Переподготовка увольняемых военнослужащих в году. Увольняемым: Министерство обороны Российской Федерации

14. Военнослужащие имеют право пройти профессиональную переподготовку без взимания с них платы за обучение только по одной гражданской специальности и только в одном образовательном учреждении.

15. Военнослужащие, изъявившие желание пройти профессиональную переподготовку, подают рапорт по команде в следующие сроки:

увольняемые с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе или по истечении срока военной службы - не позже чем за год до наступления предельного возраста пребывания на военной службе или истечения срока военной службы;

увольняемые с военной службы по состоянию здоровья - не ранее даты вынесения военно-врачебной комиссией заключения о признании их негодными (ограниченно годными) к военной службе;

увольняемые с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями - не ранее даты принятия соответствующими должностными лицами решения о проведении организационно-штатных мероприятий.

16. В рапорте указываются: воинское звание, фамилия, имя, отчество, личный номер, занимаемая воинская должность, дата рождения, общая продолжительность военной службы в календарном исчислении, уровень образования, наименование и местонахождение образовательного учреждения, выбранная программа обучения, форма обучения и основание для прохождения профессиональной переподготовки. К рапорту прилагается копия документа об образовании.

17. Рапорт военнослужащего рассматривается в установленном порядке.

18. В органе безопасности составляются списки военнослужащих, направляемых на профессиональную переподготовку (приложение N 1 к настоящей Инструкции), которые высылаются в образовательные учреждения.

19. Оплата профессиональной переподготовки производится на основании поступивших из образовательных учреждений в органы безопасности документов.

20. Направления на профессиональную переподготовку выдаются военнослужащим на основании вызова из образовательного учреждения (приложение N 2 к настоящей Инструкции).

21. На период осуществления профессиональной переподготовки в образовательных учреждениях военнослужащие освобождаются от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности. В зависимости от формы обучения указанное освобождение может быть частичным или полным.

Для прохождения профессиональной переподготовки в образовательных учреждениях, расположенных в близлежащих к месту прохождения военной службы населенных пунктах, военнослужащие в установленном порядке командируются в соответствующее образовательное учреждение.

22. Направление военнослужащих на профессиональную переподготовку оформляется приказом по личному составу.

Программа, согласно которой реализуется переподготовка военнослужащих, была введена несколько лет назад в экспериментальном режиме. Ввиду успешности ее решили продолжить. По желанию военным перед увольнением предоставляется возможность пройти один из 60-ти видов профессиональной переподготовки.

Для этого открылись курсы в самых крупных гарнизонах. Военнообязанные, кто служил в отдаленных пунктах, могли обучаться посредством приезда мобильных групп преподавателей ведущих учебных заведений. Дополнительное образование на бесплатной основе предоставляется ВУЗами при Министерстве обороны страны.

Цель и назначение профпереподготовки

Переобучение организовано с целью обеспечения социальной защиты офицеров, которых увольняют из-за сокращения ВС или по иным причинам (об этом ниже), а также их семей, и осуществления господдержки по получению наиболее востребованных специальностей «на гражданке». За время действия программы тысячи офицеров, а также члены их семей успели воспользоваться поддержкой государства, пройдя курсы в армии, трудоустроиться по новой специальности. Данная деятельность продолжается в разных субъектах страны.

ВУЗы, где проводится переподготовка, дают возможность не только получить гражданскую специальность, но и содействуют вопросам оформления на работу. Помимо обучения, на курсах можно получить юридическую консультацию, участвовать в различных форумах, конференциях и иных мероприятиях. Переподготовка желающих военнослужащих, увольняемых в запас, осуществляется по следующим направлениям:

  • организация бухучета и аудита;
  • госуправление;
  • налогообложение;
  • менеджмент по персоналу;
  • менеджмент организации;
  • информационные технологии;
  • информационная безопасность;
  • цифровые технологии (в системах связи);
  • радиотехника;
  • управление малым бизнесом;
  • юриспруденция и другое.

Гражданская адаптация военных не ограничивается прохождением курсов. При желании они могут поступить в ВУЗ для получения высшего образования на льготных условиях.

Кто имеет право на переобучение при увольнении

Согласно Закону «О статусе военнослужащих», право на профессиональную переподготовку имеют военнообязанные непосредственно в год увольнения, причем должны соблюдаться разные условия, к числу которых относятся нижеизложенные:

  • срок службы должен составлять 5 лет или больше (время обучения в профессиональных военных заведениях не засчитывается в этот срок);
  • причиной увольнения служит неудовлетворительное состояние здоровья;
  • предельный возраст военнослужащего;
  • окончание срока службы;
  • мероприятия, организованные в штатном режиме.

Профессиональная переквалификация осуществляется бесплатно, при этом за военнообязанными сохраняется довольствие согласно документам, утвержденным МО РФ или другим госорганом федерального уровня власти. Длительность обучения составляет до 4-х месяцев, но не менее 250-ти часов. Даже если в течение этого времени произойдет увольнение, обучение может быть завершено также без взимания платы.

Предельно допустимый возраст

Данный показатель является одним из оснований, дающим право получить профпереподготовку по гражданской специальности. Он регулируется Законом «О воинской обязанности и военной службе». (ФЗ №53). Кроме того, некоторые положения относительно этого вопроса можно найти в Указе Президента №1237.


Ранее предельный возраст составлял 45 лет, однако, с 2014 года он увеличился еще на 5 лет. В настоящее время 45 лет - это предельный возраст только для женщин, являющихся военнослужащими. Таким образом, для званий ниже полковников и капитанов первого ранга предельный возраст пребывания на службе составляет 50 лет. Для более высоких воинских званий он варьируется от 55 лет до 65 лет.

Впрочем, офицеры, которые желают продолжить карьеру в армии, могут продлить срок службы путем заключения нового контракта. Данный срок может составлять от одного года до 10-ти лет, при этом решение принимается после проверки того, насколько добросовестно исполнялись обязанности военнослужащим, а также его профессиональные навыки и состояние здоровья. Если же есть желание уйти «на гражданку», то военный может подготовить себя, пройдя соответствующую переквалификацию. Между тем, пенсионное обеспечение и удержание всех льгот за ним сохраняется в любом случае.

Процедура переквалификации военнослужащих запаса

Зачисление военнообязанных в группы для прохождения специальных курсов осуществляется на основании соответствующего Приказа Министра обороны РФ. При этом перечень военнослужащих, решивших получить одну из гражданских специальностей, копии их рапортов с резолюциями командиров и дипломов об образовании, которые они получили ранее, направляются в ВУЗы, где планируется провести курсы переобучения для военных.

В момент увольнения военнослужащего по одному из оснований, позволяющему получить специальность гражданского характера по рассматриваемой программе, выдается сертификат. В документе указывается, что он вправе пройти профпереподготовку в выбранном им ВУЗе при Министерстве обороны страны. Если же цена за обучение выше нормативов денежных отчислений, которые предоставляются в рамках государственной программы, военный должен заплатить разницу из личных средств, причем бесплатное обучение не распространяется на остальные ВУЗы страны, хотя ими устанавливаются льготные условия для военнослужащих.

Процедура зачисления на бесплатные курсы осуществляется следующим образом. Сначала военный должен направить в отдел кадров ксерокопию своего паспорта, аттестата об образовании, а также рапорт. Форма обучения может быть разной: как очной, так и вечерней или заочной. Вступительных экзаменов сдавать не требуется.

Помимо гражданской направленности, служащий может обрести и новую военную специализацию. Так, до 50-ти лет, военный, может получить официальный вызов на соответствующие сборы, где и будет осуществляться учебный курс.

В соответствии с предусмотренными нормами, после сдачи бумаг командование заведения, где военнослужащий желает обучаться, высылает в ВЧ уведомление. В нем содержится форма, время и место проведения переподготовки. После этого командир выдает будущему слушателю соответствующее направление, а в ВЧ издают приказ.

Слушатели курсов во время прохождения обучения являются прикомандированными, и находятся в условиях командировки. Таким образом, за ними остается звание, заработная плата, надбавки в связи с командировкой, а также иные виды довольствия.

Итоги проведения процедуры

Решаясь на получение гражданской специальности посредством переобучения в рамках особой государственной программы, военнослужащий должен учитывать следующее. Он не вправе воспользоваться госпрограммой, если уволится со службы по иным основаниям, помимо тех, что указаны выше, то же самое касается и вопроса военной ипотеки.

Военнослужащие, которые соответствуют необходимым условиям для переобучения, после прохождения данных программ имеют реальные шансы трудоустроиться по выбранным гражданским специальностям. Если во время обучения они проявляют себя должным образом, то могут рассчитывать на содействие ВУЗа в трудоустройстве или получении рекомендаций.

Как показывают исследования, половина опрошенных военных, увольняемых в запас, собираются трудиться на государственных предприятиях. Порядка 10% рассчитывают найти работу в иностранной компании, 2% планируют открыть собственное дело, еще 2% не собираются работать вообще, а 22% затруднились ответить на поставленный вопрос. Для оставшихся 10% опрошенных не имеет значения, где работать.

Среди наиболее приоритетных параметров для будущей работы военнослужащие видят для себя достойное вознаграждение, а также стабильность. К другим важным параметрам относят хороший коллектив, возможность продвижения по карьерной лестнице, свободное планирование своего рабочего графика, а также несложность выполняемой работы.

По результатам всестороннего исследования можно сделать вывод о том, что увольняемые военнообязанные имеют хорошие условия для получения переподготовки или повышения квалификации. Половина лиц, прошедших обучение, удовлетворена курсами и выбранной специальностью. Порядка ⅔, проходящих военную службу, рассчитывают получить впоследствии новые знания, чтобы легко устроиться на работу по гражданской специальности, но еще не все имеют достаточную осведомленность о предоставляемой государством возможности.

Ленинградский окружной военный суд (Город Санкт-Петербург) - Гражданское

Суть спора: 3.018 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями)


ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 44Га-6/2016

президиума Ленинградского окружного военного суда

Президиум Ленинградского окружного военного суда в составе: председательствующего - Кувшинникова Д.В.,

членов президиума - Басова А.И., Домаша В.В., Шишкина Е.И., Гогина А.В.,

при секретаре Рогачёвой А.В.,

рассмотрел в судебном заседании административное дело по кассационной жалобе административного истца на апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда от 17 декабря 2015 года № 33а-825/2015 по административному иску Сапрыкина Игоря Вячеславовича об оспаривании действий командира войсковой части 53916 (руководителя Контрольной службы ФСБ России), связанных с отказом в направлении на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей.

Заслушав доклад судьи Кислова Д.Н., объяснения Сапрыкина И.В., поддержавшего жалобу, возражения на неё представителя административного ответчика Иванова И.В., президиум окружного военного суда,

У С Т А Н О В И Л:

Командир войсковой части 53916 отказал Сапрыкину в направлении на профессиональную переподготовку, предусмотренную п.4 ст. Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Причинами для отказа послужили пропуск Сапрыкиным установленного п.15 «Инструкции о порядке и условиях реализации военнослужащими органов федеральной службы безопасности, проходящими военную службу по контракту, права на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей» (утв. приказом ФСБ России от 26 января 2009 года № 22) 10-дневного срока подачи соответствующего рапорта, а также получение Сапрыкиным в период службы второго высшего образования.

Полагая, что данный отказ нарушает его права, Сапрыкин обратился в гарнизонный военный суд с административным иском, в котором просил признать отказ незаконным, обязать командира части включить его в список военнослужащих, направляемых на профессиональную переподготовку, и направить для переподготовки по избранной специальности в соответствующее образовательное учреждение.

Решением Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 9 сентября 2015 года требования Сапрыкина были удовлетворены. Суд пришел к выводу, что пропуск срока на подачу рапорта о прохождении профессиональной переподготовки ответчиком не доказан и, кроме того, данный срок не ограничивает право на переподготовку, закреплённое в Федеральном законе. Что же касается получения Сапрыкиным в период службы второго высшего образования, то оно с прохождением переподготовки не связано и переподготовке не препятствует.

Апелляционным определением Ленинградского окружного военного суда от 17 декабря 2015 года решение суда первой инстанции отменено и по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Суд апелляционной инстанции признал обоснованным отказ Сапрыкину в направлении на переподготовку ввиду нарушения им срока подачи рапорта. Суд также отметил, что Сапрыкин перед увольнением реализовал право на получение образования по одной из гражданских специальностей, и в переподготовке, целью которой является адаптация к новым экономическим и социальным условиям после увольнения с военной службы, не нуждается.

7 июня 2016 года в Ленинградский окружной военный суд поступила кассационная жалоба Сапрыкина, в которой он высказывает несогласие с апелляционным определением, просит о его отмене и об оставлении в силе решения суда первой инстанции.

Сапрыкин утверждает, что не нарушил срок подачи рапорта о прохождении профессиональной переподготовки, так как с приказом о внесении изменений в штат органа безопасности его не ознакомили, а начало течения срока, согласно Инструкции, должно исчисляться со дня ознакомления с приказом.

Не препятствовало прохождению профессиональной переподготовки и получение им в период службы второго высшего образования, поскольку получение указанного образования права на переподготовку не исключает.

Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, президиум окружного военного суда считает жалобу подлежащей удовлетворению исходя из следующего.

Согласно ст. основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения норм материального права судом апелляционной инстанции были допущены.

Как установлено судами и усматривается из материалов дела, Сапрыкин проходил военную службу по контракту в подразделении Контрольной службы ФСБ России в г. Мурманске, в 2010 году он достиг предельного возраста пребывания на военной службе.

24 ноября 2013 года у него истекал срок действия контракта, заключённого сверх предельного возраста, а в заключении нового контракта ему было отказано.

В ходе беседы 9 октября 2013 года, имея право выбора основания увольнения (по возрасту, по истечении срока контракта, по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями) Сапрыкин отказался от увольнения без обеспечения жильём и приказом Контрольной службы ФСБ России № 222-лс от той же даты в связи с организационно-штатными мероприятиями с 14 сентября 2013 года был зачислен в распоряжение руководителя службы. При этом последним перед увольнением местом его службы являлось подразделение, дислоцирующееся в Санкт-Петербурге.

Как следует из объяснений представителя ответчика суду апелляционной инстанции, в 2014 году Сапрыкину было предоставлено жильё в Санкт-Петербурге, он проходил военно-медицинское освидетельствование и использовал положенные отпуска (л.д. 150).

28 октября 2014 года Сапрыкин обратился с рапортом о направлении на профессиональную переподготовку, на который 17 декабря 2014 года получил отказ по телефону от сотрудника отдела кадров службы со ссылкой на пропуск установленного в п.15 Инструкции 10-дневного срока для подачи рапорта со дня ознакомления с приказом (выпиской из приказа) о внесении изменений в штат органа безопасности (л.д. 61).

7 апреля 2015 года с Сапрыкиным проводилась беседа, в ходе которой он заявлял ряд просьб, в том числе об ознакомлении с приказом (выпиской из приказа) о внесении изменений в штат органа безопасности, и с решением руководителя Контрольной службы по рапорту о направлении на переподготовку от 28 октября 2014 года (л.д. 63).

21 апреля 2015 года Сапрыкин вновь обратился с рапортом о направлении на профессиональную переподготовку, а 5 мая 2015 года обжаловал в Мурманский гарнизонный военный суд бездействие руководителя Контрольной службы по рассмотрению рапорта от 28 октября 2014 года.

21 мая 2015 года Сапрыкин от имени руководителя Контрольной службы получил письменный отказ в направлении на переподготовку со ссылкой на нарушение срока подачи рапорта и наличие второго высшего образования, полученного в 2014 году по юридической специальности. В тот же день на основании заявления Сапрыкина производство по делу об оспаривании бездействия руководителя Контрольной службы по рассмотрению рапорта от 28 октября 2014 года было прекращено.

В рапорте от 13 июля 2015 года Сапрыкин избрал основание для увольнения и просил уволить его в связи с организационно-штатными мероприятиями. Тогда же с ним была проведена беседа и приказом ФСБ России от 31 июля 2015 года № 596-лс он уволен с военной службы по избранному основанию. Приказом Контрольной службы ФСБ России от 5 августа 2015 года № 155-лс Сапрыкин исключён из списков личного состава с 21 августа того же года.

Суд апелляционной инстанции, согласившись с законностью и обоснованностью отказа в направлении Сапрыкина на переподготовку, неверно истолковал и применил нормы материального права, что выразилось в следующем.

В ч. 4 ст. Федерального закона «О статусе военнослужащих» закреплено право военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет пять лет и более (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования), в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия в порядке и на условиях, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), продолжительностью до четырех месяцев. В случае увольнения указанных военнослужащих с военной службы в период обучения они имеют право на завершение учебы бесплатно.

Содержание данного права состоит в адаптации военнослужащих, посредством профессиональной переподготовки в году увольнения с военной службы, к новым социальным условиям с целью содействия их занятости. Реализуется это право в порядке и на условиях, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации, а также иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

В Федеральной службе безопасности Российской Федерации условия и порядок реализации права на прохождение переподготовки определены вышеназванной Инструкцией, утвержденной приказом ФСБ России от 26 января 2009 года № 22.

Сроки для подачи военнослужащими рапорта о направлении на прохождение профессиональной переподготовки установлены в п. 15 Инструкции, в соответствии с которым военнослужащие, увольняемые в связи с организационно-штатными мероприятиями, подают рапорт по команде не позднее 10 календарных дней с даты ознакомления с приказом (выпиской из приказа) о внесении изменений в штат органа безопасности.

Этот срок, по смыслу ч.4 ст. Федерального закона «О статусе военнослужащих», призван оптимизировать решение организационных вопросов прохождения переподготовки военнослужащими ФСБ России и носит вспомогательный характер, так как, являясь одним из элементов порядка (процедуры) направления военнослужащих на профессиональную переподготовку, служит, в конечном счёте, реализации закреплённого в законе права.

Требования, предъявляемые к военнослужащим, претендующим на прохождение переподготовки, исчерпывающе сформулированы в указанной норме Федерального закона. При этом ни в ней, ни в Инструкции возможность отказа военнослужащему соответствующей категории в направлении на профессиональную переподготовку по причине подачи рапорта за пределами сроков, установленных Инструкцией, не предусмотрена.

Нарушение установленного нормативным документом ФСБ России срока подачи рапорта не может быть истолковано как законное основание для лишения военнослужащего права на прохождение переподготовки в силу принципа верховенства закона, закреплённого в ч.2 ст. Конституции Российской Федерации.

К тому же, реализованные в Инструкции порядок и условия направления на переподготовку обязывают органы безопасности планировать мероприятия, связанные с переподготовкой военнослужащих, желающих её пройти, в году, предшествующем их увольнению (п.6 Инструкции).

Увольнение Сапрыкина состоялось в 2015 году – после реализации полагавшихся ему в период военной службы социальных гарантий, о необходимости предоставления которых командованию было заблаговременно известно.

На основании п.4 ст. Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на переподготовку подлежало реализации также в 2015 году, а предшествующие ей определённые Инструкцией организационные мероприятия – в 2014 году.

Поэтому подача Сапрыкиным рапорта 28 октября 2014 года позволяла органам и должностным лицам, на которых приказом ФСБ России от 26 января 2009 года № 22 возложена обязанность по реализации права военнослужащего, обеспечить направление его на переподготовку в году увольнения.

Что касается рапорта от 21 апреля 2015 года, то он являлся повторным и лишь подтвердил ранее высказанное и не отозванное Сапрыкиным намерение пройти переподготовку, в связи с чем срок, предусмотренный в п.15 Инструкции, к нему неприменим.

Кроме того, вывод о нарушении срока подачи рапорта судом апелляционной инстанции сделан вопреки п.15 Инструкции, согласно которому датой начала отсчёта срока на подачу рапорта определена дата ознакомления военнослужащего с приказом (выпиской из приказа) о внесении изменений в штат органа безопасности. В результате рассмотрения дела ответчик не смог доказать дату ознакомления Сапрыкина с приказом, а ссылка в апелляционном определении на осведомлённость военнослужащего о зачислении в распоряжение эту недоказанность не восполнила.

Не основан на законе и вывод суда апелляционной инстанции о фактической реализации Сапрыкиным права на переподготовку путём получения перед увольнением второго высшего образования.

Несмотря на то, что профессиональная переподготовка и получение высшего образования преследуют одинаковую цель расширения области знаний, между ними имеются принципиальные отличия, сформулированные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».

Так, в соответствии с ч.1 ст.69 данного Федерального закона высшее образование, в том числе второе высшее образование, направлено на подготовку высококвалифицированных кадров, в то время как профессиональная подготовка - на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретения новых навыков, новой квалификации (ч.5 ст.76 Федерального закона).

Конституционный Суд РФ в определении от 29 сентября 2015 года № 1888-О указал, что «пункт 4 статьи 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в дополнение к предусмотренным Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" гарантиям государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и защиту от безработицы устанавливающий право военнослужащих пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей, направлен на обеспечение реализации их права на труд посредством предоставления возможности получения специальности, повышающей конкурентоспособность на рынке труда. При этом данная норма в равной мере распространяется на всех военнослужащих, относящихся к указанным в ней категориям…».

В п.5 Инструкции также предусматривается, что профессиональная подготовка осуществляется по дополнительным профессиональным образовательным программам на базе имеющегося высшего или среднего профессионального образования.

Таким образом, наличие у Сапрыкина полученного в период службы второго высшего образования реализации права на переподготовку не препятствовало.

Условиям, предоставляющим право прохождения профессиональной переподготовки, перечисленным в п.4 ст. Федерального закона «О статусе военнослужащих», Сапрыкин отвечал полностью.

Неверное применение материального закона - п. 4 ст. Федерального закона «О статусе военнослужащих» и п. 15 Инструкции привело к лишению его права на профессиональную переподготовку, повлияло на исход дела и без устранения отмеченных нарушений защита охраняемых законом прав Сапрыкина невозможна.

Изложенное является основанием для признания оспариваемых действий незаконными, отмены в кассационном порядке апелляционного определения и оставления в силе правильного по существу решения гарнизонного военного суда.

Руководствуясь ст. ст. - , президиум окружного военного суда,

ПОСТАНОВИЛ:

Апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда от 17 декабря 2015 года № 33а-825/2015 по административному иску Сапрыкина Игоря Вячеславовича об оспаривании действий командира войсковой части 53916, связанных с отказом в направлении на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей – отменить.

Оставить в силе решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 9 сентября 2015 года по административному иску Сапрыкина И.В.

Председательствующий Д.В. Кувшинников

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...