За что учитель имеет ставить оценки. Что делать если учитель занижает оценки? Куда обращаться с претензией

О школьных оценках…

(Школьная оценка, что на самом деле в нее вкладывается: субъективная оценка учителем или она является определенным рычагом власти)

В современной системе образования очень остро стоит вопрос об оценке достижений ребенка. Если учитель поставит низкую оценку, то почти любой ребенок расстроится. Многие воспримут такую отметку как личную обиду. А некоторые даже потеряют интерес к школьному предмету. Как же быть учителю в такой непростой ситуации?

Каждый педагог хочет, чтобы его дисциплина занимала учеников. Очень важно, чтобы ребенок воспринимал отметку как оценку его работы, а не оценку нравственных качеств. Для того чтобы добиться такого результата учитель должен понимать некоторые основные моменты:

1. Цель ученика -это получение знаний, а не высокая отметка в дневнике.

2. Нельзя манипулировать оценкой в процессе урока.

3. Оцениваются знания, а не личность ученика.

4. Всегда нужно давать шанс исправить оценку.

5. Отметка не должна занижаться из-за личных обид.

Соблюдая эти несложные правила, каждый учитель сможет договориться с учеником. Стоит также помнить, что любой ребенок надеется на одобрение своей работы. Но важнее сделать так, чтобы ученики не ждали целый урок слов похвалы от учителя, а могли сами высказать мнение о работе друг друга. Такой подход заметно уменьшит недовольство учеников оценкой.

Так, например, после выполнения половины задания учитель предлагает ребятам поменяться тетрадями и доделать задание соседа. Затем нужно попросить, чтобы каждый поставил себе и соседу оценку за внесенный вклад. Так он добьется того, что класс будет работать совместно, сократится время выполнения, а главное, дети начнут ценить и оценивать работу друг друга.

Часто учителя отказываются от такого способа работы. Они мотивируют это тем, что ученики не знают критериев оценки и не могут объективно судить. Но мнение и реакция учителя зачастую сбивают с толку ребят. Они теряют уверенность, начинают переживать и путаться. А мнение одноклассника не обидит, пусть оно и будет не столь объективно.

И сегодня существует много нерешенных вопросов относительно школьных оценок. Это доказывает необходимость изменения порядка оценивания. В центре внимания учителя должна стоять работа ученика, а не его личностные качества и характер.

    У нас часто бывает несколько контрольных в день, особенно в конце четверти. Правильно ли это ?

Нет, неправильно. Расписание контрольных работ должно составляться в соответствии с санитарными нормами. Не рекомендуется проводить контрольные работы на первом и на последнем уроках, в понедельник и в пятницу (если урок только в этот день, то можно), а также устраивать несколько контрольных в один день. Если вы узнаете, что на один день запланировано проведение двух и более контрольных, можете идти к классному руководителю или завучу и просить перенести одну из контрольных на другое число.

    Как мне вести себя, если я считаю, что учитель все время несправедливо ставит мне оценки ?

Если вы убеждены, что учитель необъективен на уроках (занижает отметки, придирается к вашим устным ответам, не дает возможности ответить и так далее), то, при грамотном поведении вы сможете успешно решить эту проблему. Какие шаги Вам следует предпринять ?

    Собрать доказательства предвзятости учителя. Это не только ваши письменные работы с отметками и учительскими замечания­ми. Если одноклассники подтвердят, что учи­тель много раз бывал к вам несправедлив, то это будет самый весомый аргумент в вашу пользу.

    Рассказать обо всем родителям, чтобы для них ваши дальнейшие действия не стали неожиданностью. Если родители вас поддержат, то вы уже наполовину решили свою проблему.

    Откровенно рассказать о конфликтной ситуации классному руководителю, который может поговорить с учителем-предметником.

    Если разговор с классным руководителем не помог, вы (а лучше - ваши родители) вправе обратиться к школьной администрации или в Совет школы. Для решения конфликта мо жет быть создана специальная комиссия, которая оценит ваши знания по предмету.

Разумеется, все вышесказанное годится только в том случае, если вы хорошо знаете учебный материал и готовы отстаивать свою позицию.

    По текущим оценкам в четверти у меня выходит «четверка», а я хочу «пятерку». Но учитель не разрешает мне переписать несколько проверочных работ и не хочет спрашивать дополнительно. Что делать ?

Учитель прав. У каждого учителя есть своя система выставления оценок, в том числе четвертных и годовых. С этой системой он должен познакомить вас и ваших родителей в начале года. Постарайтесь учесть этот подход в следующей четверти.

    Что делать, если учитель ставит плохие оценки не за знания, а за поведение ?

Ставить оценку за поведение на уроке в журнал, как за знания, нельзя. Но если вы отвлекались, учитель задал вам вопрос, а вы не можете ответить, то учитель имеет право поставить вам отметку именно за плохой ответ. Если вы не услышали вопроса, вежливо переспросите. Иногда учитель может поставить двойку за поведение в дневник, но не ставит ее в журнал. Это сигнал для родителей (как замечание), что вы плохо себя ведете.

    Если я пропустил занятия по болезни, имеет ли право учитель ставить двойки за невыполненные задания и незнание пропущенного материала?

Ни в одном законе не описано, как должен действовать учитель в этой ситуации. Но есть общее правило: нельзя требовать от ученика знания того, чего ему не объяснил преподаватель. Кроме того, учитель обязан в своей работе учитывать индивидуальные особенности ребенка, в том числе и состояние его здоровья.

Имел ли право учитель ставить двойки, зависит от нескольких обстоятельств:

Во-первых, от того, сколько уроков вы пропустили: если пропущена полностью новая учебная тема, то нельзя требовать ее самостоятельного изучения.

Во-вторых, от характера заболевания: разрешалось ли вам читать, писать, сидеть за столом и т. д.

В-третьих, если вы проболели несколько недель, то очень важно, проследил ли учитель (классный руководитель) за тем, чтобы вам сообщали задания, предложил ли вам позаниматься дополнительно, когда вы пришли на занятия. Если вам так не повезло и вы явились на урок в тот момент, когда учитель решил провести контрольную работу, то сообщите учителю, классному руководителю о том, что вы не можете сейчас ее выполнять. В крайнем случае обращайтесь к завучу.

    На физкультуре я занимаюсь в подготовительной группе. На каком основании учитель оценивает всех входящих в эту группу не выше четверки»?

Учитель, безусловно, не прав. Существуют особые правила оценки учеников специальной медицинской группы. Конечно, им можно поставить «пятерку», если они хорошо занимаются.

    Двойки в году - что делать ?

Что ждет ученика, если среди его годовых оценок будет одна двойка? Должны ли его оставить на второй год?

Нет, его могут перевести в следующий класс условно. В течение следующего года он должен выучить все, что нужно знать по данному предмету и за этот, и за предыдущий год, то есть «ликвидировать академическую задолженность». Чтобы такой перевод стал возможным, за ученика должны поручиться его родители. Они становятся ответственными за исправление двойки перед школой, но учиться все равно должен сам ученик. Конкретные сроки ликвидации задолженности должны быть оговорены в локальном акте - например в приказе директора.

    А если я получил в учебном году две или больше двоек ?

Вам и вашим родителям предложат на выбор несколько вариантов:

    Остаться на второй год.

    Перейти в класс компенсирующего обучения.

    Продолжить учиться дома в форме семейного образования. Перевести условно в следующий класс такого ученика нельзя.

    Мне предлагают перейти в класс компенсирующего обучения. Что это? Что меня там ждет?

Эти классы создаются специально для помощи здоровым ученикам с трудностями в обучении, в том числе для тех, кто получил две и больше двоек в году. Решение о направлении туда ученика принимает школьный психолого-педагогический консилиум. В таком классе бывает меньше учеников (в среднем 9-12 человек, не больше 20), каждому ученику уделяется больше времени. Учащиеся занимаются только в первую смену, но программа в таком классе, как в обычной школе, а необлегченная. Родители обязательно должны дать свое согласие на ваш перевод в класс компенсирующего обучения. Без согласия родителей и заключения психолого-педагогического консилиума никого перевести в класс компенсирующего обучения нельзя.

«Критерии оценивания учащихся 1-4 классов»

Критерии оценок по математике

Критерии оценок по русскому языку

Критерии оценивания работ творческого характера

Критерии оценивания по литературному чтению

Критерии оценивания устных ответов

по разным предметам

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ПО МАТЕМАТИКЕ

Оценивание выполненных учащимися работ проводится в соответствии с существующими нормами оценки знаний, умений и навыков.

При оценивании отметкой знаний, умений и навыков, учащихся по математике важнейшим показателем меняется правильность выполнения задания. Отметка не снижается за неаккуратно выполненные записи (кроме неаккуратно выполненных геометрических построений - отрезка, многоугольника и пр.), за грамматические ошибки, нарушение общепринятых форм записи и т. п. Эти показатели несущественны при оценивании математической подготовки ученика, так как не отражают ее уровень.

Оценивание устных ответов по математике

«5» ставится ученику, если он:

а) дает правильные ответы на все поставленные вопросы, обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет самостоятельно использовать изученные математические понятия;

б) производит вычисления, правильно обнаруживая при этом знание изученных свойств действий;

в) умеет самостоятельно решить задачу и объяснить ход решения;

г) правильно выполняет работы по измерению и черчению;

д) узнает, правильно называет знакомые геометрические фигуры и их элементы;

е) умеет самостоятельно выполнять простейшие упражнения, связанные с использованием буквенной символики.

«4» ставится ученику в том случае, если ответ его в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но:

а) при ответе ученик допускает отдельные неточности в формулировках или при обосновании выполняемых действий;

б) допускает в отдельных случаях негрубые ошибки;

в) при решении задач дает недостаточно точные объяснения хода решения, пояснения результатов выполняемых действий;

г) допускает единичные недочеты при выполнении измерений и черчения.

«3» ставится ученику, если он:

а) при решении большинства (из нескольких предложенных) примеров получает правильный ответ, даже если ученик не умеет объяснить используемый прием вычисления или допускает в вычислениях ошибки, но исправляет их с помощью учителя;

б) при решении задачи или объяснении хода решения задачи допускает ошибки, но с помощью учителя справляется с решением.

«2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с решением задач и вычислениями даже при помощи учителя.

Критерии оценок письменных работ:

Математический диктант, включающий в себя 8-10 примеров для проверки вычислительных навыков:

«5» - все выполнено верно, не более одного недочета;

«4» - не выполнена 1/5 часть задания;

«3» - не выполнена 1/4 часть задания;
«2» - не выполнена 1/2 часть задания.

Комбинированная работа, включающая в себя задачи, уравнения, неравенства, вычисление знамений выражений:

«5» ставится при безошибочном решении задач и примеров;

«4» ставится, если в задачах или в примерах или при выполнении других заданий допущены 1-2 грубые или 4 негрубые ошибки;

«3» ставится, если в задачах, или в примерах, а также при выполнении других заданий допущено не более 5 грубых или 8 негрубых ошибок;

«2» ставится, если в одной или в обеих частях работы допущено более 5 грубых или более 8 негрубых ошибок.

При оценке работ, состоящих только из задач (если обе задачи равнозначны):

«5» ставится, если правильно решены обе задачи;

«4» ставится, если при правильном ходе решения обеих задач допущена 1 ошибка в вычислениях;

«3» ставится, если:

а) при правильном ходе решения обеих задач допущены 2 -3 грубые ошибки;

б) если одна задача решена правильно, а в другой ошибка в ходе решения;

«2» ставится, если в обеих задачах неверный ход решения. Если первая задача является, с точки зрения учителя, основной, а вторая дополнительной, то оценка «3» может быть поставлена, если вторая задача не решена или решена ошибочно. Если не решена основная задача, то ставится оценка «2».

При оценке работ, состоящих из трех задач (4 класс):

«5» ставится за правильное решение трех задач;

«4» ставится за правильное решение двух задач;

«3» ставится, если одна задача решена правильно полностью, а в других задачах допущена ошибка в вычислениях, либо решение незакончено, пропущено действие и др.

Если же две задачи решены неправильно (и среди них более сложная), то в таком случае ставится «2».

При оценке письменных работ по математике грубой ошибкой

неверное выполнение вычислений;

неправильное решение задач (пропуск действий, невыполнение вычислений, неправильный ход решения задач, неправильное пояснение или постановка вопроса к действию);

неправильное решение уравнения и неравенства;

неправильное определение порядка действий в числовом выражении со скобками или без скобок.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Критерии оценки диктантов

«5» ставится за диктант, написанный без ошибок и исправлений с соблюдением требований к каллиграфическому письму. Допускаются единичные случаи отступления от норм каллиграфии, а также одно исправление (вставка пропущенной буквы, исправление неточно написанной буквы).

«4» ставится в следующих случаях:

а) при двух орфографических ошибках и одной пунктуационной;

б) при одной орфографической и двух пунктуационных ошибках. Работавыполнена аккуратно, допускается небольшое отклонение от норм каллиграфии, одно исправление любого характера.

«3» ставится за диктант при следующем соотношении орфографических и пунктуационных ошибок:

а) три орфографические и две-три пунктуационные;

б) четыре орфографические и две пунктуационные;

в) пять орфографических и одна пунктуационная. Работа выполнена небрежно. Не соблюдены нормы каллиграфии, допущено по одному исправлению любого характера.

«2» ставится за диктант, в котором допущено шесть-семь орфографических ошибок. Работа выполнена небрежно, имеются значительные отклонения от норм каллиграфии.

За ошибку в диктанте считается отклонение от правил орфографии при написании слов, а также замена, пропуск букв в словах; замена слов; отсутствие знаков препинания, изучение которых предусмотрено программой; неправильное написание словарных слов (в пределах программы данного класса).

За ошибку в диктанте не считаются:

а) ошибки, связанные с тем, что та или иная орфограмма не входит в программу для изучения в данном классе или в данной четверти;

б) единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего написано с заглавной буквы;

в) единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считается:

а) два исправления орфографического характера;

б) две однотипные пунктуационные ошибки;

в) повторение ошибок в одном и том же слове;

г) две негрубые ошибки, например, нарушение границ корня при переносе, если при этом не нарушен слоговый раздел.

Негрубыми считаются следующие ошибки:

а) повторение одной и той же буквы в слове;

б) при переносе слова, часть которого написана на одной строке, а на другой - опущена:

в) дважды написано одно и то же слово в предложении.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТ ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Во втором и третьем классах, за обучающие изложения и сочинения в журнал выставляется одна отметка - за содержание.

В третьем классе проводится 1 контрольное изложение за учебный год, в четвертом – 2 контрольных изложения за год.

Отметки за контрольные изложения и сочинения выставляются через дробную черту - за содержание и грамматику. В четвертом классе за обучающие изложения и сочинения в журнал выставляются обе оценки: в одну клетку (5 5).

Нормы оценки работ творческого характера

«5» ставится за последовательное и правильное воспроизведение авторского текста (изложение), логически оправданное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильное речевое оформление. Допустимо не более одной речевой неточности.

«4» ставится за правильную и достаточно полную информацию по авторскому тексту (изложение). Тема раскрыта, но имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. Допустимо не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста.

«3» ставится за некоторые отклонения от авторского (исходного) текста (изложение), отклонения от темы

(в основном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений), бедность словаря, речевые неточности, Допустимо не более пяти недочетов речи в содержании и построении текста.

«2» ставится при выполнении контрольных изложений и сочинений за несоответствие работы теме, значительные отступления от авторе кого текста, большое количество неточностей фактического характера. нарушение последовательности наложения мыслей, отсутствие связи между частями текста, бедность словаря. В целом в работе допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

За грамотность:

«5» - отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, допустимо одно- два исправления;

«4» - не более двух орфографических и одной пунктуационной ошибки, одно-Два исправления;

«3» - три-пять орфографических ошибок, одна-две пунктуационные, одно-два исправления;

«2» - шесть и более орфографических ошибок, три-четыре пунктуационных, три-четыре исправления.

На начальной ступени школы творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не выставляется и в классный журнал не заносится (обязательно выполняется работа над ошибками).

При проверке тестовых заданий подсчитывается количество набранных баллов. Перевод их на четырехбалльную шкалу осуществляется по следующей схеме:

100-95 % полученных баллов от максимального количества - «5»;

94-75 % - «4»;

74-50 % - «3»;

49% и ниже - «2».

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Контрольная проверка навыка чтения проводится в конце каждой четверти, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям:

Осмысленность, беглость (темп), правильность, выразительность.

"5" - ставится, если выполнены все 4 требования;

"4" ставится, если не выполнено одно из перечисленных требований;

"3" ставится, если не выполнено два из перечисленных требований;

"2" ставится, если не выполнены: три требования.

В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка «4», и если не уложился в норму по беглости на большое количество, то - «3».

Нормы оценки уровня литературного развития учащихся

Оценка "5": верное определение темы, идейного содержания произведения;

способность к целостному представлению о произведении (во втором классе и в первом полугодии третьего класса на эмоциональном уровне), к пониманию его основного конфликта;

адекватный эмоциональный отклик на общий настрой текста, способность верной оценки оттенков чувств, их динамики;

способность к проведению аналогий между описанной в тексте ситуацией и реальной жизненной ситуацией;

достаточный словарный запас, позволяющий вербально делиться своими эмоциями, мыслями, рассуждать по поводу прочитанного; оперирование в речи изобразительно-выразительными средствами языка;

осознание логики событий в тексте, способность устанавливать причинно-следственные связи;

способность верной оценки мотивов поведения литературных персонажей с обоснованием собственной точки зрения, стремление к осмыслению характеров персонажей;

внимательное отношение к тексту произведения, потребность в обращении к тексту, его художественным деталям, эпизодам с целью более глубокого осмысления;

составление вопросов проблемного характера, направленных на осмысление литературного произведения, мотивов поведения персонажей;

наличие мотивации в работе над текстом; способность к размышлению над прочитанным;

определённый уровень обобщения прочитанного на уровне эмоциональной оценки;

достаточно высокий уровень воссоздающего воображения;

способность практического применения литературоведческих знаний при анализе произведения;

высокая степень готовности к литературному творчеству, способность к проявлению личностной позиции, использованию в процессе творческой работы изобразительно-выразительных средств языка;

достаточно высокий уровень читательского кругозора.

Оценка "4" : верное определение темы произведения, по возможности правильное определение идейного содержания;

стремление к осмыслению текста в целом;

способность к адекватной эмоциональной реакции на общий настрой текста при отсутствии чёткого различения оттенков и динамики чувств;

способность к соотнесению описанной в тексте ситуации с реальной жизненной ситуацией;

определенный объём словарного запаса для передачи своих мыслей, эмоций, однако недостаточный для передачи полноценной картины ощущений;

осознание логики событий в целом, допущение неточностей в установлении причинно-следственных связей;

способность правильной оценки мотивов поведения персонажей;

возникновение потребности в использовании материала текста при его анализе;

составление вопросов оценочного характера;

стремление к размышлениям по поводу развития действия, к обоснованию своих ответов;

недостаточно высокий уровень обобщения прочитанного;

недостаточный уровень развития воссоздающего воображения, замена его конкретным перечислением эпизодов, событий, поступков, деталей;

определённый уровень знаний по теории литературы, умение применять их при анализе произведения;

активное стремление к творческой деятельности с высокой степенью эмоциональной отдачи;

определённый уровень читательского кругозора.

Оценка "3" : возможно верное определение темы произведения, однако осознание его идейного содержания даётся с трудом;

низкий уровень целостного представления о произведении при достаточно хорошем запоминании событий, воспроизведении описанных в тексте ситуаций с высокой степенью соответствия;

определённая степень эмоциональной реакции на общий настрой текста при неспособности различения оттенков и динамики чувств;

не всегда удачные попытки соотнесения описанной в тексте ситуации с реальной жизненной ситуацией;

небольшой объём словарного запаса;

неспособность установления причинно-следственных связей при ярко выраженном стремлении к осознанию логики событий в тексте;

стремление к оценке мотивов поведения персонажей произведения при низком уровне способности к выражению своего мнения о них;

отсутствие потребности в обращении к материалу текста при его анализе;

частичная мотивация в работе над текстом, попытки обосновать свои ответы;

способность составления вопросов ретроспективного характера, не затрагивающих проблематики текста;

низкий уровень обобщения прочитанного, замена его пересказом сюжета;

недостаточно развитое воображение;

недостаточное осмысление литературоведческих, терминов, изучаемых согласно программе;

при попытках применения теоретических знаний во время анализа произведения часто допускаются ошибки;

проявление интереса к творческой деятельности, частичные успехи в создании собственных текстов различного характера;

недостаточный уровень читательского кругозора.

Оценка "2" : неспособность определить тему и идею произведения;

отсутствие целостного представления о произведении, сосредоточение внимания на отдельных событиях;

отсутствие связи эмоционального восприятия произведения с конкретными ситуациями, описанными в тексте;

неумение провести параллель между ситуацией текста и реальной жизненной ситуацией;

ограниченный словарный запас, недостаточный для выражения собственных ощущений;

неспособность устанавливать причинно-следственные связи;

непонимание причин поступков литературных героев, неспособность выразить своё мнение о персонаже;

нежелание и неумение обращаться к тексту произведения при его анализе;

отсутствие мотивации в работе над произведением, нежелание выполнять задания учителя;

составление ограниченного количества вопросов буквального характера, воспроизводящих начало текста, реже - эпизод из произведения;

неспособность к обобщению прочитанного;

незнание литературоведческих терминов, изучаемых
согласно программе;

отсутствие интереса к творческой деятельности;

низкий уровень или отсутствие читательского кругозора.

Чтение наизусть

«5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает;

«4» - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

«3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста, читает без выражения;

«2» - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Требования к выразительному чтению:

1.Правильная постановка логического ударения.

2.Соблюдение пауз.

3.Правильный выбор темпа.

4.Соблюдение нужной интонации.

5.Безошибочное чтение.

«5» - выполнены правильно все требования;

«4» - не соблюдены 1-2 требования;

«3» -допущены ошибки по трем требованиям;

«2» - допущены ошибки более, чем по трем требованиям.

Требования к чтению по ролям:

2.Подбирать правильную интонацию.

«5» - Выполнены все требования

«4» - допущены ошибки по одному какому-то требованию

«3» - допущены ошибки по двум требованиям

«2» -допущены ошибки по трем требованиям

Требования к пересказу

«5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков;

«4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их;

«3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки;

«2» - не может передать

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК УСТНОГО ОТВЕТА

Характеристика цифровой оценки (отметки)

"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения;

"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок иди 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

"3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок пли более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса. отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

по разным предметам:

Ошибки:

неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы:

отсутствие обозначений и подписей;

отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

неточности при нахождении объекта на карте.

Методические рекомендации на основании документов МинОбра.

Промежуточная аттестация является удобным способом контроля успеваемости учащихся. При выставлении четвертной оценки учитываются все сильные и слабые стороны ребенка. Таким образом можно получить объективную оценку его знаний. Хотя по ряду предметов, таких как физическая культура, музыка и ИЗО рекомендуется введение безотметочной системы.

В Вашей школе должно быть разработано Положение об оценивании достижений учащихся по предметам, учитывающее также спорные моменты. Система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения должны быть указаны в Уставе учреждения (ст.13 закона РФ «Об образовании»). Заметим, что при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора методов оценки знаний обучающихся (ст. 55 закона РФ «Об образовании»).

  1. При использовании устаревшего способа выставления четвертной оценки, учитель суммировал все полученные ребенком баллы и вычислял среднее арифметическое.
    Далее оценка округлялась до целых чисел в большую сторону если первая цифра после запятой равна или больше 5, и в меньшую сторону если эта цифра меньше 5.
    Этот способ промежуточной аттестации являлся несовершенным, так как при подсчете не учитывалось, за что же именно ребенок получил ту или иную оценку.
    Именно поэтому сейчас этот способ не рекомендован к применению МинОбром.
  2. Большую значимость имеют баллы, заработанные за проверочную или контрольную работу.
    Оценки за классную работу и ответы у доски рассматриваются как менее значимые.
    Результаты домашних работ и вовсе имеют небольшой вес, так как при их выполнении ребенок имеет возможность воспользоваться дополнительными материалами и посторонней помощью, он не ограничен во времени, а потому оценка домашней работы является довольно субъективной и учитывается при выставлении оценок лишь в спорных случаях, как показатель старательности учащегося.
  3. Если в четверти ребенок имел хотя бы одну неудовлетворительную оценку по предмету, то при аттестации ему не может быть выставлен высший балл.
    Но и из этого правила могут быть исключения.
    Если в итоговой контрольной работе были задания на тему, по которой у ребенка ранее был неудовлетворительный результат, но сама работа выполнена на высший балл, то на усмотрение учителя четвертная оценка также может быть отличной.
  4. Суммируйте все оценки, полученные за домашние задания, и вычислите общий результат.
    Таким же образом посчитайте средний балл за классные работы.
    Если результаты классных и домашних работ совпадают, можно считать, что это объективная оценка знаний учащегося.
    Если балл за классные работы выше или ниже, чем за домашние, следует считать именно его приоритетным.
  5. Посчитайте и оцените общий результат контрольных работ.
    Если он совпадает с оценкой за домашние и/или классные работы, следует считать его четвертным итогом.
    Если баллы за контрольные работы выше или ниже, приоритет отдается баллам за контрольные работы.
  6. В спорных случаях следует проанализировать результаты и попытаться понять причину низких оценок.
    Если проверочные задания выполнены хуже из-за медлительности или неаккуратности ученика, но объективно его знания выше полученного результата, можно поставить более высокий балл.
  7. Учитывайте и индивидуальные особенности ребенка при выставлении четвертных оценок.
    Если вам известно, что устные ответы школьника всегда намного лучше письменных в силу его личностных качеств, оценку можно немного повысить, заостряя внимание на результатах вербальных методов работы с ним.
    Возможна и обратная ситуация: если ребенок успешнее в письменных работах, чем в устных, обращайте внимание на соответствующие отметки. Это поможет более объективно оценивать имеющиеся у учащегося знания, учитывая уровень его коммуникативных способностей.
  1. Приказ Министерства Просвещения СССР от 27.12.1974г. №167 «Об утверждении инструкции о ведении школьной документации»;
  2. Приказ Минобразования РФ от 29.12.1997г. №2682 «О нарушениях при подготовке и проведении итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений»;
  3. Письмо Минобразования России от 19.11.1998г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе";
  4. Письмо Минобразования России от 20.02.1999г. № 220/11-12, п. 12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы»;
  5. Методические рекомендации по работе с документами в образовательных учреждениях (письмо Министерства образования Российской Федерации от 20.12.2000г. №03-51/64);
  6. Письмо Минобразования РФ от 07.02.2001г. №22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений»;
  7. Письмо Минобразования РФ от 16.05.2002 N 14-55-353ин/15 "О Методике создания оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников вузов";
  8. Письмо Министерства образования Российской Федерации № 13-51-237/13 от 03.10.2003 «О введении безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке».

Любой человеческий труд должен быть оценен по достоинству, даже если он заключается в получении знаний, а рабочим местом является школа. Но в то время как работа зрелого человека оценивается в соответствии с Трудовым кодексом, проработанным временем и установленной заработной платой, то школьные отметки проставляются индивидуально по решению преподавателя.

Для большинства родителей основной целью обучения является приобретение знаний, а отметки в дневнике это лишь формальность. Но на детях, особенно тех, кто учится в начальных классах, низкие отметки могут не наилучшим образом сказаться в плане последующей мотивации к учебе и на развитии интеллектуальной оценки в целом. Если в выпускных классах низкие отметки, как правило, стимулируют на получение высшего балла, потому как это, несомненно, поможет получить аттестат с хорошими оценками, медаль, поступить в высшее учебное заведение, то у малышей низкие показатели могут навсегда отбить желание учиться.

В этой ситуации главное - разобраться в причине, не понимает ли что-то ребенок или учитель занижает отметки? В первом случае все проще - нужно просто больше заниматься, а как поступить во втором случае, что делать, если учитель занижает оценки?

Учитель намеренно занижает отметки или ребенок недостаточно знает материал

Если вы думаете, что преподаватель намеренно оценивает знания вашего ребенка ниже, сначала стоит попытаться объективно оценить ситуацию. Любой родитель считает своего ребенка самым умным, по этой причине он не может получать неудовлетворительные оценки в школе, соответственно дело в учителе. Стоит понимать, что просто так занижать баллы учителю невыгодно, поскольку это портит его имидж перед коллегами, к тому же по итогам каждой четверти он сдает отчет по успеваемости.

Не знаете, как поступить, если учитель занижает оценки? Если ребенок учится в начальных классах, то родителям непременно нужно познакомиться с классным руководителем, узнать его мнение о поведении и умственных способностях ученика, а также понять, какие предметы даются ему сложно и что сделать для повышения успеваемости. Или, напротив, ребенок мог серьезно увлечься каким-то отдельным предметам, и тогда следует задуматься о дополнительных занятиях для углубления познаний. Кроме того, можно условиться с учителем о возможности посетить некоторые уроки под предлогом знакомства с методикой обучения и сравнительного исследования успеваемости своего чада с остальными детками.

Не знаете, как понять, что учитель занижает оценки? Цель родителя заключается в том, чтобы распознать слабые и сильные стороны ребенка, а также узнать, что о нем думает учитель. Личную точку зрения преподавателя легко можно понять по проверке письменных заданий, где будут отображаться исправленные некорректно ошибки. Гораздо сложнее с устными ответами. Дело в том, что многие учителя предъявляют слишком высокие требования к устным ответам, то есть к презентации домашних работ. У некоторых учеников существует страх перед публичными выступлениями. Дети не могут внятно изложить материал, путаются, а иногда вовсе забывают перед выступлением. В результате ребенок получает низкий балл, но происходит это не из-за незнания урока, а по причине волнения.

Боязнь выступлений - это страх, который может сопутствовать человеку в течение всей жизни, не только в детстве. Поэтому если вы обнаружили у ребенка эту проблему, предупредите о ней преподавателя. Объясните ему, что ученик не может ответить не из-за отсутствия знаний, он просто волнуется, и в таких ситуациях ему необходима помощь, а не занижение оценок.

Что делать родителям, если учитель занижает оценки намеренно

Заниженные баллы за успеваемость приносят не только нравственные страдания, но и влияют на итоговые результаты, а соответственно, на возможность получения дальнейшего образования в средних и высших учебных заведениях. Следовательно, у родителя или учащегося появляется право защищать собственные интересы как на административном, так и на судебном уровне.

Административный порядок предполагает право обжаловать выставленную оценку как самому лицу, принявшему это решение, так и вышестоящим лицам, то есть директору школы, но как доказать что учитель занижает оценки? Отметку за письменную работу оспорит довольно легко, это заметно по некорректным придиркам. Но если дело касается устного ответа, то решить проблему становиться сложнее, необходимо заранее зафиксировать ответ, а также выдвинутые по нему замечания.

Текущая оценка знаний учеников регулируется исключительно актами определенного образовательного учреждения. В каждом учебном заведении существует положение о текущей аттестации и оценке достижений. Этот документ должен содержать четкие параметры оценивания знаний учеников по всем предметам, а также описание критериев не прохождения аттестации. Документ подлежит ознакомлению родителями и учащимися.

Лучшее решение доказательства знаний учащихся - это участие во Всероссийской олимпиаде школьников по спорному предмету.

При выставлении отметок преподаватель, как правило, руководствуется не только установленными нормами оценивания знаний, но и различными педагогическими соображениями. На свое усмотрение он может поставить оценку на балл выше тому, кто в первый раз что-то сделал, и, напротив, занизить ее отличнику, начавшему лениться. В обоих случаях это должен послужить стимулом, с педагогической точки зрения. Это довольно спорный метод, поскольку все дети разные, но на практике он применяется повсюду. Поэтому в первую очередь, необходимо спокойно выяснить, какими соображениями руководствовался учитель при выставлении отметки.

Вот, что отвечает психолог на вопрос о том, как поговорить с учителем, который занижает оценки.

Разговор с преподавателем изначально должен строиться на волне «презумпции невиновности», то есть с точки зрения того, что он желает ученику только добра, просто вы его понимаете по-разному. К примеру, вы уверены, что хорошо учиться вашему ребенку мешает неуверенность в себе, и соответственно, всеми силами стараетесь его поддерживать. Преподаватель же придерживается другой точки зрения - он считает, что четкая и строгая обстановка гораздо эффективнее отражается на выработке таких качеств, как добросовестность и организованность. Поэтому очень важно понимать, чем руководствуется учитель, и какие требования предъявляет. Соглашаться с ними или нет, решает родитель, но обладая информацией, требования можно обсудить. Попросите учителя дать четкую формулировку, какие действия должен выполнить мой ребенок, чтобы получить пятерку, запишите все в присутствие учителя и договоритесь с ребенком проделать это хоть раз. Если и в этом случае оценка не будет удовлетворительной, то можно смело жаловаться по инстанциям.

Куда обращаться с претензией

Итак, куда жаловаться, если учитель занижает оценки? Ваше терпение лопнуло от слез ребенка, встречи с преподавателем не приносят никакого результата, а на все вопросы преподаватель решительно и без объяснений заявляет, что он так решил, и прочих вариантов быть не может? Выход один - писать жалобу! Не знаете, как написать жалобу на учителя? Читайте далее.

Первое, что нужно сделать, - просмотреть нормативные документы учебного заведения и изучить в них раздел о критериях оценивания знаний. Это необходимо для того, чтобы не попросту размахивать руками, а задавать аргументированные вопросы и знать когда можно возразить. Ознакомиться с документом можно только в школе, поскольку критерии оценок не устанавливаются на законодательном уровне.

Кстати говоря, отметки ученикам могут проставляться и за поведение, но они проставляются отдельно от оценки за предмет и не должны отражаться на оценивании знаний.

Для пересмотра итоговых результатов, как правило, собирается комиссия из трех человек и в присутствии родителей осуществляется тестирование фактических знаний ребенка.

На что нужно обратить внимание

Не знаете, что делать, если учитель занижает оценки? Тут важно понимать, на каждое действие преподавателя можно пожаловаться и доказать факт занижения, а сделать это бывает очень непросто. Дело в том, что преподавательская деятельность осуществляется в рамках Закона об образовании, где прописано о его праве свободно выражать собственное мнение и противостоять вмешательству в его деятельность. Простыми словами, педагог самостоятельно выбирает методы и средства обучения, а также воспитания. Поэтому придется очень постараться, чтобы доказать, что учитель действует непедагогично.

Однако и с этим можно бороться. Если родитель не согласен с методом преподавания, то он имеет право обратиться к директору школы либо в департамент образования по месту расположения школы с просьбой проведения переаттестации либо замены определенного учителя, соответственно, указав весомые для этого причины.

Визит в школу

Итак, вы подготовились, изучили критерии оценок, значит, пришла пора отправиться в школу.

Куда обращаться, если учитель занижает оценки? Как поступить, когда администрация учебного заведения отстаивает интересы коллектива и не собирается предпринимать никаких действий? В этом случае придется начинать «военные действия» путем обращения в департамент образования либо направлением жалобы на администрацию школы за бездействие в Рособлнадзор, отвечающий за образовательную деятельность вашего региона.

Может, оставить все как есть?

Не каждый родитель готов идти к директору школы и отстаивать права ребенка, чаще всего это связано со стереотипом, что станет еще хуже. Доля истины в этом, конечно же, есть, но очень неприятно мириться с тем, что кто-то неправ и продолжает делать, так как ему хочется, пользуясь своим служебным положением. К тому же, задумайтесь, какой пример вы подаете ребенку: у него войдет в привычку молча сидеть в сторонке и кивать тому, кто смелее и авторитетнее его.

Не знаете, как повлиять на учителя, который занижает оценки? Если вы не из тех, кто будет доказывать собственную правоту и выяснять отношения, тогда у вас есть всего один выход - дать совет ребенку быть лучшим! То есть ему придется зубрить все так, чтобы ни один педагог не смог найти к чему придраться.

Это означает, что все письменные работы должны быть сделаны идеально не только по теме, но и по оформлению и грамотности. Вся школьная программа должна быть освоена на 100%. Только в этом случае ни один преподаватель не сможет найти слабое место. Такой подход стоит невероятных усилий, но заложит хороший фундамент - ребенок сможет сдать любые экзамены и получить наивысший балл даже если все будут против него

Некоторые предпочитают вовсе не замечать, что им занижают оценки, и просто смиряются с этим. По большому счету, красивые «пятерки» и «четверки» нужны только родителям. Поэтому если ваш ребенок совершенно не беспокоится о том, что учителя занижают оценки в выпускном классе, ему не нужны грамоты и медали, но при этом он уверен, что хорошо напишет ЕГЭ, результаты которого откроют все дороги в высшие учебные заведения, то стоит ли тратить нервы?

Если же это принципиальный вопрос, то утереть нос всему педагогическому составу помогут победы в олимпиадах. Докажите преподавателю, что вы лучший, заняв одно из призовых мест по спорному предмету. В этом случае педагога непременно вызовут к начальству и, глядя в глаза, поинтересуются, как у победителя олимпиады могут быть низкие баллы по предмету?

Что делать, если учитель занижает оценки, вы знаете. Решение стоит принимать исходя из собственного характера, а также настроя и желания самого ребенка. Может быть, для него это не так уж и важно?

Залогом успеха является примерное поведение

В некоторых случаях занижение оценок может быть связано с неподобающим поведением ребенка. Как бы хорошо он ни был знаком с программой, огромную роль при выставлении отметок играют взаимоотношения ученика с учителем. Иногда даже незначительная дерзость со стороны ученика может расцениваться педагогом как посягательство на его авторитет. Ребенок в течение занятия делает следующие вещи:

  1. Дерзко себя ведет.
  2. Перебивает преподавателя.
  3. Не слушает учителя.
  4. Не выполняет задания и прочее.

Естественно, педагог любыми способами старается поставить ученика на место. Поэтому при отличных знаниях, но низких баллах стоит задуматься о поведении ребенка. Лучшим решением в этом случае станет извинение перед преподавателем и изменение поведения во время урока.

Обратная ситуация

Бывает так, что преподаватель всеми силами старается помочь ученику, но это не приносит результатов. В этом случае никак не обойтись без помощи родителей, которые совместными с педагогом усилиями смогут повлиять. Душевная беседа может прояснить причины и позволит найти решение для улучшения успеваемости ученика.

В заключение

Итак, что делать, если учитель занижает оценки? При явном занижении отметок ученик, а также его родители должны предпринять все возможные шаги для восстановления справедливости. Иначе ребенок может лишиться возможности продолжать обучение в средне специальных и высших учебных заведениях. Можно использовать все варианты, как активное доказывание с фактами перед комиссией либо победы на олимпиадах с демонстрацией собственных достижений. Кто-то изберет другой путь и спустит все на тормозах. Главное - вы должны показать ребенку, что свои права всегда нужно отстаивать, подбирая для этого наиболее подходящий способ и стать для него надежным плечом, на которое он всегда сможет опереться.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...