Военная коллегия. Во главе армии и флота Государственной военной коллегии

ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ, центральный орган военного управления в России в 1720-1812 годах. Образована Петром I вместо ряда приказов, подчинялась Сенату. В декабре 1717 года назначены 1-й и 2-й президенты Военной коллегии, начала работу в 1720 году.

В состав Военной коллегии входили присутствие (президент, вице-президент, члены-советники и асессоры) и канцелярия, состоявшая из повытий (позднее переименованы в конторы и экспедиции): армейского (ведало службой личного состава армии), артиллерийского, гарнизонного, приказного, рекрутского и аудиторского. При военной коллегии состоял прокурор (был подчинён генпрокурору Сената). До 1731 года Военной коллегии были подчинены Комиссариат (имел право не исполнять «противоправные» указы Военной коллегии и доносить о них в Сенат) и генерал-провиантмейстер (с 1726, с правом донесения о неправильных действиях Военной коллегии в Верховный тайный совет).

В 1736 году при реорганизации военного управления все лица и учреждения, принадлежавшие к военному ведомству, подчинены Военной коллегии, в её состав вошли главная канцелярия (комплектование, устройство, служба и инспектирование войск), особое повытье (дела о беглых военнослужащих, поступлении на военную службу недорослей и др.) и конторы: генерал-кригс-комиссариатская (сбор и распределение средств на военные нужды), обер-цалмейстерская (выдача жалованья), мундирная, провиантская, артиллерийская, фортификационная, счётная. В Москве находился филиал Военной коллегии - Военная контора (упразднена в 1797). В правление Елизаветы Петровны в 1742 году военное руководство децентрализовано, счётная контора упразднена, пост президента Военной коллегии в 1746-60-е годы был вакантным.

В 1763-64 годах президент коллегии стал личным докладчиком императрицы Екатерины II по военным делам. При Военной коллегии была создана секретная экспедиция (с 1797 воинская, ведавшая передвижениями и действиями войск и др.), в 1781 - счётная, в 1785 - инспекторская, в 1791 - комиссариатский департамент. Военной коллегии подчинили Главную провиантскую канцелярию (с 1797 провиантская экспедиция Военной коллегии) и Канцелярию главной артиллерии и фортификации (с 1796 артиллерийский департамент Военной коллегии). В 1798 году в Военную коллегию входили: канцелярия (армейская, гарнизонная, приказная, иностранная, рекрутская экспедиции, экспедиция по учреждению о школах и ремонтной части) и особые экспедиции Военной коллегии (воинская, счётная, инспекторская, артиллерийская, комиссариатская, провиантская, военно-сиротских учреждений), которые подчинялись Военной коллегии на правах отдельных учреждений.

В 1802 году Военная коллегия передана в ведение министра военно-сухопутных сил, артиллерийская экспедиция разделена на артиллерийскую и инженерную экспедиции, создана аудиторская экспедиция Военной коллегии. Ликвидирована Военная коллегия с принятием «Учреждения военного министерства».

Президенты Военной коллегии: А. Д. Меншиков (1-й президент, 1717-24), А. А. Вейде (2-й президент, 1717-20), А. И. Репнин (1724-26); М. М. Голицын (старший) (1730); В. В. Долгоруков (1730-31, 1741-46), Х. А. фон Миних (1732-41), принц Антон Ульрих (1741), Н. Ю. Трубецкой (1760-63), 3. Г. Чернышёв (1773-74), Г. А. Потёмкин-Таврический (1784-91), Н. И. Салтыков (1796-1802).

Лит.: Добровольский А. Основы организации центрального военного управления в России и в важнейших западноевропейских государствах. СПб., 1901; Столетие военного министерства. СПб., 1902. Т. 1: Исторический очерк развития военного управления в России.

В 1-ой половине XVII в. наряду с другими государственными коллегиями. Образование Военной коллегии началось назначением в 1717 г. 1-го президента генерала-фельдмаршала кн. Меншикова и 2-го президента генерала Вейде, приказом 1719 г. было объявлено об устройстве Военной коллегии; 1 января 1720 г. она начала действовать.

Введением коллегиальной системы управления Петр имел в виду объединить деятельность высшего военного управления, обеспечить его закономерность путем уничтожения самовластия и бесконтрольности единоличных органов власти.

При Петре Великом коллегия состояла из президента, вице-президента и членов: советников в генерала чине и асессоров в чине ; при Военной коллегии находилась канцелярия, подразделявшаяся на экспедиции по заведыванию кавалериею и инфантериею, по гарнизонным делам, по управлению фортификациею и артиллериею, по ведению журналов входящих и исходящих бумаг.

При Военной коллегии состояли генерал- и генерал-фискал; за законностью решения в ней дел наблюдал прокурор непосредственно подчиненный генерал-прокурору.

В ведении Военной коллегии находились: "армия и гарнизоны и все воинские дела, которые были ведомы в военном приказе и которые получаются во всем государстве».

В некотором подчинении Военной коллегии находились кригс-комиссариат и генерал-провиантмейстер; управление же артиллерийскими и инженерными ведомствами, находившееся в ведении генерал-фельдцейхмейстера и артиллерийской канцелярии, стояло почти независимо от Военной коллегии; этой последней было предоставлено, по отношению упомянутых ведомств, лишь неопределенное право "верховной дирекции».

Учреждением Военной коллегии не была, однако, достигнута главная цель реформы – объединение деятельности военного управления в одном органе. Поэтому, в 1736 г., во время президентства гр. , Военная коллегия подверглась коренному переустройству с подчинением ей всех лиц и учреждений, принадлежавших к военному ведомству; непосредственно при ней состояли: главная канцелярия, ведавшая комплектованием, устройством, службою и инспектированием войск, и особое повытье, заведовавшее делами о беглых, о поступлении на службу недорослей и некоторыми другими. Все остальные дела военного ведомства были распределены между конторами, вскоре переименованными в экспедиции; конторы управлялись особыми директорами, принимавшими участие в заседаниях Военной коллегии.

Конторы решали дела самостоятельно; на рассмотрение Военной коллегии вносились лишь дела, в разрешении которых конторы встречали затруднения.

Конторы были следующие: генерал-кригс-комиссариатская, обер-цальмейстерская (выдача жалованья), провиантская, счетная, мундирная, фортификационная и артиллерийская; органом Военной коллегии в Москве была особая военная контора.

Объединенное в Военной коллегии при Минихе военное управление после воцарения Елизаветы сейчас же распалось на несколько самостоятельных частей и из Военной коллегии в 1742 г. выделились в независимые ведомства: комиссариатское, провиантское, а также заведывание артиллериею и фортификациею; счетная экспедиция была упразднена.

Военной коллегии в это время настолько утратила свое значение, как орган центрального управления, что с 1746 по 1760 г. оставался даже не замещенным пост её президента. Усиление значения Военной коллегии началось лишь с 1763 г, когда президентом Военной коллегии был поставлен в непосредственное отношение к верховной власти, сделавшись личным докладчиком .

В 1781 г., во время президентства кн. Потемкина, в составе Военной коллегии вновь появляется счетная экспедиция, передававшая в руки Военной коллегии контроль над расходами по военному ведомству, а в 1791 г. Военной коллегии дается новая организация, и в ней опять объединяется высшее военное управление, при чем ведомства комиссариатское, провиантское и артиллерийское с инженерным входят в состав Военной коллегии, как части одного целого, в виде самостоятельных отделов, получивших название экспедиций и департаментов.

В 1798 г. был изданы штаты преобразованной Военной коллегии, причем состав её был определен:

1) из канцелярии, состоявшей из экспедиций: армейской, гарнизонной, приказной, иностранной, рекрутской, по учреждению о школах и ремонтной части, и

2) из особых экспедиций: воинской, счетной, инспекторской, артиллерийской, комиссариатской, провиантской, военно-сиротских учреждений и , подчинявшихся Военной коллегии, как отдельные учреждения.

Сознавая необходимость иметь энергичного руководителя для Военной коллегии и, вместе с тем, не доверяя своим приближенным, взял на себя лично руководство, деятельностью Военной коллегии, направляя её работу передачею повелений через стоявшего во главе военно-походной Е. В. канцелярии.

Военная коллегия, стоявшая в числе трех первых государственных коллегий, почти во все время своего существования занимала выдающееся положение среди других коллегий и по отношению к сенату. Во главе её, в качестве президентов, часто стояли лица, пользовавшиеся могущественным влиянием в государстве (Меншиков, Потемкин).

В силу их личного влияния в Военной коллегии сравнительно рано началось выделение единоличного начала, и власть президентов явилась существенным коррективом к малоподвижному коллегиальному управлению, вообще, по свойству военного управления, требующему быстроты, подвижности и гибкости.

В царствование Военной коллегии получила вполне прочную внутреннюю организацию, и в ней в главных чертах были уже намечены отделы будущей министерской организации, введенной в 1802–12 гг.

Источники:

Столетие военного министерства. T. I, Спб., 1902; А. Добровольский, Основы организации центрольного военного управления в России, Спб., 1901.

По примеру иностранных держав для управления военно-сухопутными силами.

Президенты

  1. Меншиков, Александр Данилович (1719-1724), Вейде, Адам Адамович (1719-1720), совместное президентство в 1719-1720 гг.
  2. Репнин, Аникита Иванович (1724-1726)
  3. Меншиков, Александр Данилович, повторно (1726-1727)
  4. Голицын, Михаил Михайлович (1728-1730)
  5. Долгоруков, Василий Владимирович (1730-1731)
  6. Миних, Бурхард Кристоф (1732-1741)
  7. Долгоруков, Василий Владимирович, повторно (1741-1746)
  8. Трубецкой, Никита Юрьевич (1760-1763)
  9. Чернышёв, Захар Григорьевич (1763-1774)
  10. Потёмкин, Григорий Александрович (1784-1791)
  11. Салтыков, Николай Иванович (1791-1802)

Вице-президенты

  • Г. И. Бон (1727-1731)
  • Б. К. Миних (1731-1732)
  • Г. А. Потемкин (1774-1784)

Напишите отзыв о статье "Военная коллегия"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Писарькова, Л. Ф. Государственное управление России с конца 17 до конца 18 века. М., 2007. С. 146, 180–182, 184, 190, 234

Отрывок, характеризующий Военная коллегия

Он закрыл глаза, но в то же мгновение в ушах его затрещала канонада, пальба, стук колес экипажа, и вот опять спускаются с горы растянутые ниткой мушкатеры, и французы стреляют, и он чувствует, как содрогается его сердце, и он выезжает вперед рядом с Шмитом, и пули весело свистят вокруг него, и он испытывает то чувство удесятеренной радости жизни, какого он не испытывал с самого детства.
Он пробудился…
«Да, всё это было!…» сказал он, счастливо, детски улыбаясь сам себе, и заснул крепким, молодым сном.

На другой день он проснулся поздно. Возобновляя впечатления прошедшего, он вспомнил прежде всего то, что нынче надо представляться императору Францу, вспомнил военного министра, учтивого австрийского флигель адъютанта, Билибина и разговор вчерашнего вечера. Одевшись в полную парадную форму, которой он уже давно не надевал, для поездки во дворец, он, свежий, оживленный и красивый, с подвязанною рукой, вошел в кабинет Билибина. В кабинете находились четыре господина дипломатического корпуса. С князем Ипполитом Курагиным, который был секретарем посольства, Болконский был знаком; с другими его познакомил Билибин.
Господа, бывавшие у Билибина, светские, молодые, богатые и веселые люди, составляли и в Вене и здесь отдельный кружок, который Билибин, бывший главой этого кружка, называл наши, les nфtres. В кружке этом, состоявшем почти исключительно из дипломатов, видимо, были свои, не имеющие ничего общего с войной и политикой, интересы высшего света, отношений к некоторым женщинам и канцелярской стороны службы. Эти господа, повидимому, охотно, как своего (честь, которую они делали немногим), приняли в свой кружок князя Андрея. Из учтивости, и как предмет для вступления в разговор, ему сделали несколько вопросов об армии и сражении, и разговор опять рассыпался на непоследовательные, веселые шутки и пересуды.
– Но особенно хорошо, – говорил один, рассказывая неудачу товарища дипломата, – особенно хорошо то, что канцлер прямо сказал ему, что назначение его в Лондон есть повышение, и чтоб он так и смотрел на это. Видите вы его фигуру при этом?…
– Но что всего хуже, господа, я вам выдаю Курагина: человек в несчастии, и этим то пользуется этот Дон Жуан, этот ужасный человек!
Князь Ипполит лежал в вольтеровском кресле, положив ноги через ручку. Он засмеялся.
– Parlez moi de ca, [Ну ка, ну ка,] – сказал он.
– О, Дон Жуан! О, змея! – послышались голоса.
– Вы не знаете, Болконский, – обратился Билибин к князю Андрею, – что все ужасы французской армии (я чуть было не сказал – русской армии) – ничто в сравнении с тем, что наделал между женщинами этот человек.
– La femme est la compagne de l"homme, [Женщина – подруга мужчины,] – произнес князь Ипполит и стал смотреть в лорнет на свои поднятые ноги.
Билибин и наши расхохотались, глядя в глаза Ипполиту. Князь Андрей видел, что этот Ипполит, которого он (должно было признаться) почти ревновал к своей жене, был шутом в этом обществе.
– Нет, я должен вас угостить Курагиным, – сказал Билибин тихо Болконскому. – Он прелестен, когда рассуждает о политике, надо видеть эту важность.
Он подсел к Ипполиту и, собрав на лбу свои складки, завел с ним разговор о политике. Князь Андрей и другие обступили обоих.

Высшим звеном системы (подсистемы) военных судов по отношению ко всем военным судам является Верховный Суд (ВС) РФ, в составе которого образуется Военная коллегия.

Военная коллегия рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке.

По первой инстанции Военная коллегия рассматривает:

гражданские дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральныхорганов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

уголовные дела о преступлениях, в которых обвиняется судья военного суда или состоящий на военной службе член Совета Федерации или депутат Государственной Думы РФ;

– дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения.

В качестве суда второй (кассационной) инстанции Военная коллегия проверяет законность, обоснованность и справедливость судебных актов окружных (флотских) военных судов, принятых ими в первой инстанции и не вступивших в силу.

В порядке надзора Военная коллегия проверяет судебные акты, вступившие в силу, всех нижестоящих военных судов, а также рассматривает дела ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в отношении решений и приговоров Военной коллегии, вступивших в силу.

Решения, приговоры, определения и приговоры Военной коллегии, вступившие в силу, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда РФ; Кассационной коллегией Верховного Суда РФ могут быть пересмотрены судебные акты Военной коллегии, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в силу.

Военная коллегия образуется в составе председателя, его заместителя, председателей судебных составов и других судей ВС. В ней могут быть образованы судебные составы.

Военная коллегия рассматривает дела, подсудные военным судам, в следующем составе:

– в первой инстанции гражданские и административные дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей, а уголовные дела рассматривает коллегия, состоящая из трех судей, либо судья и коллегия присяжных заседателей;

– дела по жалобам и протестам на судебные акты окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей;

– дела по протестам на судебные акты, вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей (ст. 10 Закона о военных судах). Возглавляя Военную коллегию, ее председательодновременно является заместителем Председателя Верховного Суда РФ и назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

Аппарат обеспечивает осуществление правосудия Военной коллегией, обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, систематизацию законодательства и выполнение других функций.

Значительная роль в выполнении вспомогательных функций в отношении всех военных судов отводится Главному управлению обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента.

Э.Фальконе. Памятник Петру I

Вся деятельность Петра I была направлена на создание сильного независимого государства. Осуществление этой цели могло быть реализовано, по мнению Петра, только через абсолютную монархию. Для образования абсолютизма в России была необходима совокупность исторических, экономических, социальных, внутри- и внешнеполитических причин. Таким образом, все проведенные им реформы можно считать политическими, поскольку результатом их осуществления должно было стать могущественное Российского государство.

Существует мнение, что петровские реформы носили спонтанный характер, были необдуманными и часто непоследовательными. На это можно возразить, что невозможно в живом обществе рассчитать все с абсолютной точностью на десятилетия вперед. Конечно, в процессе осуществления преобразований жизнь вносила свои коррективы, поэтому менялись планы и появлялись новые идеи. Порядок проведения реформ и их особенности были продиктованы ходом затяжной Северной войны, а также политическими и финансовыми возможностями государства в определенный период времени.

Историки выделяют три этапа петровских реформ:

  1. 1699-1710 гг. Происходят изменения в системе государственных учреждений, создаются новые. Реформируется система местного самоуправления. Устанавливается рекрутская система.
  2. 1710-1719 гг. Ликвидируются старые учреждения и создается Сенат. Проводится первая областная реформа. Новая военная политика приводит к строительству мощного флота. Утверждается новая законодательная система. Государственные учреждения переводятся из Москвы в Петербург.
  3. 1719-1725 гг. Начинают работать новые учреждения и окончательно ликвидируются старые. Проводится вторая областная реформа. Расширяется и реорганизовывается армия. Проводится церковная и финансовая реформы. Вводится новая система обложения и государственной службы.

Солдаты Петра I. Реконструкция

Все реформы Петра I закреплялись в форме уставов, регламентов, указов, имеющих одинаковую юридическую силу. А когда 22 октября 1721 г. Петру I был присвоен титул «Отца Отечества», «Императора Всероссийского», «Петра Великого», это соответствовало уже юридическому оформлению абсолютной монархии. Монарх не был ограничен в полномочиях и правах никакими административными органами власти и управления. Власть императора была широка и сильна в такой степени, что Петр I преступал обычаи, касавшиеся персоны монарха. В Воинском уставе 1716г. и в Морском уставе 1720 г. провозглашалось: «Его величество есть самовластный монарх, который никому в своих делах ответа дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять» . «Монархова власть есть власть самодержавная, которой повиноваться сам Бог за совесть повелевает ». Монарх являлся главой государства, церкви, верховным главнокомандующим, высшим судьей, исключительно в его компетенции было объявление войны, заключение мира, подписание договоров с иностранными государствами. Монарх являлся носителем законодательной и исполнительной власти.

В 1722 г. Петр I издал Указ о престолонаследии, по которому монарх определял своего преемника «признавая удобного», но имел право лишить его престола, видя «непотребство в наследнике», «усмотря достойного». Законодательство определяло действия против царя и государства самыми тяжкими преступлениями. Всякий, «кто какое зло умышлять будет», и те, которые «вспомогали или совет подавали или, ведая, не известили», наказывались смертной казнью, вырыванием ноздрей или высылкой на галеры — в зависимости от тяжести преступления.

Деятельность Сената

Сенат при Петре I

22 февраля 1711 г. был образован новый государственный орган — Правительствующий сенат. Члены Сената были назначены царем из числа его ближайшего окружения (сначала в количестве 8 человек). Это были крупнейшие деятели того времени. Назначения и отставки сенаторов происходили по указам царя. Сенат был постоянно действующим государственным коллегиальным органом. В его компетенцию входило:

  • совершение правосудия;
  • решение финансовых вопросов;
  • общие вопросы управления торговлей и другими отраслями хозяйства.

В Указе от 27 апреля 1722 г. «О должности Сената» Петром I даны подробные предписания по вопросам деятельности Сената, регламентируются состав, права и обязанности сенаторов; устанавливаются правила взаимоотношений Сената с коллегиями, губернскими властями и генерал-прокурором. Но нормативные акты Сената не имели высшей юридической силы закона. Сенат только лишь принимал участие в обсуждении законопроектов и толковал закона. Но по отношению ко всем другим органам Сенат был высшей инстанцией. Структура Сената сложилась не сразу. Сначала Сенат состоял из сенаторов и канцелярии, а затем образовались два отделения: Расправная палата (как особое отделение до появления Юстиц-коллегии) и Сенатская контора (которая занималась вопросами управления). Сенат имел свою канцелярию, которая делилась на несколько столов: губернский, секретный, разрядный, приказный и фискальный.

Расправная палата состояла из двух сенаторов и назначаемых Сенатом судей, которые регулярно (ежемесячно) подавали в Сенат рапорты о делах, штрафах и розысках. Приговор Расправной палаты мог быть отменен общим присутствием Сената.

Основной задачей Сенатской конторы было недопущение текущих дел московских учреждений к Правительствующему Сенату, исполнение указов Сената, контроль исполнения сенаторских указов в губерниях. У Сената были вспомогательные органы: рекетмейстер, герольдмейстер, губернские комиссары. 9 апреля 1720 г. при Сенате была учреждена должность «приема челобитен» (с 1722г. – рекетмейстер), который принимал жалобы на коллегии и канцелярии. В обязанности герольдмейстера входило составление списков в государстве, дворян, наблюдением, чтобы от каждой дворянской фамилии в гражданской службе было не более 1/3.

Губернские комиссары следили за поместными, военными, финансовыми делами, набором рекрутов, содержанием полков. Сенат являлся послушным орудием самодержавия: сенаторы несли личную ответственность перед монархом, в случае нарушение присяги они подвергались смертной казни или попадали в опалу, отрешались от должности, наказывались денежными штрафами.

Фискалитет

С развитием абсолютизма учреждался институт фискалов и прокуратуры. Фискалитет являлся особой отраслью сенатского управления. Обер-фискал (глава фискалов) состоял при Сенате, но одновременно фискалы были доверенными лицами царя. Царь назначал обер-фискала, который приносил присягу царю и был ответственен перед ним. Компетенция фискалов была обозначена в Указе от 17 марта 1714 г.: проведывать про все, что «ко вреду государственному интересу быть может»; докладывать «о злом умысле против персоны его величества или измене, о возмущении или бунте», «не вкрадываются ли в государство шпионы», борьба со взяточничеством и казнокрадством. Сеть фискалов постоянно стала формироваться по территориальному и ведомственному принципам. Провинциал-фискал наблюдал за городовыми фискалами и один раз в год «учинял» за ними контроль. В духовном ведомстве во главе фискалов стоял протоинквизитор, в епархиях — провинциал-фискалы, в монастырях инквизиторы. С созданием Юстиц-коллегии фискальские дела перешли в ее ведение и контроль Сената, а после учреждения должности генерал-прокурора фискалы стали подчиняться ему. В 1723г. назначается генерал-фискал — высший орган для фискалов. Он имел право требовать к себе любое дело. Его помощником был обер-фискал.

Организация Прокуратуры

Указом от 12 января 1722 г. была организована Прокуратура. Затем последующими указами были учреждены прокуроры в провинциях и надворных судах. Генерал-прокурор и обер-прокуроры подлежали суду самого императора. Прокурорский надзор распространялся даже на Сенат. Указ от 27 апреля 1722 г. устанавливалась его компетенция: присутствие в Сенате («смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил») , контроль за фискалами («ежели что худо будет, немедленно доносить Сенату»).

В 1717-1719 гг. — период становления новых учреждений — коллегий. Большинство коллегий создавалось на базе приказов и являлись их преемниками. Система коллегий сложилась не сразу. 14 декабря 1717 г. было создано 9 коллегий: Военная, Ингстранных дел, Берг, Ревизион, Адмиралтейская, Юстиц, Камер, Штатс-контор, Мануфактур. Через несколько лет их стало уже 13. Присутствие коллегии: президент, вице-президент, 4-5 советников, 4 асессора. Штат коллегии: секретарь, нотариус, переводчик, актуариус, копиист, регистратор и канцелярист. При коллегиях состоял фискал (позднее прокурор), осуществлявший контроль за деятельностью коллегий и подчинявшийся генерал-прокурору. Коллегии получали указы только от монарха и Сената , имея право не исполнять указы Сената, если они противоречили указам царя.

Деятельность коллегий

Коллегия иностранных дел ведала «всякими иностранными и посольскими делами», координировала деятельность дипломатов, заведовала сношениями и переговорами с иностранными послами, осуществляла дипломатическую переписку.

Военная коллегия управляла «всеми воинскими делами»: комплектованием регулярной армии, управлением делами казачества, устройством госпиталей, обеспечением армии. В системе Военной коллегии находилась военная юстиция.

Адмиралтейская коллегия управляла «флотом со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлениями». В ее состав входили Военно-морская и Адмиралтейская канцелярии, а также Мундирная, Вальдмайстерская, Академическая, Канальная конторы и Партикулярная верфь.

Камер-коллегия должна была осуществлять «высшее надзирание» за всеми видами сборов (таможенные, питейные), наблюдала за хлебопашеством, собирала данные о рынке и ценах, контролировала соляные промыслы и монетное дело.

Камер-коллегия осуществляла контроль за государственными расходами, составляла государственный штат (штат императора, штаты всех коллегий, губерний, провинций) . Она имела свои провинциальные органы — рентереи, которые являлись местными казначействами.

Ревизион-коллегия осуществляла финансовый контроль за использованием государственных средств центральными и местными органами.

Берг-коллегии курировали вопросы металлургической промышленности, управление монетными и денежными дворами, руководили закупкой золота и серебра за границей, судебные функции в пределах ее компетенции. Была создана сеть местных органов Берг-коллегий.

Мануфактур-коллегия занималась вопросами промышленности, кроме горнодобывающей, управляла мануфактурами Московской губернии, центральной и северо-восточной части Поволжья и Сибири; давала разрешение на открытие мануфактур, регулировала выполнение государственных заказов, предоставляла льготы. В ее компетенцию входило также: ссылка осужденных по уголовным делам на мануфактурах, контроль производства, снабжение предприятий материалами. Она не имела своих органов в провинциях и губерниях.

Коммерц-коллегия содействовала развитию всех отраслей торговли, особенно внешней, осуществляла таможенный надзор, составляла таможенные уставы и тарифы, наблюдала за правильностью мер и весов, занималась постройкой и снаряжением купеческих судов, выполняла судебные функции.

Юстиц-коллегия руководила деятельностью губернских надворных судов; осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям, гражданским и фискальным делам; возглавляла разветвленную судебную систему, состоявшую из провинциальных нижних и городских судов, а также надворных судов; действовала как суд первой инстанции по «важным и спорным» делам. Ее решения могли быть обжалованы в Сенате.

Вотчинная коллегия разрешала земельные споры и тяжбы, оформляла новые пожалования земель, рассматривала жалобы на «неправые решения» по поместным и вотчинным делам.

Тайная канцелярия занималась сыском и преследованиями по политическим преступлениям (например, дело царевича Алексея) . Существовали и другие центральные учреждения (старые сохранившиеся приказы, Медицинская канцелярия ).

Здание Сената и Святейшего Синода

Деятельность Синода

Синод — главное центральное учреждением по церковным вопросам. Синод назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами и отправлял судебные функции в отношении ересей, богохульств, расколов и т.д. Особо важные решения принимались общим собранием — конференцией.

Административно-территориальное деление

Указом от 18 декабря 1708г. вводится новое административно-территориальное деление. Вначале было образовано 8 губерний: Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская и Сибирская губернии. В 1713-1714 гг. еще три: из Казанской выделены Нижегородская и Астраханская губернии, из Смоленской — Рижская губерния. Во главе губерний находились губернаторы, генерал-губернаторы, которые осуществляли административную, военную и судебную власть.

Губернаторы назначались царскими указами только из числа близких к Петру I дворян. У губернаторов были помощники: обер-комендант регулировал военное управление, обер-комиссар и обер-провиантмейстер — губернские и др. сборы, ландрихтер — губернская юстиция, финансовые межевые и розыскные дела, обер-инспектор — сборы налогов с городов и уездов.

Губерния делилась на провинции (во главе — обер-комендант) , провинции — на уезды (во главе комендант) .

Коменданты были подчинены обер-коменданту, комендант — губернатору, последний Сенату. В уездах городов, где не было крепостей и гарнизонов, органом управления были ландарты.

Было создано 50 провинций, которые делились на округа — дистрикты. Провинциальные воеводы подчинялись губернаторам только по военным делам, в остальном они были независимы от губернаторов. Воеводы занимались розыском беглых крестьян и солдат, строительством крепостей, сбором доходов с казенных заводов, заботились о внешней безопасности провинций, а с 1722г. осуществляли судебные функции.

Воеводы назначались Сенатом и подчинялись коллегиям. Главной особенностью органов местного управления было то, что они исполняли одновременно административные и полицейские функции.

Была создана Бурмистерская палата (Ратуша) с подведомственными земскими избами. В их ведении находилась торгово-промышленное население городов по части сбора податей, повинностей и пошлин. Но в 20-х гг. ХVШ в. городское управление принимает форму магистратов. Были образованы Главный магистрат и местные магистраты при непосредственном участии губернаторов и воевод. Магистраты подчинялись им в вопросах суда и торговли. Провинциальные магистраты и магистраты городов, входящих в провинцию, представляли собой одно из звеньев бюрократического аппарата с подчинением низших органов высшим. Выборы в магистраты бурмистров и ратманов были возложены на губернатора.

Создание армии и флота

Петр I превратил отдельные наборы «даточных людей» в ежегодные рекрутские наборы и создал постоянную обученную армию, в которой солдаты служили пожизненно.

Петровский флот

Создание рекрутской системы проходило с 1699 по 1705 гг. с Указа 1699 г. «О приеме в службу в солдаты из всяких вольных людей». Система базировалась на классовом принципе: офицеры набирались из дворян, солдаты — из крестьян и иного податного населения. За период 1699-1725 гг. было проведено 53 набора, что составило 284187 человек. Указом от 20 февраля 1705г. были созданы гарнизонные внутренние войска, которые обеспечивали порядок внутри страны. Созданная русская регулярная армия показала себя в битвах под Лесной, Полтавой и в других сражениях. Реорганизацию армии осуществляли Разрядный приказ, Приказ военных дел, Приказ генерал-комиссара, Приказ артиллерии и др. Впоследствии были образованы Разрядный стол и Комиссариат, а в 1717г. создана Военная коллегия. Рекрутская система дала возможность иметь большую боеспособную армию.

Петр и Меньшиков

Российский флот тоже формировался из призываемых рекрутов. Тогда же была создана морская пехота. Военно-морской флот создавался в процессе войн с Турцией и Швецией. С помощью российского флота Россия утвердилась на берегах Балтики, что подняло ее международный престиж и сделало морской державой.

Судебная реформа

Она была проведена в 1719 г.и упорядочила, централизовала и усилила всю судебную систему России. Основная задача реформы — отделение суда от администрации. Во главе судебной системы стоял монарх, он решал наиболее важные государственные дела. Монарх, как верховный судья, многие дела разбирал и решал самостоятельно. По его инициативе возникли Канцелярии розыскных дел возникли по его инициативе, они помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-прокурор и обер-прокурор подлежали суду царя, а Сенат являлся апелляционной инстанцией. Суду Сената подлежали сенаторы (за должностные преступления) . Юстиц-коллегия была апелляционным судом по отношению к надворным судам, являлась органом управления над всеми судами. Областные суды состояли из надворных и нижних судов.

Президентами надворных судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего суда в надворный в порядке апелляции.

Камериры судили за дела, касавшиеся казны; воеводы и земские комиссары судили за побег крестьян. Судебные функции исполняли почти все коллегии, исключая коллегию Иностранных дел.

Политические дела рассматривали Преображенский приказ и Тайная канцелярия. Но поскольку порядок прохождения дел по инстанциям путался, губернаторы и воеводы вмешивались в судебные дела, а судьи — в административные, была проведена новая реорганизация судебных органов: нижние суды были заменены провинциальными и переходили в распоряжение воевод и асессоров, были ликвидированы надворные суды и их функции были переданы губернаторам.

Таким образом, суд и администрация вновь слились в один орган. Судебные дела чаще всего решались медленно, сопровождались волокитой и взяточничеством.

Состязательный принцип заменялся следственным. Вообще, судебная реформа проходила особенно беспланово и сумбурно. Судебная система периода петровских реформ характеризовалась процессом усиления централизации и бюрократизации, развитием сословного правосудия и служила интересам дворянства.

Историк Н. Я. Данилевский отмечал две стороны деятельности Петра I: государственную и реформативную («изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях»). По его мнению, «первая деятельность заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословения потомства». Деятельностью второго рода Петр привнес «величайший вред будущности России»: «Жизнь была насильственно перевернута на иностранный лад».

Памятник Петру I в Воронеже

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...