Классификация стандартов по их назначению позволяет. Смотреть страницы где упоминается термин классификация стандартов

Стандарты учета и отчетности разрабатываются на национальном и международном уровне с различными функциональными целями. Международные стандарты финансовой отчетности, как свидетельствуют «Предисловие к изложению Международных стандартов финансовой отчетности» и «Принципы подготовки и составления финансовой отчетности», устанавливают концептуальные положения исключительно в отношении отчетности . Национальные стандарты в большинстве случаев освещают вопросы, связанные с составлением финансовой отчетности и с ведением бухгалтерского учета. Например, российские национальные стандарты (ПБУ) так и называются - Положения по бухгалтерскому учету. При этом они содержат разделы, посвященные отражению объекта учета в финансовой отчетности.

Вместе с тем, проанализировав международную и национальные системы стандартизации, можно сделать вывод об однотипности их структур и возможности классифицировать стандарты по одинаковым признакам.

Всю совокупность стандартов можно классифицировать по их назначению и экономическому содержанию.

Классификация стандартов по их назначению предполагает, что классификационным признаком выступает цель или назначение стандарта. По этому признаку можно выделить следующие блоки.

Блок 1 - стандарты, формирующие принципы учета. Это основополагающие концептуальные документы. На международном уровне к ним можно отнести МСФО 1 «Представление финансовой отчетности», который переоформлен и действует с 01.07.98 г. Информация, заложенная в этот стандарт, имеет базовое, основополагающее значение для бухгалтерского учета. В эту же группу можно включить МСФО 8 «Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике». На уровне российских национальных стандартов в эту группу можно включить ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» в части, посвященной изложению принципов учета.

Блок 2 - стандарты, непосредственно регламентирующие состав и содержание финансовой отчетности. В блок входят стандарты: МСФО 1

«Представление финансовой отчетности (в части ее состава и содержания); МСФО 10 «События после отчетной даты»; МСФО 14 «Сегментная отчетность»; МСФО 27 «Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании»; МСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции»; МСФО 30 «Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов»; МСФО 31 «Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности».

Эта группа стандартов имеет базовое, основополагающее значение, ибо именно она считается ключом к пониманию финансовой отчетности любого государства, применяющего при организации бухгалтерского учета международные стандарты.

Блок З - стандарты, определяющие правила учета отдельных объектов и отражения их в отчетности. Самая многочисленная группа, которая, в свою очередь, может подразделяться на подгруппы. В эту группу входят стандарты, упорядочивающие учет инвестиций и текущих активов, доходов и расходов, налоговых и пенсионных обязательств, правительственных субсидий и т.д. Например, МСФО 2 «Запасы»; МСФО 7 «Отчет о движении денежных средств»; МСФО 15 «Информация, отражающая влияние изменения цен»; МСФО 21 «Влияние изменений валютных курсов» и др.

Классификация стандартов по экономическому содержанию предполагает группировку стандартов в зависимости от природы экономических отношений, возникающих между организациями и пользователями финансовой отчетности. Любой пользователь (инвесторы, кредиторы, заимодавцы, коммерческие партнеры, государственные и общественные организации, собственники, менеджеры) нуждается в полной достоверной и надежной информации. Это зависит от правильности применения базовых принципов учета, эффективности разработки учетной политики, выполнения определенных учетных процедур. Отношения между организацией и пользователями отчетности можно назвать основными. Кроме того, рассматривая взаимодействия организаций с отдельными пользователями, можно выделить целый комплекс частных экономических отношений. К ним относятся:

Отношения между государством и предприятием. В их основе - взаимодействие интересов государства, моделирующего развитие экономики и формирующего общенациональный бюджет, и интересов предприятия, стремящегося к развитию и приросту собственного капитала;

Отношения между товаропроизводителями и потребителями. Они строятся на сочетании и противодействии интересов «продавца» и «покупателя», регулируемых спросом и предложением товаров;

Отношения между предприятиями по горизонтали, т.е. между предприятиями-партнерами. Основываются на экономическом интересе обеих сторон осуществить выгодную сделку;

Отношения между структурными звеньями фирм (сегментами компаний). Строятся на сочетании экономических интересов каждого подразделения в собственном развитии и в развитии всей компании;

Отношения между участниками-вкладчиками в объединенный капитал акционерного общества. Основываются на интересе в получении выгод пропорционально вложенному капиталу;

Отношения между работодателем и работником. Базируются на системе отношений, складывающихся между покупателем и продавцом, и строятся, как уже отмечалось, на сочетании и противодействии их интересов;

Отношения между странами. Современная мировая экономика имеет высокий уровень интеграции. Взаимодействие крупных компаний различных стран затрагивает интересы не только отдельных фирм, но и в целом стран, континентов.

Можно выделить и другие группы экономических отношений, возникающих в ходе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. Однако, даже простое перечисление основных слагаемых этого комплекса показывает, какие разнообразные и противоречивые стороны заинтересованы в достоверной отчетности, какие сложности могут возникнуть в результате неодинакового понимания отдельных терминов и экономических явлений, а также при применении различных методов учета.

Группировка экономических отношений предопределяет и классификацию стандартов по экономическому содержанию. Возможно выделение следующих групп.

Первая группа - базовые стандарты учета, раскрывающие основополагающие принципы учета, учетной политики и финансовой отчетности.

Вторая группа - стандарты, регламентирующие учет и отчетность операций, которые затрагивают интересы государства и предприятия. К этой группе следует отнести стандарты доходов, налогов, государственных инвестиций и т. д.

Третья группа - стандарты, устанавливающие правила учета и отчетности по вопросам, затрагивающим интересы партнеров по бизнесу. В эту группу целесообразно включить стандарты результатов от совместной деятельности, инвестиций в другие компании и т.д.

Четвертая группа - стандарты, направленные на регламентацию учета и отчетности операций внутри компаний: деятельности сегментов, слияния компаний и др.

Пятая группа - стандарты, предусматривающие регламентацию затрат на оплату труда и пенсионное обеспечение.

Шестая группа - стандарты, отражающие отраслевую специфику. Например, специфику отчетности в банковском деле, в страховании, в строительстве и т.д.

Седьмая группа - стандарты, рассматривающие правила ведения учета и отчетности, которые раскрывают информацию для нужд государства и предпринимателей на международном уровне: валютных операций, деятельности международных компаний и т.д.

Следует отметить, что деление стандартов на указанные группы условное. Однако такая классификация позволяет более четко представить весь спектр взаимосвязанных экономических интересов, который обусловливает построение стандартов учета.

Классификация стандартов по их назначению и экономическому содержанию распространяется как на международные, так и на внутренние стандарты.

Классификация стандартов по экономическому содержанию предполагает группировку стандартов по экономическому признаку (рис. 19.6). Дело в том, что стандарты разрабатываются для разрешения определенных учетных проблем, которые возникают в ходе экономических отношений . Как известно, любая производственно-хозяйственная и финансовая деятельность вызывает целый комплекс экономических отношений . Прежде всего к ним относятся  

Группировка экономических отношений предопределяет и классификацию стандартов по экономическому содержанию. По нашему мнению, возможно выделение следующих групп.  

Классификация стандартов по их назначению и экономическому содержанию распространяется как на международные, так и на внутренние стандарты.  

Классификация стандартов по их назначению позволяет  

Классификация стандартов по экономическому содержанию позволяет  

В настоящее время назрела настоятельная необходимость осуществления работы по классификации российских стандартов по бухгалтерскому учету с целью обеспечения системного характера законодательства, исключения применения несогласованной терминологии, а также излишнего дублирования содержания нормативных актов . Возможными признаками классификации стандартов по бухгалтерскому учету - документов второго уровня системы нормативного регулирования - могут быть  

Понятие и классификация стандартов  

Проведите классификацию стандартов аудита в соответствии с их целями и назначением.  

МАРКИРОВКА - надписи, наносимые на товар или его упаковку, содержащие сведения о товаре. Маркировка товаров - данные, характеризующие товар с качественной и количественной точек зрения , информация, которая помещается на таре, упаковке товара . Наносимая информация должна соответствовать реальной классификации стандартов. Маркировка продукции знаком соответствия - специальный знак, изображение, нанесенное на продукцию, тару, сопровождающую товар техническую документацию , идентифицирующее производителя или отправителя.  

Приведем классификацию стандартов в соответствии с уровнями стандартизации.  

Классификация стандартов ISO серии 9000 по содержанию.  

На рис. 17 приведена общая классификация стандартов ISO серии 9000 по содержанию.  

Различные данные, помещаемые обычно на первой странице патента на изобретение, промышленный образец или в более исчерпывающем виде в официальном бюллетене о выданных патентах на изобретения, промышленные образцы или зарегистрированные товарные знаки и в заявках, по которым идет переписка. Библиографические данные содержат сведения, позволяющие идентифицировать документ, а именно данные по национальной систематизации заявок, данные о приоритете, данные о публикации, данные о классификации и другие, а также краткие сведения относительно технического содержания документа или описания в официальном бюллетене. См. Стандарт ВОИС ST.9 для патентов на изобретения, Стандарт ВОИС ST.60 для товарных знаков и Стандарт ВОИС ST.80 для промышленных образцов.  

Термин, используемый для охвата всех методов, посредством которых может быть идентифицирована и, таким образом, найдена специальная информация о промышленной собственности . Идентификация может быть осуществлена на основе областей техники, в которых используются классификационные индексы (национальной или международной классификации, например, Международной патентной классификации) или ключевые слова (например, из тезауруса). Идентификация может проводиться и по названию заявителя или фамилии изобретателя, а также по датам (например, по дате подачи заявки или дате публикации) или по стране публикации (см. Стандарт ВОИС ST.3). Для этой цели могут использоваться годовые указатели или компьютерные поисковые средства.  

В табл. 10 даются классификация и определения промышленных роботов японской Ассоциацией робототехники. Они совпадают с классификацией японского Промышленного Стандарта. Три первых типа иногда относят к роботам низшего класса, другие рассматриваются как роботы высокого класса. Согласно данным Ассоциации, производство роботов в 1968 г. исчислялось суммой лишь 400 млн. иен в 1981 г. Этот быстрый рост начался примерно в 1975 г. Производство в 1982 г. составило около 150 млрд. иен и выросло до 180 млрд. иен в 1983 г., несмотря на трудные внешние условия.  

Кроме перечисленных видов стандартов разработаны общетехнические и организационно-методические стандарты , включающие общие нормы, показатели качества , методы расчета и проектирования, классификации и кодировании, термины и определения, единицы физических величин, формы конструкторской и технологической документации.  

Государственный Реестр сертификации собирает все сведения о регулировании систем качества продукции и услуг с позиций перевода классификации рыночных манипуляций в единый модифицированный модуль ГОО СТАНДАРТа России.  

Объектами, которые охватываются стандартами в строительстве, являются требования к качеству сырья , материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий , необходимых для возведения зданий и сооружений с высокими показателями качества главный и основные параметры унифицированных строительных конструкций и деталей массового применения санитарно-техническое и инженерное оборудование, строительная оснастка и инструмент параметры зданий, сооружений и их элементы методы и средства испытания, контроля качества продукции и исходных материальных ресурсов нормы, требования и методы в области проектирования и производства строительной продукции единая система документации , классификации, виды информации , формы и  

Виды свойств продукции, характеризующих ее безопасность, виды показателей безопасности, определяемых в зависимости от числа и форм представления характеризующих свойств продукции, а также применяемости этих показателей в зависимости от вида продукции (сырье, материалы, продукты, изделия), должны устанавливаться в соответствии с действующими международными и отечественными стандартами и методическими рекомендациями , определяющими общие принципы и методы классификации, выбор обоснования показателей качества продукции.  

Кроме того, рекомендации могут быть использованы при установлении в технической документации на новую продукцию (технические задания , техническое описание) требований по охране окружающей среды . Виды и применяемость свойств и показателей экологичности продукции устанавливаются в соответствии с действующими международными и отечественными стандартами и методическими рекомендациями , определяющими общие принципы и методы классификации, выбора и обоснования показателей качества продукции.  

Сертификация в Системе проводится на соответствие обязательным требованиям стандарта и других нормативных документов , в том числе международных и национальных стандартов других стран, введенных в действие в установленном порядке. Сертификация проводится по схемам, классификация которых дана в стандартах. В процессе накоп-  

Указанная классификация применяется для выбора номенклатуры единичных показателей определенной группы продукции, определения области их применения, обоснования выбора конкретного изделия или нескольких изделий в качестве базовых образцов, создания системы государственных стандартов на номенклатуру показателей качества продукции.  

В результате кризиса рейтинг России снизился до ССС (в сентябре 1998 г. по классификации Стандарт энд Пурс). При столь высокой степени риска привлечь средства с мирового рынка в форме еврооблигаций невозможно.  

общих правил классификации обязательств в качестве краткосрочных. О каждом обязательстве, которое было исключены из краткосрочных, следует указать в примечаниях к финансовой отчетности срок погашения долгосрочного кредита банка наступает в следующем отчетном году, но имеется соглашение о пролонгировании этого срока таким образом, что в течение следующих 12 месяцев не потребуется денежных расходов на его погашение, следовательно, нет оснований классифицировать такие обя-штельства в качестве краткосрочных. Непременным условием такой классификации Стандарт устанав-  

Стандарт предусматривает целый ряд исключений из общих правил классификации обязательств п качестве краткосрочных. О каждом обязательстве, которое было исключено из краткосрочных, следует указать в примечаниях к финансовой отчетности . В частности, необходимо продолжать относить обязательства и проценты на них к долгосрочным, если они возникли как долгосрочные, хотя в данном отчетном году остается менее 12 месяцев до срока их погашения и есть обоснованные в правовом отношении намерения рефинансировать эти обязательства на долгосрочной основе. Например, срок погашения долгосрочного кредита банка наступает в следующем отчетном году, но имеется соглашение о пролонгировании этого срока таким образом, что в течение следующих 12 месяцев не потребуется денежных расходов на его погашение, следовательно, нет оснований классифицировать такие обязательства в качестве краткосрочных. Непременным условием такой классификации стандарт устанавливает наличие соответствующе

Стандарты учета подразделяются на два вида: международные и внутренние. Международные стандарты бухгалтерского учета – стандарты, разработанные Комитетом международных стандартов учета (КМСУ) и рекомендованные к применению странам, входящим в КМСУ. Внутренние стандарты – нормативы по бухгалтерскому учету, издаваемые для внутреннего пользования отдельной страной.

Каждый стандарт в системе стандартизации выполняет свою функцию.

Всю совокупность стандартов можно классифицировать по их назначению и по экономическому содержанию.

Классификация стандартов по их назначению предполагает выделение следующих трех блоков:

Блок 1 – стандарты, формирующие международные принципы бухгалтерского учета.

Блок 2 – стандарты, регламентирующие состав и содержание финансовой отчетности.

Эта группа стандартов имеет базовое, основополагающее значение, т. к. именно она считается ключом к пониманию финансовой отчетности любого государства, применяющего при организации бухгалтерского учета международные стандарты.

Блок 3 – стандарты, определяющие правила учета отдельных объектов. Самая многочисленная группа, которая в свою очередь может подразделяться на подгруппы. В эту группу входят стандарты, упорядочивающие учет инвестиций и текущих активов, доходов и расходов, налоговых и пенсионных обязательств, правительственных субсидий и т. д.

Классификация стандартов по экономическому содержанию предполагает группировку стандартов по экономическому признаку. Они разрабатываются, как правило, для разрешения учетных проблем, возникающих в ходе экономических отношений.

Группировка экономических отношений предопределяет и классификацию стандартов по экономическому содержанию. Возможно выделение следующих групп:

Первая группа – базовые стандарты учета, раскрывающие основополагающие принципы учета, учетной политики и финансовой отчетности.

Вторая группа – стандарты, регламентирующие учет операций, затрагивающих интересы государства и предприятия. К этой группе можно отнести стандарты по учету доходов, налогов, государственных инвестиций и т. д.

Третья группа – стандарты, устанавливающие правила учета по вопросам, затрагивающим интересы партнеров по бизнесу. В эту группу целесообразно включить стандарты по учету результатов от совместной деятельности, инвестиций в другие компании и т. д.

Четвертая группа – стандарты, направленные на учет операций внутри компаний: по учету деятельности сегментов, по учету операций при слиянии компаний и др.

Пятая группа – стандарты, определяющие нормы учета, касающиеся интересов работодателей в строительстве, в банковском деле, в страховых компаниях и т.д.

Седьмая группа – стандарты, рассматривающие правила ведения учетных операций, выражающих интересы государства и предпринимателей на международном уровне. Определяющие учет валютных операций, учет деятельности совместных предприятий и т.д.

Блок 3 - это стандарты, определяющие правила учета отдельных объектов. Самая многочисленная группа, которая в свою очередь может подразделяться на подгруппы. В эту группу входят стандарты, упорядочивающие учет инвестиций и текущих активов, доходов и расходов, налоговых и пенсионных обязательств, правительственных субсидий.
Например, МСФО 2 «Торгово-материальные запасы»; «Отчеты о движении денежных средств»; МСФО 15 «Информация, отражающая влияние изменения цен»; МСФО 21 «Влияние изменений валютных курсов».
Классификация стандартов по экономическому содержанию предполагает группировку стандартов по экономическому признаку. Они разрабатываются для разрешения учетных проблем, возникающих в ходе экономических отношений. Как известно, любая производственно-хозяйственная и финансовая деятельность вызывает целый комплекс экономических отношений. Прежде всего к ним относятся:
Отношения между государством и предприятием.В их основе - взаимодействие интересов государства, моделирующего развитие экономики и формирующего общенациональный бюджет, и интересов предприятия, стремящегося к развитию и приросту собственного капитала;
Отношения между товаропроизводителями и потребителями.Они строятся на сочетании и противодействии интересов «продавца» и «покупателя», регулируемых спросом и предложением товаров;
Отношения между предприятиями по горизонтали,между предприятиями-партнерами. Основываются на экономическом интересе обеих сторон осуществить выгодную сделку.
Четвертая группа -стандарты, направленные на учет операций внутри компаний: по учету деятельности сегментов, по учету операций при слияний компаний.
Пятая группа- стандарты определяющие нормы учета, касающиеся интересов работодателей в строительстве, в банковском деле, в страховых компаниях.
Шестая группа-стандарты, рассматривающие правила ведения учетных операций, выражающие интересы государства и предпринимателей на международном уровне: определяющие учет валютных операций, учет деятельности совместных предприятий.
Следует отметить, что деление стандартов на указанные группы условно, однако такая классификация позволяет более четко представить весь спектр взаимосвязанных экономических интересов, который обусловливает построение стандартов учета.
Классификация стандартов по их назначению и экономическому содержанию распространяется как на международные, так и на внутренний стандарты.
Место стандартов в системе концепций и нормативных документов.
Стандарты учета - главные звенья системы взаимосвязанных концепций и нормативных документов в области учета.
Под концепцией (от лат.conceptio- понимание, система) следует понимать систему взглядов на процессы и явления в обществе. Применительно к бухгалтерскому учету это означает систему взглядов на цели, задачи учета, приоритетность пользователей, состав и содержание отчетной информации, периодичность финансовой отчетности. Концепцию учета можно подразделить на общие и частные.
Общие концепции учета отражают системы взглядов нескольких страна; частные - систему взглядов одной стран.
Концепции складываются под влиянием основных положений, изложенных в международных стандартах учета и отчетности: принципов учета, учетной политики, отчетности.
В настоящее время в мировой теории и практике учета сложились две основные общие концепции: континентальная (европейская) и американская.
Континентальная(европейская) концепция (модель) учета основана на том» что степень вмешательства государства в учетную практику высока. Она предполагает применение всеми предприятиями государства единого плана счетов, одинаковых процедур отражения операций; эта модель исходит из того, что бухгалтерская отчетность должна ориентироваться на удовлетворение информационных потребностей налоговых и иных государственных органов. В результате практика учета одних стран существенно отличается от практики учета других стран. Эта модель учета лежит в основе организации бухгалтерского учета Германии, Австрии, других стран Европы, а также Японии.
Сущностьамериканскойконцепции заключается в том, что отчетность сориентирована на удовлетворение информационных потребностей инвесторов и кредиторов предприятия. Задачи налоговой системы решаются отдельно и независимо от решения задач финансового учета. Система финансового учета базируется на общепринятых учетных принципах -GAAP (Generally Accented Accounting). Этой модели придерживаются США, Великобритания, Нидерланды,Канада, Индия, Австралия, ЮАР и др.
Каждая отдельно взятая страна, ориентируясь на ту или иную модель учета,какправило, разрабатывает свою, частную концепцию бухгалтерского учета.
Российская модель учета исторически (с момента возникновения) ориентирована на европейскую. Однако в последние годы российский учет все более ориентируется на удовлетворение информационных потребностей инвесторов, а налоговый учет обособляется в самостоятельное направление. Все это говорит о тенденциях к некоторой американизации бухгалтерского учета.
Исходя из принятой концепции в отдельных странах формируются законодательные акты по организации и ведению бухгалтерского учета (чаще это наблюдается при континентальной модели).
В России, например, принят Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Возможны варианты, при которых государство не издает законы в области учета, так как основными органами регулирования учета признаются общественные организации (как предусмотрено при американской модели учета).
Подчиненным звеном считаются внутренние стандарты учета, так как они разрабатываются каждой страной в соответствии с применяемой концепцией и законами.
Между внутренними и международными стандартами существует тесная взаимосвязь. Внутренние стандарты учета могут быть первичными. При разработке международных стандартов учета анализируются внутренние стандарты, изучается сложившаяся практика ведения учета того или иного объекта в различных странах, а затем уже формируются рекомендации по учету, носящие международный характер. В свою очередь, внутренние стандарты учета должны строиться на базе международных стандартов.
Международные стандарты не отвергают национальных требований к ведению учета и составлению финансовых отчетов в отдельных странах. Они направлены на устранение существующих трудностей в мировой экономической интеграции. Для подтверждения сказанного ознакомимся с практикой применения международного стандарта учета №29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции» в отдельных странах. В Аргентине, Боливии, Бразилии, Чили компании» работающие в условиях значительных темпов инфляции, обязаны предоставлять бухгалтерскую отчетность, пересчитанную с помощью общего индекса цен.
Нижним звеном в иерархии нормативных документов но учету считаются документы, издаваемые предприятием. Среди этих документов главное значение имеет приказ об учетной политике организации, который юридически закрепляет выбранные методы учета. В конечном итоге учетная информация, зафиксированная в финансовой отчетности, регламентируется как международными, так и внутренними стандартами и другими документами.

Заключение.
Переход Российской Федерации к рыночной модели хозяйствования с преобладанием частной собственности на средства производства вызвалонеобходимость проведения соответствующих изменений в надстроечных отношениях государства, включая и систему бухгалтерского учета.
В настоящее время в связи с реформированием национальной системы бухгалтерского учета - приведением ее в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности, вопросы дальнейшего развития теоретических и методологических основ бухгалтерского учета, на базе использования имеющегося опыта отечественной и зарубежной теории бухгалтерского учета, являются особенно актуальными.
Теория бухгалтерского учета является обшей основой организации системы бухгалтерского учета. Она рассматривает основополагающие принципы бухгалтерского учета, теоретические учетные категории, отвечающие современному уровню развития экономики.
Учет занимает одно из главных мест в системе управления. Он отражает реальные процессы производства, обращения, распределения и потребления, характеризует финансовое состояние организации, служит основой для планирования и анализа ее деятельности.
Бухгалтерский учет не только отражает хозяйственную деятельность, но и воздействует на нее. Являясь частью процесса управления, он дает важную информацию, позволяющую контролировать его стратегию и тактику; оптимально использовать ресурсы, измерять и оценивать результаты финансово-хозяйственной деятельности организации; устранять субъективность при принятии решений.
В условиях становления рыночных отношений в экономике Российской Федерации, формирования и развития новых форм предпринимательской деятельности, совершенствования управления ими возрастает роль и значение бухгалтерского учета.
В последние годы в методологии и организации бухгалтерского учета в Российской Федерации произошли существенные изменения. Действующий план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности позволяет осуществлять учет многих категорий рыночной экономики (нематериальных активов, финансовых вложений, уставного и добавочного капитала).
Существенно изменены состав, структура, содержание и формы бухгалтерской отчетности. Она в значительной мере соответствует международным требованиям.
Несколько изменились правила документирования хозяйственных операций и их отражения в регистрах бухгалтерского учета.

Литература:
I. Н. Л. Маренков, Т. Н. Веселова, Т. И. Кравцова, Т. В. Грицюк - " Бухгалтерский Учёт ", УРСС, М - 2002г.
II. Финансовый менеджмент. Москва, 1996г. Под редакцией Е. С. Стояновой
III. Г. Шмален. Основы и проблемы экономики предприятия, “Финансы и статистика”, Москва, 1996.
1

Экономическая целесообразность

Информация о финансовом состоянии предприятия, прибыль, убытки.

Обобщающие документы
для руководства.

Стандарт переводится с английского языка как норма, образец. Применительно к нормативной документации по бухгалтерскому учету стандарт означает комплекс документально оформленных правил ведения учета. Каждое из таких правил определяет терминологию, методы, способы, сущность учета при отражении того или иного явления.

Каждый стандарт учета и отчетности имеет несколько типовых частей.

Цель. Эта часть предназначена для краткого изложения учетной проблемы и раскрытия цели выпуска стандарта.

Сфера применения . Здесь определяются границы стандарта, оговариваются условия, при которых он не применяется. Кроме того, дается информация об упраздненных ранее действующих стандартов в связи с выходом новых.

Определения . Даются понятия основных терминов, применяемых в тексте стандарта.

Описание сущности. Эта часть стандарта наиболее емкая. Она обычно предсгавлена несколькими разделами, разнообразными по тематике. Например, излагаются принципы решения проблемы, варианты оценок, методы учета, способы отражения в отчетности и т.п.

Раскрытие информации . Обязательная часть стандарта. Здесь приводится содержание информации, которая должна обязательно раскрываться при описании учетной политики предприятия.

Дата вступления в силу. Эта часть краткая. В ней указывается дата введения стандарта в действие.

Иногда стандарт имеет приложения , в которых приводятся сведения об опыте различных стран по данному вопросу.

Наличие типовых разделов позволяет ориентироваться в информации, изложенной в стандарте.

Стандарты учета подразделяются на два вида: международные и внутренние . Международные стандарты бухгалтерского учета разрабатываются Комитетом международных стандартов учета (КМСУ) и рекомендуются к применению странам, входящим в КМСУ. Внутренние стандарты и нормативы по бухгалтерскому учету, издаваемые для внутреннего пользования отдельной страной.

Каждый стандарт в системе стандартизации выполняет свою функцию.

Всю совокупность стандартов можно классифицировать по их назначению и по экономическому содержанию.

Классификация стандартов по их назначению предполагает выделение следующих блоков.

Блок 1 - стандарты, формирующие международные принципы бухгалтерского учета. Блок содержит следующие Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) - МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» (Presentation of financial statements ), который переоформлен и действует с 01.01.95 г. Информация, заложенная в этот стандарт, имеет базовое, основополагающее значение для бухгалтерского учета. В эту же группу можно включить МСФО 8 «Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике» (Net Profit or Lost for the Period, Fundamental Error and Changes in Accounting Policies ).

Блок 2 - стандарты, регламентирующие состав и содержание финансовой отчетности. В блок входят стандарты: МСФО 10 «Условные события, происшедшие после отчетной даты» (Contingencies and Events Occurring After the Balance Sheet Date ); МСФО 14 «Сегментная отчетность» (Reporting Financial Information by Segment ); МСФО 27 «Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании» (Consolidated Financial Statements and Accounting for Investments in Subsidiaries ); МСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции» (Financial Reporting in Hyperinflationary Economics ); МСФО 30 «Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов» (Disclosures in the Financial Statements of Banks and Similar Financial Institutions ); МСФО 31 «Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности» (Financial Reporting of Interests in Joint Ventures ).

Эта группа стандартов имеет базовое, основополагающее значение, ибо именно она считается ключом к пониманию финансовой отчетности любого государства, применяющего при организации бухгалтерского учета международные стандарты.

Блок 3 - стандарты, определяющие правила учета отдельных объектов. Самая многочисленная группа, которая в свою очередь может подразделяться на подгруппы. В эту группу входят стандарты, упорядочивающие учет инвестиций и текущих активов, доходов и расходов, налоговых и пенсионных обязательств, правительственных субсидий и т.д. Например, МСФО 2 «Товарно-материальные запасы» (Inventories ); МСФО 7 «Отчеты о движении денежных средств» (Cash Flow Statements ); МСФО 15 «Информация, отражающая влияние изменения цен» (); МСФО 21 «Влияние изменения валютных курсов» (The Effects of Changes in Forcing Exchange Rates ) и др.

Классификация стандартов по экономическому содержанию предполагает группировку стандартов по экономическому признаку. Они разрабатываются, как правило, для разрешения учетных проблем, возникающих в ходе экономических отношений. Как известно, любая производственно-хозяйственная и финансовая деятельность вызывает целый комплекс экономических отношений. Прежде всего к ним относятся:

  • отношения между государством и предприятием. В их основе - взаимодействие интересов государства, моделирующего развитие экономики и формирующего общенациональный бюджет, и интересов предприятия, стремящегося к развитию и приросту собственного капитала;
  • отношения между товаропроизводителями и потребителями. Они строятся на сочетании и противодействии интересов «продавца» и «покупателя», регулируемых спросом и предложением товаров;
  • отношения между предприятиями по горизонтали, т.е. между предприятиями-партнерами. Они основываются на экономическом интересе обеих сторон осуществить выгодную сделку;
  • отношения между структурными звеньями фирм (сегментами компаний). Опираются на сочетание экономического интереса каждого подразделения в собственном развитии и в развитии всей компании;
  • отношения между участниками-вкладчиками в объединенный капитал акционерного общества. Основываются на интересе в получении выгод пропорционально вложенному капиталу;
  • отношения между работодателем и работником. Базируются на анализе отношений, складывающихся между покупателем и продавцом, и основаны, как уже отмечалось, на сочетании и противодействии их интересов;
  • отношения между странами. Современная мировая экономика имеет высокий уровень интеграции. Взаимодействие крупных компаний различных стран затрагивает интересы не только отдельных фирм, но и в целом стран, континентов.

Группировка экономических отношений предопределяет и классификацию стандартов по экономическому содержанию. Возможно выделение следующих групп.

Первая группа - базовые стандарты учета, раскрывающие основополагающие принципы учета, учетной политики и финансовой

отчетности.

Вторая группа - стандарты, регламентирующие учет операций, затрагивающие интересы государства и предприятия. К этой группе можно отнести стандарты по учету доходов, налогов, государственных инвестиций и т.д.

Третья группа - стандарты, устанавливающие правила учета по вопросам, затрагивающим интересы партнеров по бизнесу. В эту группу входят стандарты по учету результатов по совместной деятельности, инвестиции в другие компании и т.д.

Четвертая группа - стандарты, направленные на учет операций внутри компаний: по учету деятельности сегментов, по учету операций при слиянии компаний и др.

Пятая группа - стандарты, определяющие нормы учета, касающиеся интересов работодателей в строительстве, в банковском деле, в страховых компаниях и т.д.

Шестая группа - стандарты, рассматривающие правила ведения учетных операций, выражающих интересы государства и предпринимателей на международном уровне: определяющие учет валютных операций, учет деятельности совместных предприятий и т.д.

Такая классификация позволяет более четко представить весь спектр взаимосвязанных экономических интересов, который обусловливает построение стандартов учета. Классификация стандартов по их назначению и экономическому содержанию распространяется как на международные, так и на внутренние стандарты.

Таблица 16.1. Перечень международных стандартов учета

Номер стандарта Наименование стандарта Дата введения в действие Дата пересмотра или переоформления
1 Представление финансовой отчетности 01.07.1998 -
2 Запасы 01.01.1976 Пересмотрен и действует с01. 01.95
3 Консолидированная финансовая отчетность 01.01.1976 Не действует. Заменен МСФО 27.
4 Учет амортизации 01.01.1977 Переоформлен и действует с 01 .01 .95
5 Информация, подлежащая отражению в финансовой отчетности 01.01.1977
6 Учет воздействия изменяющихся цен 01.01.1977 Не действует. Заменен МСФО 15.
7 Отчет о движении денежных средств 01.01.1977 Пересмотрен и действует с 01 .01 .94
8 Чистая прибыль или убыток за период, существенные ошибки и изменения в учетной политике 01.01.1979
9 Затраты на исследования и разработки 01.01.1980 Пересмотрен и действует с 01 .01. 95
10 Условные события и события происшедшие после отчетной даты 01.01.1980 Пересмотрен и действует с 01 .01. 95
11 Договоры подряда 01.01.1980 Пересмотрен и действует с 01 .01. 95
12 Налоги на прибыль 01.01.1981 Пересмотрен и действует с 01 .01. 98
13 Отражение краткосрочных активов и обязательств 01.01.1981 Не действует. Заменен МСФО 1.
14 Сегментная финансовая отчетность 01.01.1983
15 Информация, отражающая влияние изменения цен 01.01.1983 Пересмотрен и действует с 01 .01. 95
16 Основные средства 01.01.1983 Пересмотрен и действует с 01 .01. 95
17 Аренда 01.01.1984 Пересмотрен и действует с 01 .01.99
18 Выручка 01.01.1984 Пересмотрен и действует с 01 .01. 95
19 Вознаграждение работников 01.01.1985 Пересмотрен и действует с01. 01.99
20 Учет правительственных субсидий и отражение информации о правительственной помощи 01.01.1984 Пересмотрен и действует с 01 .01. 95
21 Влияние изменений валютных курсов 01.01.1985 Пересмотрен и действует с 01 .01 .95
22 Объединение компаний 01.01.1985 Пересмотрен и действует с 01 .01.98
23 Затраты по займам 01.01.1986 Пересмотрен и действует с 01 .01. 95
24 Раскрытие информации о взаимосвязанных сторонах 01.01.1986 Пересмотрен и действует с 01 .01.95

Стандарты учета - главные звенья системы взаимосвязанных концепций и нормативных документов в области учета.

Под концепцией (от лат. conceptio - понимание, система) следует понимать систему взглядов на процессы и явления в обществе. Применительно к бухгалтерскому учету это означает систему взглядов на цели, задачи учета, приоритетность пользователей, состав и содержание отчетной информации, периодичность финансовой отчетности и др.

Концепции учета можно подразделить на общие и частные. Общие концепции учета отражают системы взглядов нескольких стран; частные - систему взглядов одной страны.

Концепции складываются под влиянием основных положений, изложенных в международных стандартах учета и отчетности: принципов учета, учетной политики, отчетности и др.

В настоящее время в мировой теории и практике учета сложились две основные общие концепции: континентальная (европейская) и американская.

Континентальная (европейская) концепция (модель) учета основана на том, что степень вмешательства государства в учетную практику высока. Она предполагает применение всеми предприятиями государства единого плана счетов, одинаковых процедур отражения операций. Модель исходит из того, что бухгалтерская отчетность должна ориентироваться на удовлетворение информационных потребностей налоговых и иных государственных органов. В результате практика учета одних стран существенно отличается от практики учета других стран. Эта модель учета лежит в основе организации бухгалтерского учета Германии, Австрии, других стран Европы, а также Японии.

Сущность американской концепции заключается в том, что отчетность сориентирована на удовлетворение информационных потребностей инвесторов и кредиторов предприятия. Задачи налоговой системы решаются отдельно и независимо от решения задач финансового учета. Система финансового учета базируется на общепринятых учетных принципах - GAAP (Generally Accented Accounting Principals ). Этой модели придерживаются США, Великобритания, Нидерланды, Канада, Индия, Австралия, ЮАР и др.

Каждая отдельно взятая страна, ориентируясь на ту или иную модель учета, как правило, разрабатывает свою, частную концепцию бухгалтерского учета. Так, например, в США за период 1978 по 1985 гг. разработано 6 Положений о концепциях финансового учета, 5 из них действуют в настоящее время:

Положение 1 «Цели составления финансовой отчетности коммерческими организациями».

Положение 2 «Качественные характеристики финансовой информации».

Положение 4 «Цели составления финансовой отчетности некоммерческими организациями».

Положение 5 «Принципы отражения и оценки информации в финансовой отчетности коммерческих организаций».

Положение 6 «Элементы финансовой отчетности» (заменило действовавшее ранее Положение 3).

Российская модель учета исторически (с момента возникновения) ориентирована на европейскую. Однако в последние годы российский учет все более ориентируется на удовлетворение информационных потребностей инвесторов, а налоговый учет обособляется в самостоятельное направление. Все это говорит о тенденциях к некоторой американизации бухгалтерского учета.

Исходя из принятой концепции в отдельных странах формируются законодательные акты по организации и ведению бухгалтерского учета (чаще это наблюдается при континентальной модели). В России, например, принят Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Возможны варианты, при которых государство не издает законы в области учета, так как основными органами регулирования учета признаются общественные организации (как предусмотрено при американской модели учета).

Подчиненным звеном считаются внутренние стандарты учета, так как они разрабатываются каждой страной в соответствии с применяемой концепцией и законами.

Между внутренними и международными стандартами существует тесная взаимосвязь. Внутренние стандарты учета могут быть первичными. При разработке международных стандартов учета анализируются внутренние стандарты, изучается сложившаяся практика ведения учета того или иного объекта в различных странах, а затем уже формируются рекомендации по учету, носящие международный характер. В свою очередь, внутренние стандарты учета должны строиться на базе международных стандартов. Так, например, международные стандарты, разработанные в 70 - 80-е годы, пересмотрены на основании развития теории и практики учета в отдельных странах, и введены в действие с 1 января 1995 г. Среди них МСФО № 15 «Информация, отражающая влияние изменения цен» (Information Reflecting the Effects of Changing Prices ), который в 1983 г. заменил ранее существовавший стандарт № 6, а с 1 января 1995 г. введен в действие в новой редакции. Обратный пример - нормативный российский документ Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/98) «Учетная политика организации» разработан вместо ПБУ 1/94 с учетом изменений, которые нашли отражение в МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» (разработан в 1997 г.).

Международные стандарты не отвергают национальных требований к ведению учета и составлению финансовых отчетов в отдельных странах. Они направлены на устранение существующих трудностей в мировой экономической интеграции. Ознакомимся с практикой применения международного стандарта учета № 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции» в отдельных странах. В Аргентине, Боливии, Бразилии, Чили компании, работающие в условиях значительных темпов инфляции, обязаны предоставлять бухгалтерскую отчетность, пересчитанную с помощью общего индекса цен. В ряде других стран выборочно корректируются только отдельные статьи баланса по учету основных средств, амортизации, долгосрочных вложений. Кроме того, стандарты не запрещают приводить в финансовой отчетности другую аналитическую информацию. В странах, где темпы инфляции незначительны, компаниям предоставляется возможность самостоятельно принимать решения о целесообразности отражения в учете и отчетности последствий инфляции.

И международные, и внутренние стандарты учета взаимосвязаны. Так, использование одного из международных стандартов учета неизменно влечет за собой признание других. Например, МСФО № 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции» связан с несколькими другими, например с МСФО № 1. Это обусловлено тем, что порядок и состав представляемой отчетности в условиях гиперинфляции не меняется. Этот же стандарт взаимодействует с МСФО № 12 «Налоги на доходы», МСФО № 15 «Информация, отражающая влияние изменения цен», МСФО № 21 «Учет влияния изменения валютных курсов».

Каждая из стран имеет инструктивные материалы или рекомендации по применению внутренних стандартов.

Нижним звеном в иерархии нормативных документов по учету считаются документы, издаваемые предприятием. Среди этих документов главное значение имеет приказ об учетной политике организации, который юридически закрепляет выбранные методы учета. В конечном итоге учетная информация, зафиксированная в финансовой отчетности, регламентируется как международными, так и внутренними стандартами и другими документами. Таким образом, все звенья механизма регламентации учета взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Международные стандарты разрабатываются и утверждаются Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.

Комитет образован 29 июня 1973 г. в результате принятого соглашения организациями бухгалтеров Австрии, Канады, Франции, ФРГ, Японии, Мексики, Нидерландов, Ирландии, Великобритании, США. Первоначально в Комитет входили 7 высококвалифицированных специалистов, которые заложили основу разработки стандартов учета. Первые опыты показали целесообразность унификации учета в международном масштабе.

В соответствии с Уставом КМСФО преследует следующие цели:

  1. разработка и публикация, исходя из общественных интересов, международных стандартов финансовой отчетности, которые должны соблюдаться при представлении финансовых отчетов, и продвижение их с целью повсеместного принятия и использования;
  2. работа по совершенствованию и гармонизации правил, стандартов учета и процедур, связанных с представлением финансовых отчетов.

КМСФО функционирует благодаря финансовой поддержке со стороны профессиональных бухгалтерских и других организаций, входящих в его Правление, Международной федерации бухгалтеров (МФБ) и взносам от компаний, финансовых институтов и бухгалтерских фирм и других организаций. Кроме того, МСФО получает доход от продажи своих публикаций.

Правление . Деятельность КМСФО осуществляется Правлением, состоящим из председателей бухгалтерских организаций тринадцати стран (или комбинаций стран), назначаемых советом МФБ, и до четырех других организаций, заинтересованных в финансовой отчетности. Каждый член Правления имеет право направлять до двух представителей и одного технического советника для участия в заседаниях Правления. КМСФО рекомендует каждому члену правления включать в состав своей делегации по крайней мере одного специалиста, работающего в промышленности, и одного человека, непосредственно работающего в организации, разрабатывающей национальные стандарты. Членами Правления на срок в два с половиной года с 1 января 1998 г. являются: Австралия, Канада, Франция, Германия, Индия, Япония, Малайзия, Мексика, Нидерланды, Северная федерация общественных бухгалтеров, ЮАР, Великобритания, США, а также представители Международного координационного комитета ассоциаций финансовых аналитиков, Федерации Швейцарских промышленных холдинговых компаний и Международной ассоциации институтов финансовых управляющих. Делегации Индии и ЮАР также включают представителей Шри-Ланки и Зимбабве соответственно. В качестве наблюдателей на заседаниях Правления присутствуют представители Европейской комиссии, Совета по стандартам финансового учета США и Международной организации комиссий по ценным бумагам, а также представители Китайской народной республики.

Консультативная группа . В 1981 г. Правление КМСФО учредило Консультативную группу, которая включает представителей международных организаций составителей и пользователей финансовой отчетности, бирж и организаций, регулирующих обращение ценных бумаг. Группа также включает представителей или наблюдателей от агентств развития, организаций, устанавливающих стандарты, и межправительственных организаций. В настоящее время членами консультативной группы являются: Международная федерация фондовых бирж, Европейская комиссия, Комитет по стандартам финансового учета, Международная федерация развития бухгалтерского образования и исследований, Международная банковская ассоциация, Международная ассоциация адвокатов, Международная торговая палата, Международная конфедерация свободных профсоюзов и Всемирная конфедерация труда, Международный форум ассоциаций актуариев, Международный комитет по стандартам оценки, Международная финансовая корпорация, Мировой банк. Наблюдатели: Организация экономического сотрудничества и развития, Отделение ООН по транснациональным корпорациям и инвестициям.

Консультативная группа собирается два раза в год для обсуждения с Правлением технических вопросов в проектах КМСФО, его программ и стратегии. Эта группа играет важную роль в деятельности КМСФО по разработке Международных стандартов финансовой отчетности и по обеспечению их принятия в качестве окончательных Стандартов.

Консультативный совет. В 1995 г. КМСФО учредил высший международный Консультативный совет, в который вошли выдающиеся деятели, занимающие высокое положение в бухгалтерском деле, бизнесе, и другие пользователи финансовых отчетов. Роль Консультативного совета заключается в обеспечении принятия МСФО и повышении доверия к работе КМСФО путем:

  1. >оценки и комментирования стратегии и планов Правления, с тем чтобы убедиться, что потребности КМСФО будут удовлетворены;
  2. подготовки годового отчета об эффективности работы Правления по достижению поставленных целей и выполнению своих обязательств;
  3. пропаганды участия в работе КМСФО и ее признания бухгалтерами, деловыми кругами, пользователями финансовых отчетов и другими заинтересованными сторонами;
  4. поиска и получения финансирования для работы КМСФО таким образом, чтобы это не подрывало независимость КМСФО;
  5. проверки бюджета и финансовых отчетов КМСФО.

Консультативный совет обеспечивает независимость и объективность Правления при принятии технических решений по предложенным Международным стандартам финансовой отчетности. Консультативный совет не участвует в принятии этих решений и не стремится влиять на них.

Штат КМСФО . Работа Правления обеспечивается небольшим штатом сотрудников, базирующимся в Лондоне и возглавляемым Генеральным секретарем. Технический персонал и другие управляющие проектами в настоящее время представлены специалистами из Канады, Франции, Германии, Новой Зеландии, Великобритании и США.

Внутренние стандарты учета разрабатываются и утверждаются соответствующими организациями отдельных стран. Так, например, в США важнейшими органами стандартизации являются:

FASB (Financial Accounting Standards Board ) - Совет по стандартам финансового учета - неправительственная организация, которая разрабатывает и принимает Положения о концепции финансового учета и Положения по стандартизации финансового учета. В систему входят комитеты по стандартизации учета коммерческих организаций, некоммерческих организаций, другие профессиональные и общественные организации. В настоящее время FASB принято 6 концепций и 134 стандарта (по состоянию на 1 апреля 1999 г.).

SEC (Securities and Exchange Comission ) - Комиссия по ценным бумагам и биржевым операциям представляет единственный государственный орган, устанавливающий учетные принципы. Причем комиссия не занимается разработкой принципов учета, а принимает или не принимает стандарты, разработанные FASB. В ее функцию входит гармонизация учетных принципов предприятий, акции которых находятся в биржевом обороте.

ААА (American Accounting Association ) - Американская бухгалтерская ассоциация. ААА оказывает влияние на развитие теории бухгалтерского учета, а следовательно, и на стандартизацию.

Международное сближение принципов и процедур финансового учета предопределяют гармонизацию финансовой отчетности.

В широком смысле под гармонизацией экономических процессов, отношений, товаров, налогов следует понимать взаимное согласование, сведение в систему, унификацию, координацию, упорядочение, обеспечение взаимного соответствия.

Гармонизация финансовой отчетности может происходить на разных уровнях: международном, континентальном, локальном.

Гармонизация финансовой отчетности на международном уровне означает, что финансовая отчетность отдельно взятой страны должна соответствовать требованиям международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Гармонизация финансовой отчетности на международном уровне - длительный и трудоемкий процесс. Однако тенденции развития этого сближения существуют.

Гармонизация финансовой отчетности на континентальном уровне предполагает, что финансовая отчетность отдельно взятой страны, входящей в континентальную группу, должна соответствовать требованиям стандартов (нормативам) учета стран какого-либо континента. Например, страны Европейского Сообщества (ЕС ) имеют свои директивы по учету и аудиту, собственные требования по гармонизации финансовой отчетности, накопленный опыт по гармонизации отчетов транснациональных организаций.

Идея гармонизации получила наибольшее развитие в рамках стран - членов ЕС. ЕС создано в 1957 г., его деятельность регулируется посредством нормативных актов, издаваемых Европейской Комиссией. Для обеспечения условий свободного перемещения капиталов Европейская Комиссия издает от имени совета ЕС директивы, направленные на упорядочение и гармонизацию учета и отчетности. Основные положения учетных директив включены каждой страной ЕС в национальное законодательство. Самыми важными директивами, регламентирующими учет и отчетность, считаются директивы № 4, 7, 8. Перечень этих директив представлен в табл.

Таблица 16.2. Основные учетные директивы, регулирующие ведение учета и отчетности в рамках ЕС

Гармонизация финансовой отчетности может происходить на локальном уровне. Например, финансовую отчетность всех или части стран СНГ возможно полностью гармонизировать в рамках этого содружества.

Способы гармонизации финансовой отчетности могут быть, с нашей точки зрения, существенными и формальными.

Под существенными способами гармонизации финансовой отчетности следует понимать сближение внутренних и международных стандартов учета (принципов, понятий, методов, процедур учета и отчетности и др.) и на этой основе составление гармонизированной финансовой отчетности.

Под формальным способом гармонизации финансовой отчетности следует понимать механические приемы перевода финансовой отчетности отдельно взятой страны в условия функционирования принципов и стандартов учета другой страны или группы стран.

В настоящее время формальные способы гармонизации финансовой отчетности получили свое развитие в следующих видах:

  • трансформации финансовой отчетности с помощью коэффициентов пересчета. Коэффициенты учитывают особенности оценки активов, своеобразие методологии учета и т.д. Они показывают, какое значение имел бы информационный показатель, если бы учет велся по предлагаемым принципам и стандартам. К недостаткам способа относится трудоемкость разработки корректных коэффициентов пересчета для предприятий различных отраслей и мощностей; трансформации финансовой отчетности на основании дополнительных расчетов. При этом, зная отличительные черты одной системы учета от другой, составляют таблицы, позволяющие определить положительные и отрицательные влияния отдельных факторов на информационный показатель. На основании проведенных расчетов вносятся изменения в финансовую отчетность;
  • составлении финансовой отчетности по методологии другой страны на основании первичных документов, заполненных согласно международным требованиям. При таком способе исключаются погрешности пересчета финансовой отчетности. Работа выполняется в автоматизированном режиме.

Оба направления гармонизации финансовой отчетности (существенный и формальный способы) будут развиваться, взаимно дополняя друг друга.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...