определены ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации» .

В налоговом учете в большей степени рассматривается не финансовый результат, а налоговая база. Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ. Это - ключевая особенность исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Не всё, что является доходом или расходом с точки зрения бухгалтерского учета, признается доходом или расходом в целях 25-й главы НК РФ. При налоговом учете учитываются не все приходы и расходы при определении прибыли, с которой нужно заплатить налог.

Для сближения бухгалтерского и налогового учета, по нашему мнению, для начала нужно определить основные различия, связанные с учетом доходов и расходов, а затем принять меры для их устранения. Это позволит снизить расчетные работы и повысить рациональность учетных процедур.

Вот с 1 января 2015 года Федеральным законом от 20.04.2014 № 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ» были внесены поправки, которые направлены на сближение налогового учета с бухгалтерским. А именно:

1) с 2015 года в главе 25 НК РФ ликвидировалось понятие суммовых разниц, возникавших по договорам, цена которых выражена в условных единицах. Вместо формулировки «суммовая разница» теперь в НК РФ во всех соответствующих статьях используется формулировка «выражена в иностранной валюте», аналогично тому не используется понятие суммовой разницы и в главе 21 НК РФ (п.п. 2, 5 ст. 1 Закона № 81-ФЗ);

2) с январе 2015 года количество методов оценки в налоговом учете сравнялось с количеством методов оценки, применяемых в бухучете. Это произошло из-за отмены метода ЛИФО. Соответствующие поправки внесены в пункт 8 статьи 254 НК РФ и в подпункт 3 пункта 1 статьи 268 НК РФ;

3) теперь организации могут использовать единый подход для отражения неамортизируемого имущества в налоговом и бухгалтерском учете. В результате спецодежду и специнструмент в налоговом учете можно отражать так же, как и в бухгалтерском учете. А именно объекты с маленьким сроком эксплуатации списывать сразу, а остальные объекты - либо пропорционально объему выпущенной продукции, либо линейным способом.

4) с 2015 года стоимость имущества, полученного безвозмездно, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. 8 ч. 2 ст. 250 НК РФ (изменения внесены подп. «б» п. 7 ст. 1 Закона № 81-ФЗ). Согласно новой редакции п. 2 ст. 254 НК РФ это означает, что такая стоимость имущества оценивается как его рыночная стоимость, с которой уплачивается налог на прибыль.

5) Изменения в порядке учета убытков - хотя полного сближения правил списания убытков в налоговом и бухгалтерском учете нет, но первый шаг в этом направлении сделан. А именно - подкорректирован порядок учета убытков от переуступки права требования в налоговом учете. Согласно новой редакции пункта 2 статьи 279 НК РФ, весь такой убыток в полном объеме разрешат относить на внереализационные расходы в момент уступки права требования. Заметим, что в отношении убытков по другим операциям все остается по-прежнему.

По нашему мнению, чтобы сблизить принципы бухгалтерского и налогового учета финансовых результатов, нужно разработать модель, при которой источниками информации налогового учета послужат данные бухгалтерского учета, что в итоге позволит решить существующие проблемы учета финансовых результатов.

Библиографическая ссылка

Сибиряткина И.В., Анохина Е.В. СБЛИЖЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-2.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13521 (дата обращения: 07.09.2018).

Как реализуется идея сближения налогового и бухгалтерского учета».

Налог на прибыль: изменения 2016 года

Одним из основополагающих принципов (допущений) при составлении финан-совой отчётности является принцип начисления, который неразрывно связан с реализацией другого базового принципа продолжающейся деятельности. В соответствии с принципом начисления доходы и расходы организации должны признаваться в том периоде, с которым они соотносятся, независимо от поступления или выбытия денежных средств. Особенности применения метода начисления, также как и других учётных принципов, обусловлены целями и задачами бухгалтерского и налогового учёта.

В современных условиях основой экономического развития рыночных отношений выступает источник жизнедеятельности, важнейший показатель эффективной работы предприятия – это прибыль. За счет прибыли создается финансовая основа для осуществления роста предприятия и удовлетворения потребностей учредителей и работников, как материальных, так и социальных.

Поиск резервов увеличения прибыли и их реализация позволяют предприятию удержаться на плаву в современных условиях конкурентной борьбы. Особую актуальность в этом случае приобретает совершенствование операций, которые формируют финансовые результаты.

В настоящее время проблемой учета финансовых результатов является несовпадение их в налоговом и бухгалтерском учете. Что является основной целью, которую мы исследуем в написании работы.

Для начала отметим основные различия между бухгалтерским и налоговым учетом, они проявляются:

— в задачах;

— в законах и правовых документах, которым они подчиняются;

— в порядке признания доходов и расходов – это самое главное и существенное различие.

Так как налоговый и бухгалтерский учет различаются более существенно, это приводит к тому, что предприятиям приходится вести так называемую «двойную бухгалтерию», т.е. для каждого учета отдельно. Но это совсем не выгодно как с экономической, так и с временной позиции.

Эти два вида учета имеют следующие общие черты:

— обязанность ведения;

— одинаковые измерители (рубли);

— обязательное подтверждение всех хозяйственных операций необходимыми документами;

— периодичность предоставления отчетности;

— внутренние и внешние пользователи информации; объектом учета выступает вся организация в целом.

Получается, что цели ведения налогового и бухгалтерского учета практически одинаковые, т.е. предоставление достоверной и полной информации для пользователей, внутренних и внешних. Однако совершенно разные у них методики ведения.

Наличие разногласий между этими видами учета создает проблемы в учете финансовых результатов организации. Так проблема проявляется в порядке отражения доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете.

По правилам бухгалтерского учета при определении прибыли учитываются все движения денежных средств, учет финансовых результатов и распределение прибыли есть важнейший вопрос во всей системе бухгалтерского учета, как мы уже отмечали. Сопоставление расходов и доходов позволяет выявить финансовый результат по отдельным операциям или в целом отчетного периода. В соответствии с ним «факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами». Принципы учета доходов и расходов определены ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».

В налоговом учете в большей степени рассматривается не финансовый результат, а налоговая база. Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.

СБЛИЖЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА

Это – ключевая особенность исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Не всё, что является доходом или расходом с точки зрения бухгалтерского учета, признается доходом или расходом в целях 25-й главы НК РФ. При налоговом учете учитываются не все приходы и расходы при определении прибыли, с которой нужно заплатить налог.

Для сближения бухгалтерского и налогового учета для начала нужно определить основные различия, связанные с учетом доходов и расходов, а затем принять меры для их устранения. Это позволит снизить расчетные работы и повысить рациональность учетных процедур.

Благодаря принятию ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 114н, появился официальный термин для обозначения различий между бухгалтерским и налоговым учётом – «разницы». Причём с принятием этого стандарта налоговые разницы стали официальным объектом бухгалтерского учёта. Согласно пункту 3 ПБУ 18/02 разница между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью делится на две категории: «постоянные разницы» и «временные разницы».

Под постоянными разницами, в соответствии с пунктом 4 ПБУ 18/02, понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода и исключаемые из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов. Под временными разницами, в соответствии с пунктом 8 ПБУ 18/02, понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль в другом или в других отчетных периодах.

И постоянные, и временные разницы возникают в связи с несовпадением правил бухгалтерского и налогового учёта доходов и расходов. При этом постоянные разницы связаны с несовпадением самого факта признания дохода или расхода либо его оценки, а временные разницы связаны с несовпадением момента его признания .

Постоянная разница связана только с одним отчётным периодом и никак не влияет на другие периоды. При этом постоянная разница возникает раз и навсегда, и никак не может быть погашена, кроме как путём отнесения на финансовый результат. Отсюда и название «постоянная».

Временная разница обязательно связана с несколькими отчётными периодами. В одном периоде она возникает, в другом погашается. Временная разница образуется, когда доход или расход уже признан в бухгалтерском учёте, а в налоговом ещё не признан (или наоборот), и существует временно до тех пор, пока этот доход или расход не будет также признан в налоговом учёте. Отсюда и название «временная ». Если представить себе достаточно длительный отчётный период, превышающий операционные циклы всех учётных объектов, то все временные разницы возникнут и погасятся в течение этого периода, и на финансовом результате и на размере налога на прибыль никак не отразятся. Таким образом, в долгосрочном периоде временных разниц не существует. То же самое касается не только доходов и расходов целиком, но и их отдельных частей. То есть, доход или расход может признаваться полностью в бухгалтерском учёте, а в налоговом учёте частично (например, нормируемые расходы), либо распределяться во времени по различным правилам (например, начисление амортизации). Тогда постоянная или временная разница будет возникать в той части дохода / расхода, в которой правила бухгалтерского и налогового учёта не совпадают.

Временная разница при определённых обстоятельствах может трансформироваться в постоянную разницу. Это случится, если доход или расход, уже признанный в бухучёте, предполагалось признать в налоговом учёте в последующих отчётных периодах, но в силу наступивших обстоятельств это стало невозможным.

Например, если организацией в текущем периоде получен убыток, то в бухгалтерском учёте он признаётся в этом же периоде. В налоговом учёте норма пункта 8 статьи 274 НК не позволяет признать этот убыток в текущем периоде. В соответствии с пунктом 1 статьи 283 НК налогоплательщик имеет право уменьшить налоговую базу будущих периодов на размер полученного убытка, то есть убыток может быть признан в целях налогообложения в будущем. На возможность такого признания статья 283 НК налагает 10-летнее ограничение. Когда истечёт десятилетний срок, недосписанная часть убытка не сможет быть признана в целях налогообложения уже никогда.

Постоянные разницы же порождаются теми расходами, которые указаны в статье 270 НК и при этом признаются в бухгалтерском учёте. То есть, главной причиной отличий налогового учёта от бухгалтерского по факту признания является непризнание в целях налогообложения расходов, которые признаются для исчисления бухгалтерского финансового результата. Поэтому именно такие нормы должны служить предметом пристального внимания при анализе возможностей сближения налогового учёта с бухгалтерским.

Желательно, чтобы не учитываемые доходы и расходы в целях налогообложения Вы сразу относили на счет 91 субсчет 3 «Не учитываемые доход ы и расходы».

Как было указано выше, несмотря на принципиальные различия в целях, налоговый и Для этого необходимо минимизировать количество различий между налоговыми и бухгалтерскими учётными процедурами, или, выражаясь в терминологии ПБУ 18/02, – избавиться от лишних налоговых разниц.

В части сближения налогового учёта с бухгалтерским:

1) Не стоит тратить усилия на детальную регламентацию учётных правил, которые на практике могут иметь лишь незначительные количественные эффекты, например, регламентацию моментов признания краткосрочных затрат.

2) Моменты признания доходов и расходов должны быть ограничены только с одной стороны – невыгодной для налогоплательщика: по доходам устанавливается наиболее поздний возможный момент признания, по расходам устанавливается самый ранний из возможных момент признания. Ограничения с противоположной стороны бессмысленны и вредны.

С 1 января 2015 года Федеральным законом от 20.04.2014 № 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ» были внесены поправки, которые направлены на сближение налогового учета с бухгалтерским. О данных поправках поговорим далее.

Несмотря на изменения, направленные на сближение, были внесены лишь отдельные изменения, которые не исключили полностью из главы 25 НК РФ положений, правил по определению налоговой базы по налогу на прибыль предприятий, аналогично правилам бухгалтерского учета.

Финансисты считают, чтобы сблизить принципы бухгалтерского и налогового Учета финансовых результатов, нужно разработать модель, при которой источниками информации налогового учета послужат данные бухгалтерского учета, что в итоге позволит решить существующие проблемы учета финансовых результатов.

Применение в бухгалтерском и налоговом учете одинаковых методов и способов учета – мечта подавляющего большинства специалистов. Единые правила позволят, прежде всего, существенно упростить ведение самого учета. Кроме этого, сокращаются основания для применения столь непопулярного «в народе» ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Кроме того, чем ближе БУ и НУ, тем меньше поводов у ревизоров будет задать вопрос о причинах расхождений определенных показателей, например, выручки, отраженных в отчетности и декларациях.

УДК 336.22 Е.А. Кирова А.В. Захарова

Л.С. Самоделко

Alexsandra Zakharova

Lyudmila Samodelko

Одновременное ведение бухгалтерского и налогового учета в организациях существенно увеличивает работу бухгалтеров и осложняет расчет налоговых платежей. Проблемы сближения налогового и бухгалтерского учета возникли с введением главы 25 Налогового кодекса (НК) РФ в 2002 г. Трудности совмещения бухгалтерского и налогового учета связаны, прежде всего, с различием этих видов учета и применяемых правил. Несогласованность налогового и бухгалтерского законодательства приводит к возникновению проблем и рисков налогового администрирования. Основа различий бухгалтерского и налогового учета заложена в их целях.

Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Федеральным законом «О бухгалтерском учете», в соответствии с требованиями, установленными этим законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности . Основными задачами бухгалтерского учета являются формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям. Бухгалтерская отчетность используется для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имуществом и обязательств, использованием ресурсов в соответствии с нормами и сметами. Бухгалтерская информация необходима для предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Ведение налогового учета имеет совсем иные цели и задачи. Согласно ст. 313 НК РФ под налоговым учетом понимается система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным кодексом . В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета. Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и свое-

© Кирова Е.А., Захарова А.В., Самоделко Л.С., 2015

временностью исчисления и уплаты в бюджет налога. Таким образом, налоговый учет в отличие от бухгалтерского имеет узкую направленность и применяется исключительно в целях налогообложения. Налоговый учет сводится к определению налоговых обязательств налогоплательщика и обеспечению необходимой информацией для выполнения контрольной функции. Эти различия порождают проблемы совмещения налогового и бухгалтерского учета.

Актуальность сближения налогового и бухгалтерского учета возросла в свете принятой Правительством РФ «дорожной карты». План мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование налогового администрирования» направлен на совершенствование и оптимизацию системы налогового администрирования с созданием комфортных условий взаимодействия бизнеса и органов государственной власти в части процедур подачи и формирования налоговой отчетности, а также усовершенствования принципов документооборота.

Важными целями «дорожной карты» являются:

Сокращение временных и материальных затрат предпринимателей на подготовку и представление налоговой отчетности, уплату налогов;

Сближение правил налогового и бухгалтерского учета.

По мнению Правительства РФ, реализация «дорожной карты» приведет к упрощению правил ведения бухгалтерского и налогового учета, повышению прозрачности применения законодательства РФ о налогах и сборах . В целях осуществления «дорожной карты» в налоговое законодательство Федеральным законом № 81-ФЗ от 20 апреля 2014 г. внесены изменения, направленные на упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом . С 2015 г. введены в действие принятые данным Федеральным законом изменения, которые заключаются в следующем.

Теперь суммовые разницы в налоговом учете, как и в бухгалтерском учете, называются курсовыми и рассчитываются по курсу Банка России или по курсу, установленному в договоре. Отменен метод ЛИФО. Это означает, что в бухгалтерском и в налоговом учетах будут применять три метода списания материально-производственных затрат: по средней себестоимости, по стоимости единицы или по методу ФИФО. Малоценное имущество в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики можно списывать постепенно, аналогично правилам, действующим в бухгалтерском учете. Стоимость материалов, полученных безвозмездно, разрешено включать в расходы в той сумме, которую организация учла в доходах при получении МПЗ. Убытки от продажи права требования можно списать единовременно на дату продажи долга.

Таким образом, отдельные нормы налогового законодательства стали сопоставимы с правилами бухгалтерского учета, что позволило сблизить налоговый и бухгалтерский учет, не нарушая существующего подхода к определению налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Действующее налоговое законодательство и применяемые положения бухгалтерского учета позволяют частично совместить налоговый и бухгалтерский учет путем разработки рациональной учетной политики. 25 глава НК РФ и положения бухгалтерского учета содержат отдельные сопоставимые правила определения элементов учетной политики. Поэтому для сближения налогового и бухгалтерского учета можно выбрать аналогичные способы отражения данных, закрепив их в учетной политике. Основные элементы учетной политики, обеспечивающие сближение налогового и бухгалтерского учета, представлены в таблице 1.

Формирование налоговой базы по налогу на прибыль организаций во многом зависит от порядка признания доходов и расходов. Доходы и расходы определяются по кассовому методу и методу начисления. Применение кассового метода ограничено требованиями законодательства. Так, ст. 273 НК РФ запрещает применять кассовый метод банкам, кредитным потребительским кооперативам и микрофинансовым организациям. Также налогоплательщики, формирующие налоговую базу при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском место-

рождении не могут пользоваться кассовым методом. Все остальные организации имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила 1 млн руб. за каждый квартал. Правила бухгалтерского учета также содержат определенные ограничения, которые не позволяют многим организациям применять кассовый метод.

Таблица 1

Основные элементы учетной политики, сближающие налоговый и бухгалтерский учет

Элементы учетной политики Способ определения

Порядок признания доходов и расходов Метод начисления

Оценка сырья и материалов при списании По средней стоимости

Начисление амортизации Линейный способ

Оценка покупных товаров при их списании По стоимости первых по времени приобретения (ФИФО). По средней стоимости. По стоимости единицы товара

Списание ценных бумаг при их реализации и ином выбытии По стоимости первых по времени приобретений (ФИФО). По стоимости единицы

При выборе метода начисления можно добиться сближения учетов. При методе начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества или имущественных прав (ст. 271 НК РФ). Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы их оплаты с учетом положений ст. 318-320 НК РФ (ст. 272 НК РФ). В налоговом учете расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные. В бухгалтерском учете расходы по способу отнесения на себестоимость калькуляционной единицы также подразделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам преимущественно относят расходы на основную заработную плату производственных рабочих и основные материалы. Прямые расходы в момент их возникновения можно непосредственно отнести на объект калькулирования на основе первичных документов. Косвенные расходы в момент их возникновения на объект калькулирования сразу не относятся. Косвенные расходы вначале собираются, а затем расчетным путем относятся на себестоимость каждого объекта калькулирования пропорционально базе, закрепленной в учетной политике организации.

В налоговом учете к прямым расходам могут быть отнесены материальные расходы, расходы на оплату труда производственного персонала, расходы на обязательное социальное страхование, а также суммы начисленной амортизации по производственным основным средствам. Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике перечень прямых расходов, связанных с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции. В целях налогообложения к косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного периода. Косвенные расходы в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного периода. Особый порядок налогового учета прямых и косвенных расходов не позволяет в полной мере совместить два вида учета, но сблизить

порядок признания доходов и расходов в налоговом и бухгалтерском учете возможно, грамотно отразив его в учетной политике.

Важной проблемой сближения налогового и бухгалтерского учета является порядок начисления амортизации. Особенно это актуально для тех организаций, для которых существенны начисляемые суммы амортизации. Одна из сложностей вызвана применением разных правил начисления амортизации в налоговом и бухгалтерском учете. Различия начинаются с определения амортизируемого имущества. Так, в НК РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб. (ст. 256 НК РФ).

Для бухгалтерского учета к амортизируемому имуществу предъявляются следующие требования:

Объект предназначен для использования в производстве продукции (работ, услуг);

Объект способен приносить доход;

Срок использования свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

Первоначальная стоимость превышает 40 000 руб. (или меньшую сумму, указанную в учетной политике);

Не предполагается последующая перепродажа объекта.

Следующим существенным различием является разница в методах начисления амортизации. В бухгалтерском учете применяются следующие способы:

Линейный;

Уменьшаемого остатка;

Списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

Списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Таким образом, применяемые в бухгалтерском учете методы начисления амортизации отличаются многообразием, использованием различных математических методов, позволяющих достаточно полно отражать экономическое содержание амортизации.

Налоговым кодексом РФ установлено 10 групп амортизации, по которым распределяются амортизируемые основные средства в соответствии со сроками их полезного использования. Ст. 259 НК РФ предусматривает два метода начисления амортизации: линейный и нелинейный метод. Объекты, входящие в 8-10 амортизационные группы, амортизируются только линейным методом. Обычно это самые дорогостоящие объекты с высоким сроком полезного использования свыше 20 лет. Применение нелинейного метода по таким объектам могло бы привести к резкому сокращению налоговой базы или к убыткам, поэтому законом запрещено использовать нелинейный метод амортизации по данным объектам. По всем остальным объектам налогоплательщик самостоятельно выбирает метод начисления амортизации.

Законом предусмотрено применение налогоплательщиком в некоторых случаях специальных коэффициентов (повышающих или понижающих) к основной норме амортизации. Специальные коэффициенты (не выше 2) используются в отношении основных средств, эксплуатируемых в условиях агрессивной среды, повышенной сменности. При применении нелинейного метода начисления амортизации этот специальный коэффициент не применяется к основным средствам, относящимся к 1-3 амортизационным группам. Повышенный коэффициент не выше 2 налогоплательщики-сельскохозяйственные организации промышленного типа могут применять в отношении собственных

амортизируемых основных средств. Такой же специальный коэффициент предусмотрен в отношении собственных амортизируемых основных средств налогоплательщиков-организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны или туристско-рекреационной особой экономической зоны.

Налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3:

В отношении амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга) налогоплательщиков, у которых данные основные средства должны учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга). Этот специальный коэффициент не применяется к основным средствам, относящимся к 1- 3 амортизационным группам;

В отношении основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности.

Допускается начисление амортизации по нормам амортизации ниже установленных законом по решению руководителя организации. Данное решение необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

С целью создания условий для инвестирования, стимулирования технического обновления в практику налогообложения прибыли введена льгота в виде амортизационной премии. Разрешено включать в состав расходов капитальные вложения в размере не более 10 % первоначальной стоимости основных средств или расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств. Налогоплательщики получили право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 30 % первоначальной стоимости основных средств, относящихся к 3- 7 амортизационным группам. Аналогично разрешено налогоплательщикам учитывать в составе расходов не более 30 % капитальных вложений в достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, технологическое перевооружение, частичную ликвидацию (в отношении основных средств, относящихся к 3-7 амортизационным группам). Амортизационная премия не применяется к безвозмездно полученным основным фондам.

Возможность единовременного списания амортизационной премии на текущие расходы является правом налогоплательщика, которым он может воспользоваться по своему усмотрению. В случае реализации этого права налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения необходимо закрепить конкретный уровень процентов от стоимости капитальных вложений, отнесенных на текущие расходы. Если налогоплательщик использует данное право, соответствующие объекты основных средств после их ввода в эксплуатацию включаются в амортизационные группы (подгруппы) по своей первоначальной стоимости за вычетом амортизационной премии. Суммы, на которые изменяется первоначальная стоимость объектов в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и т.д. учитывается в суммарном балансе амортизационных групп (подгрупп) за вычетом амортизационной премии (при применении нелинейного метода начисления амортизации).

При начислении амортизации линейным методом первоначальная стоимость объектов также уменьшается на сумму амортизационной премии. С целью сближения налогового и бухгалтерского учета удобнее применять линейный метод амортизации. Но в этом случае налогоплательщикам придется отказаться от инвестиционной льготы в виде амортизационной премии, аналог которой не предусмотрен в бухгалтебрском учете. Применение линейной амортизации не позволит налогоплательщикам начислить большие суммы амортизации в первые годы эксплуатации основных средств и тем самым уменьшить налог на прибыль организаций. Поэтому налогоплательщикам в зависимости от

своей хозяйственной ситуации надо определить целесообразность отказа от налоговых привилегий в целях сближения налогового и бухгалтерского учета.

Таким образом, сегодня очевиден тренд развития законодательства в сторону сближения налогового и бухгалтерского учета. Однако полного сближения двух учетов добиться достаточно сложно, поскольку налоговый и бухгалтерский учет имеют различные цели и задачи. Поэтому не всегда возможно по двум видам учета применять одинаковые правила без нарушения экономического смысла учета данных.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 06.04.2015). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.06.2015).

2. Распоряжение Правительства РФ от 10.02.2014 № 162-р (ред. от 03.12.2014) «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование налогового администрирования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.06.2015).

3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О бухгалтерском учете» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.06.2015).

4. Федеральный закон от 20.04.2014 № 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «Кон-сультантПлюс» (дата обращения: 12.06.2015).

Научный руководитель: Морковкин Дмитрий Евгеньевич,

кандидат экономических наук, доцент Департамента экономической теории,

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».

История становления и развития учетных процессов на национальном уровне показывает и доказывает, что рано или поздно становится неизбежным столкновение интересов собственников и государства, и разделение таковых интересов на определенном уровне. Эти интересы касаются, прежде всего, тех процессов, которые оказывают воздействие на финансовый учет, в результате чего он трансформируется.

В связи с этим, в настоящее время особенно остро стоит проблема сближения бухгалтерского и налогового учета. Для эффективного использования ресурсов и активов компании, контроля такого использования, крайне значима правильная и достоверная информация о наличии, движении и использовании активов компании. Такую информацию формирует бухгалтерский учет. Поэтому особенно важно, чтобы бухгалтерский и налоговый учет находились в максимально тесной зависимости и не имели существенных отличий друг от друга. Однако, сейчас система налогового учета далека от учета, осуществляемого для целей бухгалтерии.

Процессы интеграции налогового и бухгалтерского учета в разнообразных странах и их анализ показал, что возможно выделение следующих 2 основных направлений интеграции.

Первое направление - это единство, которое предполагает использование данных бухгалтерского учета для определения налогооблагаемого объекта без применения каких бы то ни было корректировок.

Второе направление – параллельность, т.е. бухгалтерский и налоговый учёт ведутся обособленно друг от друга.

Если оглянуться назад и посмотреть на российскую практику, то можно заметить, что когда российские компании все больше стремились выйти на международный рынок и привлекали все больше инвесторов из-за рубежа, это приводило к неизбежному и все более нарастающему обособлению бухгалтерского учета от налогового.

Позже, после утверждения Главы 25 Налогового Кодекса РФ «Налог на прибыль организаций», в которой было впервые введено понятие «налоговый учет», как самостоятельного вида учета, а также последующее принятие такого документа, как «Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу», и все большая ориентация на международные стандарты финансовой отчетности послужили причинами для дальнейшего разделения бухгалтерского и налогового учета.

Этот процесс повлек за собой увеличение штата работников организаций и, как следствие, увеличение объема издержек при том, что качество налогового учета существенно не улучшилось.

Главной причиной первоначального разделения налогового и бухгалтерского учета послужило различие в конечных целях. Основная цель бухгалтерского учета – это предоставление качественной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации для принятия пользователями отчетности разнообразных экономических решений. При этом, основная цель налогового учета – это обеспечение правильного и достоверного исчисления и своевременной уплаты различных платежей по налогам, следуя исключительно нормам законодательства в области налогов и налогообложения.

При этом, и бухгалтерский, и налоговый учет базируются на одной и той же первичной документации, отражают одни и те же факты хозяйственной жизни, однако методы учета доходов и расходов существенно различаются. Несмотря на наличие таковых расхождений, бухгалтерский и налоговый учет строятся на единой экономической базе, а значит, есть возможность их максимального сближения. Но здесь необходимо осознавать, что под интеграцией двух видов учета понимается не полный их синтез, а нахождение общих методов исчисления и использования одних и тех же методик, цель которых – получение результатов в рамках своей направленности.

Разговоры о сближении бухгалтерского и налогового учета идут давно о необходимости такого сближения было отмечено в таком документе, как «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 гг.».

С 2015 года в главах 21 и 25 НК РФ ликвидировано понятие суммовых разниц, возникавших по договорам, цена которых выражена в условных единицах. Вместо формулировки «суммовая разница» теперь в НК РФ во всех соответствующих статьях используется формулировка «выражена в иностранной валюте».

Теперь, как и в бухгалтерском учете, в соответствии с НК РФ следует указывать только те договоры, цена которых выражена в иностранной валюте, а расчеты по таким договорам могут осуществляться как в иностранной валюте, так и в рублях.

С 2015 года стоимость имущества, полученного безвозмездно, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п.8 ч.2 ст.250 НК РФ. Согласно новой редакции п.2 ст. 254 НК РФ это означает, что такая стоимость имущества оценивается как его рыночная стоимость, с которой уплачивается налог на прибыль.

С 2015 года у налогоплательщиков появилась возможность списывать расходы на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, не являющегося амортизируемым, не единовременно в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию, а в течение самостоятельно определенного налогоплательщиком периода с учетом срока использования данного имущества или иных экономически обоснованных показателей. Такое изменение позволяет вести учет указанного имущества аналогично порядку, установленному для спецодежды и инструментов в бухгалтерском учете.

Самый простой способ сблизить налоговый и бухгалтерский учет - это закрепление в учетной политике одинаковых методов амортизации основных средств. Такой способ подходит для подавляющего большинства организаций.

В бухгалтерском учете существует 4 метода начисления амортизации: линейный, способ списания пропорционально объёму выпускаемой продукции, способ списания по сумме чисел лет срока полезного использования (СПИ), а также метод уменьшаемого остатка; в то время как в налоговом учёте таких методов всего 2: линейный и нелинейный.

Отдельного внимания заслуживает рассмотрение особенностей такого понятия как «срок полезного использования» или срок полезной службы объекта основных средств организации.

В бухгалтерском учете СПИ определяется самостоятельно организацией при принятии основного средства к учету. При этом при определении СПИ необходимо исходить из следующих факторов:

Ожидаемого срока использования основного средства;

Ожидаемого срока физического износа объекта, который зависит от того, как интенсивно будет использоваться основное средство;

Ограничений как нормативно-правового, технического, так и иного характера.

В налоговом учете СПИ определяется также самостоятельно, но в соответствии с положениями статьи 258 НК РФ и учитывая классификацию объектов основных средств, которая утверждается Правительством Российской Федерации.

Для снижения налоговой нагрузки могут использоваться, в соответствии с Налоговым Кодексом РФ, специальные повышающие коэффициенты, а также допускается применение амортизационной премии.

Отдельного внимания заслуживает такое понятие, как «амортизационная премия».

Амортизационная премия – довольно интересный инструмент налогового регулирования, и он очень важен для налогоплательщика, так как позволяет снизить текущие затраты по налогу на прибыль. Но здесь есть свой минус. Так, применение амортизационной премии не всегда экономически обосновано с точки зрения остаточной стоимости амортизированного вкупе с премией имущества. Амортизационная премия может составлять до 30 % от стоимости имущества, и применяется только при вводе основного средства в эксплуатацию. Следовательно, имущество, еще не принявшее участие в производственной, управленческой или иной деятельности организации уже становиться на 10, 20, а то и на 30 % дешевле, в зависимости от того, какой процент амортизационной премии был применен. А значит, что сумма, при которой объект был принят к учету (с использованием амортизационной премии), не всегда будет соответствовать рыночной стоимости основного средства.

Таким образом, разницы между амортизационными суммами в системах бухгалтерского и налогового учета не будет, если будет соблюдаться ряд правил.

Во-первых, если как для бухгалтерского, так и для налогового учета будет выбран линейный метод начисления амортизации.

Во-вторых, если не будут применяться специальные коэффициенты.

В-третьих, амортизационная премия не должна иметь место при принятии объекта к учету.

И наконец, в-четвертых, СПИ должен быть определен в соответствии с НК РФ, то есть на основании классификации объектов основных средств, которые включаются в амортизационные группы.

Опять-таки, сближение бухгалтерского и налогового учета в таком разрезе не выгодно организации в экономическом плане, поскольку в данном случае будет отсутствовать за счет амортизации возможность налоговой оптимизации суммы налога на прибыль.

Различия в методологии исчисления амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета приводят к неэффективным и нецелесообразным затратам трудовых ресурсов организации. При этом, тотальное объединение бухгалтерского и налогового учета основных средств в части амортизации экономически нецелесообразно, так как уже было сказано выше, снижается возможности к оптимизации налога на прибыль.

В настоящее время любая организация имеет право выбора в отношении некоторых учетных правил, которые помогут сблизить бухгалтерский и налоговый учет и, как следствие, упросить работу бухгалтерских служб.

И, как правило, именно бухгалтерский учет подстраивается под требования налогового учета, однако стоит отметить, что полностью исключить существующие различия не получится. Но можно свести эту разницу к минимуму.

Таким образом, для сближения бухгалтерской и налоговой систем учета важно:

  • применять в налоговом учете тот способ начисления амортизации, который соответствует способу начисления амортизации, применяемого для целей бухгалтерского учета. Иными словами, существует объективная необходимость в одинаковых и методологически единообразных методах начисления амортизации и способах расчета амортизационных отчислений для сближения двух систем учета;
  • установить единые критерии и условия для признания активов в качестве объектов основных средств;
  • определить основные правила в трактовке понятия основных средств и включать в первоначальную стоимость идентичные составляющие;
  • установить как в бухгалтерском, так и в налоговом учете одинаковые способы определения стоимости материально-производственных запасов (сырья, материалов) и товаров. В налоговом учете, равно как и в бухгалтерском, в настоящее время существует 3 метода определения стоимости: ФИФО, оценка по средней стоимости и оценка по стоимости каждой единицы. Определив единый метод для двух видов учета, экономические субъекты исключат разницу, которая возникает при разных способах оценки;
  • отказаться от переоценки основных средств в бухгалтерском учете. В большинстве своем, переоценка объектов основных средств приводит к повышению стоимости переоцененных активов, реже – к ее снижению. Однако, отличительной особенностью является то, что результаты такой переоценки будут отражены только в бухгалтерском учете, в налоговом же – стоимость объекта основных средств останется неизменной, так как сумма дооценки или уценки, в соответствии с Налоговым Кодексом РФ, не признается доходом/расходом и не будет изменять стоимость основного средства, исходя из которой экономический субъект начисляет амортизацию в налоговом учете.

Следует также включать в налоговом учете все расходы, связанные с приобретением основных средств, при определении первоначальной стоимости – как это делается в бухгалтерском. Это необходимо, прежде всего, для того, чтобы не возникало никаких различий и расхождений в сумме начисленной амортизации.

Стоит утвердить в учете для целей налогообложения в виде прямых расходов только те расходы, которые в бухгалтерском учете отражаются на 20 и 23 счетах.

Своеобразное освобождение субъектов хозяйствования от необходимости ведения двух видов учета, причем двух параллельных видов, является целесообразным в экономическом плане и крайне эффективным и полезным со стороны ведения финансово-хозяйственной деятельности.

Подводя итог проведенному исследованию, стоит отметить, что, несмотря на большое количество способов, влияющих на сближение бухгалтерского и налогового учета, существует один ярко выраженный минус – это высокие налоговые платежи по сравнению с использованием альтернативных вариантов ведения учетных систем.

В последние несколько лет, а именно начиная с 2012 года, уже на уровне законодательства проводятся работы по разработке способов сближения двух видов учета. Официальная позиция Министерства финансов Российской Федерации по этому поводу состоит в том, что прямая зависимость налогооблагаемых параметров от правил бухгалтерского учета создаст предпосылки возникновения налоговых последствий, которые заключаются в уменьшении налоговой нагрузки на определенные категории налогоплательщиков, через изменение правил бухгалтерского учета в обход налогового законодательства.

Более того, нарушается правило нейтральности бухгалтерской информации, так как лицо, ее формирующее, становится напрямую заинтересовано в достижении определенных результатов, например, в снижении налогового бремени и т.п.

Вышеописанная позиция Минфина РФ ясна и имеет логику. Однако Министерство финансов РФ объясняло такую позицию в контексте того, что налоговый учет и отчетность должны быть отменены. Но если посмотреть на ситуацию сближения двух видов учета не с этой стороны, а со стороны бухгалтерского учета, то не стоит забывать о том, что бухгалтерский учет можно максимально подстроить под налоговый, не отменяя при этом последний.

Таким образом, стоит еще раз отметить, что крайне важно сблизить системы бухгалтерского и налогового учета, так как, по мнению автора, своеобразное освобождение субъектов хозяйствования от необходимости ведения двух видов учета, причем двух параллельных видов, является целесообразным в экономическом плане и крайне эффективным и полезным со стороны ведения финансово-хозяйственной деятельности.


Библиографический список

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] – URL: http://base.garant.ru/10900200/ (дата обращения: 15.10.2016)
  2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [Электронный ресурс] – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения: 15.10.2016)
  3. Положение по бухгалтерскому учету 5/01 «Учет материально-производственных запасов» [Электронный ресурс] – URL: http://base.garant.ru/12123639/ (дата обращения: 15.10.2016)
  4. Положение по бухгалтерскому учету 6/01 «Учет основных средств» [Электронный ресурс] – URL: http://base.garant.ru/12122835/ (дата обращения: 15.10.2016)
  5. Положение по бухгалтерскому учету 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» [Электронный ресурс] – URL: http://base.garant.ru/12163098/ (дата обращения: 15.10.2016)
  6. Бреславцева Н.А. Бухгалтерский учет: учеб. пособие / Н.А. Бреславцева, Н.В. Михайлова, О.Н. Гончаренко. – Рн/Д: Феникс, 2014. – 318 с.
  7. Старостин С.Н. Основные средства: налоговый и бухгалтерский учет: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Феникс, 2014. – 416 с.
  8. Герасименко В.А. Особенности развития отраслей социальной инфраструктуры в России // Nauka-rastudent.ru. – 2016. – No. 10 (034) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nauka-rastudent.ru/34/3667/ (дата обращения: 15.10.2016)
  9. Егорова Т.Н., Шманёв С.В., Герасин О.Н. Институционально-синергетический подход к инновационно-инвестиционной деятельности // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2012. – № 2. – С. 239-247.
  10. Звягин Л.С. Практическое финансовое моделирование в задаче оптимального распределения инвестиций // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2016. – № 1. – С. 33-41.
  11. Коровяковский Д.Г. Правовые и экономические аспекты привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику // Финансы и кредит. – 2007. – № 10. – С. 70-80.
  12. Корпоративные финансы. Учебник. Коллектив авторов / Под редакцией проф. Е.И. Шохина. – М.: Кнорус, 2015. – 320 с.
  13. Морковкин Д.Е. Налоговое стимулирование инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства как фактор социально-экономического развития региона // Современные механизмы формирования финансовых ресурсов государства и хозяйствующих субъектов: материалы Международной научно-практической конференции / под ред.: Руденко Ю.С., Романченко О.В. [Электронное издание]. – М.: ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2014. С. 195-200.
  14. Морковкин Д.Е. Проблемы и приоритеты финансирования инновационного развития реального сектора экономики // Вестник Финансового университета. – 2015. – № 6 (90). – С. 39-49.
  15. Морковкин Д.Е. Совершенствование системы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства как условие восстановления экономического роста // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2. URL: (дата обращения: 02.03.2016).
  16. Морковкин Д.Е. Развитие взаимодействия государства и бизнеса в России: состояние и перспективы // Экономика в промышленности. – 2016. – № 1. – С. 4-7. – DOI: 10.1707/2072-1663-2016-1-4-7
  17. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Бюджетирование: методология или инструмент // Финансы и кредит. – 2012. – № 44 (524). – С. 16-21.
  18. Руденко Л.Г. Планирование и проектирование организаций: учеб. для бакалавров / Л.Г. Руденко. М.: Дашков и К°, 2016. – 240 с.
  19. Управление социально-экономическими процессами и системами в России: современное состояние и перспективы развития: монография / под ред. А.В. Семенова. Моск. ун-т им. С.Ю. Витте; кафедра Менеджмента и маркетинга. – М.: изд. «МУ им. С.Ю.Витте», 2014. – 534 с.
  20. Халилова М.А., Романова Ю.А. Эффективность публичного управления в Российской Федерации // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2014. – № 1 (61). – С. 10.
  21. Сорокин Д.Е. Экономическая теория, экономическая реальность, экономическая политика // Журнал экономической теории. 2014. № 4. С. 25-39.
  22. Цветков В.А. Меры по поддержке населения и реального сектора экономики России в условиях кризиса // Вестник Финансового университета. – 2015. – № 3 (87). – С. 73-78.
  23. Юрзинова И.Л. Влияние налоговой политики на экономическое развитие регионов: дисс. … канд. экономических наук. Москва, 2004. – 166 с.
  24. Юрзинова И.Л. Управление налоговым бременем на уровне субъектов хозяйствования: цели, принципы, подходы // Налоговая политика и практика. -2007. – № 5. – С. 6-9.
  25. Юрзинова И.Л. Проблемы качественной оценки последствий решений, принимаемых в области налогообложения // Экономический анализ. – 2002. – № 2. – С. 25-28.
Количество просмотров публикации: Please wait
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...