Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и его персонала. Дипломатические привилегии и иммунитеты Личные привилегии и иммунитеты распространяются на дипломатический

54. ИММУНИТЕТЫ И ПРИВИЛЕГИИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

Работники дипломатических представительств пользуются определенными иммунитетами и привилегиями, т. е. льготами, преимуществами, которые обычным иностранцам не предоставляются. В полном объеме иммунитеты и привилегии предоставляются членам дипломатического персонала и членам их семей.

Иммунитет – это изъятие представительства и его сотрудников из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания.

Привилегии – это льготы, преимущества, которые рядовым иностранцам не предоставляются.

Иммунитеты и привилегии предоставляются с целью создания наиболее благоприятных условий для осуществления своих функций дипломатическим представительством.

Различают иммунитеты и привилегии дипломатических представительств и непосредственно самих сотрудников дипломатических представительств.

Дипломатические представительства обладают следующими привилегиями и иммунитетами:

1) неприкосновенность помещений представительства, т. е. никто не может проникнуть на территорию представительства, иначе как с согласия главы представительства;

2) помещение представительства, а также находящееся там имущество, включая средства передвижения, пользуются комплексом иммунитетов (от обыска, ареста, исполнительных действий и т. д.);

3) представительство освобождается от всех налогов, существующих на территории государства, на котором оно расположено;

4) архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Это правило распространяется также на официальную корреспонденцию и дипломатическую почту, которая не подлежит вскрытию и задержанию; 5)сотрудники представительства имеют право свободно передвигаться в стране пребывания.

Сотрудники представительства пользуются следующими привилегиями и льготами:

1) личность дипломатического сотрудника неприкосновенна. Дипломат не подлежит аресту или задержанию в какой-либо форме;

2) частные помещения дипломатического сотрудника пользуется той же неприкосновенностью, что и помещения дипломатического представительства;

3) дипломатический сотрудник пользуется иммунитетом от уголовного преследования страны пребывания;

4) дипломатический сотрудник также пользуется иммунитетом от административной и гражданской ответственности страны пребывания. Кроме вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имуществом для целей представительства; исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический сотрудник выступил в качестве исполнителя завещания, наследника, попечителя или отказополучателя, а также исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности дипломатического сотрудника за пределами его профессиональных функций.

Кроме всего вышесказанного, необходимо отметить, что член семьи дипломатического представителя, являющийся гражданином государства пребывания, не пользуется дипломатическими иммунитетами и привилегиями.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Таможенный кодекс РФ автора Законы РФ

Статья 300. Перемещение товаров главой дипломатического представительства иностранного государства и членами дипломатического персонала представительства иностранного государства 1. Глава дипломатического представительства иностранного государства и члены

Из книги Таможенный кодекс РФ автора Дума Государственная

Статья 301. Перемещение товаров членами административно-технического персонала дипломатического представительства иностранного государства Члены административно-технического персонала дипломатического представительства иностранного государства и проживающие

Из книги Международное публичное право: учебное пособие (учебник, лекции) автора Шевчук Денис Александрович

Статья 302. Распространение таможенных льгот, предоставляемых членам дипломатического персонала представительства иностранного государства, на членов административно-технического и обслуживающего персонала На основе специального соглашения с иностранным

Из книги Таможенный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 300. Перемещение товаров главой дипломатического представительства иностранного государства и членами дипломатического персонала представительства иностранного государства 1. Глава дипломатического представительства иностранного государства и члены

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

Статья 301. Перемещение товаров членами административно-технического персонала дипломатического представительства иностранного государства Члены административно-технического персонала дипломатического представительства иностранного государства и проживающие

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 10 сентября 2010 г. автора Коллектив авторов

Статья 302. Распространение таможенных льгот, предоставляемых членам дипломатического персонала представительства иностранного государства, на членов административно-технического и обслуживающего персонала На основе специального соглашения с иностранным

Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Тема 10. Дипломатиччские привилегии и иммунитеты «Грин-Пис» – межправительственная организация. На ее примере мы и рассмотрим действие привилегий и иммунитета в международном праве. В международных отношениях гражданско-правового характера дипломаты и

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 300. Перемещение товаров главой дипломатического представительства иностранного государства и членами дипломатического персонала представительства иностранного государства 1. Глава дипломатического представительства иностранного государства и члены

Из книги Прокурорский надзор. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

СТАТЬЯ 301. Перемещение товаров членами административно-технического персонала дипломатического представительства иностранного государства Члены административно-технического персонала дипломатического представительства иностранного государства и проживающие

Из книги автора

СТАТЬЯ 302. Распространение таможенных льгот, предоставляемых членам дипломатического персонала представительства иностранного государства, на членов административно-технического и обслуживающего персонала На основе специального соглашения с иностранным

Из книги автора

53. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА Дипломатическое представительство – орган одного государства, находящийся на территории другого государства, предназначенный для официальных сношений между этими государствами.Существуют два типа

Из книги автора

56. КОНСУЛЬСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ Привилегии и иммунитеты сотрудников консульских представительств следующие:1) консульское представительство может беспрепятственно сноситься со своим правительством, дипломатическим представительством и другими консульскими

Из книги автора

Статья 337. Органы, направляющие работников в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за

Из книги автора

25. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ИММУНИТЕТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИИ Правоспособность международных межправительственных организаций определяется их уставами, соглашениями о штаб-квартире и другими международными договорами. Они выступают в

Из книги автора

Из книги автора

120. Материальные и социальные льготы и привилегии прокурорских работников Учитывая высокую общественную значимость и сложность работы сотрудников органов прокуратуры, государство законодательно закрепляет за ними ряд льгот и привилегий, определенных Федеральным

В общем смысле дипломатический иммунитет - это право не подчиняться властным решениям другого государства, его органов и представителей. По сути, его можно назвать неподвластностью или ситуацией, когда par in parem non habet imperium (лат. "равный над равным невластен").

Понятие и особенности дипломатического иммунитета

Из всех граждан, находящихся за пределами государства, дипломаты стоят особняком из-за своего правового статуса. Под последним, как правило, понимают общую совокупность прав, привилегией и обязанностей в отношении страны-пребывания.

В свою очередь, привилегии - это преимущества, которые предоставлены ему международным правом для целей беспрепятственного осуществления работы. Из их числа особо стоит выделить различные правовые иммунитеты, которые определяются как дипломатических представителей не подчиняться некоторым общим законам.

Дипломатический иммунитет обладает рядом особенностей, отличающих его от прочих привилегий:

1. Имеет вид "отрицательной льготы" - по сути, это освобождение от какой-либо обязанности (налоги, процесс и пр.) или ответственности.

2. Целью привилегии является обеспечение выполнения международных функций и служебных обязанностей. То есть иммунитеты сугубо функциональны и предоставляются не для личной выгоды человека.

3. Круг лиц, имеющих дипломатический иммунитет, чётко определён в конституциях и законах, а также нормах международного права. В России им обладают дипломатические и консульские корпуса, президент, члены специальных миссий и представительств в межгосударственных организациях.

Таким образом, привилегии дипломатического статуса делятся на 2 группы: иммунитеты (освобождение от чего-либо) и правовые льготы, понятие которых связывается с определёнными послаблениями, преимущественными правами, предпочтениями, оказанными одним субъектам перед другими, которые становятся полезными всему обществу в целом.

Законодательство о привилегиях представителей государства

Долгое время положение дипломатов определялись одними лишь обычаями и традициями, так как каких-либо международных актов по этим вопросам не существовало. Первая попытка формальной кодификации была предпринята лишь в 1928 году, когда в Гаване (Латинская Америка) была принята Конвенция о дипломатических чиновниках.

Позже, в 1961 году, была принята Венская конвенция о дипломатических сношениях, которая и по сей день остаётся основным договорным актом в области международных отношений. В настоящее время в ней участвует большинство государств мира, включая Россию.

Кроме названной Конвенции, дипломатический иммунитет в международном праве основывается на следующих договорах и соглашениях:

  • Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года.
  • Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 года.
  • Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 года.
  • Конвенция о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций 1980 года.

Кроме того, государства имеют право принимать в отношении дипломатического иммунитета любые иные законодательные акты, которые позволяют конкретизировать ситуацию в соответствии с отношениями между странами. Дипломатический иммунитет в уголовном праве РФ, гражданском и административном процессах определён непосредственно в кодифицированных актах, регулирующих данные сферы.

Виды дипломатических иммунитетов

Привилегии предоставляются дипломатам не для личных выгод или обогащения, а в целях создания благоприятных условий для работы в другом государстве. Посольства и имеют одни и те же иммунитеты и в стране пребывания олицетворяют своё государство.

Согласно нормам Венской конвенции 1961 года и заключённым международным договорам, все дипломатические иммунитеты можно разделить на следующие группы:

  • Привилегии дипломатических представительств - посольств и консульств.
  • Личные иммунитеты дипломатов и членов их семей.
  • Привилегии членов специальных миссий и чрезвычайных представительств.
  • Иммунитеты членов международных (межгосударственных,

Также существует классификация по сфере применения дипломатического иммунитета: гражданско-процессуальный, уголовный (иммунитет в таможенный, налоговый (фискальный) и административный.

Иммунитеты дипломатических учреждений

Согласно Венской конвенции 1961 года, дипломатический иммунитет включает в себя следующее:

1. Неприкосновенность помещений.

Государство пребывания в лице своих должностных лиц и уполномоченных органов (полиция, пожарные, контролёры, приставы и пр.) обязано обеспечить эффективную охрану здания дипломатического представительства и земельного участка вокруг него. Аналогичный иммунитет распространяется и на частные резиденции дипломатов.

2. Иммунитет имущества и транспортных средств.

По сути, никакое имущество не может быть изъято, арестовано или подвергнуто обыску. Однако если в транспортном средстве представительства находится преступник, оно может быть задержано. Действия правоохранительных органов при этом должны быть направлены не против транспорта, а против соответствующего человека.

3. Неприкосновенность корреспонденции и архивов.

Дипломатическая почта - самый распространённый вид связи представительств со своими государствами. Она абсолютно неприкосновенна, не может быть ограничена весом или количеством мест. Венская Конвенция 1961 года упоминает доставку почты курьерами и бескурьерную, когда послание отправляется с помощью капитана воздушного или морского судна.

4. Налоговый (фискальный) иммунитет.

Финансовые операции, проводимые представительствами для своего внутреннего обеспечения, не облагаются никакими сборами и пошлинами.

5. Таможенные привилегии.

Адресованный дипломатическому представительству багаж не облагается сборами и пошлинами (за исключением складских), но проходит досмотр на общих основаниях.

Личные иммунитеты дипломатического персонала

Персонал представительства можно разделить на 3 категории: дипломатический, административный и обслуживающий. Все они в том или ином объёме используют следующие привилегии:

1. Личная неприкосновенность.

Сотрудники дипломатических учреждений и члены их семей пользуются защитой государства пребывания. Любое нападение или преследование их недопустимо. Например, Уголовный кодекс РФ в статье 360 предусматривает наказание от 5 до 7 лет за нападение на представителей иностранного государства, пользующихся дипломатической защитой.

2. Неприкосновенность жилища (личной резиденции).

Места постоянного жительства дипломатов и членов их семей (квартира, дом) обеспечиваются охраной и защитой от обысков, конфискаций и проникновений.

3. Иммунитет от уголовной, гражданской и административной юрисдикции, защита от исполнительных действий.

В отношении гражданской и административной юрисдикции возможны 3 изъятия:

  • Иски в отношении личной недвижимости дипломата и членов его семьи.
  • Иски по наследственным делам (оспаривание завещаний, включение в состав наследников и пр.).
  • Иски по различным вопросам коммерческой деятельности, которой дипломаты или члены их семей занимались для личной выгоды.

4. Таможенный иммунитет и неприкосновенность багажа.

Личные вещи дипломатов могут быть досмотрены только в их присутствии и при условии серьёзных подозрений в наличии запрещённых к вывозу предметов. Если после осмотра не обнаружено нарушений, владелец багажа имеет право подать официальный протест.

В современном мире этот вид иммунитета выпал из сферы регулирования, так как страны, опираясь на мероприятия по обеспечению безопасности авиации и борьбу с терроризмом, уравняли дипломатов с прочими пассажирами гражданских рейсов.

5. Освобождение от личных повинностей.

Государство пребывания не может возлагать на представителей и членов их семей личные обязанности (военная служба, контрибуции, военный постой, реквизиции и пр.).

6. Свобода передвижения по территории государства пребывания.

Лица, каким-либо образом относящиеся к дипломатическому корпусу, вправе свободно передвигаться по стране пребывания, за исключением территорий, которые запрещено посещать иностранцам в силу закона или религиозного статуса.

Полным личным иммунитетом обладают дипломаты и представители административно-технического персонала, а также пребывающие с ними члены семей. Однако воспользоваться своей привилегией они могут только в том случае, если не имеют гражданства государства пребывания или не проживают в нём постоянно.

В тех же условиях может рассчитывать только на освобождение от налоговых сборов и пошлин в отношении полученного на службе заработка.

Иммунитеты специальных миссий

Помимо "постоянных" дипломатических учреждений в других государствах, существуют временные образования - миссии (группы, комиссии), направляемые одной страной в другую для рассмотрения каких-либо вопросов или выполнения определённых задач.

В Конвенции о специальных миссиях, принятой в 1969 году, основной международный акт по данному вопросу распространяет понятие временных дипломатических образований на все группы, включая глав государств, правительства, министров иностранных дел и иных должностных лиц высокого ранга, которые отправляются за рубеж по делам своего государства. Указанные лица во время поездок обладают полным иммунитетом от всех видов юрисдикции.

Полномочия специальной миссии, её продолжительность и состав определяются поставленными перед ней задачами и, как правило, согласовываются между заинтересованными во встречах странами.

Дипломатический иммунитет участников специальных миссий имеет временный характер и прекращается после возращения в страну аккредитации. Во время своего пребывания в другой державе члены временных групп пользуются практически теми же иммунитетами и льготами, что и сотрудники "постоянных" учреждений.

Но вместе с тем в Конвенции 1969 года закреплены отдельные ограничения их привилегий. В частности, представители страны пребывания имеют право беспрепятственно посещать помещения специальной миссии при угрозе пожара или иного стихийного бедствия. Разрешение главы группы или соответствующего дипломатического учреждения при этом не требуется. Именно это ограничение стало причиной отказа СССР, а в дальнейшем и России от ратификации этой Конвенции.

Иммунитет международных организаций

В целом такой вид иммунитета можно определить как набор специальных прав и преимуществ, которыми обладает международное/межправительственное объединение и его персонал (а также представители государств-членов при нём), предоставляемый с целью эффективного и независимого выполнения уставных функций.

О необходимости наличия дипломатического иммунитета для осуществления функций говорится в статьях 104 и 105 Устава ООН, а также в учредительных документах других общепризнанных организаций, среди которых ЮНЕСКО, ВОЗ, МВФ, Совет Европы, ПАСЕ и прочие.

Объём и содержание иммунитета детализируются в специальных конвенциях, договорах и соглашениях, которые заключаются между международным формированием и государством. Кроме общих привилегий самого объединения, такие документы описывают льготы и иммунитеты персонала: неприкосновенность, изъятие из юрисдикций, таможенные привилегии, льготы при въезде, проживании, обмене валюты, репатриации, право на специальные знаки, паспорта и прочее.

Иммунитет представителей государств-членов в организациях международного уровня

Иммунитет представителей стран в значительно полнее, чем иммунитет персонала. По сути, он аналогичен дипломатическому, так как в его основе лежит право государств на представление своих интересов на международной арене.

Основным нормативным актом России, регулирующим особенности работы постоянного представительства в международном объединении, является Положение "О Постоянном представительстве РФ при международной организации", утверждённое Указом президента РФ от 29 сентября 1999 года № 1316.

Однако стоит отметить, что представители государств в организациях реализуют свои права исключительно на уровне международной организации. Невозможно назначить страну местом постоянного пребывания того или иного межгосударственного объединения. Но если подобное случилось, на его властных структурах лежит обязанность по обеспечению представителям государств и делегациям на конференциях соответствующих привилегий и иммунитетов, которыми они должны пользоваться добросовестно.

Иммунитет Организации Объединенных Наций

Правовой статус ООН определён в её Уставе, а также в Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, утверждённой Генеральной Ассамблеей в 1947 году.

Конвенция 1947 года применима ко всем организациям, состоящим в системе ООН, с учётом лишь некоторых изменений, которые разработаны и приняты для отражения специфики их работы.

Согласно статье IV Конвенции, представители государств в органах ООН разного уровня (делегаты, советники, эксперты, секретари делегаций) обладают такими же привилегиями, иммунитетами и льготами, какими пользуются дипломаты.

Соглашения о расположении штаб-квартир ООН и прочих международных универсальных организаций предусматривают для постоянных представителей государст-членов иммунитеты, схожие с дипломатическими. Но в соглашениях с некоторыми странами они ограничены. В частности, Соглашение между ООН и США, кроме признания привилегий и иммунитетов, содержит разрешение властям США возбуждать дела против сотрудников учреждений ООН с целью предъявления им требования о выезде из США по причине злоупотребления привилегиями.

Довольно специфической разновидностью иммунитета является положение раздела 18 статьи V Конвенции 1947 года, которое устанавливает, что сотрудники ООН и его специализированных учреждений не могут быть привлечены за сказанное или написанное ими во время пребывания в качестве должностного лица.

Гражданско-процессуальный иммунитет

Любой судебный иммунитет предполагает изъятие дел, где в качестве непосредственного участника спорного правоотношения выступает государство, из-под юрисдикции суда любого другого государства.

Дипломатический иммунитет в гражданском процессе определяется частью 3 статьи 401 ГПК РФ, которая указывает, что аккредитованные представители другого государства подпадают под гражданскую юрисдикцию судов Российской Федерации только в пределах, которые предусмотрены положениями международных договоров и соглашений между Россией и другими странами.

То есть дипломатический иммунитет ограждает дипломатов (а равно членов их семей) одного государства от обязательного участия в судебном производстве на территории страны пребывания. Применительно к гражданскому процессу предполагается, что дипломатический агент не может быть принужден стать его участником - ответчиком по исковым делам, свидетелем, экспертом и т. д. Причём дипломат может отказываться от своего иммунитета на любой стадии процесса.

Иммунитет в гражданском процессе не распространяется на ситуации, когда дипломаты и члены их семей вступают в процесс как частные лица по искам в отношении собственных объектов недвижимости, по вопросам наследования или приносящей им личную выгоду деятельности.

Если дипломатический представитель или другое лицо, пользующееся иммунитетом, обращается в суд с иском, он в дальнейшем - в рамках этого дела - не может ссылаться на свои привилегии.

Уголовно-процессуальный иммунитет

Как правило, международные документы содержат положение о том, что дипломатические субъекты пользуются иммунитетом от уголовной ответственности, который предполагает не "освобождение от ответственности", а "исключение" из сферы правового наказания. Например, в статье 11 Конвенции о привилегиях и иммунитетах Шанхайской организации сотрудничества от 17 июня 2004 года закрепляется, что на территории стран-членов объединения его должностные лица не могут быть привлечены к ответственности за свои выказывания, публикации и прочие действия, совершенные в период выполнения обязанностей.

Дипломатический иммунитет в уголовном праве предполагает не освобождение иностранных дипломатов и прочих лиц, обладающих схожими привилегиями, от уголовной ответственности, а фактическую невозможность применения любой из уголовно-правовых норм законодательства России в отношении преступлений, ими совершенных. То есть дипломатический иммунитет в уголовном процессе означает, что правоохранительные органы не могут возбуждать уголовные дела в отношении таких субъектов, привлекать их в качестве подозреваемых или обвиняемых. Любое возбужденное уголовное дело должно быть прекращено по пункту 2 части 1 РФ в связи с отсутствием состава преступления.

Дипломатический иммунитет и его правовое значение необыкновенно важны, так как во многом определяют отношения между разными государствами. Представители других стран, выполняющие функции "голоса" иных правительств, неприкосновенны, и нарушение этого правила всегда карается блокированием отношений на международном уровне и наложением разнообразных санкций.

И национальному праву диплома-тические представительства и их сотрудники пользуются соответ-ствующими иммунитетами и привилегиями.

Под дипломатическими иммунитетами понимаются изъятия из-под гражданскрй, административной и уголовной юрисдикции государства пребывания. Дипломатические привилегии — это различные льготы и преимущества. Которые рядовым иностранцам не предоставляются.

Дипломатические иммунитеты и привилегии подразделяются на:

1) привилегии и иммунитеты диппредставительства и 2) личные иммунитеты и привилегии дипломатов.

К иммунитетам и привилегиям дипломатического представи-тельства относятся:

1. Неприкосновенность помещений дипломатического пред-ставительства. Под помещениями понимаются здания или их час-ти, используемые для целей представительства, включая резиден-цию его главы, а также обслуживающий это здание или его части земельный участок, в том числе сад и автостоянку. Их неприкос-новенность означает, что власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства.

Государство пребывания обязано предпринимать надлежащие меры для защиты помещений представительства от любого втор-жения или нанесения ущерба, а также для предотвращения всяко-го нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Нередко возникает вопрос: что делать в случае форс-мажор-ных обстоятельств — пожара, наводнения, захвата помещения тер-рористами?

Международное право не разрешает использовать институт не-прикосновенности помещения дипломатических представительств в качестве убежища лиц, преследуемых властями государства пребывания.

2. Помещения дипломатических представительств, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения сотрудников представительств пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и других исполни-тельных действий как в мирное время, так и во время вооружен-ных конфликтов.

3. Помещения представительств, как собственные, так и арен-дованные, обладают фискальным иммунитетом, т.е. освобождают-ся от всех налогов, сборов и пошлин, кроме платы за конкретные виды обслуживания.

4. Закреплена неприкосновенность архивов и документов дипло-матических представительств в любое время и в любом месте.Это касается и периода разрыва дипломатических отношений между государствами, в том числе и в связи с вооруженным конфликтом между ними. Официальная корреспонденция дипломатических представительств также неприкосновенна. Поэтому пользуются иммунитетом дипкурьеры во время доставления ими диппочты по назначению.


Привилегии дипломатических представительств:

1. Право пользования флагом и эмблемой своего государства на помещениях диппредставительства, включая резиденцию его главы, а также на средствах передвижения главы представительст-ва (ст. 29 Венской конвенции 1961 г.).

2. Таможенные привилегии, т. е. право ввозить на террито-рию государства пребывания и вывозить с этой территории пред-назначенные для официального пользования представительств то-вары с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономиче-ского характера (п. «а» ст. 36 Венской конвенции 1961 г.; ст. 299 Таможенного кодекса РФ 2003 г.).

3. Свобода сношений со своим государством, его диппредста-вительствами и консульскими учреждениями в других странах. Для этого государство может пользоваться всеми подходящими средствами, в том числе услугами дипкурьеров или шифрованных депеш.

К личным иммунитетам и привилегиям относятся:

1. Неприкосновенность дипломатов. Они не могут быть за-держаны или тем более арестованы. Государство пребывания должно принимать все надлежащие меры для предупреждения ка-ких-либо посягательств на их личность, свободу и достоинство.

2. Неприкосновенность резиденций дипломатов, их средств передвижения, имущества, бумаг и корреспонденции.

3. Если ди-пломат находится за рулем автомобиля и нарушает правила до-рожного движения…

4. Иммунитет от юрисдикции государства пребывания — уго-ловной и гражданской. Следственные органы этого государства не должны возбуждать уголовные дела в отношении дипломатов, а его суды не могут такие дела рассматривать. Вместе с тем власти страны пребывания могут обратиться к высшим органам государ-ства дипломата о снятии с пего иммунитета от уголовной юрис-дикции в случаях совершения тяжких преступлений. Чаще всего речь идет о совершении дорожно-транспортных происшествий, в результате которых гибнут люди.

В редких случаях власти страны дипломата идут на то, чтобы снять с него иммунитет от уголовной юрисдикции.

5. Дипломаты не обладают иммунитетом в случаях предъявления исков:

1) по частному недвижимому имуществу дипломата, кото-рое находится на территории государства пребывания;

2) по на-следованию, когда дипломат выступает как частное лицо;

3) от-носящихся к любой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами своих официальных функ-ций.

6.Дипломаты не обязаны давать свидетельские показания . Одна-ко ничто не препятствует им это делать, если они сами того поже-лают. Естественно, дипломаты пользуются иммунитетом от адми-нистративной юрисдикции.

7. Личный багаж дипломата не подлежит досмотру таможен-ными властями государства. Исключение составляют случаи, ко-гда есть серьезные основания полагать, что в багаже дипломата содержатся предметы, запрещенные законом для ввоза или вывоза.

Привилегии дипломата:

1) освобождение от всех налогов, сборов и пошлин в государ-стве пребывания, кроме косвенных налогов, налогов на наследст-во и ряда сборов;

2) освобождение от всех трудовых, государственных и воен-ных повинностей;

3) освобождение от таможенных пошлин, налогов и сборов (ст. 36 Венской конвенции 1961 г. Следует отметить, что дипломатическими иммунитетами и привилегиями пользуются все члены семьи дипломата, если они не являются гражданами страны пребывания. Статус администра-тивно-технического персонала приравнен к дипломатическому, за исключением гражданской и административной юрисдикции, ко-торая на последних не распространяется. Обслуживающий персо-нал пользуется иммунитетом в отношении действий, совершаемых при исполнении служебных обязанностей. Он освобожден от на-логов, сборов и пошлин на заработок, полученный им по службе.

Вопрос 23. Дипломатические привилегии и иммунитеты.

Дипломатические привилегии и иммунитеты представляют собой права и преимущества, которые предоставляются дипломатическому представительству как таковому, а также его главе и дипломатическому персоналу. С определенными ограничениями они могут быть распространены на административно-технический и обслуживающий персоналы.

Эти привилегии и иммунитеты складывались постепенно, на основе существовавших в различных странах обычаев и по мере развития дипломатических институтов. Так, такой личный иммунитет, как неприкосновенность посла, считался его неотъемлемым правом с давних времен. В наше время привилегии и иммунитеты, которыми пользуются дипломатические представительства, их главы и сотрудники, регулируются как двусторонними соглашениями, так и многосторонними конвенциями. К их числу относится Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г . Она может служить образцом для современного понимания дипломатических привилегий и иммунитетов.

Венская конвенция 1961 г. устанавливает две категории дипломатических привилегий и иммунитетов: относящиеся к дипломатическому представительству как таковому и личные, т.е. относящиеся к главам и персоналам представительств.

Конвенция устанавливает, что помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе как с согласия главы представительства. При этом под помещениями представительства понимаются здания или часть зданий, используемых для целей представительства, включая резиденцию главы представительства и обслуживающий их земельный участок.

На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры защиты помещений представительства от вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства. Предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий. Неприкосновенностью пользуется также официальная корреспонденция представительства, а дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

Конвенция подтвердила существовавший ранее порядок сношения представительства со своим правительством с помощью дипломатических курьеров и закодированных или шифрованных депеш. Она предусматривает возможность таких сношений представительства с другими представительствами и консульствами аккредитующего государства. Представительству разрешаете устанавливать и эксплуатировать с согласия государства пребывания радиопередатчик.

В случае разрыва дипломатических отношений между государствами, либо окончательного, либо временного отозвания представительства и даже в случае вооруженного конфликта государство пребывания должно уважать и охранять помещения представительства вместе с его имуществом и архивами.

Специальная статья конвенции устанавливает право представительства и его главы пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию его главы, а также на средствах передвижения. В соответствии с принятым в России порядком он поднимается по праздничным и другим, предусмотренным этим положением дням, над помещениями российских посольств, консульских учреждений и консульских отделов посольств, если последние территориально размещены в другом отдельном здании. Флаг поднимается также на автомашине главы представительства и катере (в портовых городах).

Помещение представительства не может быть использовано для насильственного задержания какого-либо лица. Оно не может быть использовано и для предоставления убежища. Исключение из этого правила составляют латиноамериканские страны, которые заключили между собой специальные конвенции, позволяющие использовать помещения дипломатического представительства для предоставления политического убежища.

Конвенция подтверждает установившуюся международную практику освобождения дипломатических представительств от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания (плата за электроэнергию, газ, воду, телефон и т.п.). Представительство освобождается также от таможенных пошлин при провозе предметов, предназначенных для официального пользования. Это может быть мебель, телефонное оборудование, радиопередатчик, пишущие машинки и другое имущество. Средства передвижения, принадлежащие посольству (автомобили, катера), снабжаются специальными номерными знаками.

Что касается личных привилегий и иммунитетов, то важнейшим из них является личная неприкосновенность. Дипломат не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство. Одновременно Конвенция предусматривает, что частная резиденция (квартира) дипломата пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства. Равным образом пользуются неприкосновенностью его бумаги, корреспонденция и, за некоторым исключением, имущество.

Дипломат пользуется также иммунитетом от уголовной и, за рядом исключений, от гражданской и административной юрисдикции страны пребывания. Однако этот иммунитет дипломатического сотрудника отнюдь не освобождает его от юрисдикции своего государства. Дипломатический агент (т.е. глава представительства и члены дипломатического персонала) не обязан давать показания в качестве свидетеля. В отношении дипломатического агента не могут приниматься какие-либо исполнительные меры, нарушающие неприкосновенность его личности или его резиденции.

Исключение составляют вещные иски, относящиеся к частному недвижимому имуществу в стране пребывания, если только дипломат не владеет ими от имени аккредитующего государства; иски, касающиеся наследования как частного лица; иски, относящиеся к профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой в стране пребывания за пределами официальных функций.

Следует помнить, что привилегии и иммунитеты, предоставляемые дипломату, отнюдь не освобождают его от обязанности уважать законы и постановления страны пребывания; он не имеет права вмешиваться в ее внутренние дела. Нарушение этого требования может привести к объявлению его персоной нон грата и выдворению.

Важной привилегией дипломатических работников является освобождение их от общегосударственных и местных налогов, за исключением специально оговоренных, в частности, косвенных, включаемых в плату за услуги и цены на товары. Дипломатические сотрудники освобождаются от всех трудовых и государственных повинностей, независимо от их характера, а также от военных повинностей.

Глава представительства и его дипломатические сотрудники имеют право беспошлинного ввоза предметов, предназначенных для личного обзаведения, а их личный багаж освобождается от досмотра, с той, если нет оснований для предположений о содержащихся в нем предметах, не дозволенных к провозу. Вскрытие багажа в таких случаях является правомерным действием таможенных властей.

Эти иммунитеты и привилегии главы дипломатического представительства и его дипломатического персонала распространяются и на членов их семей: жен, несовершеннолетних сыновей и незамужних дочерей.

Одной из привилегий сотрудников представительства является возможность свободного передвижения по территории страны пребывания. Исключения составляет въезд в зоны, которые обозначены как запретные по соображениям безопасности.

Ряд привилегий и иммунитетов с некоторыми оговорками и изъятиями распространяется также на административно-технический и обслуживающий персоналы представительств.

Венская конвенция предусматривает, что в случае вооруженного конфликта государство пребывания должно оказать необходимое содействие лицам, пользующимся привилегиями и иммунитетами, не являющимися его гражданами, а также членам семей таких лиц, независимо от их гражданства, для скорейшего выезда. Оно должно предоставить в их распоряжение соответствующие транспортные средства для перевозки их самих и принадлежащего им имущества.

В Конвенции закрепляется установившийся в международной практике порядок, при котором дипломату и членам его семьи предоставляются привилегии и иммунитеты государствами, через территорию которых они следуют к месту назначения и обратно. Эти государства не должны также препятствовать проезду через их территорию административно-технического и обслуживающего персонала представительства.

Характерной особенностью дипломатических иммунитетов является то, что лица, на которые они распространяются, не могут отказаться от них по своему желанию. Право отказа от иммунитетов принадлежит аккредитующему государству, причем такой отказ должен быть явно выражен.

Государства, вступающие в дипломатические отношения, могут договориться о расширении на взаимной основе привилегий и иммунитетов, в частности, о распространении их на административно-технический персонал и иных лиц, не являющихся, однако, гражданами страны аккредитования.

Иммунитеты и привилегии, которыми пользуются сотрудники дипломатических представительств, достаточно широки. Делается это с целью обеспечения нормальной работы представительств. Положения Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. закрепляют общепринятую практику в области привилегий и иммунитетов и аккумулируют ряд положений, содержащихся в аналогичных документах. Ее положения в той или иной форме повторяются в других соглашениях такого рода: Конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., заключенная в Вене (положения Конвенции 1975 г. используются в практике ООН).

Привилегии, т. е. преимущества, и иммунитеты как сово­купность особых прав, характеризующих невосприимчивость к юрисдикции, предоставляются как зарубежным органам внеш­них сношений, так и их главам и сотрудникам. Соответствен­но различаются привилегии и иммунитеты дипломатического

§ 4. Дипломатические привилегии и иммунитеты

представительства и привилегии и иммунитеты дипломатиче­ских агентов.

Привилегии и иммунитеты дипломатического представитель­ства. Дипломатическому представительству как органу аккре­дитующего государства на территории государства пребывания в соответствии с международным правом и национальным за­конодательством предоставляются особые льготы, преимуще­ства.

В соответствии со ст. 22 Венской конвенции о дипломатиче­ских сношениях помещения представительства неприкосновен­ны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти по­мещения без согласия главы представительства. Как сами по­мещения, так и находящееся в них имущество, а также средства передвижения не могут подвергаться обыску, реквизиции, аре­сту и исполнительным действиям.

Эти конвенционные нормы воспроизведены в Положении о дипломатических и консульских представительствах иностран­ных государств на территории СССР 1966 г., которое в опреде­ленной мере продолжает регламентировать поведение россий­ских правоохранительных органов. Это учтено (к сожалению, не во всем) в ряде специальных законов. Так, в Законе РСФСР «О милиции» 1991 г. при закреплении в ст. 11 права сотрудни­ков милиции беспрепятственно входить в помещения, занимае­мые предприятиями, учреждениями и организациями, и прово­дить осмотр в одном случае (п. 25) сделана важная оговорка: «кроме иностранных дипломатических представительств», в другом (п. 18) такая оговорка отсутствует, хотя регулируются сходные ситуации.

Неприкосновенны архивы, документы, официальная кор­респонденция представительства. Это преимущество отличается от провозглашенного в ч. 2 ст. 23 Конституции права каждого на тайну переписки и т. п., поскольку не может быть ограниче­но на основании судебного решения.

Согласно Конвенции государство пребывания должно раз­решать и охранять свободные сношения для всех официальных целей. С этим связано право представительства использовать все подходящие средства, включая дипломатических курьеров. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержа­нию. Для установки и эксплуатации радиопередатчика необхо­димо согласие государства пребывания.

В соответствии с международным правом ТмК РФ преду­сматривает таможенные льготы для дипломатических предста­вительств при ввозе в нашу страну и вывозе из страны предна­значенных для официального пользования представительств товаров с освобождением от таможенных платежей (ст. 299).

В отношении помещений представительства - как собст­венных, так и наемных - предусмотрено освобождение от на­логов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют со­бой плату за конкретные виды обслуживания.

Представительству и его главе принадлежит право пользо­ваться флагом и эмблемой своего государства на принадлежа­щих им помещениях и средствах передвижения.

Конвенция возлагает на государство пребывания специаль­ную, как сказано в ч. 2 ст. 22, обязанность принимать все над­лежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвраще­ния всякого нарушения спокойствия представительства или ос­корбления его достоинства. Это обязательство учтено в Феде­ральном законе «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» 1995 г. В перечне ее обязанностей - обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на тер­ритории РФ (п. «н» ст. 12).

Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 41 Конвенции помещения представительства не должны использоваться в целях, не со­вместимых с его функциями.

Привилегии и иммунитеты главы дипломатического предста­вительства и дипломатических агентов. Конвенция содержит общие для всех дипломатических агентов, включая главу ди­пломатического представительства, нормы относительно при­вилегий и иммунитетов. Прежде всего зафиксирована непри­косновенность личности, исключающая арест или задержание в какой бы то ни было форме. В данной ситуации даже судеб­ное решение (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ) не может быть ос­нованием ареста, заключения под стражу или содержания под стражей.

Государство пребывания обязано относиться к главе дипло­матического представительства с должным уважением и прини­мать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо по­сягательств на его личность, свободу и достоинство. При этом

§ 4. Дипломатические привилегии и иммунитеты 317

его частная резиденция пользуется той же неприкосновенно­стью и защитой, что и помещения представительства.

Воплощением и конкретизацией этой общей нормы являют­ся обязательства государств в соответствии с Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, поль­зующихся международной защитой, в том числе дипломатиче­ских агентов, 1973 г.

Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголов­ной и административной юрисдикции. Согласно ч. 4 ст. 11 УК РФ дипломатические представители иностранных государств пользуются иммунитетом. Вопрос об иммунитете от админист­ративной юрисдикции затрагивается в ст. 2.6 КоАП РФ.

Иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяет­ся на случаи:

а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребыва­ния, если только дипломат не владеет им от имени аккредитую­щего государства для целей представительства;

б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломат выступает в качестве исполнителя завещания, попе­чителя над наследственным имуществом, наследника или отка-зополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

в) исков, относящихся к любой профессиональной или ком­мерческой деятельности, осуществляемой дипломатом в госу­дарстве пребывания за пределами официальных функций.

В связи с последним пунктом следует иметь в виду, что согласно ст. 42 Венской конвенции дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессио­нальной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.

Наше законодательство - упомянутое выше Положение о дипломатических и консульских представительствах 1966 г. - несколько иначе формулирует эти нормы и предусматривает, что иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяет­ся на случаи, когда глава представительства и члены диплома­тического персонала вступают в гражданско-правовые отноше­ния как частные лица в связи с исками о принадлежащих им строениях на территории нашей страны, наследовании или дея­тельностью, осуществляемой ими за пределами официальных функций.

Глава 13. Право внешних сношений

Дипломатический агент не обязан давать показания в ка­честве свидетеля. К этой норме Конвенции Положение 1966 г. добавляет, что в случае согласия давать такие показа­ния он не обязан для этого являться в судебные или следст­венные органы.

Предусмотрено освобождение дипломатов от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов, вклю­чаемых в цену товара или обслуживания, сборов за конкрет­ные виды обслуживания, налогов на наследство и частное не­движимое имущество, регистрационных, судебных пошлин и т. п.

Ввозимые в страну предметы, предназначенные для личного пользования дипломата или членов его семьи, освобождаются от таможенных пошлин. Личный багаж дипломата освобожда­ется от таможенного досмотра, если нет оснований предпола­гать, что в нем содержатся предметы, ввоз или вывоз которых запрещен. Соответствующие положения закреплены в ст. 300 ТмК РФ 2003 г.

Указанными в Венской конвенции привилегиями и имму­нитетами пользуются члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, если они не являются гражданами госу­дарства пребывания.

Дипломатические курьеры при исполнении своих обязанно­стей пользуются личной неприкосновенностью и не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.

В определенной степени привилегии и иммунитеты распро­страняются на членов административно-технического и обслу­живающего персонала и живущих вместе с ними членов семей (при этом ко всем относится оговорка: «если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно»).

Как сказано в преамбуле Венской конвенции о дипломати­ческих сношениях, привилегии и иммунитеты «предоставляют­ся не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффектив­ного осуществления функций дипломатических представи­тельств как органов, представляющих государства». Из этого следует норма, что в иммунитете от юрисдикции дипломатиче­ских агентов может отказать только само аккредитующее госу­дарство.

Совершение дипломатическим агентом серьезного право­нарушения может стать основанием для объявления его неже-

§ 5. Консульские учреждения

лательным лицом (persona поп grata). В таком случае аккреди­тующее государство должно отозвать такое лицо. Иммунитет дипломата от юрисдикции государства пребывания не освобо­ждает его от юрисдикции аккредитующего государства.

§ 5. Консульские учреждения

Консульские учреждения как зарубежные представительства имеют существенное отличие от дипломатических представи­тельств: они функционируют не в масштабах всего государства пребывания, а в пределах консульского округа, определяемого по взаимному соглашению. Обычно такой округ охватывает не­сколько административно-территориальных единиц государства пребывания.

Консульские отношения возникают с установлением дипло­матических отношений, а при их отсутствии на основе специ­ального соглашения заинтересованных государств. Согласие го­сударства пребывания необходимо для открытия консульского учреждения.

Консульские функции выполняются как рассматриваемыми специальными консульскими учреждениями, так и дипломати­ческими представительствами, в составе которых создаются консульские отделы.

Предусмотрены четыре вида консульских учреждений: гене­ральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства. В консульских отношениях РФ, как и ранее СССР, наиболее распространены генеральные консульства. В настоя­щее время в различных регионах России функционируют гене­ральные консульства: в Санкт-Петербурге - США, ФРГ, Вели­кобритании, Финляндии, ЮАР, КНР, Японии, Казахстана, Ку­бы, Эстонии, Франции и ряда других стран; в Екатеринбурге - США, Великобритании, Чехии, Болгарии, Кыргызстана; в Тю­мени - Украины; в Новосибирске - ФРГ; в Иркутске - Мон­голии; в Хабаровске - КНР; во Владивостоке - США, Японии и т. д.

В составе посольств иностранных государств в Москве рабо­тают консульские отделы.

Порядок формирования. Консулы, как правило, назначаются ведомством иностранных дел с уведомлением страны пребыва­ния. При этом назначаемому консулу выдается специальное

Глава 13. Право внешних сношений

удостоверение о его полномочиях - консульский патент. Кон­сульский патент выдается главой государства, главой прави­тельства или министром иностранных дел представляемого го­сударства. В Российской Федерации выдача консульского па­тента производится МИДом России.

Страна, принимающая консула, выдает ему специальное разрешение на исполнение обязанностей консула - консуль­скую экзекватуру. С момента ее получения начинается деятель­ность консула.

Заведующий консульским отделом при дипломатическом представительстве не нуждается в получении консульского па­тента и консульской экзекватуры. Его назначение происходит в порядке, установленном для дипломатического персонала.

Штат консульских учреждений состоит из консульских должностных лиц, административно-технического и обслужи­вающего персонала.

Консульские функции. Их условно можно разделить на две категории. К первой относятся аналогичные или близкие функ­циям дипломатических представительств (имеются, естествен­но, различия в масштабах деятельности). Это защита интересов представляемого государства, его граждан и юридических лиц; содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между государствами; выяснение всеми закон­ными путями условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них своему правительству.

выдачу паспортов гражданам представляемого государства и виз (иных документов) лицам, выезжающим в представляемое государство;

оказание помощи и содействия гражданам и организациям представляемого государства, обеспечение надлежащего пред­ставительства своих граждан в судебных и иных учреждениях государства пребывания;

оказание помощи судам и самолетам, зарегистрированным в представляемом государстве, и их экипажам;

выполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и некоторых функций административ­ного характера.

Перечень названных и ряда других функций, содержащих­ся в Венской конвенции о консульских сношениях, дополня-

§ 5. Консульские учреждения

ется в двусторонних консульских конвенциях, а также - при­менительно к консульским учреждениям РФ - в Положении о Консульском учреждении Российской Федерации 1998 г. Здесь, в частности, названы такие функции, как осуществле­ние в пределах своей компетенции решения вопросов право­вой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам о соблюдении законодательства государства пребывания; введе­ние в установленном порядке учета находящихся в пределах консульского округа граждан РФ; принятие мер по розыску пропавших без вести в пределах консульского округа граждан РФ; оказание содействия гражданам РФ, находящимся в пре­делах консульского округа, в реализации избирательных прав и права на участие в референдуме; содействие установлению и развитию связей с соотечественниками, проживающими в пределах консульского округа; обеспечение безопасности кон­сульского учреждения, его сотрудников и членов их семей, принятие необходимых мер по обеспечению безопасности граждан РФ в условиях чрезвычайных ситуаций в пределах консульского округа; принятие мер по учету, обеспечению сохранности, благоустройству российских воинских и граж­данских захоронений, установленных на них.памятников, па­мятных знаков и мемориальных сооружений в пределах кон­сульского округа; участие в подготовке и обеспечении межго­сударственных обменов и визитов официальных делегаций; участие в пределах своей компетенции в подготовке проектов международных договоров РФ с государством пребывания; формирование банков данных по законодательству государст­ва пребывания и фирмам государства пребывания, заинтере­сованным в сотрудничестве с российскими партнерами, ока­зания на платной основе информационно-консультационных услуг, не запрещенных законодательством государства пребы­вания; выполнение иных функций в соответствии с законода­тельством РФ, международными договорами РФ, другими применимыми нормами международного права и с соблюде­нием законодательства государства пребывания.

Привилегии и иммунитеты консульских учреждений. Нормы, касающиеся консульских привилегий и иммунитетов, содер­жатся в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., в двусторонних консульских конвенциях. В Российской Феде­рации эти вопросы регламентируются также Положением о ди-

Глава 13. Право внешних сношений

§ 6. Торговые представительства

пломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР 1966 г.

Помещения, занимаемые консульскими учреждениями, включая резиденцию их главы, пользуются неприкосновенно­стью. Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 31 Венской конвен­ции о консульских сношениях власти государства пребывания могут вступать в помещения представительства «в случае пожа­ра или другого стихийного бедствия, требующего безотлага­тельных мер защиты».

Архивы, документы и официальная переписка консульского учреждения неприкосновенны.

Связь консульского учреждения со своим правительством и дипломатическим представительством своей страны на терри­тории государства пребывания осуществляется на тех же усло­виях и теми же средствами, что и дипломатического представи­тельства.

Консульское учреждение освобождается на основе взаим­ности от всех общегосударственных и местных налогов и сбо­ров.

Консульскому учреждению разрешается ввоз с освобожде­нием от таможенных пошлин предметов, предназначенных для служебного пользования, включая транспортные средства.

На помещении консульского учреждения вывешивается флаг и устанавливается эмблема представляемого государства.

Привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц. Во­прос о характере иммунитетов главы консульства и других кон­сульских должностных лиц решается не единообразно. Широ­кое распространение получили нормы, предусматривающие ог­раниченное (функциональное) освобождение указанных лиц от юрисдикции государства пребывания: они не подлежат юрис­дикции в отношении действий, совершаемых ими при выпол­нении консульских функций, т. е. в том, что касается служеб­ной деятельности. В ст. 41 Венской конвенции о консульских сношениях сформулирована норма, которая гласит:

«1. Консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании по­становлений компетентных судебных властей в случае соверше­ния тяжких преступлений.

2. За исключением случаев, указанных в п. 1 настоящей ста­тьи, консульские должностные лица не могут быть заключены в тюрьму и не подлежат никаким другим формам ограничения

личной свободы, иначе как во исполнение судебных постанов­лений, вступивших в законную силу».

Следует иметь в виду то обстоятельство, что данное положе­ние неоднозначно отражено в двусторонних консульских кон­венциях. Некоторые из них особо регламентируют статус главы консульского учреждения, предоставляя ему иммунитеты, ана­логичные иммунитетам дипломатических агентов. В ряде кон­венций все консульские должностные лица приравниваются по характеру иммунитетов и привилегий к дипломатическим аген­там. Однако в большинстве двусторонних консульских конвен­ций воспроизводятся основные положения ст. 41 Венской кон­венции о консульских сношениях.

Консульские должностные лица, включая главу консульско­го представительства, могут быть приглашены для дачи свиде­тельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением ими служебных функций. Однако в случае от­каза к ним не могут применяться меры принуждения или нака­зания. В ряде двусторонних консульских конвенций этот во­прос решен таким же образом, как в Венской конвенции о ди­пломатических сношениях.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...