Повышение уровня образования для решения проблем на рынке труда. Рынок образовательных услуг на волнах демографических изменений Оценка проблем, с которыми сталкивается молодежь

В области культурного развития стратегические меры нацелены на превращение этой сферы в реальный фактор экономического развития. Культура формируется как средство эстетического, нравственно-патриотического воспитания населения. Деятельность учреждений культуры в рамках реализации мероприятий программы в прогнозный период планируется направить на сохранение и развитие культурного потенциала и культурного наследия региона, сохранение единого культурного пространства, обеспечение доступа к культурным ценностям и доступности услуг культуры для всех слоев населения.

Практическое влияние на социально-экономическое развитие осуществляется, в том числе, через межрегиональное международное сотрудничество. Расширение существующих и налаживание новых долгосрочных, равноправных и добрососедских взаимоотношений реализуется посредством культурного взаимовыгодного обмена.

Функции культуры с точки зрения их социально-экономического содержания состоят в духовном обогащении человека и воздействии через это на конечные экономические результаты. Культурный комплекс представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, решающих специфические задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества и сохранению самобытности народов. Правовой базой сохранения и развития отечественной культуры является целая серия законов РФ, среди которых ведущая роль отводится Закону РФ от 9 октября 1992 г. №3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

Действующее законодательно в сфере культуры предусматривает, что государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, с этой целью государство намеревается:

  • -осуществлять бюджетное финансирование государственных и в необходимых случаях негосударственных организаций культуры;
  • -стимулировать бюджетное финансирование посредством предоставления налоговых льгот предприятиям, физическим лицам, вкладывающим свои средства в эти цели;
  • - устанавливать особый порядок налогообложения некоммерческих организаций культуры;
  • -способствовать развитию благотворительности в области культуры;
  • -осуществлять поддержку малообеспеченных граждан.

В зависимости от собственника учреждения культуры могут быть государственными, муниципальными, негосударственными, со смешанной формой собственности. Государственные и муниципальные учреждения создаются учредителем (учредителями), регистрируют свои уставы и оформляют договорные обязательства сторон с указанием порядка пользования материальных финансовых ресурсов. При финансировании учреждений по установленным нормативам право на получение дополнительных источников финансирования не ограничиваются. Необходимо заметить, что в отличие от образования по учреждениям культуры правительством РФ не утверждались типовые положения, регламентирующие порядок их деятельности и финансирование. В то же время бюджетное финансирование является основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федераций. В настоящее время известно несколько предложений по расчету сумм средств, необходимых для этих целей:

  • - исходя из нормы бюджетного финансирования на человека и численности населения;
  • -на основе процента от суммы национального дохода, создаваемого в регионе;
  • - на основе заданного процента от общей суммы расходов бюджета.

В Федеральном законе об основах законодательства РФ по культуре принят именно этот подход. Указано, что на культуру должно направляться не менее 2% от федерального бюджета и 6% от территориальных бюджетов. Предусмотрена необходимость регулярного уточнения объемов финансирования для возмещения дополнительных затрат из-за инфляционных процессов (см. Приложение 1).

В реальной практике ни федеральные, ни региональные власти не выполняют требований законодательства из-за дефицитности бюджетов. Методы определения общественно необходимых затрат (бюджетных ассигнований) основаны на том, что финансируется не культурная деятельность как таковая, а конкретные организации (учреждения) культуры. Бюджетные средства выделяются тем учреждениям, которые не ориентированы на коммерческие формы деятельности, хотя и используют рыночные элементы хозяйствования.

Государственная политика в сфере культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года направлена на сохранение и развитие культуры, обеспечение социальной стабильности, экономического роста и национальной безопасности государства.

1. Сохранение и развитие единого культурного и информационного пространства России

Необходимость сохранения и развития единого культурного и информационного пространства России обусловлена неоднородностью обеспечения населения услугами организаций культуры в силу географических особенностей страны и ряда факторов экономического характера. Такая ситуация порождает социальное неравенство в творческом развитии детей и молодежи, социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями и в целом оказывает негативное влияние на социальное самочувствие населения. В связи с этим предполагается осуществить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям, пользование учреждениями культуры и создание условий для повышения качества жизни населения.

Поскольку основным ресурсом создания условий для оказания услуг в области культуры и гарантией их предоставления является деятельность учреждений культуры и искусства, необходимо осуществить мероприятия, направленные на модернизацию сети указанных учреждений в соответствии с разграничением полномочий всех уровней власти, обеспечить разработку нормативной правовой и методической базы, регулирующей преобразование инфраструктуры отрасли и системы ее управления в соответствии с требованиями административной реформы и реформы местного самоуправления.

В целях выравнивания обеспечения услугами в области культуры необходимо разработать нормативы обеспеченности населения организациями культуры с учетом нового административного деления (сельские и городские поселения, муниципальные районы, городские округа).

Для реализации этого направления необходимо разработать номенклатуру государственных и муниципальных услуг в области культуры и модельные стандарты инфраструктуры отрасли на селе и в малых городах, которые должны предусматривать оптимизацию действующей сети организаций культуры путем:

  • -создания многофункциональных учреждений (социально-культурные центры, культурно-спортивные комплексы);
  • -создания передвижных систем обслуживания
  • -технического переоснащения объектов культуры, в этих целях будут разработаны натуральные и финансовые нормативы ресурсного обеспечения;
  • -совершенствования системы материального стимулирования специалистов.

Необходимо совершенствовать качество оказания услуг в области культуры и расширять круг их предоставления путем:

  • - разработки стандартов и критериев оценки качества оказания услуг в области культуры;
  • -обеспечения равных условий доступа различных групп граждан к услугам в области культуры, в том числе малообеспеченных групп населения России и иных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке;
  • -представления всеми бюджетными организациями регулярных докладов о целях и результатах деятельности главным распорядителям и распорядителям бюджетных средств, что позволит обеспечить эффективное использование финансовых средств и контроль за качеством оказания услуг;
  • -совершенствования методов планирования и отбора проектов гастрольной, фестивальной и выставочной деятельности;
  • -разработки мер по привлечению талантливой и профессионально подготовленной молодежи для работы в отрасли, что позволит расширить спектр и улучшить качество оказания услуг в области культуры, ускорить внедрение инновационных методов работы;
  • -модернизации системы повышения квалификации специалистов, в том числе путем внесения изменений в соответствующие нормативные правовые акты и разработки стандартов требований к персоналу.

В целях создания условий для эффективной деятельности бюджетных организаций необходимо осуществить комплекс мер, направленных на обеспечение адаптации учреждений культуры к рыночным условиям, включая: совершенствование стратегического планирования; преобразование учреждений культуры в новые организационно-правовые формы; разработку механизмов государственно-частного партнерства и защиты авторских и смежных прав; развитие системы саморегулирования и меценатства.

Основным источником информации об уровне образования населения является перепись. Программа переписи предусматривает получение сведений об уровне образования каждого человека, а также о типах учебных заведений, в которых он учится или закончил.

Значительное внимание уделяется изучению подготовки и повышению квалификации занятого населения. Такое изучение осуществлялось по данным единовременных учетов как рабочих, так и специалистов со средним специальным и высшим образованием. Сведения об уровне, профиле обучения и профессиональной подготовке включены в программы периодических выборочных опросов незанятого населения, проводимых службами государственной статистики с 1992 г.

Главным источником информации о государственных учреждениях образования остается государственная статистическая отчетность, представляемая раз в год. Программа отчетности содержит: сведения о численности, составе и движении обучающихся, профессиональной подготовке педагогов и продолжительности педагогической работы; данные о материальной обеспеченности и финансовые показатели деятельности учебных заведений. Разнообразные данные собираются в выборочных обследованиях обучающихся, проводимых не только статистическими службами, но и педагогами, медиками, социологами и другими специалистами. Менее распространены исследования уровня жизни учителей школ, мастеров и педагогов профессионально-технических.средних специальных и высших учебных заведений.

С переходом к рынку платных услуг, в том числе в области образования, интенсивно формируется сеть частных учебных заведений, развивается обучение по программам зарубежных университетов, создается система дистанционного обучения. Сбор статистических данных о деятельности частных учебных заведений в форме регулярной отчетности затруднен, Для изучения их деятельности целесообразно проведение специальных обследований. При подготовке такой работы должен быть учтен опыт организации переписи учебных заведений в России в 1889,1911 и 1927 гг. ("школьных переписей").

Образовательный потенциал общества - накопленный поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования.

В процессе разработки программы переписи определяются критерии образованности (грамотности). Исходя из программы переписи создается методика построения обобщающих показателей образования населения в целом и отдельных социально-демографических групп, изучения их дифференциации и динамики.

В современных условиях стали актуальными проблемы:

Доступности образования для населения с разным уровнем платежеспособности;

Выявления приоритетов в развитии системы обучения;

Выработки понятия и методики измерения качества образования.

Считать ли грамотным человека, который может лишь читать, либо того, кто умеет писать и считать. В результате были выработаны критерии грамотности (неграмотности), которые использовались при проведении переписи населения России в 1926 г. В ней умеющими читать считались лица, разбирающие печатные слова хотя бы по слогам; умеющими писать - те, кто мог подписываться. “Неграмотный” - так фиксировался лишь не умеющий ни читать, ни писать.

Согласованное на международном уровне определение грамотности (неграмотности) взрослого населения было предложено экспертами ЮНЕСКО: грамотными считаются лица, которые могут с пониманием как прочитать, так и написать короткий простой текст, касающийся их повседневной жизни1.

Для стран, достигших всеобщей грамотности, актуальным становится изучение функциональной неграмотности среди взрослого населения. В развитых странах с середины 90-х гг. ОЭСР проводится международный обзор функциональной грамотности взрослого населения. В ходе исследования оценка грамотности как определенного навыка, умения понимать и использовать печатную информацию в повседневной жизни проводилась по трем направлениям: литературная, документальная и счетная грамотность.

В России до сих пор не определено содержание таких понятий, как компьютерная грамотность, основное (базовое) и среднее образование. Последние понятия отождествляются формально с числом законченных классов, а не с освоением знаний и развитием интеллекта личности.

При проведении переписи населения фиксируется уровень образования каждого респондента, учитывается тип учебного заведения, в котором обучается опрашиваемый. Уровень образования в российских переписях отождествляется с окончанием определенных типов учебных заведений: общеобразовательных школ (по числу законченных классов), начальных профессиональных, средних профессиональных и высших учебных заведений (классифицируется по ступеням обучения). Основными чертами этой сети учебных заведений служат обучение по совместным программам, последовательная преемственность в образовании, выдача выпускникам документа государственного образца об окончании образовательного учреждения.

В программе предстоящей в России в 2002 г. переписи уровень образования фиксируется для лиц в возрасте 6 лет и старше и выделяется образование: начальное общее (3 - 4 класса школы); основное общее (5 - 9 классов); среднее (полное) общее (11 классов); начальное профессиональное; среднее профессиональное; незаконченное высшее (3 курса); неполное высшее (4 курса) и высшее профессиональное. Для детей, не имеющих начального общего образования, указывается: умеют ли они читать и писать, а для респондентов старше 15 лет - наличие или отсутствие начального профессионального образования. При затруднении в определении изучаемой характеристики выясняется название учебного заведения и количество курсов (классов), которые закончил опрашиваемый, с указанием года окончания обучения.

При такой программе обследования недоучтенным оказывается уровень образования, который классифицируется (окончание аспирантуры, докторантуры) и не классифицируется (курсы, факультеты повышения квалификации и др.) по ступеням обучения. Практически не фиксируется в переписи профиль (направление) обучения: последовательность повышения однопрофильного образования и наличие разнопрофильных уровней подготовки.

Для лиц, находящихся в процессе обучения, в программе переписи фиксируется тип учебного заведения, для дошкольников указывается посещение (непосещение) дошкольных учреждений.

На основе материалов переписи формируются два вида обобщающих показателей. К первому виду относятся показатели состояния, которые характеризуют удельный вес населения, имеющего определенный уровень образования, и продолжительность обучения, Наиболее распространенными показателями здесь являются:

Процент грамотных среди населения в возрасте 15 лет и старше

Уровень грамотности среди взрослых;

Число лиц, имеющих высшее, неполное и незаконченное высшее, среднее специальное и среднее (полное и неполное) образование на 1000 населения в возрасте 1 5 лет и старше (или на 1000 занятого населения);

Число лиц с высшим образованием на 1000 человек в возрасте 15 лет и старше";

Средний уровень образования в годах обучения; при этом

наличие начального образования приравнивается 4 годам,


1.4. РОСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И КУЛЬТУРНОГО УРОВНЯ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА

Качество жизни и жизненный потенциал населения во многом определяются уровнем образования и культуры жителей города, их мировоззренческой ориентацией и духовным развитием, имеющейся возможностью систематически получать и использовать необходимую информацию. Эти факторы определяют степень включенности городского сообщества в региональные , национальные и мировые общечеловеческие процессы прогрессивного развития. Образование, в процессе которого обретаются знания, отвечающие современным потребностям, общая культура и наиболее распространенные среди жителей нравственные установки, информационный потенциал территории служат критериями качества духовной и интеллектуальной жизни в городе. Поэтому формирование перспективной системы образования и воспитания в городе, культурная и информационная политика являются важнейшими приоритетами в общей стратегии устойчивого развития Новосибирска .

Образовательный и культурный уровень населения города определяется степенью интеллектуального, духовного и эстетического развития городского сообщества, накопленными в памяти поколений знаниями и жизненными навыками, полученными благодаря как системе образования, так и собственному опыту населения, укладам его жизнедеятельности и условиям жизни. В интегральной памяти населения формируется своеобразный информационно-культурный код, которым как бы «записываются этические нормы, правила жизни в городе Новосибирске». Этот код формирует и производит черты культуры жителей города.

Развитие как государственного образовательного комплекса, включающего школьно-дошколь­ную систему общего образования и системы профессионального обучения рабочих, подготовки специалистов со средним и высшим образованием, так и возникших в последнее несколько лет частных образовательных учреждений идет в Новосибирске прогрессивно. Однако, изменение социально-экономических условий в стране, изменения образовательной политики государства требуют адаптации и определенной модернизации образовательной системы города.

Главный стратегический ресурс в устойчивом развитии города – дети, подростки, молодежь. Будущее города может быть обеспечено только через их воспитание и образование. Причем, самым динамичным сегментом образовательного комплекса являются дошкольная и школьная системы. Они наиболее уязвимы и чувствительны ко всем социально-психологическим, экономическим и экологическим факторам, а потому более всего требуют своевременных и достаточных инвестиций, постоянного внимания и грамотного управления происходящими в них процессами.

Индикаторы образовательного и культурного уровня новосибирцев


Показатели

Значе­ние в 2000 г.

Ожидаемые значения в годы:

2005

2010

2015

2020

Уровень образования населения в возрасте от 15 лет и старше (на 1000 жителей):

высшее

225*

~225

~230

~240

~250

незаконченное высшее

23*

~23

~23

~24

~24

среднее специальное

315*

~300

~286

~272

~260

среднее общее

273*

~271

~269

~267

~265

неполное среднее

141*

~138

~136

~133

~130

начальное и ниже

23*

~22

~20

~15

~10

Численность учащихся (на 10 000 жителей)

в общеобразовательных школах

1277

1220÷1250

1170÷1230

1125÷1205

1080÷1180

в профессиональных училищах

228

227÷230

221÷228

212÷223

198÷215

в средних специальных учебных заведениях

266

265÷268

263÷270

261÷273

262÷278

в высших учебных заведениях

994

1025÷1035

1050÷1065

1065÷1090

1065÷1100

Численность творческих работников**
(на 10 000 жителей)

104

103÷105

102÷105

101÷106

100÷106

Кол-во пользователей систем передачи данных и телематических служб, тыс. чел.

~13

~250

~500

~670

~750

* по микропереписи 1994 года, после опубликования данных переписи 2002 года эти данные будут уточнены.

** К творческим работникам относятся деятели культуры и искусства, ученые разных специальностей, проектировщики, программисты, аналитики, проповедники, журналисты, лидеры политических партий и движений, эффективные управленцы и руководители организаций .

Пути обеспечения роста культурно-образовательного уровня населения

1.4.1. Воспитание у жителей города стремлений к интеллектуальному развитию


и освоению достижений отечественной и мировой культуры

Концепция устойчивого развития подразумевает, что образование и интеллектуальный рост населения должны существенно повысить способности каждого человека к самообеспечению, расширению доступа к новым технологиям и культурным ценностям. Установка на устойчивое развитие выдвигает жесткие требования как к самой системе образования, так и к получаемым знаниям. В результате каждый образованный человек должен уметь ответить на фундаментальные вопросы об устройстве общественного и материального бытия, формах экономической и производственно-технической деятельности, позволяющих установить необходимый баланс между обществом и природой и удовлетворять свои потребности, сохраняя заботу о будущих поколениях. Существующая система образования лишь частично способствует гармоничному развитию личности в направлении идеологии устойчивого развития, только отчасти вырабатывает у учащихся стремления к интеллектуальному росту и освоению достижений культуры, созданных человеческой цивилизацией. Поэтому важной стратегической задачей городского сообщества является модернизация этой системы, позволяющей создать условия для физического, духовного, нравственного и интеллектуального развития в ней творческой, эмоционально благополучной, компетентной и ответственной личности с развитым гражданским сознанием и созидательным потенциалом .

Сложности в решении такой задачи не только внутрисистемные, они обусловлены и влиянием на образовательный процесс, помимо учебных воздействий в школьно-дошкольной системе, множества других институтов и факторов, например, семьи, телевидения, Интернета, улицы и других спонтанных, стихийных механизмов воспитания и образования. Большой ряд этих механизмов, особенно институт нормальной семьи, способствуют процессу социализации молодежи, другие – нередко воспитывают асоциальные установки у отдельных людей, вплоть до экстремальных и криминальных.

Основной путь воспитания у населения, прежде всего у детей, подростков и молодежи, стремлений к интеллектуальному развитию и освоению достижений отечественной и мировой культуры, это – формирование единого и доступного каждому новосибирцу образовательного пространства города , обеспеченного технологическими, материально-техническими и финансовыми ресурсами, создающего горожанам условия для получения современного образования в соответствии с их потребностями.

1.4.2. Создание условий для получения требуемого общего и специального образования

поддерживать и развивать ставшие традиционными в Новосибирске Международный конкурс юных скрипачей, Рождественский фестиваль, Сибирский ежегодный смотр-конкурс в области градостроительства, архитектуры и дизайна «Золотая капитель», конкурс юных писателей и поэтов на премию имени выдающихся литераторов Сибири ;

всячески поддерживать и пропагандировать уникальные творческие коллективы Новосибирска: театры, оркестры, хоры, ансамбли и т.п.
1.5. ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ГОРОДСКОМ СООБЩЕСТВЕ

Новосибирск отличается относительной устойчивостью социальных процессов в городском сообществе. Несмотря на недовольство низким уровнем жизни, социальным неравенством, ростом цен и тарифов большой части населения, главным образом той, что живет за чертой бедности, серьезных социальных конфликтов в городе не происходит. Это можно объяснить особенностями новосибирского городского сообщества, его культурными традициями, привычкой к дисциплине, выработанной в период, когда Новосибирск имел статус закрытого города, умелой гибкой политикой формальных и неформальных лидеров городского сообщества.

Однако, в последние годы влияние различных дестабилизирующих факторов, способных постепенно расшатать социальное равновесие, сложившееся в городе, постепенно усиливается. Прежде всего, происходит утрата многими людьми идеологических и духовных жизненных ориентиров, у значительных контингентов бедных и малообеспеченных граждан обостряется чувство социальной неустроенности и незащищенности, постепенно растут настроения отчаяния и ощущения угрозы стабильному существованию, падает авторитет власти и закона, вера в способность властных структур улучшить ситуацию и реализовать возможности позитивных изменений. Этим настроениям способствует и широкая пропаганда телевидением, прессой, кино, литературой культа жестокости и силы. В обществе зреет социальное напряжение, которое, в случае появления экстремальных лидеров, может вылиться в серьезное
противостояние и эксцессы. Симптоматичны в этой связи появления в городе отдельных случаев социального, главным образом, молодежного экстремизма и вандализма.

Таким образом, повышение стабильности социальных процессов в городском сообществе является одной из самых приоритетных стратегических целей при переходе к устойчивому развитию города. Этому должны способствовать оптимизация структуры доходов у разных групп населения, снижение преступности, снижение социального напряжения в городе.

Индикаторы социальной устойчивости городского сообщества


Показатели

Значе­ние в 2000 г.

Ожидаемые значения в годы:

2005

2010

2015

2020

Децильный коэффициент фондов*, раз

10,7

8,5÷9,2

7,1÷8,3

6,2÷7,8

5,7÷7,3

Число зарегистрированных преступлений на 100000 жителей

2638

2440÷2530

2260÷2440

2080÷2350

1900÷2260

Доля преступлений несовершеннолетних, %

6,6

6,4÷6,5

6,3÷6,5

6,2÷6,4

6,0÷6,4

Уровень смертности от неестественных причин, промилле

2,5

2,3÷2,4

Использование школьной инфраструктуры для повышения образовательного уровня всех членов общества - важный путь получения отдачи от инвестиций в высокие технологии (и обеспечения скорейшего их возврата). Один из видов такого образования - приобретение базовых навыков работы с компьютером, которые могут быть использованы на любом рабочем месте. Другой, также очень важный для тех, кто ищет работу, - освоение информационной технологии как таковой. В большинстве стран вакантно каждое десятое рабочее место в сфере ИТ; в предстоящие несколько лет Соединенным Штатам потребуется полмиллиона обученных профессионалов этого направления и еще столько же - Европе. А в таких стремительно развивающихся регионах, как Индия и Латинская Америка, доля незанятых вакансий может оказаться даже еще выше.

Поскольку процветание района Ридинга целиком основано на высоких технологиях и поскольку традиционные источники финансирования школ едва ли будут в состоянии дать достаточно средств для осуществления планов руководства школы Хайдаун, оно рассчитывает на совместное участие государственного и частного секторов в оплате необходимой инфраструктуры. Для коммерческих предприятий это станет частью «инвестиционного цикла», предполагающего вложение средств в школы сегодня и получение более квалифицированных работников в будущем.

Кроме того, создаваемая сеть будет открыта для использования всеми членами общества (с целью постоянного повышения их образовательного уровня), и школа надеется также и на этот источник пополнения своих средств. Взрослые жители округа смогут обновлять свои технические знания не только в стенах учебных заведений Ридинга, которые открыты по вечерам и выходным специально для этой цели, но и из дома, по сети. Плата, взимаемая за такие услуги, идет на сопровождение и расширение школьной инфраструктуры ИТ.

Многие учебные заведения по всему миру стремительно вводят в учебный процесс все больше элементов подготовки к жизни в информационном веке. В Израиле создана общенациональная образовательная сеть, которую учащиеся и студенты могут использовать для доступа к источникам знаний и для работы с электронной почтой как из школы, так и из дома. Наличие компьютерной коммуникационной инфраструктуры выводит на новый качественный уровень взаимодействие учителей и родителей. В Коста-Рике каждый учащийся государственной средней школы обеспечен доступом к Интернету и к электронной почте. А ученики средней школы в городе Иссакуа (шт. Вашингтон) сами спланировали, построили и эксплуатируют окружную сеть с 2 тысячами ПК, используемыми для преподавания наиболее сложных в теоретическом плане предметов. Школы штата Кентукки тоже привлекают учащихся к обслуживанию своей сети, охватывающей все 176 образовательных округов и имеющей выходы на сеть правительства штата и на многие - а в перспективе и все - сети местных коммерческих предприятий и высших учебных заведений.

Демографические изменения и экономика
Статья вторая

Над темой номера работали

Анатолий
ВИШНЕВСКИЙ

Михаил
ДЕНИСЕНКО

Никита
МКРТЧЯН

Елена
ТЮРЮКАНОВА

Рынок образовательных услуг на волнах демографических изменений

Демографические изменения определяют численность главных потребителей образовательных услуг – детей и молодежи. На протяжении последних десятилетий численность этих групп испытывала значительные колебания, которые происходили на общем фоне тенденции к сокращению численности населения. Такая волнообразная динамика, сохранится и в будущем (рис. 18). Самые малочисленные в послевоенной истории России поколения появились на свет в период демографического спада 1990-х годов. Переход этих поколений из одной фазы жизненного цикла в другую во многом предопределит развитие системы образования в ближайшие пятнадцать лет.

Рисунок 18. Динамика основных образовательных контингентов, 1980-2031, тысяч человек

Дошкольники. Численность контингента дошкольников сократилась по сравнению с 1989 годом практически в два раза – с 16,8 млн. до 9,1 млн. детей, достигнув своего минимума в 2003 году. Увеличение числа рождений в начале 2000-х годов повлекло за собой и рост числа детей дошкольного возраста. Дальнейшие перспективы изменения их числа определяются главным образом, тенденциями рождаемости, хотя на нем будут сказываться также особенности динамики количества потенциальных матерей. Рост числа детей происходит на фоне огромного неудовлетворенного спроса на услуги дошкольных учреждений, и, судя по всему, такая ситуация вряд ли изменится в ближайшем будущем. По данным Росстата, в начале 2009 года 1,7 миллиона детей нуждались в устройстве в дошкольные образовательные учреждения.

Среднее образование . Среднее образование в России стало практически всеобщим. После 9 класса в общеобразовательной школе и профессиональных учебных заведениях разного типа учится более 90% детей. С начала 1970-х годов численность школьников достигла максимальной величины – 26,2 млн. детей - в 1996 году, когда обучением были охвачены сравнительно многочисленные поколения 1980-х годов рождения. Но сейчас система среднего образования переживает нелегкие времена. В 2011 году контингент потребителей ее услуг сократится до исторического минимума – 14,9 млн. Ожидаемый в перспективе рост будет достаточно умеренным (на 2-3 миллиона человек к 2025 году). Столь значительное сокращение числа лиц в школьных возрастах влияет не только на систему образования, но и на всю общественную и экономическую системы страны, поскольку ведет к перераспределению ресурсов между институтами, обслуживающими те или иные возрастные группы населения. Система подушевого финансирования школ предполагает конкуренцию между ними за учеников. Но более сильной эта конкуренция будет на следующей ступени обучения - между вузами.

Динамика числа лиц в возрасте от 18 до 24 лет непосредственно влияет на развитие системы вузов и ссузов страны. Охват обучением на третьей ступени образования за постсоветский период заметно увеличился и достиг высокого по мировым стандартам уровня. В 2009 году только на очных и вечерних отделениях вузов и ссузов училось более 35% молодежи против 25% в 1990 году. Однако, демографические тенденции вносят существенные коррективы в судьбы средних специальных и высших учебных заведений. С конца 1980-х годов численность их контингента устойчиво увеличивалась до 2007 года (17,6 млн. человек). Однако, в ближайшие десять лет последует его резкое сокращении до 9,2 млн. Сейчас идет процесс быстрой убыли потенциальных абитуриентов. Если в начале 2000-х годов их ежегодно насчитывалось порядка 2,5 млн., то к 2017 году их станет меньше в 2 раза - 1,2 млн. Многие учебные заведения, прежде всего негосударственные платные, могут остаться без необходимого минимума учащихся.

Конкуренция за молодежь: армия, вузы и рынок труда. Наступающее десятилетие можно охарактеризовать как период открывающихся возможностей для молодежи - малочисленных поколений, родившихся в 1990-х годах, а с другой – как период усиливающейся конкуренции за молодежь между учебными заведениями, рынком труда и армией. Для учебных заведений жизненно необходимо набрать студентов, при этом высшие учебные заведения получат определенные преимущества перед средними, снижая планку вступительных требований. В условиях сокращающегося предложения рабочей силы неудовлетворенный спрос повлечет за собой рост заработной платы, в том числе для профессий, не требующих высокой квалификации.

В планах Правительства России намечено дальнейшее сокращение армии - до 1 млн. человек в 2012 году. Ежегодное число призывников вряд ли опуститься заметно ниже отметки в 500 тысяч. В 2009 году на военную службу отправилось около 580 тысяч призывников. На дневное обучение в вузы, где предоставляется отсрочка от армии, было принято порядка 730 тысяч человек, из которых примерно половина (около 350 тысяч) – юноши. По прогнозным оценкам, в 2017 году юношей, окончивших школу, будет насчитываться всего лишь 650 тысяч. С учетом вышеприведенных цифр, а также стоящих задач по модернизации экономики, становится очевидной неизбежность реформирования как системы образования (в сторону сокращения приема студентов и повышения качества их обучения), так и российской армии (в пользу развития набора по контракту). На рынке труда, в свою очередь, должны распространяться гибкие формы занятости, соответствующие трудовым возможностям учащейся молодежи.

Уровень образования. Распространение охвата обучением в системе среднего профессионального и высшего образования в 1990-х годах отразилось в заметном повышении образовательного уровня населения России (табл. 11, рис. 19). В 2007 году по доле лиц в возрасте от 25 до 65 лет с уровнем образования третьей ступени Россия была одним из мировых лидеров (54%). 20% из них имели высшее образование. По последнему показателю Россия заметно уступала только США (30%), Израилю (27%), Норвегии (31%), Нидерландам (28%), Новой Зеландии, Дании и Канаде (по 25%).

Таблица 11. Состав населения Российской Федерации по уровню образования (%)

Группы по уровню образования

По данным переписей населения*

По данным ОНПЗ*

Прогноз ИДЕМ

Неполное высшее

Среднее профессиональное

Начальное профессиональное

Среднее общее

Основное общее

Начальное общее

Не имеют начального

Примечание . Переписи населения - лица в возрасте от 15 лет и старше; ОНПЗ – обследование населения по проблемам занятости: лица в возрасте от 15 до 72 лет

Рисунок 19. Состав населения Российской Федерации по уровню образования, %

Примечание . Переписи населения - лица в возрасте от 15 лет и старше; ОНПЗ – обследование населения по проблемам занятости: лица в возрасте от 15 до 72 лет

Уровень образования занятого населения еще выше (табл. 12, рис. 20). Более 70% имеют высшее или профессиональное образование, в том числе 26% - высшее. Обращает на себя внимание тот факт, что лица, имеющие основное среднее или начальное общее образование сосредоточены в группе экономически неактивного населения. Все это говорит о происходящем вымывании из российской экономики работников с невысоким уровнем образования и объясняет природу дефицита неквалифицированой рабочей силы на российском рынке труда . Значительную часть этого дефицита в последние годы покрывает приток работников из стран СНГ.

Таблица 12. Уровень образования и статус экономической активности населения России, 2008 год, %

Статус активности

Выс-шее

Непол-ное высшее

Среднее проф.

Началь-ное проф.

Сред-нее общее

Основ-ное общее

Не имеют основ-ного общего

Итого

Уровень образования по статусу экономической активности (%)

Экономически активные

Безработные

Неактивные

Экономически активные

Безработные

Неактивные

Рисунок 20. Уровень образования и статус экономической активности населения России, 2008 год, %

Рассчитано по ОНПЗ для лиц в возрасте от 15 до 72 лет.

Опираясь на тенденции изменения количества учащихся на разных ступенях обучения, изменения уровня образования отдельных возрастно-половых групп, с учетом перспективной трансформации возрастно-половой структуры, в ИДЕМ ГУ-ВШЭ выполнен прогноз изменения численности образовательных групп населения России (рис. 21). Главный результат прогноза (средний вариант) состоит в том, что, что при сложившемся спросе на высшее образование, доля лиц, закончивших вузы, превысит после 2020 года 30%. Число экономически активных лиц с высшим образованием может стабилизироваться и даже чуть увеличиться в условиях заметного сокращения населения в трудоспособных возрастах. Это произойдет, в первую очередь, за счет уменьшения числа лиц со средним и начальным профессиональным, а также полным средним образованием. Доля лиц с уровнем образования ниже среднего как в экономически активном, так и во всем населении будет незначительной.

Существующий в настоящее время дефицит рабочей силы низкой квалификации в ближайшие годы распространится и на работников средней квалификации. В данном случае недостающую рабочую силу придется «импортировать из-за рубежа», все активнее привлекая мигрантов, либо резко повышать оплату за подобный труд, делая его минимально привлекательным для лиц со сравнительно высоким образованием.

Рисунок 21. Прогноз изменения численности образовательных групп населения России, млн. человек

Таким образом, экономика, в определенном смысле, становится заложником деформаций, возникающих на рынке образовательных услуг, где предложение намного превышает спрос. Стремление к загрузке имеющихся мощностей системы образования высоких уровней приводит к искусственному поддерживанию спроса за счет снижения требований к образованию, в силу чего возникает его инфляция, развивающаяся наряду с дефицитом труда относительно более низкой квалификации. Проигрывают все.

OECD at a Glance 2009: OECD Indicators. Paris, 2009.
Капелюшников Р.И. Записка об отечественном человеческом капитале. Препринт WP3/2008/01/ Серия WP3. ГУ-ВШЭ.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...