Виды пдв. Проект нормативов ПДВ (Проект предельно-допустимых выбросов)

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012) нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Одним из видов нормативов допустимого воздействия, устанавливаемых для природопользователей, являются нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ).

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 25.06.2012; далее — Федеральный закон № 96-ФЗ) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее — выброс) стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Следует учесть, что утверждение нормативов ПДВ и выдача разрешений на выбросы — это две разные административные процедуры, требующие временных затрат .

Согласно п. 10 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденного Приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650 (далее — Административный регламент), для того чтобы получить разрешение на выбросы в территориальном органе Росприроднадзора, к заявлению необходимо приложить в том числе утвержденные в установленном порядке и действующие нормативы ПДВ и временно согласованных выбросов (ВСВ) для каждого конкретного стационарного источника выбросов и хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что если предприятие имеет стационарные (организованные и неорганизованные) источники выбросов, оно обязано получить разрешение на выброс. А получить это разрешение предприятие может только на основании утвержденных нормативов ПДВ.

Обязанности юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов, перечислены в ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ. Одной из таких обязанностей является обеспечение проведения инвентаризации выбросов и разработка ПДВ.

ПДВ устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов и их совокупности (организации в целом).

Согласно п. 4 ст. 12 Федерального закона № 96-ФЗ в случае невозможности соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов, ПДВ территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды могут устанавливать для таких источников ВСВ по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.

Наш словарь. Предельно допустимый выброс (ПДВ) — норматив предельно допустимого выброса, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.

Временно согласованный выброс (ВСВ) — временный лимит выброса, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса.

Следовательно, для того, чтобы выяснить, обязано ли предприятие исполнять обязанности, установленные ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ, необходимо определить, имеются ли на предприятии источники выбросов, являющиеся стационарными объектами негативного воздействия.

В пунктах 3, 4 Порядка ведения территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (приложение к Приказу Ростехнадзора от 24.11.2005 № 867) даны следующие определения стационарного и передвижных объектов негативного воздействия:

  • стационарный объект негативного воздействия — объект, от которого осуществляется выброс (сброс) в окружающую среду загрязняющих веществ, прочно связанный с землей, т.е. объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, объект размещения отходов производства и потребления, а также взрыв;
  • передвижные объекты негативного воздействия — транспортные средства, воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания, оборудованные двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе.

На сегодняшний день государственный учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов, и количества и состава выбросов (далее — государственный учет) осуществляет Росприроднадзор в соответствии с Порядком государственного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также количества и состава выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденным Приказом Минприроды России от 26.10.2011 № 863 (далее — Порядок учета). Следует отметить, что в Порядке учета нет определений передвижного и стационарного источников выбросов.

В то же время в подп. «б» п. 7 Порядка учета перечислены сведения (данные) об источниках выбросов, которые необходимо указать при постановке на государственный учет. Так, при представлении сведений о передвижном источнике выбросов необходимо указать:

  • тип передвижного источника выбросов (авиационный транспорт, водный транспорт, железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт);
  • регистрационный номер передвижного источника;
  • экологический класс транспортного средства;
  • вид и расход топлива (по видам) передвижным источником (авиационный транспорт, водный транспорт, железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт).

Таким образом, основным критерием для определения передвижного объекта на сегодняшний день является работа на определенном виде топлива, а расчет платы за выбросы передвижных объектов производится по объему использованного топлива. К передвижным источникам выбросов относятся различные транспортные средства. Мобильные установки, используемые на территории предприятия, в основном относят к стационарным источникам выбросов.

После определения наличия на территории предприятия эксплуатируемых стационарных источников выбросов необходимо выяснить, подлежат ли эти источники государственному учету и нормированию.

Приказом Минприроды России от 31.12.2010 № 579 утверждены Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию (далее — Порядок) и Перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию (далее — Перечень).

К источникам выбросов, подлежащим государственному учету и нормированию , относятся источники выбросов, из которых в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, подлежащие государственному учету и нормированию. В свою очередь, государственному учету и нормированию подлежат вредные (загрязняющие) вещества, указанные в Перечне, а также не включенные в Перечень вредные (загрязняющие) вещества, соответствующие одному из критериев:

  • показатель опасности выбросов, установленный в соответствии с приложением 1 к Порядку, больше или равен 0,1;
  • приземные концентрации выбросов превышают 5 % от гигиенического (экологического) норматива качества атмосферного воздуха.

Итак, если в выбросах от стационарных источников предприятия присутствуют вещества, указанные в Перечне или соответствующие одному из вышеуказанных критериев, т.е. подлежащие государственному учету и нормированию, то в этом случае необходимы разработка проекта ПДВ, утверждение нормативов ПДВ (ВСВ) и получение разрешения на выбросы.

В рамках данной статьи не будет рассматриваться вопрос разработки проекта ПДВ. Не менее интересен вопрос о действиях предприятия после разработки данного проекта.

После того как проект ПДВ разработан, его необходимо согласовать, установить нормативы ПДВ (ВСВ), получить разрешение на выбросы. Предприятие должно иметь представление о том, в какие сроки могут вылиться согласования и на основании чего предприятию могут отказать.

На сегодняшний день нормативными правовыми актами не регламентирован порядок установления нормативов ПДВ . Таким образом, срок утверждения и основания для отказа в утверждении проекта ПДВ также не установлены.

В соответствии с п. 6 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 (в ред. от 04.09.2012), предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Росприроднадзора (за исключением радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.

Согласно п. 6 Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 (в ред. от 12.08.2010), срок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз по заявлению гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица определяется в зависимости от вида и объема исследований конкретного вида продукции, вида деятельности, работ, услуг и не может превышать двух месяцев .

Далее на основании экспертного заключения территориальный орган Роспотребнадзора выдает санитарно-эпидемиологическое заключение. Срок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения также не регламентирован. Следовательно, согласно Типовому регламенту внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 № 452 (в ред. от 27.12.2012), срок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения — 30 дней.

Нормативы ПДВ и ВСВ устанавливаются территориальными органами Росприроднадзора (за исключением радиоактивных веществ) для конкретного стационарного источника выбросов и их совокупности (организации в целом).

Согласно п. 8.13 Регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 29.06.2007 № 191 (в ред. от 15.10.2009), ответ заявителю направляется руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Росприроднадзора в течение 30 дней с даты регистрации обращения в Росприроднадзоре, если в поручении не установлен иной срок. При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен руководителем территориального органа Росприроднадзора, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

Таким образом, по общему регламенту обращения по вопросам, касающимся деятельности Росприроднадзора, срок утверждения нормативов ПДВ — 30 дней (может быть продлен руководителем Росприроднадзора на 30 дней).

На заметку. Проект ПДВ разрабатывается в соответствии с Методикой расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86) (утв. Госкомгидрометом СССР 04.08.1986 № 192), ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями», Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия (утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987) и другими нормативно-правовыми и методическими документами.

Поскольку законодательством не установлены основания для отказа в утверждении проекта ПДВ, значит если проект ПДВ выполнен в соответствии с требованиями перечисленных выше документов и получил санитарно-эпидемиологическое заключение, то отказ в установлении ПДВ неправомерен.

После получения санитарно-эпидемиологического заключения на проект ПДВ, утверждения нормативов ПДВ (ВСВ) предприятие обращается в территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для получения разрешения на выбросы.

В соответствии с Административным регламентом территориальный орган Росприроднадзора принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на выбросы в срок, не превышающий 30 рабочих дней.

Основанием для отказа в выдаче разрешений на выбросы является наличие в составе материалов заявителя искаженных сведений или недостоверной информации. Иных оснований для отказа в выдаче разрешений на выбросы не установлено.

В заключение отвечаю на вопрос, который природопользователи задают чаще всего: «А что нам грозит, если мы не будем разрабатывать проект ПДВ и не получим разрешение на выбросы?» При отсутствии разрешений выбросы могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. К тому же согласно ст. 31 Федерального закона № 96-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, согласно ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа :

  • на граждан — от 2000 до 2500 руб.;
  • на должностных лиц — от 4000 до 5000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 4000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Е.Н. Колчина, эколог-эксперт ГК «Браво Софт»

Для регулирования качества всей окружающей среды возможен только один путь - введение ПДВ (предельно допустимый выброс) для источников загрязнения и строгий контроль за выполнением этих норм. Согласно ПДВ установлены условия, при которых содержание в приземном воздушном слое загрязняющих веществ от совокупности источников не должно быть выше нормативов качества, которые нужны для населения, а также флоры и фауны данной местности.

Установка ПДВ и контроль

Конкретно для каждого источника, способного загрязнить атмосферу, устанавливается предельно допустимый выброс. Условие таково, чтобы выброс загрязняющего вещества с учётом рассеивания и взаимодействий с другими компонентами не создавал концентраций, влияющих на качество воздуха и превышающих установленную норму. Это касается и отдельных предприятий, и всей совокупности источников, загрязняющих воздух населённого пункта. К тому же обязательно учитываются все перспективы развития предприятий.

России разветвлена, чтобы обеспечивать государственный контроль над всеми загрязнениями, оценивать качество атмосферного воздуха и управлять процессами его очистки путём установления нормы ПДВ. Какие бывают предельно допустимые выбросы? Об этом мы говорим в статье.

Документы

В нашей стране сегодня работает нормативный документ - в атмосфере вредных веществ для населённых мест", в котором перечислены 628 вредных веществ, максимальные, разовые и среднесуточние значения ПДК, класс опасности каждого вещества, лимит показателя вредности. Также есть запретительный раздел для выброса веществ "Б" из-за их чрезвычайной биологической активности. Таких запрещённых веществ тридцать восемь.

При повышенной температуре предельно допустимый выброс вредных веществ в атмосферу из одиночного источника, обеспечиваемый концентрацией в приземном воздухе, но который не превышает ПДК, рассчитывается по специальным формулам. Регулирует качество окружающей среды и находится под контролем ПДВ, являющемся технормой, которая научно обоснована. Предельно допустимые выбросы (ПДВ) вредных веществ в атмосферу из промышленных источников определяются на основе установления и изучения их различных параметров, а также свойств вредных веществ, которые выбрасываются в атмосферу, и атмосферных условий данного момента.

Расчёт допустимых концентраций

Чтобы осуществлять предупредительный санитарный надзор и своевременно предъявлять обоснованные требования ко всем оздоровительным мероприятиям, чтобы точно определять предельно допустимые выбросы (ПДВ), относящиеся к промышленным предприятиям, используются специальные данные расчёта концентраций посторонних веществ атмосфере.

Установлена нормативная величина, чтобы обеспечить охрану воздушной среды от выбрасываемых в атмосферу экологически вредных веществ - это предельно допустимый выброс: объём загрязняющего вещества за единицу времени (каждого отдельного источника загрязнения). Превышение этой нормативной величины и есть превышение ПДК в среде, которая окружает источник загрязнения, что ведёт к самым неблагоприятным последствиям и для окружающей местности, и для здоровья населения, там проживающего.

Законодательство

В томе "Охрана атмосферы" оформляются результаты работы, которую выполняют головные ведомственные организации, там же вносятся предложения по поводу того, каким должен быть предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ), а также ВСВ - временно согласованный выброс - для предприятия. Во "Временной методике нормирования" содержится структура этого тома.

Все промышленно развитые страны имеют природоохранные законодательства, преследующие цели ограничения загрязнений атмосферы и окружающей среды. В России принят Закон "Об охране атмосферного воздуха", где представлены нормативные показатели ПДВ, ПДК и ВСВ (временно согласованные) вредных веществ. Разработка планов мероприятий, охраняющих воздушный бассейн, основываются на результатах измерений.

Затем последние отражаются в статистической отчётности (форма №2-тп - воздух), используются при вычислении нормативов, где отображается предельно допустимый выброс вредных веществ. Это является неотъемлемой частью обеспечения работы производства и гарантирует объективность фискальных санкций - платежей за выбросы. К тому же необходимы достаточные и рациональные инвестиционные затраты, чтобы соблюдать экологические требования в дальнейшем, учитывая социальные и финансовые цели производства.

Действующие мероприятия по охране чистоты атмосферы

Для каждого действующего предприятия разрабатывается проект предельно допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ. Это обуславливает необходимость мероприятий, гарантирующих утилизацию нефтеотходов, проведение экологической паспортизации предприятий, а также комплексные геоэкологические исследования территории нефтедобычи и всех зон воздействия предприятий нефтедобычи.

Когда проектируются новые и реконструируются действующие предприятия, для каждого из них разрабатывается проект предельно допустимых выбросов в атмосферу вредных веществ. Понятие ПДК в этих нормах выражается в среднегодовых допустимых концентрациях (СДК), которые и позволяют обосновать объемы предельно допустимых выбросов радиоактивных изотопов, например, во внешнюю среду.

ПДК в почвах

Предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в почвах весьма трудно установить. Среда почвенного покрова менее подвижна, чем воды поверхности и атмосфера, поэтому аккумуляция химических соединений, поступающих в почву, происходит долго.

По этой причине основной фактор, определяющий ПДВ для предприятия или группы предприятий, касается времени работы, требующегося для накопления выбросов до уровня ПДК. Тем не менее, почва постоянно находится в активном микробиологическом процессе, там протекают физические и химические процессы, которые трансформируют посторонние вещества, поступающие в почву, и глубина и направление здесь не определяются однозначно.

Разный подход

Что касается проекта предельно допустимых выбросов (ПДВ), то с его помощью можно контролировать только организованные выбросы вредных веществ, и составляется он так, чтобы соответствовать данной местности. Деление выбросов на организованные и неорганизованные требует разного подхода к учёту и контролю.

Например, внедрённые новые системы газового обогрева и даже замена уже существующих систем, работающих на горячей воде или паре, тоже экологически небезопасны. Сжигание природного газа даёт оксиды азота и монооксид углерода. Даже на сжигание газообразного топлива повсеместно существуют нормативы предельно допустимых выбросов.

А, например, на химических предприятиях зачастую не удаётся соблюсти концентрацию вредных веществ выброса. Тогда вводится снижение выбросов поэтапно, на каждом обязательно устанавливаются временно согласованные (ВСВ). Число этих выбросов должно соответствовать нормативным показателям, принятым для предприятий с аналогичными мощностями.

Результаты контроля фигурируют в каждом квартальном и годовом отчёте. Кем устанавливаются предельно допустимые выбросы? Есть такая организация - Госкомгидромет, которая и составляет все графики по нормам содержания вредных веществ в выбросах предприятий. 

На страже народного здоровья

Нормальные санитарно-гигиенические условия в производственных помещениях и на всей территории предприятия, а также в населённых пунктах допускают содержание вредных веществ, что не превышает нормативов предельно допустимых выбросов. Для безусловного соблюдения ПДК и делается проект предельно допустимых выбросов для каждого предприятия и каждого вещества.

Существуют Законы РФ: "Охрана окружающей природной среды", "Эпидемиологическое и санитарное благополучие населения" и "Охрана атмосферного воздуха", согласно которым сброс и выброс вредных соединений, захоронение отходов производится только на основе разрешения, которое выдают специальные уполномоченные государственные органы. Разрешение учитывает все нормативы ПДВ и ПДС (выбросов и сбросов), а также множество других условий для бережного отношения к окружающей среде и здоровью человека.

Условия составления проекта

Любое предприятие, имеющее даже единственный источник вредоносных выбросов, должно иметь прект нормативов ПДВ. Если на маленьком заводике есть хоть одна слабо дымящаяся труба, этот документ для функционирования завода обязателен. Природоохранное законодательство РФ регламентирует необходимость разработки такого проекта.

Предельно допустимый выброс пересматривается один раз в 5 лет, и проект действует строго в течение этого времени. Особые условия могут продиктовать более ранний пересмотр ПДВ. Например:

  • экологическая обстановка на территории поменялась;
  • количество источников выбросов изменилось: появились новые или убраны существующие;
  • сменена предприятия и применяемые на нём технологии изменились.

Если не соблюдены установленные нормативы, предприятию придётся оплачивать всё, что превосходит предельно допустимые выбросы. Разработку проекта ПДВ, эту сложную и ответственную задачу, всегда выполняют профессионалы.

Разработка ПДВ

Основополагающие моменты следующие:

  • Все имеющиеся в составе объекта источники вредных выбросов подвергаются инвентаризации. Составляются списки всех источников и выбрасываемых ими загрязняющих веществ.
  • Согласовывается стоимость и сроки выполнения работ. Оформляется договор относительно разработки и согласования ПДВ.
  • Проект ПДВ проходит согласование в государственных инстанциях.
  • Получение предприятием разрешения на предельно допустимые выбросы в атмосферу.

Мероприятие это не только сложное, но и очень ответственное. В случае невыполнения или неправильного выполнения разработки тома ПДВ, предприятие подпадает под строгую административную ответственность: ему грозят высокие штрафы и даже приостановка работы до девяноста дней.

Инвентаризация источников выброса (первый основополагающий момент) преследует следующие цели:

  • выявление и достоверный учёт всех источников загрязнения окружающей среды в зоне расположения предприятия;
  • установление местонахождения источников, объемов и состава выбросов;
  • учёт поступлений вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду.
  1. Аннотация.
  2. Введение.
  3. Сведения о данном предприятии.
  4. Характеристика данного предприятия с точки зрения источника атмосферы.
  5. Произведение расчётов и определение основных нормативов ПДВ.
  6. Список мероприятий по регулированию выбросов, если неблагоприятны.
  7. Установление контроля за исполнением всех нормативов на предприятии.

Необходимая документация для разработки проекта ПДВ:

  • Кратко подаётся информация о производстве, структуре и штатах предприятия, описывается назначение и характеристики всех объектов (как производственных, так и коммерческих подразделений, цехов, участков, бригад, отделов, офисов, сооружений, зданий и так далее).
  • Подробные реквизиты предприятия. Схема-карта предприятия, а также ситуационная схема-карта расположения.
  • Свидетельство о регистрации государством юридического лица.
  • Свидетельство собственности на землю, помещения, здания, сооружения или договор аренды на всё это.
  • Расходная справка о сырье и материалах за год.
  • Список технологического оборудования.
  • Подробное описание всего технологического процесса.
  • Информация о наличии ПГУ (пылегазоочистного оборудования), копия паспорта на ПГУ, на его производительность и так далее.
  • Схема системы вентиляции и кондиционирования с точными данными о диаметрах и высоте труб, марках вентиляторов и их производительности, количество часов их работы в сутки и так далее.
  • Справка относительно транспортных средств, находящихся на балансе данного предприятия, с указанием количества, марки, а также мест их стоянки или хранения, мест их технического обслуживания и ремонта.
  • Квалификационные аттестаты экологического образования ответственных за экологию данного предприятия.
  • Предшествующий проект выбросов вредных веществ (если предприятие не новообразованное).

Расчёт нормативов ПДВ

Для расчёта ПДВ существуют соответствующие общепринятые формулы. Для понимания того, как устанавливаются нормативы ПДВ, нужно знать основные факторы, которые характеризуют рассеивание выбросов:

  • климат и особенности атмосферы;
  • местоположение источников загрязняющих выбросов;
  • ландшафт и его особенности;
  • физико-химические характеристики выбросов;
  • диаметр устьев труб;
  • расстояние устьев труб от земли.

Контроль нормативов

Контроль соблюдения данным предприятием всех нормативов ПДВ - один из самых важных разделов проекта. Этот раздел можно подразделить на две части: контролирование непосредственно источников загрязнений по нормативам ПДВ и контролирование границы с близлежащей жилой зоной.

Составляют проект нормативов ПДВ высококлассные специалисты с опытом работы на предприятиях различного профиля, которые учтут все установленные регламенты и составят все разделы проекта правильно.

Таким образом, производится контроль неблагоприятного воздействия деятельности - хозяйственной или иной - физических и юридических лиц на территории, прилегающие к данному предприятию, а также атмосферу и водные запасы, в том числе и грунтовые. Предельно допустимые нормы выбросов здесь, конечно, не одинаковы, и проект учитывает это.

Контроль за соблюдением и достижением выработанных для проекта нормативов предельно допустимых выбросов может производиться и самим предприятием, имеющим собственный производственных контроль, но чаще всего надёжнее поручить это Департаменту Росприроднадзора, который осуществляет государственный контроль.

Согласование проекта

Согласовывать составленный проект предстоит в Роспотребнадзоре и многих других инстанциях. Этапы этого пути следующие:

  • обязательное получение экспертного заключения на проект ПДВ в соответственных государственных инстанциях;
  • получение санитарного и эпидемиологического заключения в Роспотребнадзоре;
  • экспертиза и согласование в Росприроднадзоре проекта ПДВ.

Таким образом будут соблюдены нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ в почвы, воды и воздух. Каждое предприятие - стационарный источник такого загрязнения. Проект ПДВ будет работать правильно только в том случае, если будут учтены все технические нормы, а также фоновое загрязнение, не будут превышены экологические и не будут допущены критические нагрузки на всю экологическую систему данной территории.

Предельно допустимый выброс – норматив выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленный для предприятия (площадки). Такие нормативы не должны превышать гигиенических и экологических нормативов качества воздуха в приземном слое.

Нормативы ПДВ определяются самим предприятием или сторонней организацией по договору и оформляются в виде проекта нормативов ПДВ.

ФЗ №7-ФЗ Об охране окружающей среды
ФЗ № 96-ФЗ Об охране атмосферного воздуха

Нормативы ПДВ устанавливаются сроком на 7 лет при условии, что на предприятии не происходит существенных изменений производственного (технологического) процесса, появления или ликвидации источников выброса вредных веществ в атмосферный воздух, новых технологий, нового сырья или вида топлива и т.д.

Кому нужен проект нормативов ПДВ?

Все юридические лица, у которых имеются источники загрязнения атмосферного воздуха, обязаны осуществлять инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ и разрабатывать проект ПДВ .

В связи с этим возникает логичный вопрос – что есть источники загрязнения атмосферного воздуха ? Если на балансе содержатся объекты или производятся работы указанные ниже, то вам точно требуется разработка проекта ПДВ :

  1. Котельная или печки (на дровах / газ / мазут / уголь и пр)
  2. Места хранения сыпучих материалов (песок / щебень / уголь и пр)
  3. Гаражи или стоянки автомобилей, дорожной техники, автобусов и прочих
  4. Работа дорожной техники, погрузчиков
  5. Кузница и кузнечные работы
  6. Зарядка аккумуляторов
  7. Наплавка металлов и пайка
  8. Вулканизация
  9. Клеевые работы
  10. ТО транспортных средств
  11. Резервуары/бочки хранения любого топлива, масел, хим. веществ и др. Места наполнения / перелива и пр.
  12. Металлообрабатывающие станки
  13. Деревообрабатывающие станки
  14. Содержание любых животных и птиц
  15. Навозохранилища
  16. Очистные сооружения: приемная камера, здание решеток, песколовки (горизонтальная / вертикальная), первичные отстойники, аэротенки, вторичные отстойники, биологические пруды, илоуплотнитель, резервуары сырого остатка или активного ила, иловая площадка, песковая площадка.
  17. Нефтеловушки, канализационно-насосные станции, хлораторные
  18. Пост покраски или большие объемы покрасочных работ
  19. Прачечная или химчистка, стирка в стиральных машинах
  20. Мойка, обкатка двигателей
  21. Полигон хранения отходов
  22. Сварочный пост / аппарат
  23. Выпечка хлебобулочных изделий
  24. Лаборатория
  25. Ж/д транспорт
  26. АЗС / АГНКС
  27. Генераторы работающие на СУГ, бензине или ДТ
  28. Газовое оборудование с возможностью стравливания
  29. Работа с пластиком (дробление, плавка, литье, любая обработка)
  30. Компрессор
  31. Работа с хим. реагентами

Почти все виды деятельности, для которых устанавливают вытяжки или трубы являются источниками загрязнения воздуха.

Зачем нужен проект нормативов ПДВ?

  1. Чтобы избежать штрафов при проверках органов Роспотребнадзора РФ, Росприроднадзора РФ, контролирующих вопросы экологии, органов субъектов РФ
  2. Используется при формировании экологической отчетности формы 2-ТП (воздух)
  3. Используется при расчете экологических платежей
  4. Используется при постановке на учет существующих объектов негативного воздействия на окружающую среду
  5. Требуются при разработке проекта санитарно-защитной зоны предприятия
  6. Требуется при получении лицензии на деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности
  7. Это важный шаг в сторону повышения эффективности работы предприятия и улучшения экологической обстановки

Что нужно для начала разработки проекта ПДВ?

Определить технологические процессы предприятия (основной и вспомогательные). В соответствии с ними можно определить перечень источников выделения загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Почти любой технологический процесс ведет к выделению вредных веществ в атмосферу!

Определившись с перечнем источников выделения, надо объединить их по источникам выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Важно не путать источники выделения и выбросов! Источники выбросов могут быть:

  1. Стационарные с организованным выбросом в атмосферу через вытяжки, трубы, системы вентиляции (котельные, печи, кузнечные горны, факелы и т.д.)
  2. Стационарные с неорганизованным выбросом в атмосферу через окна, двери, ворота, открытые источник (автостоянки, открытые хранилища сырья, АЗС, парки резервуаров ГСМ, очистные сооружения, технологические процессы без системы вентиляции и на открытом воздухе и т.д.)
  3. Передвижные источники выбросов (транспортный парк предприятия, передвижные сварочные посты, дизель- и бензогенераторы)

Получить актуальный картографический материал. На карте-схеме должно быть хорошо видно размещение территории предприятия и местности, находящейся вокруг него, на которую оказывается негативное влияние - жилая застройка, детские сады, школы, больницы, стадионы, коллективные сады, парки, пляжи и другие места отдыха.

Собрать информацию о количестве технологического оборудования, времени его работы в течении года и смены, количестве затраченных материалов за год и за смену и т.п. Полный список необходимых данных уточняется в зависимости от методик, используемых при расчете выбросов загрязняющих веществ от источников.

Обратите внимание

Важный и сложный момент - это выявить все источники выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух (провести инвентаризацию источников), как минимум те, на которые точно обратят внимание проверяющие органы (чтоб не получать штрафы ).

Второй важный момент - решить требуется ли Вам привлечение аккредитованной лаборатории по проведению исследований промышленных выбросов в атмосферу (так как это требует затрат времени и средств), либо можно использовать утвержденные методики, используемые при расчете выбросов загрязняющих веществ от различных видов производств.


Если вы хотите самостоятельно разработать проект ПДВ , то переходите на инструкцию по ссылке Проект ПДВ - сделай сам .

По всем вопросам, в том числе, если Вам требуется помощь или Вы хотите заказать проект ПДВ пишите нам - наши Контакты .

От деятельности каждой организации вне зависимости от величины образуются отходы производства и потребления. По закону для каждого отхода должны быть разработаны и согласованы паспорта отходов , также предприятие должно разрабатывать ПНООЛР , либо ежегодно сдавать отчетность СМСП (отчетность по отходам для малого и среднего предпринимательства).

Предельно допустимые выбросы (ПДВ)

Предельно допустимый выброс (ПДВ) - это норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха, при условии непревыше- ния данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы и других экологических нормативов.

Проект нормативов предельно допустимых выбросов (проект ПДВ) разрабатывается на основании Федерального закона от

04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в редакции от 09.05.2005 г. № 45-ФЗ), «Методики расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий» ОНД-86, Санитарных норм проектирования промышленных предприятий СН-244, ГОСТ 17.2.3.02-78 и других нормативных правовых и методических документов.

Согласно природоохранному законодательству РФ все юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку проекта предельно допустимых выбросов.

Основной задачей проекта ПДВ является разработка мероприятий по защите атмосферы, обеспечивающих снижение приземных концентраций вредных веществ в жилой зоне до нормируемых величин.

При разработке проекта исходят из того, что суммарная предельная концентрация вредных веществ с учетом фонового загрязнения не должна превышать санитарных норм.

Для разработки проекта определяют источники образования и выделения в атмосферу загрязняющих веществ, номенклатуру загрязняющих веществ и объемы выбросов.

Основными целями разработки проекта ПДВ являются:

  • оценка степени негативного воздействия конкретного предприятия, объекта на атмосферный воздух исходя из действующих критериев качества атмосферного воздуха;
  • разработка мер по снижению этого воздействия и оценка их достаточности;
  • разработка предложений по установлению нормативов предельно допустимых выбросов;
  • разработка плана-графика контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов;
  • разработка мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

При разработке проекта ПДВ фиксируется нормативное количество загрязняющих веществ, которые выбрасываются всеми источниками, определяются предельно допустимые выбросы от всех источников, суммарные приземные концентрации загрязняющих веществ которых не будут превышать ПДК. Для каждого источника устанавливаются величины ПДВ и выполняется расчет рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

В зависимости от полученных результатов в проект включаются предложения, позволяющие снизить количество выбрасываемых загрязняющих веществ путем использования усовершенствованных технологических процессов, более совершенного оборудования для очистки аспирационных газов и др.

Проект ПДВ должен содержать следующие основные разделы:

  • введение;
  • характеристику предприятия как источника загрязнений атмосферного воздуха;
  • расчеты нормативов ПДВ;
  • план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
  • перечень мероприятий по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях;
  • предложения о порядке организации контроля за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов.

Инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу проводят все предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу. Инвентаризация выбросов проводится один раз в пять лет.

Основной целью инвентаризации является выявление и учет источников загрязнения атмосферы, определение количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ. Она используется для:

  • подготовки исходных данных для нормирования выбросов и установления нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу;
  • подготовки исходных данных для оценки загрязнения атмосферы;
  • контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов;
  • ведения статистической отчетности о выбросах;
  • контроля работы пылеулавливающих и газоочистных установок и выработки рекомендаций по улучшению их эффективности;
  • оценки экологичности используемых технологий.

При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса предприятием загрязняющих веществ в атмосферу, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическими регламентами производства.

Работы по инвентаризации состоит из следующих этапов:

  • изучение технологических регламентов и составление перечня загрязняющих веществ, которые могут выделяться при проведении технологических процессов. Для действующих объектов учитываются результаты инструментального и расчетного определения выбросов, полученные при предыдущей инвентаризации. Для вновь вводимых в действие и реконструируемых объектов используются данные проектной документации;
  • подготовка карты-схемы предприятия с указанием источников выбросов и определением их координат. Каждому источнику загрязнения атмосферы присваивается номер, который указывается на карте-схеме рядом с источником и служит, в дальнейшем, для его идентификации;
  • анализ результатов ежегодной проверки технического состояния газоочистного оборудования с целью определения эффективности его работы;
  • выбор методов определения количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
  • определение количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Для определения качественных и количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу используются инструментальные и расчетные методы.

Инструментальные методы преимущественно используются для источников с организованным выбросом загрязняющих веществ в атмосферу. К таким источникам относятся дымовые и вентиляционные трубы, вентиляционные шахты, аэрационные фонари, дефлекторы.

При инструментальных измерениях должны применяться только газоаналитические средства, предназначенные для контроля промышленных выбросов и внесенные в Государственный реестр средств измерений.

Объемы выбросов, полученные по результатам инструментальных измерений, должны быть приведены к нормальным условиям: 0°С, 101,3 кПа.

Используемые методики выполнения измерений концентраций загрязняющих веществ в промышленных выбросах должны отвечать требованиям стандартов и пройти метрологическую аттестацию.

Оценка выбросов от неорганизованных источников выполняется с помощью расчетных методов, основанных на удельных технологических показателях, балансовых схемах, закономерностях протекания физико-химических процессов, а также на сочетании инструментальных измерений и расчетных формул, учитывающих параметры конкретных неорганизованных источников.

В настоящее время разработан ряд методик по расчету выбросов, позволяющих определять выбросы в атмосферу с погрешностью, не превышающей точность определения с помощью инструментальных методов. Для проведения расчетов загрязнения приземного слоя воздуха часто используют унифицированную программу расчета загрязнения атмосферы УПРЗА «Эколог» 3.0. Применение расчетных методов позволяет снизить затраты предприятий на подготовку нормативов ПДВ.

Отчет об инвентаризации источников, номенклатуры и объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух должен включать следующие разделы:

  • титульный лист;
  • сведения о разработчике и список исполнителей;
  • реферат;
  • содержание;
  • общие сведения о предприятии;
  • краткое описание технологического процесса;
  • характеристику газоочистного оборудования и оценку его эффективности;
  • описание проведенных работ по инвентаризации с указанием перечня использованных методик измерений и расчетного определения выбросов.

К отчету должны прилагаться:

  • карта-схема территории предприятия с источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
  • характеристики источников выделения и источников выбросов загрязняющих веществ;
  • показатели работы газоочистных и пылеулавливающих установок, суммарные выбросы по предприятию;
  • результаты определения выбросов расчетными методами;
  • результаты инструментального определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Отчет о результатах инвентаризации утверждается руководителем предприятия, который несет ответственность за полноту и достоверность данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на основе которых производится разработка проекта нормативов предельно допустимых выбросов.

При государственном контроле за охраной атмосферного воздуха на предприятии территориальные органы Росприроднадзора осуществляют выборочную проверку достоверности и полноты инвентаризации.

Корректировка инвентаризации может быть проведена по решению руководителя предприятия или по предписанию территориального органа Росприроднадзора, если на предприятии произведены изменения технологии производства, состава исходного сырья и т.п., в результате чего изменились качественные и количественные характеристики выбросов и их источников.

Нормативы ПДВ устанавливаются по каждому загрязняющему веществу для каждого источника выброса загрязняющих веществ в атмосферу и предприятия в целом.

При установлении норматива ПДВ учитывают:

  • физико-географические и климатические особенности местности;
  • расположение промышленных площадок;
  • расположение участков существующей жилой застройки;
  • перспективы развития предприятия и прилежащей территории;
  • значения фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

При установлении норматива предельно допустимого выброса в атмосферу считают, что максимальная концентрация С, загрязняющего вещества в приземном слое атмосферы с учетом фоновой концентрации этого вещества С /ф на высоте до двух метров от поверхности земли не должна превышать предельно допустимой концентрации ПДК„ т. е.

Информацию о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе представляют местные органы Госкомгидроме- та РФ.

Проект ПДВ согласовывается в территориальном органе Роспри- роднадзора. На основании согласованных нормативов допустимых выбросов выдается разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Срок действия проектов предельно допустимых выбросов при неизменности производственного процесса составляет пять лет.

За выбросы загрязняющих веществ без разрешения предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 8.21 «Нарушения правил охраны атмосферного воздуха» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ, а также приостановление деятельности предприятия на срок до 90 суток.

Проект ПДВ – это научно обоснованная оценка воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду какого-либо региона и разработка эффективных мер по защите атмосферы и снижению концентрации приземных вредных веществ до нормативных величин.
Проект ПДВ разрабатывается для каждого предприятия индивидуально, с учетом мощностей и производственных потребностей данного субъекта деятельности.

Начинается проект ПДВ с определения источников загрязнения. Источники загрязнения делятся на:
- стационарные и передвижные
- организованные и не организованные.
К стационарным организованным источникам относят окна, вент системы, трубы и така далее.
Территории временного хранения пылящихся материалов открытым способом, автостоянки, проведение сварочных и металлорезательных работ на улице относятся к неорганизованным источникам загрязнения.
А вот автотранспорт и погрузчики относятся к передвижным источникам выбросов.

Проект ПДВ (предельно допустимых выбросов) опирается на следующие понятия:

ГОСТ 17.2.3.02-78 определяющий ПДВ, как количество выбросов загрязнений за единицу времени
- рабочий норматив задающий максимальную массу выброса за единицу времени при наступлении неблагоприятных климатических условий.
- норматив ПДВ для стационарного источника загрязнения с учетом экологических норм

Составляя проект ПДВ специалист-разработчик учитывает множество различных факторов:
Естественный фон местности
Точки максимальной концентрации загрязняющий веществ
Месторасположение санитарных зон

Стоимость работ по составлению проекта ПДВ так же определяется для каждого предприятия индивидуально и зависти от:
Количества источников загрязнения
Количеству загрязняющих веществ
Сложности градостроительной конструкции и рельефа местности.

ПДВ является одной из составляющих ПНООЛР .

После согласования проект ПДВ является основным документом для получения разрешения на производство выбросов хозяйственной деятельности предприятия в окружающую атмосферу.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...