6 видов налогов. Краткое описание основных налогов рф для начинающих предпринимателей

Существует огромное количество классификаций налогов, однако всех их можно объединить по трем признакам – это фискальная, регулирующая и социальная составляющие.
Что такое фискальная функция не трудно догадаться – это пополнение государственного бюджета. По сути, это главная миссия налогов. Средства населения, предприятий и организаций аккумулируются и далее перераспределяются, обеспечивая этим необходимые условия для эффективного управления.

Что касается регулирующей функции, то здесь государство посредством налогов влияет на деловую активность, экономический рост или спад, увеличение или снижения спроса и предложения и т.д.
Главным механизмом социальной функции является социальная справедливость: богатые должны платить больше, а бедные – меньше. Она проявляется, путем применения всевозможных льгот, вычетов, упрощений или отмены налогов.
Прежде всего, они направлены на слои населения с невысоким доходом. А вот граждане, имеющие высокие доходы – наоборот должны отчислять больше. Ярким примером тому служит повышенные ставки транспортного налога на роскошные авто.

Прямые и косвенные налоги.

Если структурировать все налоги по различным признакам, то получим следующие формы налогов. Главным признаком здесь является способ изъятия, как с физических, так и с юридических лиц.

Прямые налоги всем нам хорошо известны – они изымаются из части дохода (подоходный налог, налог на УСН, налог на прибыль и пр.), либо из стоимости определенного имущества (налог с продажи объектов движимого и недвижимого имущества, земельный налог, налог с наследства и пр.).

Косвенные налоги отличаются скрытым характером. Всем нам хорошо известный НДС является ярким представителем косвенного налога, скрывающегося в стоимости товара. Каждый раз, оплачивая товары в супермаркете, покупатели автоматически становятся плательщиками данного налога. То же касается и акциза. Если о существовании прямых налогов нам хорошо известно, то о косвенных мы иногда можем и не догадываться! Таким образом, косвенные налоги еще выполняют и ценообразующую миссию.

У каждой из этих форм есть свои плюсы и минусы для государства. Например, стабильность поступлений в бюджет прямых налогов – главное их преимущество.
А вот открытый характер – наоборот недостаток, поскольку создаются предпосылки для уклонения от их уплаты (скрываются доходы, осуществляются действия с фиктивным налоговым кредитом по НДС и др.)
Как уже говорилось, скрытый характер косвенных налогов делает их менее ощутимыми для плательщиков, ведь не всегда на товаре указано, какие именно косвенные налоги включены в его цену.
Помимо этого, они играют некоторую роль в регулировании спроса на товары, которые могут принести вред здоровью (алкоголь, табачные изделия), ведь за счет акцизного налога цены на эти товары далеко не самые низкие. Стимулирование национального производства – также прерогатива косвенных налогов.

Отечественные товары для потребителей намного доступнее иностранных за счет отсутствия таможенных пошлин. А вот неучтеность фактора социального неравенства в доходах – беспрекословный минус косвенных налогов, ведь повышение цен чаще всего на себе ощущают именно малообеспеченные слои населения, в том время как богатые даже могут и не заметить разницы. В связи с этим можно часто наблюдать различные программы для бедных – товары для таких категорий людей продают по льготным ценам, без включения в них косвенных налогов.

Федеральные, региональные, местные.

Следующим признаком для определения формы налогов будет уровень бюджета, в который идут поступления. В связи с этим выделяют: федеральные, региональные и местные налоги.

Налоговый кодекс определяет федеральные налоги обязательными к уплате на всей территории РФ. Какие же налоги к ним относятся?

Региональные налоги обязательны к уплате субъектами Федерации в соответствующем регионе. При этом правительство в праве пересматривать ставки, изменять условия оплаты налогов или вообще их отменять. К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный налог.

По принципу региональных, местные налоги имеют гибкость в отношении установления, ставок и отмены на уровне власти муниципалитета и включают в себя: земельный налог, налог на имущество физ. лиц, торговый сбор.

Общие и специальные налоги.

Если рассматривать характер целевого использования средств, поступающих в бюджет, то можно определить такую закономерность:

Общие налоги не имеют точно определенной цели использования, то есть эти средства обеспечивают всесторонние расходы государства – как текущие, так и капитальные (налог на прибыль, НДФЛ, НДС и др.) А вот специальные налоги предназначены для конкретной цели (отрасли).
Например, раньше средства от поступлений транспортного налога использовались исключительно для ремонта и строительства дорог. Сейчас данный налог уже относится к общим. Однако существуют регионы, где по инициативе региональных властей созданы дорожные фонды и средства из них идут исключительно по целевому направлению – на развитие дорожной отрасли. К специальным также относится налог на добычу полезных ископаемых, земельный налог, водный налог.

Пропорциональные, прогрессивные и регрессивные формы налогов.

Такая классификация форм налогов возникла на основе механизма действия ставок. Зависимость по пропорции (пропорциональные налоги) означает, что ставка никак не меняется от изменения дохода и устанавливается в фиксированной величине (в основном это процент от дохода или стоимости). Этот принцип положен в основу многих современных налогов, к примеру, предприятие платит налог на прибыль в размере 20% при любой величине полученной прибыли.

Прогрессивные налоги предполагают изменение ставок с изменением величины налогооблагаемого объекта, а поскольку слово «прогресс» – это движение вверх, то неудивительно, что ставки имеют тенденцию только к повышению при увеличении дохода. Тот же пример относительно налога с владельцев ТС: ставки увеличиваются при стоимости авто от 1 миллиона рублей.

Механизм регрессивного налога работает по принципу обратной пропорции: чем больше база налогообложения – тем меньше налог. В чистом виде эту форму налога встретить достаточно тяжело, да и вообще кажется нелогичной подобная взаимосвязь. Однако регрессивные налоги призваны стимулировать деловую активность, рост производства, желание работать и приносить выгоды не только себе, но и экономике страны. Поэтому в количественном соотношении сборов данная форма может опередить даже прогрессивный метод. В России по этому принципу пытаются вывести из тени зарплату работников – чем больше размер заработной платы, тем меньше отчисления в фонды.

Кадастровые, по источнику налогообложения, по декларации.

Данные формы налогов образовались в зависимости от уплаты. Например, форма «по декларации» предполагает сдачу в налоговую службу документа специальной формы, в которой плательщик заявляет о своих налоговых обязательствах (НДС, налог на прибыль и прочие).

«У источника выплаты» подразумевает получение налогоплательщиком дохода уже за вычетом налога. Классический пример – работники получают зарплату «на руки» за минусом налоговых удержаний.

Кадастровая форма отличается тем, что доходность от операции определяется с помощью специального реестра, содержащего информацию о типичных объектах. Земельный налог относится к данной форме, поскольку он определяется исходя из кадастровой стоимости земли.

Таким образом, разнообразные формы налогов государства связаны во многом с его основной целью – финансированием. Но совершенствование налогового механизма во многих странах способствует некоторому смещению приоритетов – важно не только изымать, но и заботиться о развитии, поэтому на одно место с фискальной задачей становится социальная политика, культурная составляющая, экология и безопасность.

Авторские права

(с)ООО "Азбука Бизнеса" 2009-2015.

В случае размещения этого текста на других ресурсах сети Интернет, все ссылки в тексте должны быть сохранены и быть активными. Активная гиперссылка на этот текст обязательна.

Практическое применение

На момент опубликования этой статьи она полностью соответствует действующему законодательству. Однако, законодательство меняется, применимость тех или иных советов может зависеть от Вашей конкретной ситуации. Мы рекомендуем Вам проконсультироваться со специалистами в случае, если Вы собираетесь применять знания, полученные из наших статей.

Дата публикации: Август 2009.

Основные налоги РФ для предпринимателей.

Вводная часть.

Идея написать статью для тех, кто никогда вообще не открывал Налоговый Кодекс и впервые слышит словосочетание ЕНВД, пришла как-то ночью. Отвечая на вопросы в скайпе, вдруг отчетливо стало понятно, сколько же существует людей, являющихся специалистами и профи в своей области или только начинающих свой путь в бизнесе, но совершенно далеких от законов, налогов и финансов. Которые хотели бы открыть новую страничку в жизни - собственное дело и которые готовы учиться – учиться по-новому работать, думать, считать. Поэтому мы решили написать эту небольшую статью, основываясь на тех вопросах, которые задаются с завидным постоянством нашими клиентами, знакомыми и друзьями. Мы постараемся изложить все человеческим языком, по минимуму используя язык нормативный, и все же ссылки на законодательство будут приведены, куда же без них. И вполне естественно, что мы рассмотрим здесь самые простые и примитивные ситуации, азы и базу, ведь наша цель дать общее описание, что представляет собой тот или иной налог и как он считается, а не пересказывать НК или разбирать судебную практику. Их мы оставим специалистам.

Налоги в России.

Вся налоговая система в РФ практически укладывается сегодня в один основной документ – Налоговый Кодекс РФ. В нем можно найти массу полезной и не очень информации – виды налогов, субъекты (участники налоговых отношений), порядки расчета налогов, ответственность за нарушения и так далее. К нему, конечно же, существует огромное количество писем, разъяснений и подзаконных актов, но их мы тоже разбирать здесь не будем. Итак,

Какие налоги существуют на сегодняшний день в РФ.

Федеральные(т.е. действуют одинаково на территории всей страны):

  • Налог на добавленную стоимость (НДС)
  • Акцизы
  • Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
  • Единый социальный налог (ЕСН)
  • Налог на прибыль (НП)
  • Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
  • Водный налог
  • Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных ресурсов
  • Государственная пошлина

Региональные налоги

  • Налог на имущество организаций (НИ)
  • Налог на игорный бизнес
  • Транспортный налог (ТН)

Местные налоги

  • Земельный налог
  • Налог на имущество физических лиц

Кроме того, у нас еще есть четыре специальных налоговых режима:

  • упрощенная система (УСН)
  • система налогообложения для производителей сельхоз продукции (ЕСХН)
  • единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД)
  • специальная система при выполнении соглашений о разделе продукции

Ну и еще парочку. Взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС). А также взносы на страхование от несчастных случаев на производстве.

Итого сколько? Много. 20 штук. И это не считая различных таможенных, экологических и местных сборов и платежей, а также возможных отраслевых сборов. Со многими из них мы познакомим Вас поближе.

Этот «страшный» НДС (или налог на добавленную стоимость).

«С самого начала, не могли бы вы мне пояснить, почему НДС указывается от общей стоимости, то есть, к примеру, от 118 рублей это будет 18 руб., хотя как я понимаю сам смысл налога именно в налоге на добавленную стоимость, а не в налоге на доход... « (с) если автор себя узнал, мы надеемся, он не будет против соавторства

Действительно, к прибыли НДС не имеет отношения. А учитывая, что НДС – налог возмещаемый, в бюджет мы уплачиваем только разницу между налогом, полученным и налогом уплаченным.

Чуть-чуть теории. Налогоплательщиками НДС признаются юридические и физические лица - индивидуальные предприниматели (ИП), осуществляющие реализацию товаров, работ или услуг на территории РФ. То есть за исключением применения каких-либо льгот или освобождения от уплаты НДС, практически все мы с Вами обязаны к стоимости нашей продукции или услуг прибавить НДС и предъявить его покупателю.

Как посчитать НДС в цене товара? Например, если цена товара по контракту составляет 118 рублей, включая НДС 18 %, сколько из этой суммы составляет сам налог и сколько – стоимость товара? Формула простая. НДС в цене будет равен Х*18/118, где Х – стоимость товара с учетом налога. Подставим цифру из нашего примера 118*18/118 = 18. НДС в нашем случае равен 18 рублям. Теперь посчитаем цену товара без НДС. От стоимости товара с НДС отнимаем уже посчитанный НДС 118 -18 = 100. Теперь произведем обратную операцию. Стоимость товара 100 рублей. Реализуя товар, мы должны прибавить к стоимости товара НДС: 100*18 % = 18 руб. и выставить покупателю документы на всю стоимость с НДС 100 + 18 = 118 рублей. При этом мы еще должны предъявить счет-фактуру по установленной форме в течение 5 дней с момента реализации и/или получения оплаты (счет-фактура на аванс).

Теперь на простом примере рассчитаем сумму налога, которую мы должны (или не должны) уплатить в бюджет. Предположим, вид деятельности у нас – оптовая торговля. Покупаем и продаем компьютерную технику. Для того чтобы впоследствии Вам было проще считать и ориентироваться в цифрах (они нам еще пригодятся при расчетах других налогов) договоримся, что цена товара, как продажная, так и закупочная (вот, вижу Вам эти термины ближе) указывается без налога. И с ценой без НДС мы совершаем различные манипуляции – делаем наценки, даем скидки.

Приобрели товар на сумму 118000 рублей всего, из которых 18000 – НДС. Себестоимость товара 100000. Делаем наценку в 20 % и получаем цену, за которую хотим продать – 100000 + 20 % = 120000 рублей, без НДС. Так как торгуем мы на территории РФ и товаром, который облагается по ставке 18 % - к нашей цене реализации прибавляем опять же НДС -18 %, что составит 120000 * 18% = 21600 рублей. Общая стоимость для покупателя будет 120000 + 21600 = 141600 рублей. Разница между налогом, полученным от покупателя, и уплаченным поставщику, и будет являться суммой НДС, подлежащего оплате в бюджет: 21600 – 18000 = 3600 рублей.

Сотрудники нам обходятся гораздо дороже, чем указанная в штатном расписании зарплата. Налоги с фонда оплаты труда (ФОТ). ЕСН и НДФЛ.

Сколько стоит Ваш бухгалтер? А менеджер по продажам? А системный администратор? Думаете, его стоимость ограничивается зарплатой? А вот и нет. Проверим?

Представим, у Вас работает сотрудник, скажем, Вася Иванов. Системщик. Вечно в джинсах и майке, ну Вы знаете. Зарплата у Васи 5000 рублей, согласно штатному расписанию, потому что Вася у нас работает по совместительству. С этой зарплаты Вася, как послушный налогоплательщик, платит налог на доходы – 13 %. Точнее, при расчете зарплаты у него этот налог удерживает работодатель (то есть Вы) и перечисляет в бюджет. А Вася по ведомости получает 5000 – 650 (5000*13%) = 4 350 рублей. Немного… кажется.

А теперь посчитаем. Если Вася работает 12 месяцев, общая сумма заработной платы составит 5000*12 месяцев = 60000 рублей.

Если мы применяем обычную систему налогообложения единый социальный налог - ЕСН составит (за год) 60000 * 26 % = 15600 рублей.

Если еще учесть, что при применении обычной системы налогообложения с суммы заработной платы и начисленных на нее налогов нужно вдобавок уплатить НДС - (60000+ 15600)* 18 % = 13608 рублей, содержание Васи в год выливается работодателю в кругленькую сумму:

60000 + 15600 +13068.. итого 89208 рублей!

Да и при применении УСН расходы тоже не маленькие. Взносы в пенсионный фонд составят 60000*14% = 8400, а общая сумма расходов на содержание Васи - 68400 рублей за год.

И это без учета расходов на аренду, оборудование рабочего места, расходов на услуги связи и интернет…

Для Вашего конкретного случая Вы можете воспользоваться специальным для расчета налогов с заработной платы на нашем сайте. Он подготовлен на основании текущих ставок ЕСН и учитывает применение регрессивной шкалы – чем выше доход, тем меньше эффективная налоговая ставка.

Налог на прибыль.

По сути, прибыль представляет собой разницу между доходами и расходами компании, правда не всеми, а только теми расходами, которые разрешил учитывать законодатель. Порядок принятия и подсчета расходов для расчетов по налогу на прибыль установлены законодателем в главе 25 НК РФ. И если в бухгалтерском учете мы можем принимать в расходы практически все затраты, понесенные в процессе деятельности, с той лишь разницей, что они будут классифицированы как связанные с производственной деятельностью или как прочие, то для налогового учета установлены четкие правила, какие расходы могут уменьшать налог на прибыль, а какие нет.

Посчитаем налог на прибыль, исходя из нашего примера – продолжим его. После расчетов по НДС о нем нужно забыть. Разница между себестоимостью товара и ценой реализации будет называться прибылью от реализации и равняться 120000 - 100000 = 20000 руб. Но ведь у нас с Вами наверняка есть еще другие расходы – зарплаты, налоги с фонда оплаты труда, аренда, услуги связи, реклама и так далее. Поэтому представим что общая сумма таких затрат составила 5000 рублей (естественно, без НДС). Тогда прибыль до налогообложения будет равна 20000 - 5000 = 15000 рублей. Ставка налога на сегодняшний день 20 %. Налог на прибыль, который подлежит уплате в бюджет, равен 15000 * 20% = 3000 рублей. После всех расчетов с бюджетом мы получим так называемую «чистую прибыль» - это сумма прибыли, которую уже можно будет распределять между участниками путем выплаты дивидендов, 15000 - 3000 =12000 рублей, с которых надо не забыть удержать и заплатить налог по ставке 9%.

Таблица 2. Налог на прибыль 20 % (15000*20%)
Наименование Сумма
100000
18000
118000
120000
НДС «с реализации», который нам заплатит покупатель 21600
Всего, с учетом НДС (получаем от покупателя) >141600
НДС в бюджет (НДС с реализации минус НДС «входящий») 3600
Прибыль от реализации (разница между себестоимостью товара и ценой реализации), без НДС 20000
- 5000
Прибыль до налогообложения 15 000
>-3000
Чистая прибыль 12 000

УСН. Как считать единый налог.

Упрощенная система налогообложения представляет собой систему, при которой уплата налога на прибыль, ЕСН, НДС и налога на имущество заменена единым налогом. При этом уплачиваются взносы на обязательное пенсионное страхование и на страхование от несчастных случаев в соцстрах. Это для юридических лиц. У индивидуальных предпринимателей единый налог заменяет уплату налога на доходы физических лиц (НДФЛ), налога на имущество, ЕСН и НДС. Порядок применения и правила расчета регулируются главой 26.2 НК РФ. Более детально упрощенную систему налогообложения мы рассматривали в на нашем сайте.

Теперь посчитаем единый налог для двух возможных объектов налогообложения – Доходы и Доходы минус Расходы, чуть изменив условия нашего предыдущего примера.

Торгуем оптом, причем поставщик наш применяет обычную систему налогообложения, то есть продает нам товар с НДС. Стоимость товара 100000 рублей, НДС – 18000, общая цена по контракту - 118000 рублей, которую мы уплачиваем поставщику. Все, никакого НДС считать не надо, забываем про него – он нас теперь не волнует. Если только Вы сами не выставили клиенту счет с НДС (так же, клиент может ошибиться в платежке и прислать платеж с НДС). В случае если на УСН вы получите платеж с НДС, то вам придется уплатить в бюджет весь полученный НДС. Поэтому, необходимо внимательно следить на УСН за приходящими платежами и в случае наличия в них ошибочного указания на НДС, просить клиента прислать письмо с корректировкой.

Продавая товар, при применении УСН (независимо от того, какой объект мы выбрали – Доходы или Доходы минус Расходы), предъявлять НДС покупателю мы не должны. А также не должны выставлять ему счет-фактуру. Далее решили, что будем продавать этот товар нашему клиенту за 150000 рублей. Всего. Без налога. На этом общие исходные данные закончились.

Вариант 1. Объект налогообложения – Доходы (6%).

Налоговой базой для расчета налога будет являться вся выручка, то есть все 150000 рублей. Расходы в данном случае нас не интересуют, разве что взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС), на которые мы сможем уменьшить наш единый налог. Но уменьшить его можно не более чем на 50 %. Допустим, что такие взносы составили 500 рублей. Считаем налог. 150000* 6 % = 9000 рублей. Уменьшаем единый налог на взносы ОПС 9000 – 500 = 8500 руб. Это сумма к уплате в бюджет за период. И все. Согласитесь, ничего сложного.

Вариант 2. Объект налогообложения – Доходы минус Расходы (15%).

При таком выборе нам придется немножко потрудиться. Для определения налоговой базы (то есть величины, от которой будет считаться налог) мы должны уменьшить сумму полученных доходов (выручку) 150000 руб. на сумму произведенных и оплаченных, что важно, расходов. Причем не любых расходов, а только тех, что поименованы в статье 346.16 НК РФ. Предположим, что таких расходов у нас набежало на общую сумму 123000 рублей, из которых: 100000 - стоимость товара, 18000 - НДС по приобретенному товару, 4500 – прочие расходы, и 500 - взносы на ОПС. Считаем. 150000 – 100000 - 18000 - 4500 – 500 = 27000. Мы определили нашу налоговую базу. Теперь рассчитаем налог. 27000*15 % = 4050 рублей. И не забудьте, что должно выполняться еще одно условие – сумма единого налога при таком объекте не должна быть меньше суммы минимального фиксированного платежа, который составляет 1% от доходов (150000*1% = 1500 рублей). Если при подсчете по результатам периода получился убыток и нет налога, то Вы должны в любом случае платить в бюджет минимальный платеж. Такие условия.

Таблица 3. Себестоимость товара (цена приобретения), без НДС Доход от реализации Расходы (НДС, уплаченный поставщику) Прочие расходы (зарплата, аренда, налоги), без НДС Взносы на ОПС
операция УСН 6 % (сумма) УСН 15 % (сумма)
100000
НДС «входящий», уплаченный поставщику 18000
Всего, с учетом НДС (оплачиваем поставщику) 118000
Цена реализации (продажи), без НДС 150000
50000
18000
4500
500 500
Налоговая база для расчета единого налога (для объекта Д-Р считается по правилам статьи 346.16 НК РФ) 150000 27000
Единый налог (150000*6% - 500) / (27 000*15 %) 8500 4050

Тут может показаться, что применять объект Доходы минус Расходы выгоднее. Это спорный вопрос. В зависимости от специфики бизнеса, состава и структуры расходов, а также общего объема расходов, которые могут быть приняты в соответствии с законодательством, иногда удобнее и дешевле применять 6%.

Продолжим. Представим теперь, что мы занимаемся не торговлей, а оказанием услуг. Смотрим, как изменятся наши расчеты.

Стоимость наших услуг для покупателя 150000 рублей. Расходы, связанные с оказанием услуг (зарплата, аренды, телефоны, канцтовары и т.д.) 4500 рублей, взносы на ОПС – 500 рублей.

Считаем. Налог при объекте Доходы составит 150000*6% = 9000 рублей, уменьшаем его на взносы ОПС и получаем 9000- 500 = 8500 рублей.

А что бы мы получили, если бы применяли объект Доходы минус Расходы? Из полученного дохода вычитаем расходы и взносы на ОПС 150000 – 4500 - 500 = 145000. Это и будет налоговой базой в данном случае. Умножаем ее на ставку налога 145000* 15 % = 21750. Как говорится, почувствуйте разницу!

Как Вы сами видите, при различных видах деятельности и объект налогообложения нужно выбирать разный. Для выбора системы налогообложения Вы можете воспользоваться нашим специальным.

ЕНВД. Кому то повезло. Или нет?

Спецрежим представляет собой систему, при которой единый налог заменяет уплату налог на прибыль, налога на имущество, НДС и ЕСН. Для предприятий, работающих в Москве, он не представляет особого интереса. Если только Вы не собираетесь заниматься наружной рекламой. А вот для тех, кто собирается работать – именно работать, а не просто регистрироваться в области и регионах – это очень актуальная тема.

Налог устанавливается местными органами самоуправления в соответствии с требованиями НК РФ, и вводится в действие в отношении определенных видов деятельности. С полным перечнем которых можно ознакомиться в статье 346.26 НК РФ. Одной из особенностей ЕНВД также является возможность применять разные налоговые режимы в отношении различных видов деятельности. Например, осуществляя розничную торговлю в Московской области, которая попадает под уплату ЕНВД, и розницей в Москве, Вам придется совмещать два налоговых режима (ЕНВД и ОСНО/либо УСН) и вести раздельный учет по таким операциям.

Считается налог исходя из физических показателей и ставок налога – вмененного дохода на один физический показатель. Например, при оказании ветеринарных услуг налог рассчитывается исходя из количества работников, ставка налога 7500 рублей в месяц за одного сотрудника. Или розничная торговля, при которой налог рассчитывается исходя из площади торгового зала или из количества торговых мест. И так далее.

Говорить о том, насколько этот режим выгоден или нет, сложно. Это зависит от каждой конкретной ситуации и бизнеса. Однако в любом случае ЕНВД платится с некого «мифического» показателя базовая доходность, которую устанавливает нам законодатель. И которая может совершенно не соответствовать действительности.

Транспортный налог

Плательщиками могут быть как физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, так и юридические лица. Основные характеристики налога (объекты, сроки, ставки, отчетность) устанавливается налоговым кодексом. При этом предусмотрена вилка и льготы, установление которых зависит от местного законодательства. Например, на одну и ту же машину, налог в Москве и в Ярославле будет отличаться. Глава 28 НК РФ.

Налог на имущество организаций

Уплачивается с имущества, которое стоит, как говорят, «на балансе» организации. В основном, это основные средства и нематериальные активы, а также вложения в ценности, предназначенные для предоставления в лизинг. Налогоплательщиками являются российские и иностранные организации.

Максимальная ставка устанавливается НК РФ (глава 30) и составляет на сегодня 2,2 % от налоговой базы – среднегодовой стоимости имущества, которая рассчитывается в соответствии с правилами бухгалтерского учета. То есть из первоначальной стоимости будет вычитаться начисленная по основным средствам и нематериальным активам амортизация.

Субъекты РФ имеют право определять ставку самостоятельно в указанном пределе. Налог уплачивается четыре раза в год – в виде авансовых платежей по окончании отчетных периодов и самого налога - по окончании налогового периода (года), если иное не установлено субъектом РФ.

Отчетность по авансовым платежам предоставляется по сроку 30 число следующего месяца, а годовая декларация – не позднее 30 марта следующего года.

Карманный справочник начинающего предпринимателя. Как считать налоги.

Оклад согласно штатному расписанию *13 % ЕСН Оклад согласно штатному расписанию* ставку ЕСН 26 % , регрессивная шкала – ст. 241 НК РФ. Налог на прибыль или задать вопрос по
Налог Формула для расчета Возможные ставки налога
НДС в цене товара цена товара*18/118 0%, 10%, 18% ст. 164 НК РФ
НДС в бюджет НДС, полученный от покупателей – НДС уплаченный поставщикам
НДФЛ 9 %, 13 % ,30%, 35 % ст. 224 НК РФ
Зарплата с налогом (НДФЛ) Зарплата «на руки» *100% / 87 %
Выручка от реализации (без НДС) – расходы, связанные с реализацией (без НДС) – прочие расходы (без НДС) * 20 %

C точки зрения формирования налоговой базы различают прямые и . Прямые налоги напрямую зависят от доходов и имущества налогоплательщика. Это, например, НДФЛ и налог на прибыль организаций.

Косвенные налоги не связаны с доходами компании. Они устанавливаются как надбавка к цене товаров и незаметны для плательщика. Этот налог закладывается предприятием в отпускную цену и уплачивается в пользу государства. В числе косвенных налогов, например, НДС или акцизы.

Федеративное устройство РФ обуславливает выделение видов налогов по территориальному признаку. Разделяются федеральные налоги, которые подлежат к уплате на всей территории РФ; налоги субъектов РФ, зачисляемые в региональный бюджет; муниципальные налоги, которые остаются в бюджете муниципальных образований.

В зависимости от категории налогоплательщика разделяют налоги и юридических лиц (компаний и ИП). Некоторые взимаются исключительно с физических лиц (налог на наследство), другие - с юридических (налог на прибыль). Некоторые налоги действуют в отношении двух групп - например, земельный налог.

Налоги для физических лиц

В России физлица платят налоги на доходы (НДФЛ), налоги при покупке или продаже имущества, налог на имущество, охоту, рыболовство, скважину, на подакцизные товары, личный транспорт, земельный доход.

Самым распространенным является налог на доходы или НДФЛ. Налоговой базой в данном случае выступают совокупные доходы, которые получены в отчетном периоды. Это может быть заработная плата, доходы от сдачи имущества, от репетиторства, доходы от продажи транспортного средства и пр.

Если речь идет о зарплате, то работодатель в большинстве случаев выступает в качестве налогового агента и переводит НДФЛ в бюджет самостоятельно. Зарплатные доходы облагаются по стандартной ставке 13% для резидентов (граждан России) и 30% - для нерезидентов.

Стоит отметить, что ИП, которые применяют ОСНО также платят НДФЛ на полученную прибыль от предпринимательской деятельности.

На некоторые доходы установлена повышенная ставка налога 35%. Это актуально для доходов по вкладам со ставкой, превышающей на 5% ставку рефинансирования ЦБ РФ.

Также налог в размере 9% необходимо заплатить от полученных дивидендов.

Налоги для юридических лиц

Налоги, которые платят организации и ИП зависят от применяемого ими налогового режима. Так, компании на ОСНО обязаны уплачивать все действующие в РФ налоги - НДС, налоги на прибыль и на имущество организаций. Базовая ставка налога на прибыль - 20%, в некоторых регионах установлены сниженные ставки. НДС закладывается в цену товара и уплачиваются по ставкам 18%, 10%, 0%. Налог на имущество относится к числу региональных и платится по ставке не более 2.2%.

В ИП и компаниях на ОСНО указанные налоги заменены на один - единый налог с базовыми ставками 6 с доходов или 15% с прибыли.

Также некоторые обязаны уплачивать акцизы, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налоги на игорный бизнес, транспортный налог, водный налог.

Налоговая система Российской Федерации содержится в едином документе - Налоговом кодексе РФ. В нем содержатся субъекты налоговых отношений, ответственность за нарушения налогового законодательства, порядки расчета налогов, а также виды налогов, существующих в России.

Инструкция

На сегодняшний день в Российской Федерации существует несколько видов налогов: федеральные, региональные и местные. К федеральным налогом относится налог на добавленную стоимость - косвенный налог, являющийся формой изъятия в государственный бюджет части стоимости товара, услуги или работы, создаваемой на всех стадиях производства; акцизы, установленные на преимущественно на предметы, предназначенные для массового потребления; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; налог на прибыль; налог на добычу полезных ископаемых; государственная пошлина; водный налог и сборы за пользование объектами водных ресурсов и объектами животного мира.

Второй вид налогов, установленных в Российской Федерации - региональные налоги. К ним относятся налоги на имущество организаций - налог на движимое и недвижимое имущество, в том числе и переданное во временное распоряжение, владение или пользование; налог на игорный бизнес, взимаемый с организаций, имеющих предприятия, занимающиеся подобной деятельностью; транспортный налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств, причем его плательщиками могут быть не только физические лица, включая в свое число индивидуальных предпринимателей, но и юридические лица.

Налоги, их виды и функции

Налоги играют решающую роль в доходах государственного бюджета. Налоги представляют собой инструмент перераспределения национального дохода.

Налог (сбор, пошлина) – обязательный денежный взнос, взимаемый государством с физических и юридических лиц, и перечисляемый в государственный бюджет или во внебюджетные фонды.

Объект налога – то, с чего взимается налог (прибыль, доход, транспортное средство, фонд оплаты труда и т.д.).

Субъект налога (налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, которое уплачивает налог.

Налоговая база – объект налога, измеренный в денежных, либо в физических единицах.

Налоговая ставка – величина налога, которая устанавливается в процентах от налоговой базы либо в абсолютной денежной форме с единицы налоговой базы.

Предельная ставка – ставка налога, взимаемая в определенном диапазоне налоговой шкалы.

Средняя (эффективная) ставка – ставка налога, представляющая собой отношение суммы налога к размеру налоговой базы (долю налоговых отчислений в налоговой базе).

Сумма налога – сумма денежных средств, уплачиваемая по данному налогу с определенной налоговой базы.

Существуют три основных формы налогообложения:

Прогрессивный налог – налог, средняя ставка которого увеличивается при увеличении налоговой базы.

Налогоплательщики с более высокими доходами платят не только большую абсолютную сумму, но и большую долю дохода.

В подавляющем большинстве стран подоходный налог, взимаемый с доходов граждан страны, является прогрессивным. Только РФ, Казахстане, Беларуси (с 2009 г.), Словакии и может быть некоторых других странах подоходный налог является пропорциональным.

Регрессивный налог – налог, средняя ставка которого уменьшается при увеличении налоговой базы (например, ЕСН в РФ с 2001 по 2009).

Пропорциональный налог – налог, средняя ставка которого не изменяется при изменении налоговой базы.

Твердый (аккордный) налог фиксируется в абсолютной сумме или в сумме, кратной, например, размеру минимальной оплаты труда.

Некоторые виды налогов с установленной единой ставкой, например, 5-процеитный налог с продаж, являются фактически регрессивными, посколь­ку затрагивают значительно большую часть доходов бедняков, чем богачей.

В со­временных условиях налоги выполняют три важнейшие функции:

    Фискальная функция налогообложения.

Сбор денежных средств в казну государства или во внебюджетные фонды. С помощью фискальной функции формируются финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства, ее задача – обеспечение устойчивой доходной базы для бюджетов всех уровней.

    Стимулирующая функция налогообложения.

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, инвестиции в расширение производства. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что прибыль, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других товаров, освобождается от налогообложения.

    Перераспределительная функция налогообложения.

Смысл данной функции в том, что государство использует систему прогрессивного подоходного налогообложения в качестве одного из инструментов перераспределения доходов граждан. Как известно, целью перераспределения является уменьшение дифференциации уровней благосостояния индивидуумов для достижения большей социальной справедливости.

Существуют различные классификации налогов. Основными кри­териями таких классификаций являются объект обложения налогом, динамика налоговой ставки, органы, взимающие налог и распоряжа­ющиеся им, методы взимания налога. Так, по объекту обложения выделяют подоходные, поимуществен­ные и потоварные налоги. При этом нужно особо подчерк­нуть различие между прямыми и косвенными налогами. Критерием такого деления служит возможность переложить фактическую уплату налога на потребителя.

Прямые налоги являются прямыми вычетами из доходов домашних хозяйств и фирм.

Прямые налоги взимаются непосредственно с платель­щика налога; объектом обложения являются доходы или имущество налого­плательщика - дома, земли, транспортные средства и т. п.

Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг; объектом налогообложе­ния признаются операции по реализации (продаже) товаров и услуг. Налогоплательщиками выступают продавцы, при этом бремя налогов несут, как правило, покупатели продукции. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж, таможенные пошлины.

В зависимости от органа, который взимает и распоряжается налогом, вы­деляют федеральные, региональные (республиканские), местные и межгосу­дарственные налоги.

Налоги различаются также по методам исчисления и взимания. Выделя­ют три основных метода исчисления налогов:

    исчисление налога как разницы в оптовой и розничной ценах на товары. Классическим примером является налог с оборота;

    исчисление налога в твердых абсолютных суммах с единицы объекта - 1 га земли, 1 т нефти и т. п.;

    исчисление налога путем умножения ставки на стоимость объекта. Выделяют шесть основных методов взимания налогов:

    у источника - при получении дохода, например при выплате заработ­ной платы, при получении процентов по вкладам;

    в момент расходования дохода - при покупке товаров и услуг;

    в процессе потребления - налогоплательщик самостоятельно определя­ет время уплаты налога в течение налогового периода, например транспорт­ного налога;

Кадастровый - при начислении налога используется кадастр, т. е. ре­естр, который содержит классификацию объектов налогообложения, напри­мер земельный кадастр;

    административный - налоговые власти определяют примерный размер ожидаемого дохода и начисляют на него налог, например налог на вмененный доход;

    декларационный - предусматривает уплату налога при налоговой де­кларации дохода налогоплательщика.

Появление налогов связано с возникновением государства и необходимо­стью финансировать его расходы. С помощью налогов пополнялась государ­ственная казна. Назначение налогов как важнейшего источника финансиро­вания государства принято называть фискальной функцией налогов. Фис­кальная функция объясняет, почему налогами можно обложить все, что име­ет стоимостную, количественную или физическую характеристики - сделку, прибыль, доход, имущество, любой объект, входящий в состав имущества. Выражение «деньги не пахнут» возникло из слов римского императора Веспасиана (69-79 гг. н.э.), когда сын упрекнул его в том, что он ввел налог на общественные уборные.

Рассмотрим, как налоги воздействуют на экономику в целом. Предполо­жим, что правительство вводит единовременно выплачиваемый аккордный, паушальный (взятый в целом, без дифференцирования общей суммы на со­ставляющие ее части) налог. Введение налога сократит располагаемый доход домашних хозяйств, что в свою очередь вызовет снижение объемов потребле­ния и сбережений. Насколько уменьшится потребление и сбережение, будет зависеть от того, в какой пропорции каждый дополнительный рубль дохода распадается на потребление и сбережения. Потребление домашних хозяйств является составной частью совокупных расходов в экономике. Изменение ис­ходной величины совокупных расходов порождает цепную реакцию, которая приводит к многократному изменению национального дохода в том же на­правлении. Таким образом, рост налогов приведет к сокращению совокуп­ного спроса и национального дохода, причем на величину, превышающую сокращение потребления. И наоборот, результатом снижения налогов будет расширение совокупного спроса и кратное увеличение национального дохо­да. Однако последствия снижения налогов не столь очевидны, как может показаться на первый взгляд. Если налоги оказывают гораздо большее воз­действие на спрос, чем на предложение, то расширение совокупного спроса превзойдет прирост совокупного предложения, что вызовет бюджетный де­фицит и ускорение инфляции. Если же налоги создают стимулы к труду, сти­мулируют сбережения и инвестиции, то снижение налогов приведет к росту производства, расширению предложения, сокращению дефицита бюджета и замедлению инфляции.

Стимулирующая и антиинфляционная функция налогов рассматривает­ся в рамках так называемой «теории экономики предложения». С точки зре­ния кейнсианский теории, налоги наряду со сбережениями и импортом пред­ставляют собой утечку покупательной способности из экономики и, следова­тельно, оказывают сдерживающий или антиинфляционный эффект. Теория экономики предложения доказывает прямо противоположное: налоги увеличивают издержки предпринимателей и перекладываются на потребителей в виде более высоких цен. Налоги вызывают ускорение инфляции издержек, сдвигая влево/вверх кривую совокупного предложения. Доказательство стро­ится на основе предельных ставок налога. Предельная ставка налога - это на­лог с каждой дополнительной единицы дохода. Предельные ставки налогов имеют значение для принятия решений о дополнительных затратах труда, дополнительном сбережении и дополнительном инвестировании. Чтобы сти­мулировать труд, необходимо снизить предельные ставки налогов на заработ­ную плату. Иначе говоря, более низкие предельные ставки увеличивают при­влекательность труда и одновременно повышают альтернативную стоимость свободного времени. Следовательно, работники будут предпочитать труд от­дыху и развлечениям. Более низкие предельные ставки налогов на доходы от сбережений и инвестиций стимулируют вложение капитала, увеличение выпуска продукции. Рост производительности труда в результате оснащения работников большим количеством техники и оборудования будет сдерживать повышение цен.

Американский экономист Артур Лаффер - сторонник теории предложе­ния, обратил внимание политиков на то, что снижение налогов не долж­но вызывать дефицит государственного бюджета и оказывать инфляцион­ное давление. Он заявил, что более низкие ставки налогов вполне совме­стимы с прежними и даже возросшими налоговыми поступлениями. Зави­симость между налоговыми ставками и налоговыми поступлениями в бюд­жет известна теперь как «кривая Лаффера». По мере роста став­ки налога от 0 до 100% налоговые поступления будут расти до некото­рого уровня (М), а затем снижаться до 0 в результате спада экономи­ческой активности и сокращения налоговой базы. Если экономика нахо­дится на направленном вниз отрезке, кривой, то снижение ставок может привести к увеличению доходов бюджета. Сокращение бюджетного дефи­цита будет обеспечиваться еще двумя обстоятельствами. Во-первых, со­кратятся масштабы уклонения от налогов. Во-вторых, рост производства и сокращение безработицы обеспечат сокращение социальных трансфертов. Предположение Лаффера было критически встречено экономистами. То, что уменьшение ставок налогов может увеличить налоговые поступления, не вызывает сомнений с точки зрения логики и экономической теории, но его фактический эффект труднопредсказуем. Прежде всего, потому, что неизвестно, в каком диапазоне налоговых ставок кривая изменяет наклон. Но самое главное - влияние снижения налогов на стимулы оказывается незна­чительным, неясным по своей направленности или очень замедленным. Одни работают больше, если давление налогов ослабляется, другие - меньше, так как располагаемый доход увеличивается. Поэтому во взглядах экономистов преобладает кейнсианский подход - налоги оказывают большее воздействие на совокупный спрос, чем на совокупное предложение.

Теперь посмотрим, как налоги влияют на экономическое благополучие участников рынка. На первый взгляд, негативное влияние налогов на бла­госостояние очевидно. Все налоги, независимо от того, взимаются ли они с дохода, с продукции или с участка земли, в конечном счете выплачивают­ся из чьего-либо дохода. Бремя налогов измеряется процентным отношением общей суммы налогов к ВВП. Налоговая нагрузка значительно варьируется по странам. Для слаборазвитых стран, в которых нет мощной системы социального обеспечения, характерна низкая налоговая нагрузка, для развитых - относительно высокая. В РФ налоговая нагрузка составляет около 42%, что немного ниже среднего уровня развитых стран (выше, чем в США, но ниже, чем в Германии).

Однако не менее важен вопрос о распределении налогового бремени - как распределяется налоговая нагрузка на различные группы населения. Нало­ги не всегда исходят из тех источников, которые подлежат налогообложе­нию согласно государственному законодательству. Например, врачи, юристы, консультанты могут поднять цены на свои услуги, чтобы переложить часть своих подоходных налогов на клиентов. Профсоюзы могут рассматривать по­доходный налог как составную часть стоимости жизни и вести переговоры о повышении заработной платы. В случае успеха появляется возможность переложить часть налога на работодателей, которые путем последующего повышения цен перекладывают повышение заработной платы на покупате­лей. Налоги на имущество могут быть переложены частично или полностью с собственника на арендатора путем повышения арендной платы. Законода­тели могут предписать, кому, продавцу или покупателю, следует уплачивать налог, однако они ограничены в своих возможностях распределять налоговое бремя фундаментальными, экономическими силами - силами спроса и пред­ложения.

Примером товаров, спрос, на которые неэластичен, являются алкогольные напитки и сигареты, поэтому бремя акцизного налога несут главным образом потребители. Примером товара, предложение которого неэластично, служит золото и другие предметы роскоши, поэтому бремя акцизного налога скорее всего ляжет на производителей, а не на потребителей.

Введение налогов негативно сказывается на уровне жизни покупателей и продавцов, при этом доходы правительства повышаются. Разумеется, прави­тельство использует эти налоговые поступления на производство обществен­ных благ, социальную поддержку той части населения, которая не обладает платежеспособностью и не участвует в рынке. Однако все налоговое бремя, которое несет общество, превышает полученные государством доходы в виде налогов. Величина этого превышения (площадь треугольника abe на рис.) составляет избыточное налоговое бремя, или безвозвратную потерю эффек­тивности для общества, которая является результатом введения налога. Эта потеря возникает вследствие сужения рынка, падения производства и по­требления облагаемого налогом товара ниже их оптимальных уровней. При повышении налога величина избыточного налогового бремени увеличится в большей степени. Если налог повысить в два раза, то безвозвратная потеря вырастет в четыре, если налог увеличить в три раза, то безвозвратная поте­ря возрастет в девять раз и т. д. При очень большом налоге рынок покидают последние задержавшиеся на нем участники.

Большинство налогов создает избыточное налоговое бремя. Его размер определяется эластичностью спроса и предложения. Чем выше эластичность спроса и предложения, тем больше безвозвратная потеря, связанная с нало­гообложением.

Таким образом, «налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе». Налоги дорого обходятся участникам рыночной экономики не только потому, что перемещают ресурсы, доходы к правительству, но и потому, что изменяют мотивы людей и искажают резуль­таты функционирования рынка.

Налоговая система РФ

Налоговая система - это совокупность действующих на территории страны налогов и принципов их взимания.

Правовую базу налоговой системы РФ составляет Налоговый кодекс РФ.

Фундаментальные принципы налогообложения, действующие до сих пор, сформулировал Адам Смит в 1776 году в работе «Исследование о приро­де и причинах богатства народов». Основным положением налоговой теории А. Смита было рассмотрение налогов как признака свободы, а не рабства. Ис­ходя из этого положения, он сформулировал четыре принципа, известные как «максимы А.Смита»: равенство, определенность, удобство и экономичность.

Современная теория налогов построена на развитии принципов А. Смита, их адаптации к изменившимся экономическим реалиям. К принципам постро­ения налоговой системы относятся:

Принцип способности заплатить налог - налоги должны взиматься в со­ответствии со способностью индивида нести налоговое бремя. Этот принцип предполагает горизонтальную и вертикальную справедливость. Горизонталь­ная справедливость означает, что налогоплательщики с равной способностью платить налоги должны вносить одинаковые суммы. Вертикальная справедливость означает, что богатые должны платить пропорционально больше на­логов, чем бедные;

    определенность - плательщикам необходимо четко знать, когда, сколь­ко и как они должны платить. При установлении налогов должны быть опре­делены все элементы налогообложения: объект налога, налоговая база, нало­говый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности зако­нов о налогах толкуются в пользу налогоплательщика;

    правовой характер налогообложения, стабильность действующей нало­говой системы - налоги устанавливаются, изменяются или отменяются зако­нами. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации граждана­ми своих конституционных прав;

    пропорциональность - установление лимита налогов по отношению к ВВП. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

    экономичность и эффективность системы налогообложения - издерж­ки, связанные с взиманием и уплатой налогов, должны быть минимальными. Эффективная налоговая система обеспечивает небольшие безвозвратные по­тери и незначительное административное бремя налогов. Административное бремя налоговой системы можно облегчить, упростив налоговое законода­тельство. Однако сложность налогового законодательства есть результат по­литического процесса, согласования интересов различных групп налогопла­тельщиков;

    неотвратимость - трудности уклонения от уплаты налога;

    удобство - налогоплательщикам должно быть максимально удобно платить налоги;

    единство - действие налоговой системы на всей территории страны и для всех лиц. Налоги не могут иметь дискриминационный характер и различ­но применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Сформулированные выше принципы характеризуют «идеальную» нало­говую систему, некий эталон, к которому необходимо стремиться. Принципов недостаточно, чтобы определить лучший способ уравновешивания эффектив­ности и справедливости налоговой системы. Реальная действительность вно­сит определенные коррективы в эту модель и представляет собой компромисс принципов и интересов конкретных политических сил, находящихся у власти.

Действующая в РФ налоговая система является трехуровневой. Пер­вый уровень - федеральные налоги, второй - налоги субъектов РФ, третий - местные налоги. Трехуровневая система налогообложения дает возможность формирования доходной части бюджета органов управления в центре, в ре­гионах, на местах.

К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль организаций, подоходный налог с физических лиц, единый социальный налог, налог па добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина. К региональным налогам относятся налог на имущество организаций, транспортный налог, на­лог на игорный бизнес. Местные налоги включают земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Действующая в РФ налоговая система обладает рядом особенностей. Наи­более существенное отличие отечественной системы от зарубежных состо­ит в преобладании косвенных налогов над прямыми. Вторая особенность - ориентация в налоговых изъятиях на обложение хозяйствующих субъектов, организаций, а не физических лиц. Основные виды налогов, уплачиваемых гражданами РФ, представлены подоходным налогом, налогом на имущество, транспортным налогом. Доля личного подоходного налога составляет при­мерно десятую часть налоговых поступлений. Для сравнения, в США на до­лю личного подоходного налога приходится более 40% доходов федерального бюджета.

Третьей особенностью налоговой системы РФ является слабое развитие имущественного обложения. Доля поимущественных налогов в общих нало­говых поступлениях в местные бюджеты невелика, тогда как в США она со­ставляет почти три четверти налоговых поступлений в местные бюджеты. В отличие от других видов налогов, имущественный налог менее всего воздей­ствует на стимулы, не несет безвозвратных потерь и может быть использован как относительно стабильный источник бюджетных доходов.

Не существует ни одного государства без налогов - налоговые сборы существовали уже на заре цивилизации в древнем Египте, Месотпотамии, Китае, Греции и Риме. Совершенствуясь и видоизменяясь со временем, сегодня налоговая система представляет собой сложную структуру, но сохранила главный принцип - обеспечение всей социальной сферы и госаппарата. В этой статье мы подробно рассмотрим, какие есть налоги и как они классифицируются.

Налоги по способу взимания

Глобально все налоги можно разделить по способу взимания, то есть, они бывают прямыми и косвенными. Прямые налоги собирают непосредственно с дохода или имущества плательщика. Их, в свою очередь, можно разделить на:

  • Реальные прямые - те, что уплачиваются с учетом предположительного дохода налогоплательщика (к примеру, налог на имущество физических и юридических лиц)
  • Личные прямые - собираются с реального дохода, полученного плательщиком (например, налог на прибыль)
  • Косвенные налоги включаются в цену услуг и товаров. Они так же подразделяются на:
  • Косвенные индивидуальные - облагаются только определенные группы продукции (акцизы).
  • Косвенные универсальные - облагаются почти все услуги и товары (налог на добавленную стоимость).
  • Фиксальные монополии - распространяются на все группы товаров, производимых и реализуемых в госструктурах.
  • Пошлины таможенные - облагаются товары при ввозе из-за границы.

По виду устанавливающего органа

Согласно этой классификации, налоги группируются по типу органа, который их устанавливает, изменяет и конкретизирует. В первую очередь, это федеральные (государственные) налоги. Определяются законами страны, и являются едиными для всех субъектов. Вводятся в действие высшими органам власти. К таким налогам относятся:

  • Налог на добавленную стоимость (НДС)
  • Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
  • Акцизы
  • Взносы в пенсионный фонд (бывший ЕСН)
  • Налог на добычу полезных ископаемых
  • Сборы за пользование водными биологическими ресурсами и объектами животного мира
  • Госпошлина

Отдельные виды налогов устанавливаются непосредственно в регионах. То есть, законодательством страны предусмотрено, что отдельные субъекты могут регулировать некоторые элементы налога, например, размер ставки. К региональным налогам относятся:

  • Налог на имущество юридических лиц
  • Транспортный налог
  • Налог на игорный бизнес

И, наконец, местные налоги, вводимые местными органами власти и являющиеся источником пополнения местного бюджета. К таким налогам относятся:

  • Налог на имущество физических лиц
  • Земельный налог

По целевой направленности

Рассмотрим, какие виды налогов бывают в разрезе целевой направленности:

  • Общие (абстрактные) - предназначены для создания общего дохода государственного бюджета
  • Специальные (целевые) - вводятся для обеспечения конкретного направления госрасходов (к примеру, дорожный налог). Очень часто для таких платежей создают специальный фонд.

По уровню бюджета

Бюджетная классификация налогов подразумевает собой деление видов налогов по уровню бюджета, в который поступает платеж. Рассмотрим, какие из них различают.

  • Закрепленные налоги - они непосредственно и полностью попадают в тот или иной бюджет (к примеру, таможенные пошлины)
  • Регулирующие налоги - попадают в различные бюджеты одновременно, в пропорции определенной законодательством страны (например, налог с продаж, налог на прибыль юридических лиц)

По способу введения

  • Общеобязательные налоги - они взимаются на всех территориях страны вне зависимости от того, в какой бюджет они поступают (например, акцизы, или НДФЛ)
  • Факультативные налоги - они предусмотрены налоговым законодательством, но их введение и сбор находятся в компетенции местных и региональных органов власти (к примеру, налог с продаж, местные лицензионные сборы)

По срокам уплаты

Посмотрим, какие налоги бывают по срокам уплаты:

  • Срочные - оплачиваются к определённому сроку. Установленному нормативными актами (госпошлина).
  • Календарно-переодичные налоги - уплачиваются с определённо заданной периодичностью - каждый месяц, каждый квартал, раз в полгода, в год. Иногда плательщик может самостоятельно определять удобную ему периодичность. Так, налог на доходы физических лиц платится ежемесячно согласно установленным номативам, а все виды единого налога - ЕСН и ЕНВД могут уплачиваться как ежемесячно, как и ежеквартально.

По способу отражения в бухучете

Эта интересная классификация позволяет рассмотреть, как конкретно налоги влияют на деятельность организации. Итак, рассмотрим, какие налоги бывают согласно этому способу группировки:

  • Включающиеся в себестоимость (транспортный налог, земельный налог);
  • Уменьшающие общий финансовый результат до выплаты налога на прибыль (взносы в ПФР предпринимателя - ЕСН);
  • Выплачиваемые за счет итоговой прибыли (налог на прибыль);
  • Непосредственно включающиеся в цену услуг и товаров (НДС, акцизы, таможенные пошлины);
  • Удерживаемые из общих доходов работника (НДФЛ).

В этой статье мы подробно рассмотрели, какие есть налоги, а так же то, как они классифицируются. Осталось только заметить, что все эти аспекты налоговой системы изложены в Налоговом кодексе - конкретно, во второй части, где подробно описаны все принципы исчисления и взимания каждого из налогов. Это главный законодательный акт, регулирующий систему налогообложения, именно с ним необходимо руководствоваться при ведении бухгалтерского учета. Это все особенно необходимо знать тем, кто решил заняться предпринимательской деятельностью. Поскольку важно быть осведомленным во всем, что касается госорганов и личных средств.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...