Блок овд расшифровка. Вооруженные силы стран Варшавского договора

В течение первых десяти лет после окончания Второй мировой войны в мире возникли и совершенствовались военные организации лишь капиталистических стран, сердцевиной которых являлись США. В середине 1950-х гг. ситуация стала меняться. Напомним, что ООН как международная организация создавалась в качестве преграды на пути возможных агрессоров, для недопущения повторения новых войн, главными возможными источниками которых в момент ее создания считались Германия и Япония. Именно этим обстоятельством объяснялось предоставление почти диктаторских полномочий странам, сыгравшим главную роль в разгроме антигитлеровской коалиции. Однако, в условиях все более обострявшейся «холодной войны» между Востоком и Западом, каждый из этих блоков считал возможным пополнение своих рядов новыми членами, независимо от их прошлого. Договоренности о денацификации, демилитаризации и демократизации Германии, достигнутые Великобританией, СССР, США и Францией, были преданы забвению. В 1947 г. оккупационные зоны, находившиеся под контролем США, Великобритании и Франции, были объединены и объявлены республикой под названием ФРГ. В 1949 г. СССР поступает аналогичным образом – создает в зоне своей оккупации другое немецкое государство под названием ГДР.

Силой обстоятельств и волей «Великих» держав эти два новообразования, поведение которых определялось в Вашингтоне и в Москве, оказались на острие «холодной войны». В начале 1950-х гг. начались переговоры о перевооружении ФРГ и о ее включении в НАТО, якобы как противовеса СССР. Поворот был настолько неожиданным, что даже некоторые страны Запада отнеслись к нему с недоверием. Шли достаточно продолжительные дискуссии и переговоры по этому вопросу, которые завершились подписанием Парижских соглашений в октябре 1954 г. По этим соглашениям оккупация Западной Германии американскими, английскими и французскими войсками прекращалась. Их войска не выводились с ее территории, но отныне функционировали как «союзные силы НАТО». С мая 1955 г. ФРГ становилась полноправным членом НАТО, а ее территория – передовым плацдармом военного альянса.

Руководство СССР восприняло все это как повторение истории 1930-х гг. и перевооружения Германии, приведших ко Второй мировой войне, оккупации части его территории, гибели около трех десятков миллионов человек и решило объединить вооруженные силы своих союзников. Так, в 1955 г., спустя 6 лет после образования НАТО, как ответ на принятие ФРГ в НАТО, создаетсяОрганизация Варшавского договора (ОВД) . 14 мая 1955 г. Албания, Болгария, Венгрия, Германская Демократическая Республика, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия подписывают Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (Варшавский договор ). Он предусматривал создание военно-политической организации социалистических стран для коллективной самозащиты. Статья 1 Договора возлагала на его участников обязательство в соответствии с Уставом ООН воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения и разрешать свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не ставить под угрозу международный мир и безопасность. Договаривающиеся страны заявляли о своей готовности участвовать в духе искреннего сотрудничества во всех международных акциях, имеющих целью обеспечение мира и безопасности, «добиваться принятия, по соглашению с другими государствами, которые пожелают сотрудничать в этом деле, эффективных мер ко всеобщему сокращению вооружений и запрещению атомного, водородного и других видов массового уничтожения » (Ст. 2).

Согласно Статье 3, члены ОВД обязывались проводить консультации «по всем важным международным вопросам, затрагивающим их общие интересы », а также всякий раз, «когда, по мнению любой из них, возникнет угроза вооруженного нападения на одно или на несколько государств – участников Договора ». В случае такого нападения каждое государство-участник Договора в порядке осуществления права на индивидуальную и коллективную самооборону в соответствии со Статьей 51 Устава ООН окажет жертве агрессии «немедленную помощь, индивидуально и по соглашению с другими государствами-участниками Договора всеми средствами, какие представляются ему необходимыми, включая применение вооруженной силы ».

Статья 5 Договора предусматривала создание Объединенного командования вооруженными силами, которые будут выделены его участниками в ведение этого Командования, а также принятие других согласованных мер, необходимых для укрепления их обороноспособности. Подписавшие Договор страны обязывались не принимать участия в каких-либо коалициях или союзах и не заключать никаких соглашений, цели которых противоречат целям ВД. Статья 9 Договора провозглашала, что он «открыт для присоединения других государств, независимо от их общественного и государственного строя, которые выразят готовность путем участия в настоящем Договоре способствовать объединению усилий миролюбивых государств в целях обеспечения мира и безопасности народов ».

Срок действия Договора был установлен в 20 лет (Ст. 10) с автоматическим продлением еще на 10 лет, если за год до истечения этого срока его участники не заявят о денонсации Договора. «В случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения с этой целью Общеевропейского договора о коллективной безопасности », к чему обязывались стремиться страны-участницы ОВД, региональный Договор утрачивал «свою силу со дня вступления в действие Общеевропейского Договора » (Ст. 11).

По форме Организация Варшавского Договора почти во всем повторяла НАТО: совместные руководящие органы, объединенное военное командование, возглавляемое советским маршалом или генералом, совместные военные базы. Здесь СССР играл ту же роль, что США в НАТО. Но по целям и степени активности ОВД отличалась от НАТО.

Высшим руководящим органом с правом принятия решений и рекомендаций являлся Политический консультативный комитет , собиравшийся на уровне глав государств и правительств стран Варшавского договора, призванный координировать все действия по обеспечению обороноспособности государств-членов, кроме чисто военных. Решение военных задач входило в обязанностиОбъединенного командования вооруженных сил ОВД со штаб-квартирой в Москве. По примеру стран НАТО, государства Варшавского договора также выделяли небольшие воинские контингенты для выполнения задач в общих интересах альянса, сохранив за собой командование и управление основной частью своих вооруженных сил.

Варшавский договор вряд ли способствовал укреплению обороноспособности СССР и его союзников. Он обеспечил всего лишь правовую основу для пребывания советских войск в странах Восточной Европы. Трудно однозначно оценивать эффект их присутствия в странах Восточной Европы, часть населения которых, в силу исторических факторов относилась настороженно и даже недружелюбно к СССР.

Советские воинские контингенты, в отличие от НАТОвских, жили изолированно от местного населения, но влияние самого факта их присутствия в странах-союзницах было значительным. Это можно было видеть на примере Венгрии. Осенью 1956 г. советские войска, находившиеся там, оказали решающее влияние на ход событий в этой стране. Они были выведены из Венгрии по требованию правительства И. Надя, а затем возвращены по просьбе правительства Я. Кадара, сыграв определенную роль в «стабилизации» положения в Венгрии в последующие 30 лет.

В августе 1968 г. правительства стран ОВД оказали давление на руководство Коммунистической партии и правительства Чехословакии, приступивших к реформированию свой страны с целью, как было заявлено им, «придания социализму человеческого лица ». Когда официальное руководство Чехословакии не захотело во всем следовать рекомендациям стран ОВД, последние решили непосредственно вмешаться в происходившие в Чехословакии процессы. Вооруженные силы Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики, Польши и СССР были введены в эту страну.

В 1985 г. Варшавский договор был официально возобновлен еще на 20 лет, однако начавшиеся в странах ОВД социально-политические процессы ускорили его распад. СССР, в соответствии с международными договоренностями, стал сокращать свои вооруженные силы, прежде всего за счет континентов, дислоцированных в странах Восточной Европы. Сменились политические режимы в самих странах ОВД. В октябре 1990 г. произошло воссоединение Германии, а в марте 1991 г. перестали осуществляться совместные военные функции ОВД, после чего Организация, по примеру СЕНТО и СЕАТО, перестала существовать. Официально это произошло 1 июля 1991 г.

ОВД, ядром и решающей силой которой был СССР, безусловно, оказывала сдерживающее влияние на политиков, не признававших послевоенных границ в Европе, особенно между Германией и Польшей, а также между Германией и Чехословакией. Сам СССР ничего не выиграл от существования ОВД. Напротив, он нанес себе ущерб, ухудшив отношения со своими союзниками по Второй мировой войне. После признания вначале Германией, а затем и другими странами принципа нерушимости послевоенных границ в Европе (Хельсинки, июль 1975 г.), ОВД превратилась в напарницу НАТО по нагнетанию напряженности в мире. Смена политических режимов в странах Восточной и Юго-Восточной Европы положила конец ее существования.

Современная Россия демонстрировала и продолжает демонстрировать свою заинтересованность в установлении отношений доверия и всестороннего сотрудничества между всеми народами. Российское общество весьма настороженно относится к расширению НАТО на Восток путем включения в него даже бывших советских республик. В самом деле, разум многих людей протестует против того, что бывшие военные базы ОВД, созданные на средства СССР и его союзников и имевшие целью укрепление обороноспособности ОВД, вдруг превращаются в опорные базы НАТО, главным врагом которого на протяжении полвека официально считался СССР. Тем не менее, Россия изъявляла готовность сотрудничать с НАТО во всех возможных областях. В 1991 г. Россия стала участвовать в работе САСС, в 1994 г. присоединилась к программе «партнерство во имя мира» и согласилась на более широкое сотрудничество, выходящее за рамки этой программы. С этой целью был учрежден Постоянный объединенный совет НАТО – Россия, в рамках которого проводятся консультации и обмен информацией в конкретных областях без обязательств принятия совместных решений или совместных действий.

Практическое сотрудничество между Россией и НАТО осуществлялось в 1995 г. в процессе реализации соглашения по Боснии и Герцеговине, когда части вооруженных сил России приняли участие в руководимых НАТО операциях по восстановлению мира, а затем и в обеспечении стабильности. 27 мая 1997 г. главами государств и правительств стран НАТО, Генеральным секретарем НАТО и президентом РФ был подписан в Париже «Учредительный акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между НАТО и Российской Федерацией » . Этот документ обязывал его подписантов к установлению более близких отношений не только в собственных интересах, но также в интересах всех государств в Евро-атлантической зоне. Сотрудничала Россия с НАТО и в форме участия российского воинского контингента (под командованием генерала НАТО Джексона) в Косово.

Продолжавшаяся жестокая война в Чечне и события 11 сентября 2001 г. в США способствовали дальнейшему сближению позиций руководства России и стран НАТО. 28 мая 2002 г главы государств и правительств стран НАТО, с одной стороны, и России, с другой, приняли Римскую декларацию. Она предусматривала превращение Совета НАТО – Россия в механизм не только консультаций, достижения согласия и сотрудничества, но и принятия совместных решений и совместных действий по широкому кругу проблем безопасности в Евро-атлантическом регионе.

Однако, все это – меры, продиктованные фактом сохранения в мире специализированной Организации по подготовке и проведению взаимно истребительных войн. Без такой организации, без необходимости траты огромных сил и средств на поддержание обороноспособности стран от возможной агрессии, сотрудничество народов стало бы более искренним и действительно взаимовыгодным. Поэтому НАТО, возникшее с началом обострения «холодной войны» и само ставшее одним из источников этой войны, должно прекратить свое существование вместе с исчезновением причин, его породивших и поддерживавших. Попытки преобразоваться в институт мира и сотрудничества, хотя они благородны и приветствуемы, малопродуктивны, поскольку подобные институты, уже доказавшие свою эффективность, давно существуют в мире.

Главные цели международного сообщества, провозглашенные в Уставе ООН, очевидны: налаживание всестороннего сотрудничества между народами во имя прогресса в каждой стране в отдельности и в мире в целом. Исключение войн и угрозы войной как способов решения международных проблем сделает это сотрудничество стабильным и эффективным. Прекращение деятельности военно-политических институтов, призванных содействовать гонке вооружений и усилению международной напряженности, уменьшит опасность войн и может стать одним из важных условий обеспечения мира и безопасности на Земле.

После Второй мировой начала свое существование Организация Варшавского договора. Год ее формирования - 1955-й. Просуществовала она до 1991-го. 14 мая 1955 был подписан Военный Варшавский договор. Страны, участвовавшие в этом мероприятии, таким образом, ответили на присоединение к НАТО ФРГ. Подписали этот документ социалистические европейские государства. Ведущая роль среди них принадлежала тогда Советскому Союзу. Рассмотрим далее, что собой представляла Организация стран Варшавского договора.

Общие сведения

ОВД (Организация Варшавского договора) была сформирована Чехословакией, СССР, Румынией, Польшей, ГДР, Венгрией, Болгарией, Албанией. Документ, подписанный этими государствами в целях обеспечения безопасности и мира в Европе, вступил в силу 5 июня 1955-го. 26 апреля 1985 года вследствие истечения срока его действия он был продлен еще на 20 лет. Однако спустя 5 лет начались преобразования в ряде государств Восточной и Центральной Европы, а затем и в СССР. Роспуск Организации Варшавского договора произошел 1 июля 1991-го. В этот день был подписан Протокол о полном прекращении ее действия. Образование Организации Варшавского договора имело особое стратегическое значение. Это было объединение, состоящее из достаточно сильных стран, стремящихся к единению и безопасности в мире.

Условия

Соглашение включало в себя преамбулу и одиннадцать статей. Согласно условиям документа, а также Уставу ООН, страны Варшавского договора брали на себя обязательства воздерживаться от применения силы или угрозы ее использования в международных отношениях с другими государствами. В случае если на кого-либо из участников Соглашения будет совершено вооруженное нападение, остальные должны незамедлительно оказать ей помощь всеми имеющимися в распоряжении у них средствами, в том числе силы армии.

Руководство

Организация Варшавского договора сформировала консультативный политический комитет. В его задачи входило рассмотрение всех вопросов, которые касались реализации подписанного Соглашения. Войска стран Варшавского договора находились в общем подчинении ОКВС (объединенного командования). Этот орган должен был обеспечивать взаимодействие ВС и укрепление обороноспособности государств-участников.

Декларации

Первая из них была принята в Москве, на заседании ПКК в 1958-м. В этой Декларации Организация Варшавского договора предлагала членам НАТО заключить пакт о ненападении. Следующий документ был принят в 1960 году, также в Москве. Декларация, принятая на этом заседании, одобрила решение СССР отказаться в одностороннем порядке от ядерных испытаний, если остальные западные государства также не будут возобновлять взрывы. Союзные державы призвали также сформировать благоприятные условия для окончания реализации соглашения по прекращению экспериментального применения оружия. В 1965-м состоялось Варшавское заседание. На нем обсуждалось положение, которое сложилось вследствие планов формирования ядерных многосторонних сил НАТО. На заседании также рассматривались меры защиты на случай реализации указанных программ. На Будапештском совещании в 1966-м была принята Декларация по укреплению безопасности и мира в Европе.

Маневры и учения

Организация Варшавского договора проводила совместные мероприятия с участием армий. Маневры и командно-штабные учения велись на территориях всех государств-союзников. Самыми крупными стали мероприятия под названиями:

  • "Квартет" (в 1963-м).
  • "Октябрьский штурм" (в 1965-м).
  • "Родопы" (в 1967).
  • "Север" (в 1968-м).
  • "Братство по оружию" (в 1970).
  • "Запад-81" (в 1981-м).
  • "Щит-82" (в 1982).

Разведывательные операции

Организация Варшавского договора вела постоянную координацию между разведорганами государств-союзников. В 1979-м начала функционировать глобальная радиоэлектронная система связи (СОУД). Она включала в себя средства космической разведки ГДР, Чехословакии, Польши, Венгрии, Болгарии, СССР, а также Кубы, Монголии и Вьетнама, не входивших в Соглашение.

Доктрина союзников

Страны Варшавского договора придерживались оборонительной позиции. В 1955-65 гг. доктрина сводилась к советской стратегии ведения боев с использованием массированного ракетно-ядерного удара при одновременном молниеносном наступлении для овладения территорией противника, лишая его возможности продолжать бой. Образование Организации Варшавского договора, по своей сути, было противовесом для НАТО, а в частности, США. В соответствии с доктриной указанного десятилетия, допускалась вероятность нанесения упреждающих ядерных ударов при обнаружении угрозы внезапного нападения по аналогии американской стратегии "массированного возмездия". Между государствами-союзниками были распределены соответствующие задачи. Так, на армию СССР возлагалось выполнение стратегических ударов с использованием ядерного оружия. Бои в Мировом океане должны были вести объединенные флоты, а на Европейском континенте - авиация и сухопутные войска. При этом на основных направлениях предусматривалось участие объединений от армии СССР.

1966-1980 гг.

В этот период военная доктрина ОВД предусматривала постепенное развитие действий. Предполагалось начать с использования только обычных средств поражения, ограниченно использовать ядерное оружие, постепенно переходя при необходимости к его массированному внедрению. ЯО могло быть задействовано только в случае, если оно будет применено НАТО. По-прежнему особое внимание было направлено на выполнение стратегического наступления на территорию врага для скорого разгрома его главных сил и захвата важнейших экономических районов. Эта доктрина была аналогична американской программе "гибкого реагирования".

Стратегия начала 80-х

В ее основу лег принцип готовности вести бои любого вида. В соответствии с этой доктриной, предполагались военные действия как без ЯО, так и с ним. Вместе с этим, предусматривался ряд локальных боев с использованием обычного оружия. Упреждающие удары ЯО не предполагались. При этом ядерное оружие допускалось применять, только если его будет использовать противник. Вместе с проведением стратегических наступлений на вражеские территории предполагались и крупномасштабные оборонительные операции.

Значение Польши

В середине октября 1955-го в Москве был подписан Протокол соглашений между советским и польским правительствами. В соответствии с ним, ВС Польши, кроме сил ПВО, должны были направить часть своих оперативных войск, сведенных в Приморский Фронт из воздушной и трех общевойсковых армий. Этим силам предстояло действовать в Объединенных ВС государств-союзников во втором стратегическом эшелоне на вспомогательном направлении. Задача их состояла в прикрытии правого фланга основной ударной группировки СССР, а также морского побережья от вероятных десантов войск НАТО.

КМО

Комитет, состоявший из министров обороны государств-союзников, осуществлял разработку планов объединенных командно-штабных мероприятий. К ним, в частности, относились программы общих учений и маневров, сотрудничество в подготовке солдат и штабов, унификация уставов, инструкций, наставлений, правил и прочих документов, а также внедрение новых единиц вооружения и техники, тыловое обеспечение и так далее.

Технический комитет

В ведении этого органа находились вопросы модернизации оснащения объединенных войск. Комитет разрабатывал программы по их унификации, что облегчило бы взаимодействие во время сражений. Кроме этого, он устанавливал специализацию по выпуску военной техники определенными государствами-участниками.

ОВС

Вооруженные силы ОВД включали в себя средства из состава ВС государств-союзников. Численность армий согласовывалась двусторонними соглашениями Советского правительства и руководством других стран. Документы обновлялись раз в 5 лет. Это обуславливалось разработкой программ развития ВС отдельных государств в очередных пятилетках. В мирный период в составе Объединенных войск присутствовали только самые подготовленные силы. В случае войны к ним присоединялись оперативные подразделения, которые были обучены для ведения сражений на внешних фронтах.

"Щит-79"

Оперативно-тактические маневры под этим кодовым названием проходили с 12-го по 19-е мая 1979 г. В учениях участвовали войска и штабы Венгерской, Болгарской, Чехословацкой, Советской армий, а также ВС Румынии. Руководителем операций был венгерский генерал Цинеге. На учениях были отработаны вопросы по ведению боевых действий объединенными усилиями союзных армий. На мероприятиях был показан выросший уровень оперативной и тактической подготовки офицеров, генералов и штабов. Учения способствовали последующему взаимодействию ВС государств-союзников, а также укреплению боевого сотрудничества между ними. К мероприятиям были привлечены, преимущественно, сухопутные силы вместе с военно-воздушными подразделениями и частями.

Учения "Братство по оружию"

Это было общевойсковое мероприятие, которое проводилось на территории ГДР и балтийской акватории, прилегающей к ней. Учения велись по планам Объединенного командования. Руководителем операций был генерал германской армии Гофман. В ходе учений была осуществлена выброска 234 гвардейского парашютно-десантного полка Краснознаменной Черниговской дивизии. Все, кто присутствовал на смотровой площадке, были в восторге от выучки солдат. Весь личный состав получил благодарность от министра обороны СССР и награду - Вымпел за воинскую доблесть и мужество. Стоит сказать, что это была первая в истории ВДВ выброска 1200 человек с четырехсотметровой высоты в сложных метеоусловиях. В мероприятиях принимали участие и морские пехотинцы Балтийского флота. От национальной армии ГДР свое мастерство показывал 40-й парашютно-десантный батальон. Завершились учения 12-го сентября 1980-го года парадом в Магдебурге. В отличие от предыдущих мероприятий, операция "Братство по оружию" отличалась более широким спектром решаемых задач по оперативной подготовке, большей численностью личного состава, территориальным размахом. Эти учения стали серьезным экзаменом для Объединенной армии. Выводы, которые были получены в процессе проведения маневров по вопросам оперативного искусства и тактики, оказали существенное влияние на последующее обучение ВС.

2 сентября 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии, и Вторая Мировая война окончательно завершилась. Однако мир на земле не наступил…

Союзники по антигитлеровской коалиции представляли собой трехстороннюю коалицию, в которой каждый участник вносил свою лепту в общее дело, однако являлся самостоятельной фигурой со своими амбициями, намерениями, принципами. С падением общего врага на первый план вышли личные представления о послевоенном мире и своей роли в нем. Британия оказалась слишком ослаблена для проведения полностью самостоятельной политики и была вынуждена в значительной мере идти в кильватере политики американской. Таким образом послевоенное устройство определялось волей двух гигантов – СССР и США.

Встреча на Эльбе. До начала Холодной Войны меньше года…

Соединенные Штаты видели себя безусловным лидером и первой державой мира. Надо сказать, они имели к тому все основания – пожалуй единственная из всех участников, Америка вышла из войны, обеспечив себе пресловутый «мир лучше довоенного». Около половины мировой экономики контролировалось США напрямую, а также с помощью займов, инвестиций, долговых обязательств. Америка не намеревалась никому уступать и тем более ни с кем делиться. Однако советские лидеры совершенно не собирались признавать чье-либо верховенство и становиться ведомым. Они полагали, что Советский Союз заплатил слишком высокую цену за войну, развязанную не им, а потому не может и не должен становиться второй скрипкой в чужом оркестре.

Этот конфликт интересов носил принципиальный характер и, с учетом естественных проблем взаимного недоверия и коммуникации, вероятно не имел приемлемого для обеих сторон решения. Менее чем через год после завершения войны (22 февраля 1946) советник посольства США в СССР Джордж Фрост Кеннан отправил на родину так называемую «Длинную телеграмму», где в восьми тысячах слов обосновывал необходимость жесткой «ястребиной» политики в отношении СССР. Телеграмма обрела масштабный резонанс и получила очень широкое распространение.

И наконец, о неизбежном конфликте было заявлено открыто персоной, чье слово имело настоящий вес.


Уинстон Черчилль и Гарри Трумэн. Фултон, 5 марта 1946г.

За исключением Британского Содружества и Соединенных Штатов, где коммунизм находится в стадии младенчества, коммунистические партии, или пятые колонны, представляют собой все возрастающий вызов и опасность для христианской цивилизации. Все это тягостные факты, о которых приходится говорить сразу же после победы, одержанной столь великолепным товариществом по оружию во имя мира и демократии. Но было бы в высшей степени неразумно не видеть их, пока еще осталось время.

Формально на тот момент английский политик не занимал сколь-нибудь существенных постов, он был лидером оппозиции, посетившим Штаты как сугубо частная персона. Однако речи деятелей такого уровня не произносятся всуе, и заинтересованные люди по обе стороны Атлантики поняли ее смысл совершенно правильно. Ответ Сталина не заставил себя ждать, он был столь же неофициален по форме, но также однозначен.


Сталин и Черчилль, еще союзники

Вопрос. Как Вы расцениваете последнюю речь господина Черчилля, произнесенную им в Соединенных Штатах Америки?

Ответ. Я расцениваю ее как опасный акт, рассчитанный на то, чтобы посеять семена раздора между союзными государствами и затруднить их сотрудничество.

Ответ. Безусловно, да. По сути дела, господин Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны. И господин Черчилль здесь не одинок, - у него имеются друзья не только в Англии, но и в Соединенных Штатах Америки.

Интервью И.В. Сталина газете «Правда» о речи Черчилля в Фултоне, 14 марта 1946г.

Однако между словами и делами есть определенная разница. Фактическим завершением эпохи шаткого примирения можно считать Блокаду Западного Берлина 1948–49гг. Попутно 11 июня 1948 года США приняли так называемую «Резолюцию Ванденберга» - официальный отказ США от практики неприсоединения к военно-политическим блокам за границами Западного полушария в мирное время. 14 января 1949 г. представители госдепартамента США открыто заявили о том, что ранее все же скорее читалось между строк или просачивалось из закрытых источников - о существовании угрозы для безопасности Западной Европы. Стало очевидно, что бывшие союзники стали в полном смысле «бывшими». Так, совсем недавно завершив Вторую мировую, мир двинулся к третьей.


27 октября 1951 знаменитый американский журнал Collier’s в специальном выпуске на 132 страницах расписал план третьей мировой войны и последующей оккупации СССР «силами демократии», прежде всего США - с точным указанием дат, поводов, событий, даже настроений людей на бывших советских территориях.

Технически блок НАТО был создан 4 апреля 1949 года, с весьма жесткими формулировками, особенно в статье пятой, согласно которой страны-участницы должны были оказывать друг другу военную помощь незамедлительно и так, как если бы нападению подверглись они сами. Практически же вначале он представлял собой скорее декларацию, и даже привычное название обрел лишь в сентябре 1951 года. Союз начинался как своего рода фикция, глобальная декларация о намерениях. Однако через два года после основания Тhе North Atlantic Treaty Organisation в ее распоряжении уже имелась развитая администрация, объединенное командование и контингенты различных родов войск, проводились работы по стандартизации вооружения, организации учений и т.д. Политико-правовой фантом очень быстро обрастал плотью.

Естественно, СССР и его союзники не могли проигнорировать изменение баланса сил и возникновения новой угрозы. Тем более, что несмотря на абстрактность определения будущего врага, основатели НАТО не делали секрета – против кого направлен новый военный союз. Видимо последней каплей стали события октября-декабря 1954, когда на сессиях совета НАТО было принято и юридически оформлено разрешение на ремилитаризацию ФРГ. Призрак вооруженной Германии снова вставал посреди Европы.


Подписание Варшавского договора, 1955г.

Ответ последовал 14 мая 1955 г. на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе. Руководители СССР, ГДР, Польши, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Румынии и Албании подписали «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи», сроком на 30 лет (в 1985 году договор был продлен еще на 20 лет). Договор вступил в силу 4 июня 1955 года, и рождение нового военно-политического блока состоялось. Формулировка Варшавского Договора относительно взаимной защиты была не столь жесткой, как в основополагающих документах Североатлантического Альянса, однако суть от этого не менялась. Теперь вооруженные силы НАТО были уравновешены адекватной мощью Организации Варшавского Договора с восточной стороны железного занавеса. Во всяком случае – формально уравновешены, потому что исход гипотетического столкновения двух титанов так и остается неразрешимой загадкой.

Опорным стержнем ОВД безусловно являлся СССР. Языком командования был русский язык. Вся основная документация ОВД также велась на русском. Из пяти Главнокомандующих Объединёнными вооружёнными силами стран-участниц Варшавского договора четверо были маршалами Советского Союза (и один генерал армии); из шести начальников штаба Объединённых вооружённых сил все – генералы армии СССР.

Иван Степанович Конев, первый командующий объединёнными вооружёнными силами стран ОВД

Алексей Иннокентьевич Антонов, первый начальник штаба объединённых вооружённых сил стран ОВД

Формально в структуру организации входили также органы, не связанные напрямую с планированием и ведением военных действий. Например, Политический консультативный комитет, объединявший партийных руководителей и министров с целью выработки общей стратегии и отношения к мировым событиям/угрозам. Однако также, как и западный противник, Организация Варшавского договора была в первую и главную очередь орудием войны. Возможной войны.

НАТО и ОВД

Объединённые Вооружённые Силы комплектовались и снабжались из состава ВС отдельных стран-участниц ОВД. Этот процесс был упорядочен и согласовывался двусторонними договорами между правительством СССР и правительствами остальных стран-участников. Здесь, как и в советской экономике, действовали «пятилетки» - договоры обновлялись обычно раз в пять лет, сообразно с планами (опять же пятилетними) развития ВС отдельных стран. Поскольку предполагалось, что возможные военные действия не начнутся «сразу вдруг», в мирное время Объединённые Вооружённые Силы содержали только наиболее подготовленные воинские части. Например, в Войске Польском это были Войска ПВО страны и части 1-го оперативного эшелона в полном составе. В случае же начала войны (согласно протоколам от 1955 года) Польше надлежало «выставить» Польский Фронт из трёх общевойсковых армий и одной воздушной армии, который ориентировался на прикрытие правого фланга главной ударной группировки Советской Армии, а также прикрытия морского побережья от возможных десантов НАТО.

От вооруженных сил СССР в мирное время выделялись четыре Группы войск, располагавшиеся на территории ГДР, Чехословакии, Венгрии, Польши. В середине 80-х годов общая численность этих группировок составляла более полумиллиона служащих Советской Армии.


Бойцы ННА ГДР и СА СССР. 1960-е годы

Что касается доктрины и в целом практических планов ОВС ОВД на случай глобального конфликта, то здесь мы, к сожалению, сталкиваемся с одной большой неизвестностью… Эти данные в массе своей продолжают оставаться засекреченными. В целом можно сказать, что первоначально вооруженные силы ОВД ориентировались на стратегическую оборону. Учитывая понесенный в ходе предыдущей войны ущерб, а также отставание в ядерном потенциале, иного ждать не приходилось. Кроме того, первые 4–5 лет Варшавский Договор, как и НАТО в начале существования, представлял собой скорее политическую декларацию, а военные структуры создавались уже по ходу дела.

Однако в 60-х и далее, по мере наращивания возможностей и ядерных арсеналов, акценты начинают меняться. Сначала (на примере Чехословакии) задачи по жестким наступательным действиям «обкатываются» на учениях. Уже в 1960-м ЧНА «ведет» стратегическое наступление на Запад с задачей к четвертому дню достигнуть рубежа Штутгарт - Дахау. А в следующем году на учениях уже отрабатывается выход к Франции, на линию Дижон – Лион. И в 1964-м оперативное планирование ЧНА приводится в соответствие с отрабатываемыми на учениях задачами.


«Молодая поросль» ОВД

Учитывая немногочисленные сведения, находящиеся в открытом (или относительно открытом) доступе, например, рассекреченные польские материалы, а также приведенный выше чехословацкий опыт, можно заключить, что ВС ОВД совершенно не комплексовали относительно масштаба и размаха возможных военных действий. Цели предполагалось достигать масштабными фронтовыми операциями, стратегическим наступлением на территорию противника. Применение ЯО постулировалось только как ответная мера или упреждающий прием в случае явственной угрозы вражеского нападения (впоследствии был декларирован отказ от упреждающего применения, ЯО объявлялось только средством ответного удара).

Но в целом тема практических военных планов ОВД еще ждет своего исследователя…


Материалы учений «Гранит-74», начальный период войны над ГДР. Первый удар НАТО. Реальный полет самолетов для обозначения «противника» показан стрелами из воздушного пространства ПНР.


Гранит-74. Советская схема реальных полетов самолетов, обозначавших «противника»

История Варшавского договора выдалась не очень длинной и (наверное, к счастью) скудной на яркие события. По иронии судьбы структура, которая должна была сразиться с мировым империализмом, известна главным образом «полицейской» операцией по усмирению мятежа внутри социалистической коалиции. Впрочем, события в Чехословакии 1968 года – это тема для совершенно отельной и очень любопытной беседы…

По мере того, как снижался накал противоборства двух непримиримых титанов, советское руководство видело все меньше смысла в содержании громоздкой милитаризованной структуры. Объединенные вооруженные силы все более казались пережитком уходящих времен и бесполезной нагрузкой на армию и экономику. А после падения Берлинской стены и быстрого – на грани бегства - вывода советских войск из Германии, существование организации окончательно утратило всякий смысл.

1 июля 1991 года был подписан Протокол о прекращении действия Договора. История ОВД закончилась вместе с историей СССР.


Последняя встреча руководителей военных структур Варшавского договора, 1991г.

Однако Россия продолжила свое существование. И мир остался прежним – в нем все также хватает вызовов, противников, и возможных союзников. Увидим ли мы РФ во главе или по крайней мере в составе нового военно-политического объединения, сравнимого по масштабу с ОВД? Возможно… Будущее покажет.

Организация Варшавского договора стала результатом переговоров между странами, обеспокоенными созданием Североатлантического альянса, который сегодня известен как НАТО. В итоге 14 мая 1955 года в Варшаве они подписали Договор, предполагавший наличие дружбы, сотрудничества и взаимной помощи между его участниками. В честь города, где было осуществлено подписание документа, вновь созданное объединение получило название Организации Варшавского договора, которое часто сокращали до ОВД.

Создание и деятельность ОВД

Непосредственно в момент , 14 мая 1955 года, Варшавский договор подписали восемь стран - Албания, Болгария, Венгрия, Германская Демократическая Республика (ГДР), Польша, Румыния, СССР и Чехословакия. Через несколько дней, 5 июня того же года, договор вступил в законную силу.

Соглашение между участниками предусматривало, что при осуществлении деятельности в рамках международных отношений каждая из стран-участниц обязалась стремиться избегать применения насилия или угрозы его применения. Однако в случае, если такая угроза или собственно насилие были бы применены к самой стране, подписавшей Варшавский договор, другие его участники должны были всеми доступными им способами пострадавшей стране. При этом в такой ситуации не исключалось и применение военной силы.

Деятельность ОВД заключалась преимущественно в проведении совместных военных учений: крупные маневры производились в 1963, 1965, 1967, 1968, 1970, 1981 и 1982 годах. Кроме того, в 1979 году совместную глобальную систему радиоэлектронной , использовавшую инструментарий, находившийся в распоряжении стран, подписавших ОВД, а также Вьетнама, Монголии и Кубы.

Поскольку первоначально договор было подписан в качестве документа, имеющего определенный срок действия, то через 30 лет, то есть в 1985 году, срок его действия истекал. Поэтому 26 апреля 1985 года страны, подписавшие первоначальную версию договора, заключили соглашение о том, что прописанные в нем положения будут считаться действительными еще в течение 20 лет.

Распад ОВД

Тем не менее, Организация Варшавского договора прекратила свое существование еще до окончания срока действия этого соглашения. В 1968 году из ее состава официально вышла Албания. Военные подразделения ОВД были ликвидированы почти 20 лет спустя, в 1990 году, а 1 июля 1991 года был подписан протокол, засвидетельствовавший полное прекращения действия положений Варшавского договора.

- (Warsaw Pact) (офиц. назв. Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи), договор о воен. союзе между странами со циалистич. лагеря. Подписан в 1955 г. Албанией (вышла в 1968 г.), Болгарией, Чехословакией, Германской Демократической … Всемирная история

- (Warsaw Pact) (официальное название – Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи), Организация Варшавского Договора создана в мае 1995 г. в ответ на перевооружение Федеративной Республики Германии и ее вступление в НАТО (NATO).… … Политология. Словарь.

Организация Варшавского договора Штаб квартира … Википедия

1955 (о дружбе сотрудничестве и взаимной помощи), подписан 14 мая в Варшаве Албанией (с 1962 не участвовала в работе созданной на основе Варшавского договора Организации, а в сентябре 1968 вышла из Организации), Болгарией, Венгрией, ГДР (после… …

1768 между Россией и Речью Посполитой. Заключен 24 февраля. Предусматривал равноправие диссидентов (не католиков) с католиками в Речи Посполитой, закрепляя политическое влияние русского царизма в Польше … Большой Энциклопедический словарь

Варшавский Договор (ВД) - о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, заключён Албанией (в 1968 г. вышла из ВД), Бол гарней, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, Советским Союзом и Чехословакией в Варшаве с целью коллективной обороны против агрессивных устремлений… … Словарь военных терминов

Варшавский договор - (Warsaw Pact)Warsaw Pact, соглашение о взаимной обороне и военной помощи, подписанное в Варшаве 14 мая 1955г. коммунистическими государствами Восточной Европы во главе с Советским Союзом. Образованный в период холодной войны как ответ на создание … Страны мира. Словарь

Варшавский договор 1955 года Энциклопедия ньюсмейкеров

Варшавский договор 1955 года. Историческая справка - Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией был подписан 14 мая 1955 г. на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Варшавский договор: Варшавский договор (Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи) от 14 мая 1955 года документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государств при ведущей роли Советского Союза … … Википедия

Книги

  • Советский антиамериканский плакат. Из коллекции Серго Григоряна , . Предлагаемая подборка плакатов целиком посвящена одной из актуальнейшей политической и общественной жизни - антиамериканизму. Холодная война, противостояние систем, империалистическая…
  • Балканский щит социализма Оборонная политика Албании Болгарии Румынии и Югославии середина 50-х гг - 1980 г , Улунян А.. В монографии рассматриваются различные аспекты оборонной политики четырех коммунистических государств Балканского полуострова с момента установления двублокового (НАТО и Варшавский Договор)…
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...