Форма участия людей в политике. Виды и формы политического участия

Выберите верные суждения о политическом участии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Активное политическое участие граждан является условием развития гражданского общества и правового государства.

2) Одной из форм политического участия являются выборы в органы государственной власти и местного самоуправления.

3) Активное включение граждан в политический процесс требует определённой активности государства, политических партий, общественно-политических движений.

4) Референдум, в отличие от выборов, предполагает процедуру тайного голосования.

5) Одной из форм политического участия граждан является получение юридического образования.

Пояснение.

Политическое участие представляет собой разновидность политической деятельности. Политическое участие - это деятельность граждан с целью влияния на принятие политических решений и их осуществление.

Данное определение требует некоторых уточнений. Во-первых, говоря о политическом участии, мы имеем в виду политическую деятельность обычных (рядовых) граждан, а не лиц, обладающих государственной властью и (или) занятых выполнением своих должностных управленческих функций. К политическому участию не относится профессиональная деятельность людей, входящих в состав представительных, исполнительных, судебных, силовых структур власти; политическое участие профессиональных политиков и чиновников имеет место только в тех случаях, когда они действуют как рядовые граждане, например участвуют в процедуре голосования. Во-вторых, политическое участие - это добровольная деятельность граждан, она не является для них обязательной и тем более принудительной. По этой причине многие формы активности в советском обществе не считались западными советологами (специалистами по СССР и другим социалистическим странам) политическим участием. В-третьих, политическое участие граждан не есть «участие за деньги»: если человек агитирует за партию или участвует в проводимых ею мероприятиях только потому, что за это платят, то данная деятельность не является политическим участием. Альтернативой политическому участию выступает абсентеизм - уклонение от участия в политической жизни в силу отсутствия интереса к политике.

Формы политического участия многообразны. Наиболее популярными являются: массовые манифестации (митинги, демонстрации, забастовки, пикетирования), голосование на выборах и референдумах, участие в деятельности политических партий и групп давления, выражение своего мнения о тех или иных политических событиях или решениях через СМИ, письма и обращения в органы государственной власти, наказы депутатам, контакты с государственными служащими, контроль за деятельностью государственных и муниципальных органов власти и т. д. Самой распространенной формой политического участия является участие в выборах. В некоторых странах доля участвующих в национальных выборах доходит до 90% (Австралия), в большинстве стран развитой демократии она обычно колеблется от 50 до 80%. Остальные виды участия лишь в очень немногих случаях охватывают более 25% граждан.

В силу многообразия форм политического участия его можно классифицировать по различным основаниям. Политическое участие бывает: легальным (участие, разрешенное законом) и нелегальным (запрещенные законом формы политической деятельности, например терроризм или не разрешенные властями акции протеста); индивидуальным и коллективным; постоянным (оно свойственно политическим активистам) и эпизодическим (обычно ограничивается участием в выборах); традиционным (направленным на сохранение политической системы и поддержание стабильности) и инновационным (ориентированным на изменения и реформы); на местном, региональном или высшем уровнях политической системы, и т. д. Формы участия различаются по своей направленности (на решение общественных целей или реализацию частных интересов), количеству усилий и ресурсов, требуемых со стороны участников, уровню конфликта с властями и степени оказываемого на них давления, объему необходимой кооперации и др. Например, протестная активность, как правило, очень конфликтная, может оказать сильное давление на власти и требует определенной кооперации со стороны участников; в то же время контакты с официальными лицами обычно неконфликтны, оказывают незначительное давление на власти и не требуют кооперации.

1) Активное политическое участие граждан является условием развития гражданского общества и правового государства - да, верно.

2) Одной из форм политического участия являются выборы в органы государственной власти и местного самоуправления - да, верно.

3) Активное включение граждан в политический процесс требует определённой активности государства, политических партий, общественно-политических движений - да, верно.

4) Референдум, в отличие от выборов, предполагает процедуру тайного голосования - нет, неверно.

5) Одной из форм политического участия граждан является получение юридического образования - нет, неверно.

1. Для обобщенной характеристики политических ролей личности широко используется понятие «политическое участие».

Политическое участие - действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс.

Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений: непосредственно или опосредованно .

Политическое участие
опосредованное (представительное) непосредственное (прямое)
осуществляется через избранных представителей воздействие гражданина на власть без посредников
формы
реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений прямые действия граждан (участие в митингах, пикетированиях и т. д. обращения и письма к власти, встречи с политическими деятелями участие в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий для принятия решений деятельность политических лидеров
индивидуальные, групповые, массовые

2. Обозначенные формы непосредственного политического участия могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми .

Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами.

Виды политического участия
случайное (разовое) участие участие «по совместительству» профессиональное участие
личность лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом человек участвует в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности человек делает политическую деятельность своей профессией

Политическое развитие личности выступает одним из факторов, влияющим на интенсивность, содержание и стабильность политического участия.

3. Применение форм политического участия , их многообразные и многочисленные сочетания, открытие и использование новых во многом зависит от индивида как свободного, активного субъекта политики.

Формы политического участия
Обращение индивида во властные структуры с целью удовлетворения личных или групповых потребностей Лоббистская деятельность по установлению контактов с политической элитой для оказания влияния на ее решения в пользу группы лиц Направление различных проектов и предложений по принятию нормативных актов и законов в органы власти Политическая активность в качестве члена партии, движения, ориенти­рующихся на завоевание власти или воздействие на нее Выборы, референдумы (лат. referendum - то, что должно быть сообщено) - волеизъ­яв­ления всех граждан государства по важному для него вопросу

Противоположной формой является демонстративное неучастие, политическая апатия и отсутствие интереса к политике - абсентеизм .

Абсентеизм (лат. absens - отсутствующий) - форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти .

В основном абсентеизму привержены граждане, не разделяющие политические ценности большинства своих соотечественников. Они отличаются высокой степенью недоверия к политическим лидерам и институтам. Некоторые из них считают, что неспособны повлиять на власть; другие удовлетворены своим стабильным и благополучным положением и забыли о властных структурах.

Таким образом, можно выделить следующие типы политической деятельности:

Основные типы политической деятельности
Политическое отчуждение - сосредоточение усилий человека на решении проблем личной жизни при их противопоставлении жизни политической. Существует принудительный контакт с властью, государством через систему обязанностей, налогов, податей и т. п. Политическая пассивность - субъект не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы Политическая активность - стремление и возможность воздействовать на политическую власть или непосредственно использовать ее, реализуя свои интересы
  1. Политическое участие сегодня не только свидетельствует об устойчивости и развитости демократических институтов, но и представляет ценность как сфера самореализации человека, что находит свое отражение в следующих функциях:

· Включение индивида непосредственно или опосредованно в систему властных отношений

По объектам политического воздействия политические процессы подразделяются на внешнеполитические и внутриполитические . Внешняя политика регулирует отношения государства с другими субъектами внешнеполитической деятельности. Содержание внутриполитических процессов существенно различается во многих странах. Оно зависит от форм правления и форм государственного устройства конкретных государств, существующих там демократических или недемократических политических режимов, качеств правящей элиты и других факторов. Фундаментом внутриполитического процесса любой страны является соотношение социально-экономических укладов, сложившаяся социальная структура общества, степень удовлетворенности населения своим положением.

Можно говорить об эволюционном и революционном политических процессах . При революционном процессе используются как мирные, так и не мирные средства, насилие. Преобразования осуществляются за сравнительно короткое время, имеют часто обвальный характер и далеко не всегда достигают тех результатов, на которые были рассчитаны.

Основа эволюционного развития – легитимность властей, единые социокультурные ценности элиты и масс, этика согласия, наличие конструктивной оппозиции.

С точки зрения публичности осуществления правящими кругами своих властных полномочий, принятия решений выделяются открытый и скрытый (теневой) политические процессы .

При открытом политическом процессе интересы групп и граждан выявляются в программах партий и движений, в голосовании на выборах, через обсуждение проблем в средствах массовой информации, через контакты граждан с институтами власти, через учет общественного мнения. Такая практика сложилась в демократических государствах.

Теневые, скрытые политические структуры располагаются на высших и средних уровнях власти. Речь идет о скрытых действиях государственных учреждений, секретных документах, приказах, существовании органов с секретными функциями (органы безопасности) и полностью законспирированных учреждений (разведка, контрразведка и т.п.). Может возникать противоправная деятельность и коррупция официальных лиц и властей. При определенных условиях формируются нелегальные (теневые) структуры неполитического характера (параллельная экономика, черный рынок, организации преступного мира, мафии и мафиозные корпорации разного рода). Они имеют тенденцию смыкаться с легальными государственными структурами и могут оказывать на них серьезное влияние, вплоть до скрытого участия в политической жизни отдельных регионов. Они проводят своих представителей в депутаты, на должности в госаппарате и т.д.

Такая ситуация может возникать, если государство передает властные функции своим отдельным структурным звеньям, например, органам политического сыска, тайной полиции, партийным формированиям. Так было в СССР в 20-50 годы, когда революционные трибуналы, "тройки", органы госбезопасности имели власть, не контролируемую населением.

С точки зрения устойчивости политической системы можно говорить о стабильном и нестабильном политических процессах . Стабильный процесс основывается на устойчивой социальной структуре, повышающемся жизненном уровне населения, легитимности режима. Граждане поддерживают правила игры, доверяют власти. Все участники политического процесса настроены на сотрудничество, поиск компромиссных решений, их объединяет приверженность демократическим ценностям. Люди уверены в своих возможностях влиять на власть, ибо правительство учитывает общественное мнение в своих решениях.

Нестабильный политический процесс часто возникает в условиях кризиса власти, утраты ею легитимности. Причины нестабильности могут быть самые разные: спад производства, социальные конфликты, дискриминация тех или иных социальных групп, их неудовлетворенность своим общественным статусом и т.д. Нестабильность проявляется в резком колебании электоральных предпочтений, в активности оппозиции, критике правительства, в перекосах политики. Нестабильный политический процесс характерен для многих стран СНГ, где нестабильность, похоже, становится хронической.

В отечественной политической науке в зависимости от социокультурных и социально-экономических характеристик процесса выделяют технократический, идеократический и харизматический политический процесс .

Политический процесс технократического типа генетически свойственен англосаксонским и романо-германским государствам. Он отличается наличием традиций эволюционизма, непрерывного и постепенного адаптирования политических институтов и механизмов к изменяющимся условиям среды, приоритетом технологического (процессуального) подхода при внесении изменений в политическую систему и ролевые функции, исключением из политической практики радикальной ломки политических структур, складывающихся на протяжении веков.

Политический процесс идеократического типа характерен для большинства государств, переживающих начальные стадии модернизации. Он отличается господством одной идеи (идеологии), в отношении которой имеется (достигается или декларируется) общенациональный консенсус.

Политический процесс харизматического тина характеризуется всевластием лидера-харизмы, под политические цели которого подстраиваются идеологические доктрины и политические институты. Он во многом сам определяет цели, содержание и направленность политического процесса.

По масштабу пространственно-временных параметров политические процессы можно подразделить на глобальные и локально-региональные. Первые оказывают свое воздействие на общий ход мировой политики. Вторые затрагивают интересы локального сообщества и составляющих его групп. Но, следует учитывать, что нередко результат того или иного локального процесса может иметь воздействие на мировую политику. Например, региональный процесс распада СССР на рубеже 80-90-х годов, перерос в глобальный политический процесс трансформации всей системы международных отношений.

Политические процессы бывают системные (глобальные) и частные . Системный процесс предполагает совокупные действия субъектов политики, обеспечивающие формирование, функционирование и развитие всей политической системы. Частные процессы представляют собой деятельность политических субъектов, воплощающуюся в развитии отдельных элементов и сторон политической системы: политико-идеологической, политико-правовой и т.д.

Также политические процессы можно классифицировать и по следующим основаниям:

1. По значимости для общества - базовые и периферийные.

2. По видам политических режимов - демократические и недемократические.

3. По степени вовлеченности масс - ангажирующие и неангажирующие.

4. По масштабам, в соответствии с уровнями политики, можно выделить процессы от микроуровневых (межличностные и внутригрупповые) до мегауровневых (процессы мирового масштаба).

5. По специфике организации можно выделить вертикально организованные и горизонтально организованные политические процессы. Горизонтально организованные политические процессы образуют равноправные независимые субъекты. Вертикально организованные политические процессы протекают в рамках отношений «господство - подчинение».

6. По степени подконтрольности политических процессов их участникам можно выделить управляемые и стихийные (спонтанные) процессы. Специфика управляемых политических процессов состоит в том, что они подконтрольны субъектам политики и направляются ими. Стихийные политические процессы имеют собственную логику развития, не зависящую от намерений каких-либо отдельных субъектов.

7. По месту в политической системе можно выделить:

1. Процессы «входа»:

а) артикуляция интересов - выражение и обсуждение нужд граждан и их требований к правительству;

б) агрегация интересов - деятельность, в ходе которой интересы превращаются в политические программы.

2. Процессы конверсии - принятие политических решений.

3. Процессы «выхода» - управление, контроль.

Неотъемлемой частью политического процесса является деятельность как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, связанная с его целенаправленным изменением.

Политическое участие – это то, из чего складывается реальный политический процесс. Индивиды и социальные группы, находящиеся внутри определенной политической системы, по-разному вовлечены в политический процесс. Исходя из критерия степени участия в политике выделяют следующие группы:

аполитичная группа – не участвующие в политике граждане;

участники деятельности политических партий и других политических организаций, а также проводимых ими кампаний;

политическая элита, политические лидеры. Существуют также формы нелегального политического участия: демонстрации, митинги, пикеты, не санкционированные властями; различные формы протеста против безнравственных действий политического режима (голодовки, самосожжения и т. д.) прямой отказ в повиновении несправедливым законам и политическим решениям.

В целом политическое участие – это действия предпринимаемые гражданами и имеющие целью повлиять на господствующую политику, управление делами государства или выбор политических лидеров на любом уровне политической власти – муниципальном или федеральном. Политическое участие может быть организованным или хаотичным, эпизодическим или постоянным, базирующимся на законных или на незаконным методах.

Выделяют два основных типа политического участия:

1) автономное – это сознательная активность граждан, более или менее осведомленных в области политической жизни, целью которых является влияние на позицию и принимаемые политиками решения. Стимулом автономного участия является осознание степени важности политического решения Данный вид участия распространяется в основном в стабильных, демократических политических режимах;

2) мобилизованное – вынужденное действие, когда участие в политике, например голосование, или в политическом собрании зависит от неполитических стимулов, таких как страх, подкуп и т. д. Этот вид политического участия характерен для традиционных обществ и тоталитарных политических режимов.

Главную роль в политическом участии играют выборы в органы государственной власти. Свободное голосование является одним из наиболее эффективных методов разрешения политических конфликтов, надежным средством легитимации политического режима, а также средством политической социализации. Однако выборы не всегда выполняют только позитивные функции политического процесса. В обществе, находящемся на стадии реформ, с расколотой политической системой и неустойчивой социальной структурой появляется все больше возможностей для маргинальных слоев общества влиять на политику в негативном плане, тормозить политические реформы, особенно если в государстве преобладает консервативная идеология и отсутствуют общепризнанные политические институты. В таких условиях задачей реформаторов является достижение концентрации власти в руках тех, кто лучше информирован и разделяет демократические взгляды.

36. Политическое лидерство

В современной науке выделяют следующие основные подходы к трактовке лидерства:

это разновидность власти, отличием которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человека или группа лиц;

это управленческий статус, социальная позиция которая связана с принятием решений, это руководящая должность. Такая интерпретация лидерства выходит из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций, дает человеку статус лидера;

это влияние на окружающих людей. Однако это не любое влияние, а такое, для которого характерен ряд особенностей: а) воздействие лидера должно иметь постоянный характер и распространяться на всю группу, общество; б) у политического лидера четко расставлены приоритеты во влиянии, отношения лидера и ведомых характеризуют асимметричность, неравенство во взаимном влиянии; в) влияние лидера опирается не на применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства;

это своего рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации. Специфика политического предпринимательства состоит в персонализации политического товара как общего блага; это символ общности и эталон поведения группы. Он выдвигается снизу, преимущественно стихийно и имеет широкий круг последователей. Политическое лидерство отличается от политического руководства, которое предполагает жесткую и форматизированную систему отношений господство – подчинение. Понятие политического лидерства включает в себя два аспекта: формально-должностной статус, связанный с обладанием властью, и субъективная деятельность по выполнению возложенной социальной роли. Причем первый аспект, предполагая личностную активность, имеет определяющее значение для оценки индивида как политического лидера. Второй аспект – личностные качества и реальное поведение на занимаемом посту – определяет главным образом только сохранение властной должности, а также служит для оценки лидера как результативного или нерезультативного, великого или ординарного, как хорошего или плохого руководителя. Учитывая все это, отделение политического лидерства от его закрепленной руководящей позиции представляется неправомерным.

Политическое лидерство представляет собой постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих управленческие позиции, на все общество, организацию или группу. В структуре лидерства выделяют три основных компонента: индивидуальные черты лидера; ресурсы или инструменты, которыми он располагает; ситуация, в которой он действует и которая оказывает на него влияние. Все эти компоненты влияют непосредственно на эффективность лидерства.

Политическое участие в общем смысле - это групповые или частные действия, имеющие целью повлиять на власть, какого бы уровня она ни была. На современном этапе это явление рассматривают как сложное и многомерное. Оно включает в себя большое количество приемов, помогающих оказывать влияние на власть. Участие граждан в степень активности зависят от факторов социального, психологического, культурно-исторического, экономического и другого характера. Индивид реализует его, когда вступает в формальные, упорядоченные отношения с разными группами или с другими людьми.

Политическое участие бывает трех видов:

  • неосознанное (несвободное), то есть то, которое основывается на принуждении, на обычае или на спонтанном действии;
  • сознательное, но тоже несвободное, когда человек вынужден осмысленно следовать каким-то регламентам, нормам;
  • сознательное и одновременно свободное, то есть индивид способен сделать выбор самостоятельно, расширяя тем самым пределы собственных возможностей в мире политики.

Сидней Верба и создали свою теоретическую модель участие первого типа они называют парокиальным, то есть таким, которое ограничено элементарными интересами; второго типа - подданническим, а третьего - партиципаторным. Также эти ученые выделили переходные формы активности, в которых сочетаются черты двух граничащих типов.

Политическое участие и его формы постоянно эволюционируют. Совершенствуются его старые виды и возникают новые в ходе любого социально-исторического процесса, имеющего значения. Особенно это касается переходных моментов, например, к республике от монархии, к многопартийности от отсутствия подобных организаций, к независимости от положения колонии, к демократии от авторитаризма и т. д. В 18-19 веках на фоне всеобщей модернизации происходило и расширение политического участия разными группами и категориями населения.

Так как активность людей определяется многими факторами, то и единой классификации ее форм не существует. Одна из них предлагает рассматривать политическое участие по следующим показателям:

  • легитимное (выборы, петиции, демонстрации и митинги, согласованные с властями) и нелегитимное (терроризм, переворот, восстание или другие формы неповиновения граждан);
  • институционализированное (участие в работе партии, голосование) и неинституционализированное (группировки, которые имеют политические цели и не признаны законом, массовые волнения);
  • имеющие местный характер и общенациональный.

Типологизация может иметь и иные варианты. Но в любом случае она должна соответствовать следующим критериям:

Политическое участие должно проявиться в виде конкретного акта, а не просто на уровне эмоций;

Оно должно быть добровольным (исключение составляют служба в армии, уплата налогов или праздничная демонстрация при тоталитаризме);

Также оно должно завершиться реальным выбором, то есть быть не фиктивным, а действительным.

Некоторые ученые, в том числе Липсет и Хантингтон, считают, что на тип участия непосредственное влияние оказывает тип политического режима. Например, при демократическом устройстве оно происходит добровольно и автономно. А при участие мобилизованное, принудительное, когда массы привлекаются только символически, для имитации поддержки власти. Некоторые формы активности могут даже искажать психологию групп и индивидов. Ярким свидетельством этого служит фашизм и разновидности тоталитаризма.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...